ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В статье предложена процедура идентификации хаотических процессов, которая может быть подходом к исследованию любой динамической системы, в том числе и транспортной. Рассмотрена подобная система третьей размерности, описывающая динамику конкретного транспортного процесса. На базе предложенного алгоритма проведено исследование в программной среде Mathcad при разных значениях параметров и начальных условиях. Демонстрируемый подход создает возможность управлять нелинейной транспортной системой, чтобы добиться желаемого режима работы.
Предлагается метод выбора осей координат с использованием методики академика Г. К. Суслова при исследовании пространственных колебаний грузового вагона с тяжеловесным или негабаритным грузом. Рассмотрена система уравнений для определения главных центральных моментов инерции грузов различной массы в зависимости от продольных и поперечных смещений от осей симметрии вагона.
Особенности и принципиальные трудности реализации инженерной модели Зп-станции. В анализе методологических и ситуационных причин преимущественно присутствуют те из них, которые связаны с недостаточно полными знаниями о природе действия физических законов и сложностью модельного воспроизведения последствий взаимодействия объектов подвижного состава и железнодорожного пути. Обозначены подходы к симуляции физических и технологических процессов для конструирования адекватных реальности образов
В основе заявленной темы - потребность в достоверных тяговых расчетах, которые предполагают учет сил трения между колёсами и рельсами, сцепной вес локомотива. Для апробации подходов к решению этой задачи предлагаются универсальная формула для определения коэффициента сцепления, сравнение расчетных его значений со значениями известных эмпирических зависимостей для рельсового автобуса РА-1.
НАУКА И ТЕХНИКА
Продолжая научные исследования, которые российские транспортные вузы ведут уже многие годы в целях реализации перспектив железных и автомобильных дорог восточного направления, авторы статьи предлагают свой вариант решения проблемы транспортного перехода через пролив Невельского с материка на остров Сахалин. Обосновывают варианты и подходы, оценивают альтернативу «мост-тоннель», имея в виду проекты с высокой степенью инженерной проработки, экологической безопасности, экономической готовности и инвестиционной ответственности.
В статье оценивается возможность использования Зп-печати для создания размероподобных моделей элементов ракетно-космической техники, пригодных к условиям наземных аэродинамических испытаний. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности технологии Digital Light Processing (DLP) и фотополимера HTM-140, их способности отвечать требованиям не только до- и трансзвуковых режимов в аэродинамической трубе, но и гиперзвуковых.
Возрастающие в период начавшихся в 2011 году серьезных политических и экономических реформ потребности в грузоперевозках потребовали от правительства Мьянмы системных преобразований на транспорте. Приняты долгосрочные программы модернизации железных дорог, укрепления их ресурсной базы, технического оснащения. В рамках ожидаемых перемен авторы статьи анализируют состояние вагонного парка в стране, особенности его эксплуатации. При этом как отдельная характерная проблема рассматривается износ пятникового узла на разных по типу и назначению грузовых вагонах.
На основе примененного подхода был оценен ориентировочный срок службы маневрового локомотива ТГК2 на примере расчета несущей детали. Используя данные о ежесуточном пробеге, была построена зависимость, показывающая как интенсивность эксплуатации локомотива оказывает влияние на его работоспособность, время функциональной готовности до возникновения в несущей конструкции усталостных повреждений.
Исследованы оптические методы измерения скорости поездов в метрополитене с помощью бортовых датчиков, в том числе в ситуации сближения состава с другим объектом. При решении этих задач использован опыт разработки оптико-электронной аппаратуры для перспективных космических аппаратов. Показано, что наименьшая погрешность измерений обеспечивается с учетом эффекта геометрических искажений изображения, формируемого КМОП-фотоприемником. Применяемые датчики способны выполнять роль резервных средств в системе управления автоматикой поезда, тем самым повышая надежность и безопасность пассажирских перевозок.
Критически оценивается существующая система расщепления однофазного переменного тока в трёхфазный, применяемая на отечественных грузовых электровозах переменного тока для питания вспомогательных цепей. Показаны недостатки такой системы, установлено, что низкое качество питания является основной причиной высокого числа отказов вспомогательных машин, а используемые способы решения сложившейся проблемы не отличаются высокой эффективностью и простотой реализации. Предложен вариант, позволяющий существенно сократить число отказов за счет статического расщепителя фаз.
ЭКОНОМИКА
В статье представлен анализ динамики уровня качества транспортного обслуживания грузовладельцев на основе данных, полученных в рамках реализации проекта «Индекс качества». Выявлены актуальные тенденции и их причины. Сформулированы основные проблемы, препятствующие последовательному улучшению качества обслуживания на железных дорогах России.
Статья посвящена выбору параметров силовой установки гибридного локомотива (мощности
первичного источника и ёмкости накопителя энергии) по критерию максимума экономической эффективности. Поскольку именно применение накопителя энергии, имеющего высокую рыночную стоимость, стимулирует поиск рациональных затрат на оборудование, исследуется возможность обеспечить наиболее выгодное соотношение эксплуатационных характеристик, в том числе на основе анализа выработки и расходования энергии тепловозным двигателем.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Наземный транспорт играет ведущую роль при перевозках грузов и пассажиров. Оценка его состояния позволяет определить возможности функционирования экономики и социальной сферы региона. Текущая сеть наземного сообщения недостаточно обеспечивает здесь связанность рассматриваемых территорий между собой и ограничивает выход на внешние рынки. Исполнение сценариев развития, представленных в статье, предполагает создать каркас опорной транспортной сети, с помощью которой можно решать накопившиеся в северной зоне проблемы.
