ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В современном мире многие процессы и события зависят от прогнозирования. С развитием математических моделей учитывается всё большее количество факторов, влияющих на конечный результат прогноза, что, в свою очередь, делает всё более актуальным использование нейронных сетей. Но для обучения нейронной сети требуются исходные наборы данных, которые зачастую не всегда достаточны или вовсе могут отсутствовать. В статье рассмотрен способ получения максимально приближенной к реалиям информации. Предлагаемый подход заключается в генерации исходных данных с помощью имитационных моделей объекта. Показано решение задачи генерации наборов данных и обучения на их основе нейронной сети на примере типового сортировочного железнодорожного узла, имитации работы сортировочной горки.
Транспортная сеть в районах Севера России в основном остаётся сезонной (водные пути, автозимники). Продолжительность навигации на реках составляет в зависимости от природно-климатических условий 110–160 суток, а время эксплуатации автозимников колеблется в пределах 120–210 суток. В этих условиях весьма важную роль играет точность прогноза начала и окончания навигации на северных реках. В статье предложен метод прогнозирования сроков ледовых явлений в зонах судоходных путей сообщения на основе использования математического аппарата цепей Маркова. Дана оценка вероятности точного прогноза с учётом соответствия теореме Байеса и сопутствующих зависимостей.
Авторами статьи моделируется математическое решение задач, связанных с оптимальным распределением и обслуживанием дискретных объектов, принадлежащих, в том числе и транспортной среде. Рассмотрены варианты размещения от одногодо десяти пунктов, которым предназначено находиться в пространстве, на прямой или плоскости, в границах сферы определённого радиуса.
В статье предпринята попытка обосновать новый подход к пониманию координационных и субординационных отношений в сфере транспорта: процессы реформирования этой отрасли в России привели к расширению зоны частноправового регулирования и изменению соотношения в применении частноправовых и публично-правовых инструментов в пользу первых.
Превалирующий ныне функциональный подход к особенностям складывающихся отношений должен обеспечивать связь руководства отраслью (управление ею) с хозяйственной практикой как объектом упорядочивающего воздействия. В данный момент созданы предпосылки для выделения трёх видов соответствующих организационных моделей: государственной, хозяйственной (для всех видов транспорта) и корпоративной (например, на железнодорожном и воздушном транспорте).
Представленная модель определения оптимальных траекторий перемещения партий грузов, формирующих грузопотоки в транспортно-логистических системах (ТЛС), основана на совмещении динамических систем и методов многокритериальной оптимизации. Данный подход развивает методологию решения прикладных задач управления в ТЛС, центральным результатом которой является принцип нахождения максимума при условии соблюдения критериальных предпочтений, базирующийся на эффективном средстве решения проблемы – методах определения множества эффективных планов (множества Парето). При этом управление в ТЛС формирует модели грузопотоков с учётом месторасположения транспортно-складских комплексов в границах исследуемой или проектируемой системы и обеспечивает движение партий грузов по заданным критериям эффективности и наиболее рациональным траекториям с помощью методов аналитического моделирования. Аналитика в совокупности с цифровыми технологиями помогает увидеть суть ТЛС как подсистемы интеллектуальных транспортных систем.
НАУКА И ТЕХНИКА
В статье рассмотрены технологические аспекты создания объектов инфраструктуры для организации движения беспилотных автомобилей на автодорогах. Проанализированы характерные особенности работы машин с автономной системой управления в России и других регионах мира. На основе проведённого исследования авторами предлагается принципиально новый подход к решению задачи распознавания объектов на пути следования беспилотных транспортных средств. Оценивается эффективность существующих и альтернативных систем.
Исследование посвящено построению математической модели плиты безбалластного основания железнодорожного пути, собранной из отдельных скреплённых между собой сегментов. Каждый прямоугольный сегмент моделируется трансверсальноизотропной предварительно напряжённой пластиной. Получено уравнение, позволяющее изучить частоты собственных колебаний прямоугольной пластины, что особенно актуально с точки зрения выбора конечной конструкции безбалластного пути для высокоскоростных магистралей. Важным вопросом при этом является демпфирование несущих конструкций и разведение частот собственных и вынужденных колебаний по различным интервалам частотного спектра. Для решения поставленных задач используется метод декомпозиций, эффективность и относительная простота которого достаточно наглядно продемонстрированы.
