Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Факторы, определяющие величину и нормы закрепления «барьерных групп»

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-242-257

Аннотация

В настоящее время на сортировочных путях железнодорожных станций ОАО «РЖД» в качестве средств, предотвращающих выход подвижного состава за пределы их полезной  длины в противоположную от сортировочной горки сторону, используются «барьерные  группы» вагонов. Необходимость использования «барьерных групп» была вызвана рядом факторов, присущих большинству российских железнодорожных сортировочных станций, в частности: наличием на путях подгорочных парков элементов продольного профиля с ускоряющими уклонами, значительными величинами распускаемых отцепов, неблагоприятными климатическими и погодными условиями. В связи с применением на  практике эмпирического метода определения величины «барьерных групп» вагонов в совокупности с анализом допущенных случаев нарушения безопасности движения  потребовалась разработка научнообоснованного метода определения необходимости  формирования «барьерных групп».
Целью исследования является выявление закономерностей и факторов, влияющих на принятие решения о необходимости формирования «барьерной группы» вагонов на  конкретном сортировочном (сортировочно-отправочном) пути, а также на величину и норму закрепления «барьерной группы». Использовались методы статистического  анализа и математического моделирования.
Результаты исследований, приведенные в настоящей статье, нашли отражение в нормативных документах ОАО «РЖД», в частности, в Методике определения величины «барьерных групп» вагонов для установки перед роспуском на свободных путях сортировочных парков и расчета норм закрепления «барьерных групп» [1].
В статье приводится анализ действующей технологии по формированию «барьерных групп» на путях сортировочных и сортировочно-отправочных парков, вводится  определение понятия «барьерная группа». Предлагается поэтапная модель определения
необходимости формирования «барьерных групп» на свободных сортировочных путях до начала роспуска, расчёта величины и норм закрепления «барьерных групп». Установлены критерии расчёта с учётом удерживающей способности «барьерных групп» и массы скатывающихся отцепов. Приводятся примеры расчёта для конкретных  сортировочных станций (на примере ОАО «РЖД»). 
Определены основные влияющие факторы на величину и нормы закрепления «барьерных групп». Определены зависимости максимально допустимой скорости выхода  отцепа с парковой тормозной позиции от средней осевой нагрузки вагонов в отцепе при 
отсутствии ветра и при попутном ветре, а также нормы закрепления вагонов «барьерной группы» от массы максимального отцепа и величины уклона.
Научно-обоснованный расчёт потребной величины «барьерной группы» и нормы её закрепления тормозными башмаками позволит повысить безопасность движения за счёт предотвращения случаев выхода подвижного состава за пределы полезной длины путей.

Об авторах

Н. А. Коваленко
Российский университет транспорта
Россия

кандидат технических наук, доцент кафедры управления эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте

Москва



А. А. Бородин
Российский университет транспорта
Россия

студент Российского университета транспорта

Москва



К. А. Тарасов
Центральная дирекция управления движением – филиал ОАО «РЖД»
Россия

начальник технологической службы

Москва



Список литературы

1. Методика определения величины «барьерных групп» вагонов для установки перед роспуском на свободных путях сортировочных парков и расчета норм закрепления «барьерных групп», утверждённая Распоряжением ОАО «РЖД» от 2 февраля 2018 г. № 102р.

2. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств колеи 1520 мм, утверждённые заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации 10.10.2003 г.

3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286 (в редакции от 09.02.2018 г.).

4. Распоряжение ОАО «РЖД» от 14.09.2017 г. № 1871р «Об утверждении Порядка определения возможности производства роспуска и перестановки вагонов через горб сортировочной горки при отсутствии проектной документации».

5. Шабельников А. Н., Иванченко В. Н. Зарубежные системы автоматизации сортировочных горок // Автоматика, связь, информатика. – 2014. – № 3. – C. 45–48.

6. Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.04.2017 г. № 711р «О разработке, согласовании и утверждении техническо-распорядительных актов станций и приложений к ним в ОАО «РЖД».

7. Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.04.2013 г. № ЦД-49/р «Об утверждении Инструкции по расчёту максимально допустимой длины отцепа при роспуске на сортировочных горках».

8. Распоряжение ОАО «РЖД» от 16.01.2018 г. № 55р «Об утверждении технических требований на системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики сортировочных горок».

9. Бутиков Е. И., Кондратьев А. С. Физика: Учеб. пособие. Кн. 1. Механика. – М.: Физматлит, 2004. – 352 с.

10. Вершинский С. В., Данилов В. Н., Хусидов В. Д. Динамика вагона: Учебник для вузов / Под. ред. С. В. Вершинского. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991. – 360 с.

11. Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 г. № 525.

12. Коваленко Н. А., Бородин А. А., Ефимов Р. А. Разработка методов расчёта величины «барьерных групп» вагонов для установки перед роспуском на свободных путях сортировочных парков и норм их закрепления // Труды XVIII Всероссийской научно-практ. конференции «Безопасность движения поездов». – 2017. – VIII-9.

13. Коваленко Н. А., Бородин А. А. Применение новых критериев расчёта при определении необходимости формирования барьерных групп // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 9. – С. 15–17.


Рецензия

Для цитирования:


Коваленко Н.А., Бородин А.А., Тарасов К.А. Факторы, определяющие величину и нормы закрепления «барьерных групп». Мир транспорта. 2019;17(6):242-257. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-242-257

For citation:


Kovalenko N.A., Borodin A.A., Tarasov K.A. Factors Determining the Size and Norms for Securing Barrier Wagon Groups. World of Transport and Transportation. 2019;17(6):242-257. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-242-257

Просмотров: 4005


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)