ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Автор рассматривает особенности взаимодействия равномерно движущихся и равноотстоящих друг от друга колесных пар на рельсах с волнообразным износом. В качестве расчетного поля используется периодическая модель железнодорожного пути. Вычисления сделаны с помощью ряда Фурье. Исследуются качение колеса, гибкая колесная пара, различные модельные схемы. Сделанные расчеты позволяют внести существенные уточнения в теоретические положения, касающиеся высокочастотных колебаний рельсового пути.
Предложено проводить анализ показателей качества электроэнергии с помощью микропроцессоров и разработанного под эти цели программного обеспечения. Для расчета показателей создана методика формирования базы данных значений, полученных при цифровой фильтрации в режиме реального времени. В соответствии с поставленной задачей и на основе быстрого преобразования Фурье, применения алгоритма фильтрации Калмана-Бьюси авторы осуществляют численный анализ способов диагностики качества электроэнергии, поступающей в сеть после преобразования постоянного напряжения в переменное.
Рассматриваемые в статье системный поход и системный анализ квалифицируются в качестве необходимой методологической основы для оценки сложных экономических процессов на рынке транспортних услуг. Под этим углом зрения авторы строят проекции на систему пассажирских перевозок и обосновывают системную роль маркетинговых исследований, предлагая свои определения в соответствующий научный аппарат и свое понимание взаимообусловленности и взаимовлияющего характера факторов внешней и внутренней среды изучаемого объекта.
24–26 апреля 2013 года в университете прикладных наук г. Санкт-Пёльтен (Австрия) состоялся Второй мировой конгресс по железнодорожному образованию, организованный Международным союзом железных дорог и получивший спонсорскую поддержку ряда железнодорожных компаний. UIC, соб. инф.
При движении вагона возмущающие силы, прилагаемые к опорным точкам кузова, меняются во времени. Симметричные нагрузки вызывают подпрыгивание, а кососимметричные – галопирование. В статье анализируются влияния колебаний подпрыгивания и галопирования кузова вагона на характеристики, определяющие безопасность движения подвижного состава, и дана методика такого анализа. При этом колебания подпрыгивания и галопирования рассматриваются применительно к различным линейным и инерционным параметрам кузовов вагонов. Исследование ведется для более точного выбора характеристик рессорного подвешивания вагонной конструкции.
НАУКА И ТЕХНИКА
Авторами отражены основные особенности и методика имитационного математического моделирования гидрообъемного привода продольного циклического перемещения подвижной рамы выправочно-подбивочной машины ПМА-1 с использованием в качестве рабочего органа перемещения двухштокового гидравлического цилиндра. Приведены основные результаты моделирования, проведен их анализ, а также даны рекомендации по настройке системы управления приводом. Общий вывод при этом сводится к тому, что по сравнению с существующими конструкциями применение двухштокового цилиндра заметно упрощает регулируемые гидравлические процессы, снимает проблему введения дополнительных обратных связей.
В зимнее время перед железнодорожной отраслью возникает задача разгрузки смерзшегося угля из полувагонов. Сопутствующие этому трудности – следствие транспортировки и хранения топливных ресурсов в проблемных погодных условиях. Рассматривается новый метод рыхления угольного конгломерата с помощью электрогидравлического эффекта. При этом исследуются свойства упругой среды, существенным образом влияющие на уровень генерируемых давлений, и средства оптимизации используемого метода.
Кавитация как явление, свойственное деталям и узлам гидроагрегатов двигателей внутреннего сгорания, тепловозным системам, исследуется в статье с разных точек зрения. В авторском анализе дается общая картина причин кавитационного износа, показаны способы борьбы с его последствиями, демонстрируются примеры из реальной практики, позволяющие оценить негативное влияние наблюдаемых дефектов и угроз, выбрать оптимальные технические условия при эксплуатации ДВС.
Существует задача снижения износа пары трения колесо-рельс. С ней связывают одно из главных направлений повышения эффективности эксплуатации подвижного состава железных дорог. Авторы статьи предлагают анализ используемых для этой цели технологий термического упрочнения гребней колесных пар на основе сравнительных испытаний локомотивов. Результаты проверки трех способов обработки металла – лазерного, плазменного и электроконтактного – позволяют выбрать наиболее надежную и перспективную технологию в рамках комплексного трибологического подхода.