Выполнен тематический патентный поиск по направлениям проектирования модульных систем на транспорте и в промышленности. Наибольший процент использования имеют: железнодорожное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, космическая промышленность и судостроение. В меньшей степени модульный принцип проектирования задействован в среднем и точном машиностроении. Рассмотрена новая концепция применения на локомотивах модулей основного и вспомогательного оборудования, при которой уделяют ключевое внимание компонентам модулей и унификации их комплектующих. Применение модульной компоновки оборудования в машинном отделении позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты и ускорить сервисные операции обслуживания локомотивов. Проведено сравнение операций оперативного обслуживания болидов «Формулы-1» и модульных локомотивов.
ЭКОНОМИКА
Рассмотрены варианты увеличения объёмов перевозки пассажиров железнодорожным транспортом за счёт развития совместного с другими видами пассажирского транспорта комплекса услуг – на основе мультимодальных перевозок. В качестве инструмента организации мультимодальных маршрутов предлагается формирование транспортно-логистической платформы с предложением разного рода комбинаций транспортных и логистических услуг на базе железнодорожной инфраструктуры.
В статье рассмотрены особенности северных регионов России с точки зрения национальных стратегических интересов. Определена ведущая роль транспортной системы в их развитии. Выявлена проблема недостаточной проработанности методов оценки состояния рынка перевозок при отсутствии круглогодичной доступности транспортных коммуникаций. Предложена концепция полифункциональности транспортной системы северных регионов, которая предполагает выполнение четырёх основных (экономической, социальной, экологической, геополитической) и четырёх развивающих функций (информационной, инновационной, институциональной, интеграционной). Названы стороны, заинтересованные в их реализации на макро-, мезо- и микроуровнях, а также показатели для оценки полифункциональной системы, а также недостающие ей данные государственной статистики.
В статье рассмотрены проблемы глобализации экономики, особенности её влияния на внутреннюю социально-экономическую политику, выделена роль транспортного комплекса в реализации межгосударственных хозяйственных связей, проведён сравнительный анализ международного опыта (ЕС, США и России) управления производительностью труда на железнодорожном транспорте. Отмечено влияние современных тенденций внедрения новой техники и технологий на изменение структуры персонала компаний. Сделан вывод о том, что темпы роста производительности труда на железных дорогах России в целом выше, чем в других отраслях экономики. Однако это не снимает с повестки дня необходимость продолжать поиск резервов повышения производительности, сообразуясь с влиянием процессов глобализации на экономику, рынок рабочей силы и мотивацию труда.
Чтобы достичь успеха в производственной сфере, любому хозяйствующему субъекту необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Его финансово-экономическая деятельность во многом зависит от оперативности получения информации о факторах, влияющих на результаты как повседневной работы предприятия, так и на достижение долгосрочных стратегических целей. Одним из действенных методов реализации стратегии в приемлемой для конкурентной среды форме является система сбалансированных показателей (Balanced Score Card, BSC). В статье обоснована потребность её внедрения в практику российских судоремонтных предприятий, предложена методика определения ключевых показателей эффективности деятельности с учётом клиентоориентированности бизнеспроцессов, целевой мотивации труда и корпоративной психологии персонала.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В статье представлена транспортнологистическая система (ТЛС)с маршрутами, проходящими через морские и речные бассейны, которая призвана расширить возможности перевозок. С помощью таких мультимодальных путей страна получит транспортную сеть с гораздо большей пропускной способностью, что обеспечит устойчивые темпы роста региональной экономики. Авторами решается задача разработки методических подходов к обоснованию потребности во флоте, адаптированных к условиям перевозки автопоездов на паромах ро-ро типа с появлением дополнительных морских транспортных магистралей. Выполнен расчёт потребностей для грузовой линии ТЛС с использованием морских и речных судов.
В статье приведены результаты экспериментальной проверки применения методики оценки качества обслуживания населения наземным городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах, которые закреплены за коммерческими предприятиями в рамках новой модели управления. Как известно, модель предусматривает оказание услуг при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на основе государственных контрактов. По результатам ранее выполненного иерархического кластерного анализа, где в качестве меры близости объектов выступает Евклидово расстояние с одиночным правилом объединения кластеров с использованием метода Варда, выбраны десять маршрутов, подлежащих оценке, и сделаны выводы о том, что уровень качества транспортного обслуживания населения высокий.
