ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В статье рассмотрены требования к процедуре генерации на ЭВМ многомерного стационарного случайного процесса возмущения, вызывающего колебания рельсовых экипажей. Показано, что при изменении скорости движения необходимо менять состав слагаемых случайного процесса геометрических неровностей рельсового пути. Определены требования к параметрам вероятностного анализа, приведены примеры генерации и результаты спектрального анализа случайных неровностей для различных скоростей движения.
На основе изучения тепловых и электрических полей в металлополимерной трибосистеме установлены критерии износа: для антифрикционных материалов – образование пленки переноса, а для фрикционных – снижение степени наводораживания металлического контртела. Отмечено, что максимум концентрации водорода совпадает с максимумом температуры. Представлены результаты исследования сегрегационных явлений легирующих и примесных элементов в трибосистеме колесо-тормозная колодка. Методом оже-электронной спектроскопии проведен анализ элементного состава на границах зерен стали железнодорожного колеса. Согласно полученным данным, верхние слои металла дефектов колеса кроме железа содержат серу, фосфор и цинк. В рабочем слое бандажа серы и фосфора значительно меньше на уровне их объемного содержания.
В статье дается теоретическое обоснование негативных свойств, связанных с неравномерным отводом тормозных колодок от колес в тормозной системе трехэлементных тележек. Анализ кинематики позволяет выявить условия, при которых возможны инновационные решения. Охарактеризованы направления модернизации типовых устройств в механизме тормозных колодок для повышения их надежности и эффективности на грузовом вагоне.
Авторами представлены методика и результаты моделирования эквивалентной геометрической неровности рельсового пути тоннеля метрополитена для решения задачи исследования случайных колебаний пассажирских вагонов. Сгенерированный под эти цели процесс возмущения обеспечивается с помощью приближенного метода скользящего суммирования. Демонстрируются два возможных подхода, каждый из которых предполагает свой исследовательский диапазон.
Рассматривается влияние увеличения осевой нагрузки на взаимодействие колеса и рельса, вопросы напряженного состояния в области их контакта и скорости изнашивания контактируемых поверхностей. Отмечается увеличение главных напряжений и напряжений чистого сдвига вне области контакта. Поскольку износ пропорционален приложенному усилию, то и скорость износа поверхностей колеса и рельса увеличивается. Подчеркивается необходимость изучения влияния увеличения нагрузки и на другие элементы подвижного состава, верхнего строения пути, земляного полотна.
НАУКА И ТЕХНИКА
Рассмотрена сварная конструкция специальной грузовой рамы восьмиосного железнодорожного транспортёра колодцевого типа, предназначенного перевозить крупногабаритные уникальные изделия. Рама изготовлена на Калужском турбинном заводе. В гружёном положении она располагается горизонтально и имеет негабаритность четвёртой степени, а в порожнем состоянии – вертикально и находится в габарите подвижного состава. Коэффициент устойчивости незагруженной конструкции от поперечного опрокидывания в кривых 1,96, что больше предельно допустимой величины, равной 1,8.
Исследовано напряжённо-деформированное состояние грузовой рамы с использованием метода конечных элементов. В качестве таковых были приняты прямоугольные пластины с различными геометрическими характеристиками, воспринимающие деформации растяжения, сжатия, сдвига и изгиба в двух плоскостях.
Продолжая тему моделирования тепловых нагружений цельнокатаных железнодорожных колёс (см. «МТ», 2014, № 5), авторы статьи на основе созданной с их участием методики расчета интенсивности выделения тепла в системе «колесо–тормозная колодка» уточняют особенности влияния высоких скоростей движения вагона по рельсам на значения максимальных температур на поверхности колёс в процессе торможения. Во внимание берутся весь комплекс механических характеристик, кинетика структур, условия для образования трещин, выкрашивания металла и прочих дефектов, создающих угрозу эксплуатации подвижного состава.
Автором представлены результаты исследований динамики кузовов грузовых вагонов при перевозке на железнодорожных паромах в условиях морского волнения с учетом различных курсовых углов волны по отношению к корпусу. Рассматриваются основные виды колебательного движения вагона при волнении моря, которые оказывают влияние на прочность и устойчивость кузовной конструкции, находящейся на верхней палубе парома.