Анализ применения симметрирующих трансформаторов для тягового электроснабжения. Дается перечень положительных эффектов их использовании в сетях переменного тока, особенно при повышенном уровне напряжения 94 кВ на примере Октябрьской железной дороги. Сформулированы выводы и предложения о пользе симметрирующих трансформаторов, оцениваются возможности агрегатов таких типов при реконструкции и модернизации тяговых подстанций переменного тока, на которых должны с высокой обязательностью соблюдаться требования по охране труда и электробезопасности.
В рамках сотрудничества правительственных структур Республики Мьянма и российских специалистов реализуются проекты создания метрополитена в крупнейшем городе страны Янгоне. Подготовка технического задания на изготовление подвижного состава, адаптированного к местным условиям, включает исследования динамических свойств метровагона. Один из вариантов связан с использованием математической модели для изучения кинематических характеристик пневморессор в кузовной конструкции. Публикуемая статья знакомит с результатами сравнительного анализа разных модельных схем, включая оценку качественных показателей при пружинном и пневматическом центральном рессорном подвешивании вагона метрополитена.
ЭКОНОМИКА
Восточный полигон сети железных дорог приобретает для страны все большее значение в силу объективных экономических причин. В рамках намеченного стратегического развития транспортная система Сибири и Дальнего Востока нуждается в постоянном наращивании инвестиционного потенциала, и от решения этой задачи зависит сегодня не только судьба строящихся железнодорожных линий. Масштабы вложений глобальные. В статье рассматривается сложившаяся ситуация на транспортном рынке, дается оценка перспективам развития промышленности, добывающих отраслей восточных регионов, возможностям создавать на этой основе новые рабочие места, осваивать малообжитые, но богатые природными ресурсами территории.
Действующий порядок сдачи в субаренду земельных участков, находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, нуждается в устранении коррупциогенных факторов. В статье проводится анализ этих факторов, по сути своей являющийся антикоррупционной экспертизой, а также формулируются предложения по совершенствованию существующей нормативной базы арендных отношений, правоприменению актов, относящихся к компетенции тех или иных управленческих и надзирающих органов.
Авторами рассматриваются потенциал и универсальность использования принципов самооценки в моделях международных и национальных премий за качество. Многообразие подходов в различных отраслях, соответствие уровням организационного развития компаний, отличие моделей самооценки от более распространенных стандартов серии ISO 9000, где учитываются только процессы, непосредственно направленные на создание качественного конечного продукта. Премиальная система как способ повышения экономической эффективности и результативности трудовой деятельности в условиях транспортного холдинга.
Анализируется совокупность методов оценки эффективности инновационных технологий в организации международных перевозок. Автор обращает внимание, в частности, на конкурентоспособность железнодорожных грузов, зависимость уровня транзитного тарифа от ценообразования на транспортную продукцию, предлагает свое понимание транспортной составляющей в цене товара. Приводятся примеры основных показателей экономической эффективности инноваций. Обосновывается понимание транспортной логистики как средства консолидации экономических интересов всех участников процесса доставки запрашиваемого рынком товара.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В статье представлены обзор и сравнительный анализ программных комплексов (ПК) для проектирования новых и реконструкции существующих железных дорог, рассмотрены их модельные варианты. Для функционального анализа ПК сформирован набор критериев, благодаря которым достигается реальное сопоставление существующих на разных стадиях жизненного цикла проектируемого объекта характеристик, условий и требований. Определены наиболее вероятные направления поиска конструктивных решений на ближайшую и более отдаленную перспективу. В том числе экстенсивный и инновационный сценарии развития проектных потенциалов.
Системная организация терминально-логистических центров с применением экспертных технологий в крупных транспортных узлах на примере Красноярска и Новосибирска. Авторами раскрывается концептуальное содержание модели подобных структур, их значение для развития логистического бизнеса как стратегического направления диверсификации деятельности корпораций уровня ОАО «РЖД», показаны основные этапы формирования профильного рынка услуг в регионе или муниципальном образовании. Вторая часть работы посвящена особенностям экспертных технологий, используемых терминально-логистическими центрами в ходе обслуживания пассажирских перевозок и маршрутов городского общественного транспорта.
