ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В статье оценивается связь между фрикционными силами, возникающими в контакте колесной пары с рельсом и характером дорожной кривой. Исследование выполнено на основе формулы Эйлера, которая устанавливает энергетическое соотношение в паре канат – цилиндр (кнехт). Теоретический анализ, по мнению автора, доказывает в том числе перспективность при определенных условиях модульной схемы комплектования состава (см. публикацию автора в предыдущем номере «МТ», 2013, № 5 с учетом редакционного резюме о необходимости всестороннего изучения вопроса). Статья носит оригинальный и во многом дискуссионный характер.
Автор предлагает экспериментально-расчетный метод воздействия грузовых вагонов на железнодорожный путь. Такой способ имеет в виду свой математический аппарат, систему коэффициентов и уравнений, методику определения напряжений на основной площадке земляного полотна и в балласте. Как альтернатива дорогостоящим и длительным испытаниям метод выглядит корректным и вполне применимым на основе сопоставления расчетных и проверочных данных. Расхождения в получаемых результатах не превышают в среднем 4–5%.
НАУКА И ТЕХНИКА
В рамках сотрудничества правительственных структур Республики Мьянма и российских специалистов реализуются проекты создания метрополитена в крупнейшем городе страны Янгоне. Подготовка технического задания на изготовление подвижного состава, адаптированного к местным условиям, включает в себя выбор конструкции и параметров рессорного подвешивания. Это на этапе проектирования выполняется путем исследования динамических свойств модели метровагона. Одна из рассматриваемых схем связана с использованием пневморессор как упругих и диссипативных элементов кузовной ступени рессорного подвешивания. Публикуемая статья знакомит с результатами сравнительного анализа показателей динамических качеств пневматического и пружинного вариантов рессор.
Одним из основных видов работ для ледокольной техники является проводка транспортных судов в тяжелых ледовых условиях. Использование ледоколов – сложных и дорогостоящих инженерных сооружений не всегда экономически оправдано, особенно на внутренних водных путях и при каботажном плавании. Поиск эффективного решения проблемы продления навигации заключается в том числе и в разработке специализированных ледоразрушающих устройств, позволяющих с наименьшими затратами прокладывать ледяные каналы. Публикуемая статья посвящена оценке применения различных средств разрушения льда в составе существующих ледокольных и буксирных судов. Представлено описание разработанных сотрудниками Крыловского государственного научного центра в Петербурге толкаемого и буксируемого средств создания широкого судоходного канала во льдах.
Рассмотрен вариант использования на поездах метро аккумуляторных накопителей энергии. Произведен сравнительный анализ показателей энергетической эффективности поезда со штатной энергосистемой и системой, оборудованной аккумуляторными накопителями. Подтверждена целесообразность применения бортовых систем накопления энергии на подвижном составе метрополитена. Разработана математическая модель энергетической цепи вагона с асинхронными двигателями для исследования тяговых и энергетических характеристик подвижного состава в тяговом и тормозном режимах.
Одним из основных факторов, влияющих на величину и характер износа, является контактное давление в зоне сопряжения. В случае цилиндрических поверхностей распределения контактных давлений по зоне сопряжения неравномерны. Для проведения численного анализа влияния различных диаметров пятника и подпятника на изменение контролируемых величин была разработана компьютерная программа. Полученные результаты показали, что величины контактных давлений зависят от зазора между пятником и подпятником. В начальный момент эксплуатации они для номинальных значений диаметров пятника и подпятника меньше, чем при изготовлении их с допустимыми отклонениями.
Демонстрируется способ создания конечно-элементной модели, которая не противоречит реальной конструкции и предназначена для выполнения динамических расчетов тягового привода локомотива. Показана необходимость применения метода конечных элементов, поскольку он позволяет полнее отразить упругие, инерционные и диссипативные свойства динамических систем. В статье обоснованы подходы к моделированию рамы тележки с учетом рессорного подвешивания, тяговых двигателей и тормозных цилиндров на концах рамы, а также осуществлена верификация представленной модели «рама тележки – тяговые двигатели» на согласование с экспериментальными данными.
Статья посвящена методике нахождения порогового значения срабатывания контрольного блока в микроэлектронных системах управления светофорной сигнализацией. Приводится способ, позволяющий определить величину напряжения или тока срабатывания компаратора при цифровой обработке сигналов в устройствах контроля ламп светофора. Для получения расчетных данных используется методика принятия статистических решений на основе критерия среднего риска. Она может быть использована на заводах-изготовителях аппаратуры при ее регулировке.
