Том 16, № 1 (2018)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
6-15 164
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Автор обосновывает рациональность укрупнения железных дорог в условиях, когда растёт уровень их технической оснащённости, автоматизации процессов управления и возможностей консолидировать производственные ресурсы, благодаря прогрессирующей транспортно-логистической системе глобализации сетевых технологий. Предлагаемый при этом метод рангового позиционирования дорог, выбора оптимизирующих оценки критериев апробируется на системных и доказуемых примерах.
16-25 282
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Профилактика большинства аварийных ситуаций в навигации основана на соблюдении определённой дистанции между судами, которая позволяет своевременно предпринимать предупредительные меры, чтобы избежать контакта. Создаваемое таким образом условное пространство страховочных дистанций формирует зону навигационной безопасности. В статье даны универсальное концептуальное определение такой зоны, обобщённая структурная классификация факторов, влияющих на её размеры и форму, характер изолинейной зональной границы. Вводятся понятия изоасфалии как идеализированной безопасной границы, а также изоасфалической поверхности, формирующей идеализированную безопасную область вокруг судна. На основе теории множеств выводится вариативный закон изменения кусочных функций, описывающих асимметричное относительно диаметральной плоскости судна безопасное пространство. Полученное выражение позволяет идентифицировать границу асимметричной эллиптической зоны навигационной безопасности.
26-32 340
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Проблемой неравномерного износа колёсных пар занимаются многие учёные мира, имеющие отношение к вагоностроению. Создаются всё новые программные комплексы для математического моделирования, и в каждом заложена своя теория динамики подвижного состава. В данном случае рассмотрены основные положения деформации и износа колеса по кругу катания при движении вагона. При этом более подробно расписана модель упругого скольжения. При качении колеса и наличии крутящего момента в области контакта всегда существует область схватывания, которая находится на входе. И область проскальзывания на выходе. Доказано, что коэффициент проскальзывания равен деформации в области схватывания. При соблюдении определённых кинематических и динамических условий построен график распределения напряжения в зоне контакта. На основе теории касательных напряжений получена формула смещения, которая трансформирована в новую формулу коэффициента крипа, сохранившую физический смысл найденной величины.
НАУКА И ТЕХНИКА
34-45 308
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).При ежегодном росте объёмов энергии, рекуперируемой подвижным составом, особую актуальность приобретает оценка использования такой энергии. В статье определены показатели эффективности энергии рекуперации при торможении и её составляющие. Выявлены влияющие на это факторы и эмпирические коэффициенты, корректирующие оценку распределения энергии рекуперации на участке. Перечислены исходные данные, представлены подготовительные расчёты и сам алгоритм методики оценки эффективности рекуперации. Предложен способ распределения возвращённой на тяговые подстанции энергии по составным её полезного использования.
46-56 176
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Защита отдельных линейных элементов (трубопроводов) выполняется с использованием технических, технологических и иных мер, обеспечивающих их работоспособность при наличии процесса прогрессирующего повреждения, то есть такого сценария развития аварийной ситуации, когда трубопроводы системы выходят из строя в случайной последовательности. С помощью метода имитационного моделирования установлено, что наибольший защитный эффект наблюдается, если группа трубопроводов расположена вблизи источника продукта, а в составе защищённого фрагмента присутствуют все незащищённые от отключения потребители. Показано, что для защищённого фрагмента системы (симплекса) предпочтительной является топология типа «линия» или «дерево».
58-64 241
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Предложен интенсивный технологический режим повышения стабильности слабых грунтов при сооружении земляного полотна на участке с многолетнемёрзлым основанием. На примере Северного широтного хода показана эффективность применения фундаментальных положений механики мёрзлых грунтов, установлены технологические закономерности повышения прочностных характеристик - угла внутреннего трения и сцепления грунта при уменьшении влажности и отводе воды из деятельного слоя и талика за пределы строительной площадки. Обосновано применение интенсивной технологии для упрочнения земляного полотна при строительстве путей сообщения в криолитозоне.
ЭКОНОМИКА
66-81 198
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В реальных условиях график транспортного обслуживания производственных цехов очень часто нарушается, возникают межоперационные простои технических средств, устройств грузовых фронтов, производственных агрегатов и подвижного состава. Авторы предлагают перейти к адаптивной форме графика организации перевозок посредством динамической транспортной задачи с задержками в сетевой постановке. Основной критерий оптимизации - минимальные транспортно- производственные расходы. В статье представлена методика расчёта стоимостных параметров, позволяющая определить затраты на компоненты транспортного процесса, характерные для металлургического комбината. Приведён расчёт стоимостных коэффициентов на примере перевозок, необходимых доменному цеху.
82-89 226
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рассматриваются бизнес-задачи складского комплекса, состоящего из множества различных подсистем и элементов, объединённых для выполнения экономически мотивированных функций по преобразованию материальных потоков. Приводятся их основные параметры, обосновывается необходимость существования складов в логистических системах, анализируются риски непосредственно в складской логистике. Раскрывается специфика работы грузовых терминалов аэропортов.