В статье приведены результаты исследований, связанных с повышением износостойкости режущего инструмента при колесотокарной обработке. Анализ показал, что в ходе обработки поверхностей катания изготовляемых колесных пар превалирующим дефектом становится пластическое деформирование режущего клина. Это вызвано наличием ползучести контактных слоев инструмента. Ползучесть является термоактивируемым процессом. Поэтому необходимо снизить уровень температур, возникающих при резании, причем без использования смазочно-охлаждающих жидкостей. Предложен способ повышения стойкости твердосплавного инструмента за счет специальных кремнийорганических эластичных составов высокой теплопроводности, наносимых на опорную плоскость гнезда инструментальной державки и обеспечивающих устранение воздушных карманов в месте контакта с твердосплавной пластиной, что, в свою очередь, значительно улучшает теплоотвод от режущей пластины и тем самым повышает её износостойкость в 1,3-1,5 раза.
Представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований, связанных с получением реологических характеристик грунтов на основе созданного при участии автора устройства. Прибор динамического деформирования позволяет адекватно смоделировать процесс взаимодействия рабочих органов путевых и дорожно-строительных машин с грунтовой средой, при этом используя предусмотренный способ определения реологических свойств дисперсных материалов.
Трехсекционный низкопольный трамвай, разработанный «ПК Транспортные системы», получил акт межведомственной комиссии о до-пуске в промышленное производство. Не прошло и двух месяцев после передачи трамвайного вагона модели 71-931, или «Витязь», на испытания в московское трамвайное депо им. Баумана, как в конце января 2015 года он с успехом их прошел и с одобрения межведомственной комиссии запускается в промышленное производство.
Системой рекуперации оборудованы все электровозы, предназначенные для вождения грузовых поездов. Наметилась также тенденция ее применения в сочетании с реостатным тормозом на пассажирских электровозах и электропоездах. Приведена методика энергетического расчета при движении электровоза под уклон, проанализированы отдельные составляющие энергобаланса, указаны возможности повышения коэффициента полезного действия локомотива в режиме рекуперации. Выполнен аналитический обзор функций регулирования и защиты электрооборудования, который показывает, что в режиме рекуперации набор этих функций значительно шире, чем в тяге.
ЭКОНОМИКА
Предложено математическое обеспечение для формализации селективной технологии ремонта верхнего строения пути, основанной на обслуживании по «фактическому состоянию». Селективная (выборочная) технология предполагает наличие страхового фонда, который выполняет две функции: накапливает платежи с различной периодичностью для выполнения различного вида ремонтных работ, а затем по мере необходимости оплачивает эти работы. Денежные потоки, связанные со страховым фондом, структурированы и рассчитаны на определенную периодичность использования, а само состояние фонда описывается случайным процессом риска. Оценка показателей технологического риска и меры достоверности дается с помощью имитационного моделирования.
Автором дается анализ отличий конкурентного сотрудничества от интегрированной компании или хозяйствующей структуры, возникшей в результате слияния или поглощения, и картеля, существующего обычно на основе негласного соглашения сторон для коллективного доминирования в сфере производства и реализации товара. Показаны риски, связанные с формированием альянсов на рынке морских контейнерных перевозок, а также двойственная роль подобных экономических союзов, когда одновременно с максимизацией своих выгод партнеры оказывают чрезмерное давление на потребителей и ограничивают во вред себе конкурентную отраслевую среду.