ЭКОНОМИКА
В статье оцениваются возможные, прогнозируемые специалистами социально-экономические эффекты от создания и развития системы мультимодальных логистических центров (МЛЦ) в России. Показаны преимущества международных смешанных перевозок как для операторов, так и грузоотправителей. Автор проиллюстрировал эффективность мультимодального сообщения с использованием МЛЦ на примере доставки сорокафутового контейнера из Санкт-Петербурга в Берлин. Сделанные расчеты, наблюдения и выводы позволяют считать экономические затраты и выгоды при формировании центров вполне приемлемыми для участников процесса.
Рыночный спрос на перевозки зависит от множества факторов: как контролируемых (цена за перевозки, качество транспортного обслуживания), так и неконтролируемых (чрезвычайные ситуации, аварии в процессе перевозки, колебания экономической конъюнктуры). В данной статье задачей является оценка влияния качества как одного из наиболее важных контролируемых факторов на изменение спроса на перевозки. Через систему показателей качества устанавливается баланс интересов исполнителей и потребителей транспортных услуг. Это позволяет первым из них заранее принять меры по повышению уровня услуг, а вторым за счет оговоренных договором и нормативами правил защищать свои права. Но чтобы определить влияние только одного фактора на спрос, следует элиминировать прочие факторы, имеющие отношение к теме и доступные для прогнозирования.
Показаны проблемы недофинансирования инновационного развития российских железных дорог, способы покрытия финансовых ресурсов за счёт внетранспортного (синергетического) эффекта потребителями транспортных услуг в рамках государственно-частного партнерства. Даны формула определения приведённых затрат и результатов для оценки инвестиционных инфраструктурных проектов, методы расчёта отдельных элементов синергетического эффекта, достигаемого с помощью ускоренного оборота материальных ресурсов и сокращения нормативов их запасов, повышения доходов собственников недвижимости при её реализации в районе тяготения транспорта, получения социального эффекта от растущей мобильности населения при существенном развитии инновационного транспортного потенциала страны.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрено формирование транспортных систем на основе кластеров с учетом возникающих между ними производственных связей. Изучены особенности сетевых структур на местном, региональном и межрегиональном уровнях. Предложены подходы к организации транспортной сети, методы управленческих действий, показаны и оценены примеры структурных решений для вариантов кластеров, расположенных вдали и вблизи от коридоров с транзитным движением.
Сформированы подходы к решению задач ситуационного управления на основе методов виртуальных технологий и математического моделирования. Показана их реализация на материалах Мурманского морского порта и интернет-сайта, с помощью которого демонстрируется эффективность электронного обмена данными.
Чтобы пользоваться автоматизированным управлением поездными и маневровыми маршрутами, требуется позиционирование подвижных объектов – локомотивов, маневровых составов, вагонов на станционных путях в реальном масштабе времени. Для этого нужны средства спутниковой навигации, интеллектуальные системы с наличием цифровых модулей путевого развития станции. Статья демонстрирует подходы к решению этой задачи, методы создания базы данных для моделирования системных элементов в виде выбора различных типов, а также решения уравнений, описывающих траектории осей железнодорожных путей.
Проблемы транспортного обслуживания столицы Татарстана Казани, возможные варианты решения с расширением железнодорожной инфраструктуры. Рассматривается использование мультимодальных пассажирских перевозок, предусматривающих комплексное участие различных видов транспорта для доставки пассажира к пункту назначения. Даются предложения по организации перевозок пассажиров от железнодорожного вокзала города до международного аэропорта «Казань».
БЕЗОПАСНОСТЬ
Исследования волнового режима и трансформации прибрежного рельефа в районе интенсивного разрушения автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха, начатые в 2007 году, были продолжены и в 2012–2013 годах. Проведены три подробные донные батиметрические съемки, одна из которых показала существенное изменение рельефа. Сравнение результатов регулярных съемок и анализ синоптической обстановки позволили заключить, что наиболее заметные изменения происходят в осеннее-зимний период, когда энергия циклонов максимальна, и это необходимо учитывать для обеспечения безопасности движения по транссахалинской автодороге.