На основе опыта США дается оценка существующих подходов к организации железнодорожных пассажирских перевозок. Главным при этом признаются достижение баланса интересов перевозчиков и пассажиров, приоритет клиентоориентированной стратегии. Наличие такого управленческого кредо определяет, как свидетельствует статья, и выбор маршрутов следования поездов, и их категориальную принадлежность, которые призваны отвечать вместе с тем и реальному потребительскому спросу.
Исследована организация поездной работы полигона доставки массовых грузов к грузоперевалочным комплексам с использованием имитационного моделирования перевозочного процесса. Выявлены потребные емкости путевого развития станций, предложены оптимальные варианты управления отправлением и подводом поездов. Автор отмечает определенные закономерности, свойственные станционным условиям. В частности, при увеличении времени следования маршрутных поездов падает эффективность управления их отправлением на станции примыкания путей предприятия. А в случае минимизации путевого развития на припортовой станции приоритет управлять отправлением получает техническая станция.
Корпорация «Уралвагонзавод» и канадский концерн «Bombardier» в рамках Ганноверской промышленной ярмарки представили модели трамвая и поезда метро для Москвы, которые продемонстрированы ими на совместной экспозиции.
Роль подразделений информационных технологий в структуре ОАО «РЖД». Сервисная модель управления ИТ, основанная на принципах ITSM/ITIL. Взаимодействие ИТ-подразделений с получателями сервисов позволяет осуществлять инженерно-техническую поддержку бизнес-процессов, делает такие подразделения бизнес-партнёрами железнодорожных предприятий – потребителей их услуг. В представленной авторами статьи модельной структуре демонстрируются основные компоненты сервиса и в первую очередь – службы сетевого узла Интернета ОАО «РЖД».
Авторами проведено изучение мнений жителей Волгограда по поводу качества доставки пассажиров городским пассажирским общественным транспортом. Методологией социологического исследования стало учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности. По результатам опроса предложены подходы к решению проблем, связанных с перевозкой пассажиров и оптимизацией управления городской транспортной сетью.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Известные в стране и за рубежом факты террористических актов и вероятность их повторения на высокоскоростных линиях железных дорог заставляют усиливать меры противодействия подобным угрозам. Для обеспечения безопасности движения поездов, предотвращения возможных диверсий, своевременного обнаружения взрывных устройств разрабатываются методы контроля в зоне рельсового полотна, включая воздушные наблюдения и аэрофотосъемку. Один из таких способов – применение дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов с оптическими датчиками – предлагается в публикуемой статье. Даются обоснование их преимуществ, результаты проведенных экспериментальных исследований, а также сравнения аппаратов вертолетного и самолетного типов, используемых для мониторинговой разведки.
Оценка и классификация опасностей (угроз) чрезвычайных ситуаций техногенного характера для персонала (и пассажиров) железнодорожного транспорта и населения территории, прилегающей к объектам инфраструктуры. Особое внимание в анализе аварий и угроз уделено гидротехническим сооружениям, условиям перевозки на железных дорогах таких грузов, как аварийно-химически опасные вещества (включая ядовитые). Рассмотрены функции органов управления в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций, прежде всего обязанности по защите людей, своевременному оповещению населения, организации необходимых мер безопасности.
Идущая в сети российских железных дорог модернизация системы безопасности и охраны труда основана на ряде новых подходов. Одним из них стало управление профессиональными рисками. Статья посвящена анализу результатов реализации риск- менеджмента в рамках пилотного проекта на полигоне Октябрьской дирекции по ремонту пути, входящей в холдинговую структуру ОАО «РЖД».
Дается оценка негативного воздействия на атмосферу при сжигании твердых топлив за счет выброса пыли и оксидов азота, серы и углерода. Приведены расчеты по 19 видам каменного, бурого углей и антрацита различных месторождений на территории России. При их использовании в слоевых котлах марки КЕ с производительностью от 2,5 до 25 тонн пара в час. Для удобства сравнения показателей выброса загрязняющих веществ в атмосферу применяется понятие экобалльной оценки, которая учитывает экономические и экологические аспекты наносимого ущерба, а также определенные условия производства тепловой энергии на предприятиях, обслуживающих потребности железных дорог.
Надежность и прочность армогрунтовых стен обеспечивают безопасное функционирование насыпей и конструкций, защитных слоев подбалластного основания железных дорог. Автор публикации в рамках исследования взаимодействия армирующих материалов и грунта решает задачи определения коэффициента такого взаимодействия по поверхности грунт-геосинтетик и эмпирических зависимостей между углом внутреннего трения грунта и коэффициентом взаимодействия для различных типов геосинтетиков.