В статье изложена поэтапная последовательность формирования системы показателей и оценки качества обслуживания пассажиров и посетителей транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Коэффициент значимости отдельного показателя качества предлагается определять путем опроса, использования экспертных оценок или статистическими методами, а значения сформированных показателей – через дифференциальную оценку, характеризующую уровень фактического значения частного показателя качества по сравнению со стандартным (нормативным) значением. Разработка и реализация мер по повышению качества обслуживания в ТПУ связана со значительными расходами, поэтому необходимы предварительные маркетинговые исследования спроса и конъюнктуры рынка транспортных услуг, тщательные экономические расчеты эффективности.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрены технологии перевозки зерна насыпью в крытых крупнотоннажных контейнерах в автомобильно-морском и железнодорожно-морском сообщениях. Отмечены преимущества и особенности перевозок насыпных грузов с предварительной кантовкой контейнера при погрузке. При этом выделены два основных вида кантователя – мобильный и стационарный.
В условиях предприятий со сложной организационной структурой, ориентированной на функционирование различных бизнес-вертикалей и взаимодействие множества сквозных процессов, особо важен правильный подход к организации производства. На современном рынке услуг именно в этом плане все активнее конкурируют компании, являющиеся приверженцами одного из самых эффективных и конструктивных решений – концепции бережливого производства (Lean Production). Но инструменты под эту концепцию разрабатывались прежде всего для типичных производственных процессов, поэтому они требуют адаптации при внедрении на предприятиях, где продукция существует в виде услуг. Как, к примеру, в системе транспортных перевозок.
Новости Международного союза железных дорог.
Конструкции боковых стен грузовых полувагонов, рассчитанных на использование технологий виброразгрузки, предполагают их обшивку листовыми профилями. Чтобы повысить эксплуатационную надежность таких комплексов, предлагаются разные конструктивные решения, модели, проводятся все новые расчеты и эксперименты. В числе прочих в статье представлены авторские исследования и прошедшие в Екатеринбурге проверку варианты альтернативных профилей обшивки, показавших возможность применения накладных вибромашин на разгрузке полувагонов с высотой кузова 2365 мм и с учетом предельно допустимого времени эксплуатации подвижного состава.
С учетом требований о сокращении энергопотребления в системе управления движением поездов предлагается использовать сигнал контроля рельсовой линии в качестве сигнала для автоматической локомотивной сигнализации при временном разделении канала опроса рельсовых цепей и передачи информации на локомотив. Определены параметры полезного сигнала в зависимости от времени опроса участка (инерционности системы). Показано, что при временном контроле рельсовой линии необходимо стремиться иметь подбор цепей с примерно равной длиной и соблюдать еще ряд условий, о которых идет речь в статье.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Авторы оценивают методы определения размеров зоны вероятного ослепления и зоны вероятного поражения глаз пилота, а также минимальных опасных высот полета воздушного судна, при которых возможно временное ослепление управляющего самолетом летчика или поражение сетчатки его глаз. Результаты анализа предполагают проведение организационно-технических мероприятий, позволяющих уменьшить лазерную угрозу безопасности полетов. Рассмотрены примеры экспертной оценки случаев «лазерного хулиганства», зафиксированных в первом полугодии 2014 года.
Проанализированы данные для визуального анализа с помощью 3D-образов компонентов системы управления рециркуляцией отработавших газов, обоснован выбор программных средств и проведено 3D-моделирование клапана рециркуляции для автомобиля «Калина-2». В частности, улучшены компоновочная схема клапана рециркуляции, контроль параметров его материалов и массогабаритные характеристики. Предложен способ упрощения проектирования и расчета переходных электромагнитных процессов шагового электродвигателя с постоянными магнитами, обеспечивающего функционирование клапана.
Среди основных причин, которые приводят к катастрофам, авариям и значительным материальным затратам на железнодорожном транспорте, неизменно остаются дефекты колес и буксовых узлов вагонов. В связи с этим крайне важной задачей является их достоверное и точное выявление на ранней стадии зарождения. В статье предложена новая бортовая беспроводная диагностическая система пассажирского вагона, предназначенная для выявления дефектов колесных пар, в основе которой лежит метод акустического контроля. Под кузовом крепятся микрофоны, с помощью которых в автоматическом режиме осуществляются запись и анализ частотного диапазона акустического сигнала от колес и буксовых подшипников, позволяющие своевременно фиксировать отклонения от заданных норм.