Хулиганские действия с применением излучения лазерных источников против транспортных средств вызывают естественное правовое противодействие в различных странах. Облучение лазером водителя транспортного средства, в особенности пилота воздушного судна, приводящее к временному ослеплению и даже к утрате зрительных функций, может иметь крайне тяжелые последствия, чреватые гибелью всех участников движения или полета. Авторы анализируют нормативно-правовую базу ответственности и меры наказания за лазерное хулиганство, предлагают свой математический аппарат к методике оценки степени опасности лазерного излучения для условий эксплуатации транспорта.
Взаимосвязь безопасности труда и окружающей среды для профессий, к которым относятся мостовики, ведущие строительно-ремонтные работы на инженерных сооружениях железных дорог, всегда была фактором номер один. Картограммы условий труда и аналитические данные дают авторам основание считать исследуемую профессиональную группу травмозависимой и находящейся в зоне риска.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
Трофименко Ю. В., Якимов М. Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов: Монография. – М.: Лотос, 2013. – 464 с.
Комплексный взгляд на современные подходы к транспортному планированию в крупных городах рассматривается в общем контексте развития транспортных систем городских агломераций и мобильности населения. Предложены решения существующих проблем планирования на основе использования математических моделей и посредством постановки и реализации оптимизационных задач.
Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
К 110-летию со дня рождения С. И. Катаева. В истории с изобретением электронно-лучевых телевизионных трубок и созданием системы общедоступного телевидения его имя стоит рядом с именем другого русского ученого и конструктора В. К. Зворыкина. Соревнование их приоритетов, патентов, типичное для скоротечной эпохи научно-технической революции, вряд ли до конца справедливо расставило все акценты. Биографические подробности, которые приводит автор журнальной публикации, дают более цельную картину об этом выдающемся представителе.
Пресс-архив: Взгляд на быт железнодорожных служащих в Сибири. Железнодорожное дело. – 1900. – № 30–31. – С.338–340. Из фондов библиотеки МИИТ.
По мере развития вещательного телевидения формировалась и промышленная ветвь новой электронной информационной отрасли. Железные дороги в числе первых стали использовать возможности чёрно-белого телевидения (монохроматического) в системах передачи сигналов изображений объектов для контроля производства и безопасности транспортных операций. В статье дается обзор научно-технических достижений в этой сфере и хронологических дат, связанных с ними.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Анализ причин аварий на внутренних водных путях России позволяет сделать вывод, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня профессиональной подготовки плавсостава судов внутреннего плавания. Одним из перспективных направлений профессиональной подготовки судоводителей является применение в процессе обучения навигационных тренажеров. Для организации качественной подготовки судоводителей авторы предлагают методический подход к формированию контента баз данных навигационных тренажеров на основе концепции «учебного полигона» с учетом типовых элементов внутренних водных путей, гидротехнических сооружений, моделей судов и составов, а также особенностей конкретных водных бассейнов, в которых работают обучаемые.
Cделан вывод о целесообразности создания региональных учебно-тренажерных центров для подготовки судоводителей конкретных водных бассейнов, а также перечислены возможные направления применения навигационных тренажеров, контент баз данных которых сформирован с использованием концепции «учебного полигона».
Немало исследований проводилось и продолжает проводиться сегодня по поводу адаптации трудовых ресурсов к рыночной среде. Однако есть на этом поле еще малоизученный аспект: неодномерность и слабая психологическая готовность интеллектуального потенциала людей разных поколений, живущих к тому же в несовпадающих по своим условиям регионах страны. Молодое, среднее и старшее поколения, особенно в монопрофильных городах типа Губкина, оценивая местные возможности и личные перспективы, дают основание автору сделать неординарные выводы относительно их настоящего и будущего, нарушенной ныне межпоколенческой преемственности.
Статья посвящена оптимизации кадров в хозяйстве автоматики и телемеханики региональных дирекций инфраструктуры ОАО «РЖД». По разработанному авторами алгоритму на основе совокупности норм управляемости и структурных коэффициентов, уравнений корреляционной зависимости численности работников в штатных расписаниях от ключевых факторов, отражающих различия в объемах работ, технической оснащенности, производительности труда персонала, рассчитаны значения показателей, характеризующих общую потребность в кадрах и ее распределение по должностям и профессиям. Проанализированы отклонения общей численности работников хозяйства, отдельных дирекций и дистанций СЦБ от расчетных оптимальных параметров.