90-99 233
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В странах Европейского союза и России владельцем железнодорожной инфраструктуры является государство, а подвижным составом владеют частные компании. При такой модели организации железнодорожной отрасли главная проблема для монополиста заключается в привлечении грузовладельцев к перевозкам по железной дороге. Критерием привлекательности того или иного вида транспорта для грузовладельца является стоимость перевозки (низкая тарифная нагрузка), которая на российских железных дорогах регламентируется Прейскурантом № 10-01.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
102-117 220
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В системе организации железнодорожных перевозок прогноз пассажиропотоков является информационно-аналитической основой на этапах разработки графика движения поездов и расчёта схем составов. Для принятия обоснованных управленческих решений нужны высокая точность прогноза, отвечающая современным условиям методологическая база. Статья посвящена исследованию методов расчёта пассажиропотоков с учётом специфики их формирования в субъектах РФ. Предложена классификация регионов по характеристикам и тенденциям развития спроса. Выбор подхода к прогнозированию объёмов внутрирегионального спроса осуществлён на базе разработанного авторами алгоритма. Представлены результаты расчётов и определены области применения методов прогноза в зависимости от выявленных местных особенностей.
118-135 204
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-08-01123. Развитие сетей высокоскоростного транспорта в европейских странах началось более 30 лет назад.Поскольку в настоящий момент остро стоит вопрос о перспективах создания таких сетей и на территории России, то представляется актуальным оценить накопленный западными коллегами опыт, чтобы в проектной и эксплуатационной деятельности избежать лишних трудностей и потерь. В статье проанализированы этапы становления высокоскоростных железных дорог, особенности размещения населения и его влияние на формирование ВСМ во Франции, Германии и Испании, выявлены закономерности, факторные зависимости, объясняющие мотивы появления новых транспортных систем в районах с высокой средней плотностью проживания (полицентричного типа) или с потребностью наладить устойчивый пассажирообмен между мегаполисами (моноцентричное расселение).
136-150 178
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).От автоматического слежения за выполнением одного из множества вариантов плана формирования поездов пора переходить к гибкой оперативной системе его своевременной корректировки. Управление вагонопотоками должно включать две системы: долгосрочную и оперативную. Долгосрочная призвана заблаговременно решать вопросы, касающиеся направления и распределения вагонопотоков, соответствия числа назначений поездов и загрузки технических станций возможностям путевого развития и перерабатывающей способности. Оперативная система должна реагировать на изменения расчётных нормативов и величин вагонопотоков, усиление или снижение технической мощности сооружений, устройств инфраструктуры и подвижного состава, затруднения в эксплуатационной работе. Включение диспетчеров в организацию вагонопотоков позволит оптимизировать реализацию плана формирования поездов.
152-163 179
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена разработке универсального терминологического аппарата для чёткой группировки различных объектов терминально-складской инфраструктуры (ТСИ) по их функциональным видам и особенностям положения в системе доставки грузов. На основе анализа научной литературы визуализировано множество дефиниций понятия «объект ТСИ». Рассмотрен и классифицирован аналоговый логистический функционал. Предложена трактовка термина «логистический объект», проведён сравнительный анализ существующих и предлагаемых определений. Новая терминология позволит закрепить комплексный, унифицированный подход к исследованию объектов ТСИ, который может стать в дальнейшем прикладным инструментом для составления параметрических рядов и формирования стандартизированных требований к таким объектам.
164-183 158
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В действующем положении о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД» существующие критерии назначения основных видов ремонта пути не позволяют принимать однозначные решения о сроках предстоящих ремонтов. В статье рассматриваются методика и модель, помогающие обосновать время капитального ремонта с целью актуализации применения предусмотренных критериев и продления периода эксплуатации пути в зоне с наработкой тоннажа выше нормативного на основе прогнозирования отказов его элементов с использованием разработанной модели. Коллектив авторов благодарит доктора технических наук, профессора кафедры вагонов и вагонного хозяйства Российского университета транспорта С. В. Беспалько за оказанную помощь в разработке программы к модели для оценки состояния железнодорожного пути.
БЕЗОПАСНОСТЬ
186-199 163
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Автор исследует особенности действующей на болгарских железных дорогах системы световой сигнализации, призванной регулировать движение поездов и обеспечивать безопасность людей, грузов и транспортных средств на железнодорожных переездах. На основе эвристического подхода определяется максимальная (предельная) дальность видимости сигнальных огней светофоров, проводится сравнительный анализ данных, полученных в разных погодных условиях (включая снежные заносы), разное время суток (день, ночь), при разном пороге световой чувствительности человеческого глаза в зависимости от силы источника света (в частности, специфики мачтовых и карликовых светофоров).
200-210 252
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Вопрос антитеррористической защиты метрополитенов в последние годы значительно обострился. Это обусловлено общим ростом террористической угрозы в мире - целый ряд терактов совершён в метрополитенах различных стран: России, США, Великобритании, Японии, Франции. Для эффективных мер противодействия подобным актам необходимо чётко знать тенденции современного терроризма. В том числе на основе систематизации и анализа статистических данных, что в данном случае и проделано авторами статьи. Предложенная ими матрица помогает оценить террористические угрозы для метрополитенов России и может применяться при разработке способов обеспечения их транспортной безопасности.