В центре исследования находится совершенствование пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, их доступности, качества связанных с ними услуг для жителей крупных агломераций. Рассматриваются вопросы соотношения роста скорости перемещения пассажиров, дальности поездки, спектра и качества предоставляемых перевозчиком услуг, равно как планирования пассажирских перевозок и схем пространственного развития городов. Особое внимание уделено малоизученному до сих пор аспекту – совершенствованию технологии пассажирских перевозок железнодорожным транспортом за счёт назначения остановок пассажирских поездов дальнего следования (в том числе скорых, скоростных и высокоскоростных) в пригородных зонах крупных агломераций. Делается вывод о необходимости продолжения исследований в отношении транспортных потребностей населения агломераций, выявления особенностей и закономерностей изменения пассажиропотоков, зарождающихся и погашающихся в пригородных зонах. Это может повысить привлекательность железнодорожного транспорта и его доступность для населения многих городов за счёт ощутимого для пассажира сокращения средневзвешенных стоимостных и временных транспортных затрат.
Коренные преобразования бизнес-процессов, характерные для вступления в эпоху цифровой экономики, пока ещё в незначительной степени затронули автотранспортную отрасль страны. Цифровая трансформация предполагает кардинальный пересмотр роли информационных технологий, основанных на глубоком и всеобъемлющем анализе данных, принципиальное изменение подходов к организации автотранспортного производства. С этой целью рассматриваются концепция архитектуры предприятия, охватывающая различные аспекты формирования облика транспортно-логистической компании, а также методы моделирования системных решений.
Реализация программы цифровизации связана с развитием информационно-управляющих систем и телекоммуникаций на железнодорожном транспорте, с интенсификацией комплексной автоматизации управления.В транспортной отрасли свой интерес представляет новый тип ИС – геоинформационные системы (ГИС), которые предназначены для принятия решений по оптимальному управлению транспортом. Получили распространение различные тренажёры и стенды для тренинга, имитирующие движения различных объектов и управление ими. Они применяются в авиации, на железных дорогах и в других сферах транспорта. Развитие тренажёров связано с разработкой систем отображения визуальной обстановки на базе ЭВМ.В соответствующих операциях основная роль отведена пространственно распределённой геометрической информации. Делается обзор базовых подходов к способам её хранения и передачи через информационные сети.
В статье рассматриваются проблемы разработки и применения международных и национальных государственных стандартов по управлению документацией, толкование понятий «стандартизация» и «стандарт», особенности государственной системы и межгосударственной системы стандартизации.
Представлены требования, которые предъявляются к оформлению управленческих документов, порядку и правилам делопроизводства и ведения организационнораспорядительной документации, включая государственный, муниципальный, корпоративный (стандарт организации) уровни.
БЕЗОПАСНОСТЬ
В статье на основе функционально-ориентированного подхода к декомпозиции транспортной системы оцениваются взаимосвязи в её управляющих механизмах, включая и управление безопасностью транспорта. При этом анализируются иерархические системные уровни, стратегические цели развития, социетальные, информационные, экологические аспекты безопасности, даётся классификация угроз транспорту и его подсистемам (объектам). Особое место авторы отводят культуре безопасности как социальной установке, призванной формировать упреждающее отношение к возникающим угрозам и рискам при транспортировке пассажиров и грузов.
Выполнен анализ и установлены закономерности возникновения аварийных угроз на объектах трубопроводного транспорта, связанных с последовательным повреждением структурных элементов. При развитии нештатной ситуации блокировка отдельного узла системы ассоциируется с одновременным переходом в состояние неработоспособности всех сходящихся в его зону трубопроводов. Такое повреждение точечного элемента сетевой структуры приводит к тому, что прохождение через него транспортных потоков становится невозможным. Способность системы противостоять прогрессирующей блокировке зависит от её состава, структуры и характеризуется показателем стойкости, величина которого вычисляется с помощью метода имитационного моделирования. Рассмотрен пример использования кластерных схем при решении задачи структурного синтеза и выбора наилучшего варианта защиты трубопроводной транспортной системы.