Бортовая диагностическая система имеет несомненные преимущества перед своими наземными акустическими аналогами, поскольку последние имеют проблемы с достоверностью диагноза из-за негативного влияния на точность эффекта Доплера.
В статье дается оценка влияния стажа работы по специальности на показатели производственного травматизма в хозяйстве дистанции пути Куйбышевской железной дороги. Выводы, которые делает автор, основаны на статистическом анализе и расчетах степени корреляционной зависимости между средним стажем работы и количеством пострадавших от несчастных случаев. При этом учитывались переменные, измеренные в интервальной шкале, и коэффициенты корреляции Пирсона.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
В монографии рассматриваются проблемы динамического взаимодействия отраслей экономики с транспортом, в первую очередь с магистральным железнодорожным и автомобильным. Инструментом исследования выступает математическая модель класса вычислимого общего равновесия. В нее включен ряд блоков, описывающих динамику формирования производственных основных фондов, их возрастной структуры, которая влияет на качество выпускаемой продукции и эффективность экономики. Для более детального изучения ситуации разработаны специальные модификации общей модели. Показаны компьютерная реализация математических подходов, характеристики созданного программного комплекса. Приведены результаты экспериментальных расчетов, выполненных с помощью демонстрируемых средств и механизмов.
Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения.
Новые книги о транспорте.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Вполне рациональные идеи этого человека не только предвосхитили развитие рельсового и электрического транспорта в XIX веке, но и сыграли отнюдь не преувеличенную автором статьи роль в судьбе электрической тяги на железных дорогах, подземных линиях метро, рождении прототипов современного трамвая, а также тех систем производства электроэнергии, которые на основе принципа «генератор–двигатель» позволили решить задачу ее передачи потребителю на дальние расстояния и без больших потерь. Фигура Федора Пироцкого интересна еще и потому, что о ней массовый читатель знает несправедливо мало.
Из распоряжений МПС. Циркуляр управляющим железными дорогами и правительственным инспекторам, 18 октября 1889 года, № 11714 – о недопущении маргарина в железнодорожных буфетах.
Велосипед Альбрехта Дюрера.
В публикуемой обзорной статье (начало см.: «МТ», 2014, № 6) показано, что для тепловозных дизелей первого послевоенного поколения были характерны свойственные новым разработкам конструкционные недостатки, незавершенные идеи. Рассмотрены результаты исследований, выполненных в тот период, проанализированы с критических позиций принятые в то время технические решения, в том числе нацеленные и на устранение выявленных проблем. Анализ позволил, в частности, сделать выводы о том, что для дизелей этого поколения принципиально важными являлись марки применяемых металлов, износостойкость и усталостная прочность чугуна, особенности галтелей коленчатого вала, элементов блока цилиндров, качество сварных соединений.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Бизнес-образование предполагает бизнес-результат. Попытки подчинить задачи обучения персонала в крупных компаниях интересам бережливого производства (гибко реагирующего на рыночный спрос) не всегда приводят к успеху. Это подтверждают, в частности, приводимые в статье данные опросов руководителей холдинговых структур, которые проведены в Корпоративном университете ОАО «РЖД», а также анализ опыта зарубежных фирм и предприятий. Кроме того, авторы обосновывают концептуальные подходы к созданию «системы бережливого обучения», обслуживающей потребности бережливого производства.
Правительство России о развитии профессионального образования. Дважды менее чем за месяц Правительство Российской Федерации обсуждало вопросы профессионального образования в нашей стране.
Перспективы инжиниринговых центров.
Автор в контексте возрастающей роли транспортных технологий для ответа на вызовы глобализации рассматривает вопросы инновационного развития железнодорожной отрасли, научно-технического сотрудничества крупных профильных компаний и университетов. На примере группы компаний «Альстом» анализируются формы организации корпоративной инновационной деятельности, участия в реализации международных исследовательских программ, в том числе по линии ЕС, взаимодействия с вузами, в частности с МИИТ. В аспекте ключевых для железнодорожного транспорта достижений показаны результаты внедрения экологичных и высокотехнологичных разработок в сфере энергосбережения, эргономики, совершенствования высокоскоростного подвижного состава.