Узел преткновения
Аннотация
Малоизвестная страница истории Мурманской железной дороги. К 100-летию начала строительства северной магистрали. Попытка мурманчан в 1920-1930 годы создать свой независимый железнодорожный выход в Петроградский (Ленинградский) узел и организовать в городской черте собственные головные пассажирскую (с вокзалом) и товарную станции, чтобы наилучшим образом перерабатывать свои грузо- и пассажиропотоки независимо от инфраструктуры других железных дорог, вынужденное взаимодействие с которыми не всегда положительно сказывалось на организации перевозочного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. КритскийРоссия
аспирант кафедры «История» Петербургского государственного университета путей сообщения, Санкт-Петербург, Россия.
И. Д. Летюхин
Россия
кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента финансов Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ), Санкт-Петербург, Россия.
Список литературы
1. Белявский Ф. Краткий путеводитель по Мурманской . — Пг., 1923. — 117 с.
2. Голубев А. А. Мурманская железная дорога. История строительства. - СПб.: ПГУПС, 2011. -205 с.
3. Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии и Советского правительства (1917-1957 гг.). - М.: Трансжелдор-издат, 1957.-С. 67, П8-122.
4. Зайцев А. А. Магистраль к Ледовитому океану // Железнодорожный транспорт. — 1987. — № 4. — С. 47-49.
5. Критский СВ. Развитие Ленинградского железнодорожного узла и подходов к нему в период Советско-финской войны и после её окончания (1939-1941) // Известия ПГУПС. - 2013. - № 3. -С. 147-151.
6. Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием её района. - Пг, 1916. - 204 с.
7. Мурманская железная дорога (Постоянное совещание при НКПС по надзору и оценке работы железных дорог, водного и местного транспорта. Вып. 11). - Харьков: Транспечать НКПС, 1924. -С. 29.
8. О переходе станции Охта в распоряжение Мурманской железной дороги // Вестник Мурмана — 1923. -№10. -С. 4-5.
9. Отзыв комиссии судей по конкурсу проектов пассажирского здания Петроград-Охта // Зодчий — 1916.-№33.-С. 297-300.
10. Передача железнодорожного участка Северному Округу путей сообщения // Бюллетень Комиссариата Петроградского Округа путей сообщения. — 1919.-№ 16.-С. 3.
11. Передача участка Мга-Охта // Вестник путей сообщения. - 1924. - № 9. - С. 14.
12. Пресс М. Станция Охта Мурманской железной дороги // Вестник Мурмана. — 1923. — № 18. — С. 7-8.
13. Фролов А. Насущная нужда Мурманской железной дороги // Вестник путей сообщения. — 1922.-№ 13.-С. 18-19.
14. Харитонов С. Ф., Звягин Ю.И. Мурманская, Кировская, Октябрьская. - Петрозаводск: Карелия, 1996.-158 с.
15. Харитонов С. Ф. Рассказ о великом Северном пути. - Петрозаводск: Карелия, 1984. - 144 с.
16. Центральный государственный архив г. Санкт-Петербурга (ЦГАСПб). Ф. 2275. Оп. 9. Д. 431. Л. 431.
17. ЦГА СПб. Ф. 2275. Оп. 9. Д. 812. Л. 22.
18. ЦГА СПб. уФ. 2275. Оп. 9. Д. 1487. Л. 64.
19. Центральный государственный архив истори-ко-политических документов г. Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД). Ф. 24. Оп. 2в. Д. 1484. Л. 267-268.
20. Чернышев В. О Мурманской железной дороге // Вестник путей сообщения. - 1922. — № 6. — С. 28-29.
21. Чиркин Г. Мурманская железная дорога как пионерное предприятие // Вестник путей сообщения. - 1922. - № 12. - С. 8-10.
Рецензия
Для цитирования:
Критский С.В., Летюхин И.Д. Узел преткновения. Мир транспорта. 2015;13(4):248-258.
For citation:
Kritsky S.V., Letyukhin I.D. OBSTACLE JUNCTION. World of Transport and Transportation. 2015;13(4):248-258. (In Russ.)