Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (58) (2015)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ 

6-19 133
Аннотация

В основе предлагаемой авторами математической модели лежит представление асинхронной машины в виде двух бесконечно длинных цилиндрических оболочек с токовыми слоями и при этом разделенных воздушным кольцевым зазором. Максимально используется информация, относящаяся к режиму работы, когда оси статора и ротора совпадают. Введены новые параметры, обусловленные радиальным смещением вращающегося ротора, однако их формулировка позволяет использовать известные методы расчёта параметров машин.

20-31 71
Аннотация

В статье рассмотрено влияние формы законов распределения единичных наблюдений на квантили статистик, используемых при проверке статистических гипотез и имеющих распределение хиквадрат или распределение Фишера при нормальном распределении единичных наблюдений. Путем математического моделирования на примере четырех вариантов показано, что отличие закона распределения от нормального приводит к существенному изменению величины квантилей. Это эквивалентно необоснованному изменению уровня значимости при выборе решающего правила.

32-37 875
Аннотация

Логистические подходы к организации пассажирских перевозок в России начали применять сравнительно недавно. Основные термины пассажирской логистики продолжают формироваться и толкуются до сих пор по-разному. Для обеспечения эффективной работы в этой сфере должны быть сформулированы единые понятия и описаны отличительные особенности перевозок, организуемых на базе логистических принципов. В статье рассматриваются такие понятия, как территориальная подвижность населения, мобильность пассажира, логистика пассажирских перевозок, логистическая цепочка перемещения пассажира, пассажирская транспортная система, мультимодальная перевозка в пассажирском сообщении, интермодальная перевозка в пассажирском сообщении.

38-45 106
Аннотация

Автор рассматривает подходы к проблеме повышения эффективности работы автомобилей на основе концепции перехода автоперевозчика от чисто физического перемещения груза к системе транспортно-логистических услуг. Предлагает методы структуризации транспортно- логистических процессов и направления организации их взаимодействия.

НАУКА И ТЕХНИКА 

46-57 315
Аннотация

С участием авторов в МИИТ уточнены математические и компьютерные модели вагонов, описывающие движение по железнодорожному пути с нормируемыми неровностями в плане и профиле. Особенностью моделей являются учет пространственных колебаний каждого узла и детали как твердого тела, свойств конструкции, материалов, а также прогнозирование абразивного износа ответственных элементов тележки. Обосновывается возможность увеличения межремонтного пробега вагона с простой модернизацией тележек модели 18-100 от 160 до 250 тыс. км, при комплексной модернизации – до 500 тыс. км.

58-71 104
Аннотация

В статье приведены результаты измерений колебаний металлических и железобетонных балочных пролетных строений железнодорожных мостов при проходе подвижного состава с различными скоростями. Полученные данные могут использоваться для уточнения моделей сооружения и при разработке алгоритмов выявления  повреждений.

72-81 160
Аннотация

Авторы знакомят с результатами измерений и анализа механических колебаний верхнего строения железнодорожного пути с промежуточными рельсовыми скреплениями типа Pendrol и ЖБР65-Ш при вибродинамическом воздействии подвижного состава. Натурные экспериментальные исследования прошли на магистральном участке укрупненной Экибастузской дистанции пути в Казахстане. Полученные данные могут быть использованы в качестве одного из критериев обоснования выбора наиболее оптимального типа рельсовых скреплений.

82-93 122
Аннотация

Рационализация процесса восстановления профиля поверхности катания колесных пар за счет использования критерия «оптимальной температуры резания», введенного проф. А. Д. Макаровым. Работа инструмента в таком режиме обеспечивает ему наибольшую размерную стойкость (долговечность) и требуемую скорость обработки металла. При этом фигурируют метод подобия, теплофизический и термомеханический подходы, а также метод линейного программирования. Экспериментально выявлено, что с помощью метода подобия рассчитываются режимы, позволяющие не только улучшить свойства режущего инструмента и добиться удовлетворительного стружкообразования, но и продлить эксплуатационный ресурс колёс метровагона.

94-101 102
Аннотация

Применение плавного бесконтактного регулирования для электропоездов требует управления тяговым приводом с учетом ограничений по продольной динамике, то есть по интенсивности нарастания силы тяги ускорения поезда при его трогании. Эта задача решается в системе управления с помощью задающего элемента, реализующего ограничения по интенсивности нарастания ускорения. Приведена блок-схема, обеспечивающая реализацию этого критерия на цифровых элементах.