Рассмотрены вопросы автоматизации составления графика оборота электроподвижного состава метрополитена, организации отдельных его этапов. Описан алгоритм автоматизированного назначения технического обслуживания подвижного состава первого объёма. Определены атрибуты линии, оказывающие влияние на реализацию алгоритма, на примере Московского метрополитена.
Автором рассматриваются два подхода к моделированию и анализу поведения пешеходов в типичной городской среде: в основе одного гражданский инжиниринг, а другого - урбанистическая география. При этом фигурируют четыре типа моделей поведения пешеходов - физико-математические и многоагентные, в виде клеточных автоматов и построенные на теории массового обслуживания. Дается описание каждой из них, рассказывается о специфике применения, а также приводятся примеры реализации моделей в программных продуктах.
Разработан метод анализа свойств межрегиональных транспортных систем, основанный на определении количественного состава потребных структурных уровней. Оптимизацию функционирования таких систем предлагается осуществлять последовательно на каждом установленном уровне и с учетом особенностей взаимодействия отдельных элементов
В статье даны обоснование количества мест в автобусе для пассажиров с велосипедами (оно учитывает прогнозируемый пассажиропоток в Ханое) и описание конструкции стоек для временного хранения велосипедов во время их транспортировки в салоне машины. Автобусы, которые оборудованы специальными стойками для велосипедов, предлагается называть «автовелобусами». Нововведение позволит снизить интенсивность движения транспорта в городе и повысить безопасность на дорогах за счет большей привлекательности автобусных маршрутов.
Анализ состояния внутренних коридоров национальной сети железных дорог Казахстана, на базе которых формируются транспортные маршруты ЕАЭС. По ним осуществляется основной объём перевозок грузов и пассажиров во всех видах сообщений. Отмечается, что среди главных проблем при этом высокая степень износа рельсовых путей, существенно снижающая скорости движения поездов, а также большое количество однопутных участков, ограничивающих пропускную способность эксплуатируемых линий. В статье обозначены направления развития и совершенствования железнодорожной инфраструктуры, требующие первоочередных инвестиционных вложений.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
ЧукаревА. Г. Генерал железных дорог империи. К 210-летию со дня рождения первого министра путей сообщения П. П. Мельникова (1804-1880). - М.: УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте, 2014. - 328 с.
Книга посвящена жизни и деятельности Павла Мельникова, выдающегося инженера-транспортника, талантливого ученого, заложившего основы железнодорожной науки, государственного человека и патриота своей страны. В авторской трактовке биографического материала акцент делается на высоких профессиональных и гражданских качествах героя, его честности и бескорыстном служении делу. Рассказ сопровождается портретными зарисовками значимых персон той поры и указаниями на используемый обширный источниковый и справочный аппарат.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Памятник ему установлен два года назад у Останкинского телецентра в Москве. И это знак признания заслуги самого Владимира Зворыкина, и целой плеяды других российских ученых и инженеров, которые на протяжении многих лет помогали создать современное телевидение как систему уникальных коммуникаций, создающих эффект присутствия зрителя в любой точке глобального информационного пространства. Автор знакомит с основными этапами жизнедеятельности, коллизиями необычной судьбы знаменитого электротехника, удостоенного титула «Заслуженный русский американец».
Малоизвестная страница истории Мурманской железной дороги. К 100-летию начала строительства северной магистрали. Попытка мурманчан в 1920-1930 годы создать свой независимый железнодорожный выход в Петроградский (Ленинградский) узел и организовать в городской черте собственные головные пассажирскую (с вокзалом) и товарную станции, чтобы наилучшим образом перерабатывать свои грузо- и пассажиропотоки независимо от инфраструктуры других железных дорог, вынужденное взаимодействие с которыми не всегда положительно сказывалось на организации перевозочного процесса.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Статья касается исследований сотрудников университетской кафедры физики, результаты которых могут быть использованы или уже используются в сфере транспорта: 1)разработка моделей оптимизации типажа грузовых автомобилей; 2)совершенствование конструкции и создание новых типов электролюминесцентных индикаторов; 3)уточнение теории контакта колеса с рельсом. Общий вывод авторов - физика и ее изучение играют важнейшую системную роль не только в ходе обучения инженерной специальности, но и при проведении самого широкого спектра научных исследований в транспортном вузе.
В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи корпоративных и индивидуальных целей развития, показывается роль корпоративной образовательной среды для достижения их сближения. На примере ОАО «РЖД» проанализированы механизмы, инструменты и технологии, стимулирующие и обеспечивающие рост знаний и компетенций для ключевой в осуществлении преобразований и стратегического развития компании категории персонала - руководителей.
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015
АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения и других вузах