Система промышленной безопасности в ОАО «РЖД» складывалась десятилетиями. В новых экономических условиях многие её базовые принципы сохранились, но появились и те факторы, которые требуют научного анализа, экспериментальной проверки, современных технологических средств. На примере обслуживания электрифицированных линий исследуется и оценивается ситуация с безопасностью труда, пожарным риском на объектах железнодорожного транспорта.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
В данной статье рассмотрены трудности, возникающие у людей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в высшие учебные заведения России, последующем обучении в них, трудоустройстве, и способы их решения. Приведены примеры из жизни реально существующих людей. Проведён сравнительный анализ ситуации в зарубежных колледжах и университетах.
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при работе в инженерных классах, и пути их решения. Для укрепления связи школы и вуза необходимо использовать как методические, так и технологические возможности. Проведён анализ появившихся в последнее время в школьной программе по математике тем, близких к стандартным программам высшего инженерного образования. Предложены методы стимулирования педагогического и интеллектуального потенциала университетских работников путём привлечения их к созданию методики преподавания в школах, особенно в целях углубленного изучения математики в инженерных классах. Рассмотрен опыт специального математического семинара, организованного кафедрами математики для педагогов инженерных классов.
В статье рассматриваются текущее состояние и перспективы развития истории транспорта как учебной дисциплины, изучение которой является неотъемлемой составляющей подготовки специалистов для отрасли. Основываясь на её понимании как междисциплинарного научного направления и интегративного учебного курса, авторы предлагают подходы к решению теоретических и методологических проблем, а также показывают её значительный эвристический потенциал, позволяющий дать ответы на актуальные вызовы в транспортной сфере. Особое внимание уделяется вопросам определения границ предметного поля истории транспорта, органичному сочетанию в содержании данной учебной дисциплины общетранспортных и конкретно-видовых аспектов, а также учёту специфики глобального,
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Этим изобретением ежедневно пользуются миллиарды землян. А имя профессора Санкт-Петербургского технологического института Бориса Львовича Розинга, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, мало кто знает. Все современные телевизоры до сих пор работают по принципам, придуманным Розингом. В своих дневниках его ученик – Владимир Зворыкин – всегда указывал на то, что лишь воплотил в жизнь идею Розинга.
На основе материалов:
https://eadaily.com/ru/news/2017/02/11/etot-den-vistorii-1809-god-fulton-zapatentovalpervyy-parohod,
https://scientificrussia.ru/events/v-1809-g-robert-fultonzapatentoval-parohod,
https://www.thoughtco.com/robert-fultonsteamboat-4075444,
http://www.victorianweb.org/technology/ships/kennedy1.html
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
Рец. на книгу: Платонов О. И. Мультимодальные перевозки грузов: положение дел на сегодняшний день и перспективы внедрения. – Киев, 2018. – 160 с.
В рассматриваемой монографии О. И. Платонова «Мультимодальные перевозки грузов: положение дел на сегодняшний день и перспективы внедрения» исследованы современное состояние и перспективы дальнейшего развития международных перевозок грузов с использованием нескольких видов транспорта. В работе приведены результаты сравнительного анализа положений многих межгосударственных, межправительственных и отраслевых соглашений, международных стандартов, регламентов, стратегий и прочих руководящих документов, имеющих отношение к организации смешанных перевозок. Автор уделил особое внимание вопросам обеспечения экономической безопасности в мультимодальных цепочках поставок внешнеторговых грузов. В приложении представлен краткий глоссарий основных терминов по рассматриваемой тематике в авторском изложении. В контексте рецензирования монографии инициировано обсуждение подходов к классификации смешанных сообщений по различным критериям.
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
(Из доклада Министра транспорта России Е. И. Дитриха на итоговой коллегии министерства 3 апреля 2019 года)
По материалам пресс-службы ОАО «РЖД»:
http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererLayerId=3307&page3307_810=4&id=93432
По информации пресс-службы ОАО «РЖД»:
http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererLayerId=3307&page3307_810=4&id=93424
По информации пресс-службы ОАО «РЖД»:
http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererLayerId=3307&page3307_810=3&id=93519
По материалам Информационно-аналитического агентства SeaNews:
http://seanews.ru/2019/04/02/ru-natajmyre-postrojat-port
Информация сайта ИКАО:
https://www.icao.int/Newsroom/Pages/RU/ICAO-Secretary-General-highlightsfuture-aviation-challenges-at‑2019-ACI-World-Assembly
На основе сообщений ТАСС и Международного союза общественного транспорта:
https://tass.ru/moskva/6212012