218-224 187
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).При решении вопросов, связанных с расследованием и экспертизой дорожно- транспортных происшествий, предпочтение обычно отдаётся измерениям и количественным оценкам, при этом допускаются качественный анализ и оценка. При проведении экспертных исследований источниками получения исходных данных являются результаты осмотра места дорожно-транспортного происшествия, осмотра транспортных средств, фотоснимки, схемы, на которых отображены следы и иные объекты, несущие информацию о происшедшем событии. Действия экспертов должны способствовать увеличению объёма информации (повторный осмотр, экспериментальное моделирование следов, запрос дополнительных данных). В статье рассмотрены теоретические аспекты экспертной эвристики, в том числе такие, как само назначение и возможности экспертизы, виды процессных моделей и их составные элементы. Представлены примеры эвристических выводов при анализе повреждений транспортных средств в результате дорожно-транспортных происшествий.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
226-235 150
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) всячески содействует популяризации обмена опытом и ознакомительных поездок для представителей стран-участниц и присоединённых предприятий. Широкие международные контакты позволяют развивать взаимопонимание, укреплять деловые связи, передавать знания, блюсти историческую преемственность в сфере железнодорожных сообщений. В конце июля минувшего года из поездки по Транссибу возвратилась группа польских железнодорожников. Судя по публикуемым заметкам, они имели возможность удовлетворить не только профессиональный интерес, но и познакомились с историей Забайкальского края, прошлым бурятского и монгольского народов. Современный локомотив поневоле стал для путешественников «машиной времени».
242-247 184
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Конфедератов Илья Яковлевич (1902-1975) - учёный, педагог, инженер-изобретатель. Автор фундаментальных трудов по истории энергетики, теории и методологии истории техники. Публикуемая статья об Иване Ивановиче Ползунове взята из журнала «Наука и жизнь», 1953, № 12. То есть вышла она 65 лет назад и была посвящена 225-летию со дня рождения замечательного русского механика, теплотехника, создателя универсального парового двигателя, первой в мире двухцилиндровой машины. В архивах прессы накопилось, разумеется, немало и других исследовательских работ о человеке столь яркой и неординарной, даже драматической судьбы. Одну из таких публикаций ведущего в своё время исследователя наследия Ползунова - А. Д. Сергеева - редакция «МТ» предлагает в продолжение темы ещё и как подтверждение самого факта существования «Ползуновского альманаха» - живого свидетельства признания заслуг нашего знаменитого соотечественника.
248-258 163
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Сергеев Алексей Дмитриевич (1930-2002) Статья известного исследователя наследия И. И. Ползунова, опубликованная в «Ползуновском альманахе» в 2009 году, продолжает тему юбилея русского механика, теплотехника, изобретателя парового двигателя и двухцилиндровой машины. В публикации Алексея Сергеева целое расследование малоизвестных страниц биографии Ползунова, своё их прочтение и толкование.
ПРЕСС-АРХИВ
236-241 139
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки РУТ (МИИТ) за помощь в подготовке материала.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
260-264 149
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Левин Д. Ю. Витте С. Ю. - выдающийся железнодорожник. - М.: Инфра-М, 2018. - 418 с. + электронное приложение. Монография посвящена в первую очередь железнодорожным делам и заслугам Сергея Юльевича Витте, выдающегося государственного деятеля, дипломата, экономиста, финансиста, реформатора. Граф Витте был министром путей сообщения, министром финансов, председателем Совета министров Российской империи. Он автор первого Устава железных дорог, фактический руководитель строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, благодаря его усилиям стали возможны успех золотовалютной реформы и введение винной монополии государства. И он же - инициатор крестьянской реформы, творец Манифеста 17 октября 1905 года, создатель первой российской конституции. В многомерной деятельности этого человека удачно сочетались служение Отечеству и высокий профессионализм, несомненный научный интеллект и талант организатора.
265-266 151
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
267-268 146
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
57 120
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров рассказал о направлениях внедрения цифровых технологий на железной дороге в рамках сессии «Бизнес и государство: модели партнёрства в цифровую эпоху» Гайдаровского форума 17 января 2018 года в Москве.
100 124
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).14 февраля 2018 года в Москве состоялся 3-й ежегодный форум «Инновационные платёжные решения для транспорта» - специализированная конференция, посвящённая развитию платёжных решений на общественном транспорте, созданию единого транспортного пространства, интеграции платёжных решений с городскими сервисами и социальными проектами.
151 116
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).21 февраля 2018 года в Вене генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и генеральный директор АО «Австрийские федеральные железные дороги» (ÖBB) Андреас Маттэ утвердили дополнение к соглашению о сотрудничестве 2011 года. Соответствующий документ подписан в присутствии министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова и министра транспорта, инноваций и технологий Австрийской Республики Норберта Хофера. Церемония состоялась в рамках Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Европа».
184 129
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
211-214 138
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
215-217 140
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
ISSN 1992-3252 (Print)