С учетом опыта ведущих производителей подшипников для железнодорожной техники на кафедре «Вагоны» УкрГАЖТ создана конструкция бортовой буксовой диагностической станции (БДС). Ей предназначено следить за температурой шейки оси колесной пары, целостностью торцевого крепления, частотой вращения колес, накапливать статистические данные о температурном режиме буксового узла, скорости и пробеге вагона за определенный период, что способствует выявлению дефектов и обеспечению безопасности движения поездов. Результаты натурных испытаний встроенной системы контроля технического состояния буксовых узлов грузовых вагонов подтверждают целесообразность использования предлагаемой разработки и проведения предусмотренных стандартами эксплуатационных испытаний.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
Зубрев Н. И., Журавлева М. А. Предотвращение загрязнения биосферы тяжелыми металлами при эксплуатации высокоскоростного транспорта: Монография. – М.: УМЦ ЖДТ, 2012. – 272 с.
Монография посвящена актуальной проблеме, связанной с условиями и характером эксплуатации высокоскоростного железнодорожного и автомобильного транспорта. Систематизированы источники образования отходов, содержащих тяжелые металлы, описаны пути их миграции в биосфере и пищевых цепях. Рассмотрены техногенные аномалии, возникающие на производствах, обслуживающих перевозочный процесс, и непосредственно при эксплуатации транспортных средств. Оцениваются современные и перспективные технологии, предназначенные для снижения загрязнения воздуха, воды и почвы.
Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
90 лет назад ушел из жизни изобретатель лампы накаливания, сохранившей до сей поры свои принципиальные признаки и конструктивные особенности. Русский электротехник Александр Лодыгин стал автором многих идей, обладателем десятков патентов, полученных им в самых разных странах. Его лампы заменили газовое освещение в пассажирских вагонах, применялись в качестве сигнальных фонарей на железных дорогах. Ему довелось строить прообраз вертолета и электромобиль.
Исполнилось 105 лет как ушел из жизни один из наиболее известных в те годы специалистов железнодорожного дела, заслуженный ординарный профессор, возглавлявший в начале 1900-х Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в Петербурге Леопольд Федорович Николаи. Его кончине была посвящена подборка материалов в журнале «Известия Императорского инженерного училища». Архивные экземпляры издания хранятся в фондах библиотеки МИИТ.
Известия Императорского инженерного училища. Часть II. Научные труды. Выпуск III. – Сентябрь 1909. – С. 1–8.
Окончание статьи, начатой в «МТ», 2012, № 6 – о водных и сухопутных средствах передвижения, путях сообщения, коммуникациях эпохи рабовладельческой цивилизации, достижениях науки, техники, энергетики периода II тыс.- IX в. до н. э. Из цикла историко- научных исследований эволюции и периодизации развития транспорта (см. «МТ»: 2004, № 4; 2007, № 4; 2008, №№ 1,2).
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Повышение качества кадрового обеспечения предприятий и структур железнодорожного транспорта на основе партнерства Корпоративного университета ОАО «РЖД» с другими транспортными вузами. Укрепление связей между работодателями и системой отраслевого образования. Новые подходы к проблемам трудоустройства выпускников учебных заведений и их стартовым возможностям на производстве.
Рассматривается проблема готовности выпускников вузов к самостоятельной и полноценной конкуренции на рынке труда, способности соответствовать растущим требованиям работодателей. С одной стороны, учебным программам недостает практикоориентированный направленности, а с другой – есть параллельно существующие перепроизводство специалистов того профиля, который рынку не интересен, и дефицит тех компетенций, в которых бизнес нуждается, но в нужном количестве не находит. Поиск баланса спроса и предложения, качества обучения и возможности трудоустройства для человека с университетским дипломом.
Обучение в вузе естественным образом предполагает и получение знаний, навыков цивилизованного, грамотного поведения в рамках профессиональной деятельности будущего специалиста. Причем особую роль здесь играет недооцениваемая многими коммуникативно-речевая компетенция. Она проявляется в деловом общении, используемой лексике, умении ясно и достойно сформировать средствами языка свои мысли и пожелания.