ЭКОНОМИКА 

102-107 106
Аннотация

В статье раскрыта сущность мультипликативного эффекта и временного мультипликатора. Приведен пример расчета временного мультипликатора на примере поездок на автомобиле по десятикилометровому маршруту в мегаполисе. Сделан сравнительный анализ особенностей временного мультипликатора и традиционного, макроэкономического. Подчеркивается, что значительные величины и высокую волатильность временного мультипликатора можно рассматривать как свидетельство неблагополучного положения в транспортной системе, а обеспечение его «сглаживания» выступает критерием улучшения ситуации.

108-121 118
Аннотация

Анализ мирового и российского опыта заключения концессионных соглашений в транспортной сфере показывает высокую зависимость успешной реализации проектов от эффективного распределения риска спроса между концедентом и проектной компанией. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на распределение рисков спроса в российских автодорожных концессиях, а также делаются выводы и предположения автора о существующих и прогнозируемых тенденциях, связанных с рассматриваемым элементом концессионных проектов, в том числе о переходе от проектов с прямым сбором платы к проектам, использующим механизм платы за доступность.

122-129 104
Аннотация

Основными задачами планирования в организациях транспорта являются полное и своевременное удовлетворение потребностей клиентов в перевозках, снижение сроков доставки грузов, повышение качества транспортного обслуживания, а также улучшение транспортных связей между экономическими регионами страны. Для этого предлагается включить в процессы планирования методы непрерывного совершенствования бизнеса и сокращения потерь.

130-137 88
Аннотация

Опыт эксплуатации тягового подвижного состава (ТПС) показывает, что в силу экономических и финансовых проблем возникает необходимость научного обоснования эффективности его использования в период времени, превышающий нормативный. Автором проведено исследование по определению критерия эффективности ТПС при ремонте, модернизации или замене. Приведенный на основании теории размерности критерий позволяет найти максимальную для реальных экономических условий эффективность эксплуатации тяговых средств.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

138-145 68
Аннотация

Россия все активнее обращает свой взор в сторону Азии и, в частности, стремится найти как можно больше новых возможностей в Китае, созвучная внешняя политика которого направлена на сопряжение потенциалов Евразийского экономического союза и амбициозного проекта «Экономический пояс Шёлкового пути». Это не просто возрождение традиционных торговых маршрутов, а настоящая инфраструктурная революция. Способы реализации многообещающего потенциала в том числе включают создание железнодорожных линий и центров перевалки грузов на маршруте Шанхай–Сабетта–Кызыл–Шанхай с использованием Северного морского пути и мультимодального порта Сабетта на Ямале.

146-155 169
Аннотация

С точки зрения имеющихся потенциальных возможностей страны объемы казахстанского транзита на сегодняшний день недостаточно высоки. Это связано с тем, что существующая транспортно-логистическая инфраструктура пока не в состоянии обслужить и удовлетворить растущие логистические потребности. Соответственно и вытекающая отсюда актуальность задач, направленных на развитие профильных сетевых коммуникаций и информационных технологий, формирование рациональной системы взаимодействия всех видов транспорта, сети транспортно-логистических центров, которые обеспечивали бы эффективность функционирования транспортного комплекса республики в целом.

156-171 239
Аннотация

В статье рассматривается процесс выбора систем управления перевозочной деятельностью. Дается обзор существующих на российском рынке IT-решений для транспортно-логистического бизнеса и предлагается подход, обосновывающий оценку функциональных и нефункциональных  характеристик внедряемой системы. Он опирается на современные методики, которые помогают выбрать адекватное целям программное обеспечение.

172-183 130
Аннотация

Исследуется интенсивность движения транспортных и пешеходных потоков на улицах российских городов, в частности Тамбова. Рассматриваются конфликтные точки до и после введения выделенных полос. Представлены графики интенсивности транспортного потока с разбивкой по видам транспорта, график интенсивности пешеходного потока, состав транспортного потока, а также особенности загрузки наиболее сложных перекрестков с повышенным коэффициентом конфликтности.

184-191 92
Аннотация

Конкретизировано понятие контейнеропригодности продукции и предложена методика определения степени ее соответствия условиям транспортировки, требованиям перевозочного процесса на основе многокритериальной оценки. В качестве критериев используются три: технологический, транспортно-логистический и экономический. Методика и ее проекции преломляются в интересах укрепления общей управленческой практики и потенциала контейнеризации в стране, отстающих от мировых стандартов.

ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ 

192-199 70
Аннотация

Рассмотрены вопросы повышения эффективности и безопасности эксплуатации локомотивов путем снижения влияния человеческого фактора на управление движением поезда. Предложено использовать интеллектуальные системы поддержки принятия решений на борту для частичной (а в перспективе, возможно, и полной) замены машиниста в момент принятия управляющих решений, способных защитить от рисков и угроз, соблюсти предусмотренный технологический и экологический режимы.

200-209 82
Аннотация

Предложена математическая модель маневрового соударения вагонацистерны, учитывающая возможность установки автосцепных устройств с поглощающими аппаратами различных типов, колебания перевозимого жидкого груза в котле при неполном наливе и вероятность появления гидроудара. Расчетным путем подобраны рациональные параметры и форма днища котла цистерны, которые позволяют увеличить ее грузоподъёмность и объем котла. Определены научно обоснованные ограничения для скоростей соударения при некоторых видах маневровых операций с цистернами для обеспечения безопасных условий, минимизации экологических рисков.

210-217 166
Аннотация

В статье рассматривается механизм поведения балластной призмы железнодорожного полотна в период между очистками или заменой балласта, исследуются возможности предотвращения образования выплесков, разрушающих прочность базовых элементов и геометрию пути. Называются меры и способы профилактики возникающих угроз и рисков с точки зрения безопасности эксплуатации дорог.

218-225 70
Аннотация

В эксплуатации букса грузового вагона подвержена значительным динамическим нагрузкам, что определяет ее сравнительно низкую долговечность и, как следствие, быстрый переход в скрытое аварийное состояние. Методика построения вероятностной модели надежности буксы позволяет определить момент перехода буксы в состояние отказа и предотвратить появление ряда негативных последствий для находящихся на линии вагонов: сход с рельс, крушение состава, непроизводительный простой вагонов и т. д. В статье установлено, что используемый автором закон распределения при проверке наработки буксы до отказа не противоречит опытным данным и сделанным расчетам.

226-233 92
Аннотация

Авторами представлен анализ надежности буксовых узлов. Приведенные данные характеризуют ее уровень в отношении общего парка грузовых вагонов. Приведена оценка параметров потока отказов из-за повреждения роликовых букс в вагонах общего парка в сравнении с парком крытых универсальных вагонов. Ставится вопрос о причинах отказов и возможности иметь математическую модель, способную помогать в определении меры надежности буксовых узлов.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ 

234-247 93
Аннотация

Целью исследования, проведенного с использованием описательного и сравнительного методов, является анализ применимости теории Глассера об удовлетворении потребностей к оценке лояльности персонала. При рассмотрении данных, полученных на Иранской железной дороге, использовался инструментарий регрессионного и многофакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что между теорией У. Глассера об удовлетворении потребностей и лояльностью персонала существует тесная взаимосвязь (p<0,001); при этом автор показывает, какие потребности имеют наибольшее значение, и знакомит с рекомендациями, которые касаются перспектив работы с персоналом.

248-255 65
Аннотация

Предлагается разорвать порочный круг негативного развития предприятий железнодорожной отрасли (круг Кналла) посредством качественного роста человеческих ресурсов каждой из организаций. Для этой цели в том числе совершенствуется и методика оценки компетенций специалистов. Предлагаемый механизм учитывает интегральный и частные критерии, рассчитан на мультипликативный эффект взаимодействия факторов развития.

КОЛЕСО ИСТОРИИ 

256-265 111
Аннотация

Первые образцы отечественных инфракрасных (ИК) навигационных приборов были созданы в конце 30-х годов ХХ века в НИИ‑9 (Ленинград) и ВЭИ (Москва). С начала 1941 года организован их выпуск для флота и авиации, о чем подробно рассказывает статья. В послевоенное время это направление продолжало развиваться. В результате сейчас российские системы визуализации способны охватить весь диапазон электромагнитных волн.

266-281 91
Аннотация

Недооцененный современниками, но ставший источником многих блестящих идей для последователей его таланта и гражданского мужества – таков Михаил Ломоносов сегодня. И тому есть причины, о которых говорит автор этой биографической статьи.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ 

288-292 66
Аннотация

В монографии представлен комплекс методов экономической оценки и управления качеством транспортного обслуживания грузовладельцев. Показаны условия и состояние рынка железнодорожных перевозок, специфика конкуренции при наличии множественности участников процесса и собственников подвижного состава.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)