Том 14, № 2 (2016)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
6-15 273
Аннотация
Рассмотрены сложившиеся научные подходы, обоснована взаимосвязь ключевых принципов налогообложения и отраслевых налоговых льгот. Обоснована важность данной проблемы для транспортной отрасли. Предложено авторское толкование сущности понятия «отраслевые налоговые льготы», дана оценка регулирующей функции налогов и их роли как одной из форм бюджетных расходов. Обоснован уровневый подход к правовому регулированию отраслевых налоговых льгот, показаны теоретические основы классификации исследуемого понятия, критерии при выборе отраслей и видов предпринимательской деятельности, для которых целесообразно установить льготы в налогообложении. Представлен общий алгоритм расчёта финансово- экономических последствий применения отраслевых налоговых льгот.
16-29 186
Аннотация
Опираясь на заявленные концептуальные основы разработки модельных образцов железнодорожных станций в трёхмерном формате (см.: Мир транспорта, 2016, № 1), автор выделяет значимые, на его взгляд, технологические ориентиры и локации. Суть исследования - особенности построения инженерной модели, корректно воспроизводящей технологию работы 3D-станции на базе реконструкции следствий физических законов, действующих в реальном мире.
30-36 277
Аннотация
Рельсовые цепи, как и другие элементы железнодорожной автоматики, находятся в зоне влияния электроподвижного состава и, в частности, тягового тока. С точки зрения электромагнитной совместимости - это зона риска, требующая своих средств изучения и контроля. Разработано математическое описание для расчёта влияния гармоник тягового тока, протекающего в контактном проводе смежного пути двухпутных участков, и его гармонических составляющих на рельсовые цепи. Показаны схема замещения и система дифференциальных уравнений, которые призваны решать задачи обеспечения эксплуатационной надёжности железнодорожной линии.
НАУКА И ТЕХНИКА
38-47 218
Аннотация
Разработка скоростного катамаранного судна большой грузовместимости с минимальной экологической волновой нагрузкой на русло реки для работы в логистической цепи совместно с автомобильным транспортом. В статье приведены условия проведения модельного эксперимента по сравнению корабельных волн от речных грузовых судов различных типов. Представлены результаты замеров и пересчёта на натуру параметров исследованных волн. Работа, лежащая в основе данной статьи, заняла первое место в прошедшем в МИИТ финале Всероссийского форума 2015 года «Молодые учёные транспортной отрасли», организованного Министерством транспорта Российской Федерации, в номинации «Развитие единого транспортного пространства Российской Федерации: организационно- правовые и экономические вопросы». Исследование проведено под руководством д. т.н, профессора В. Л. Этина и при поддержке начальника УНИИД, к. т.н. С. Г. Митрошина.
48-55 349
Аннотация
Известны сложности и недостатки при процедурах взвешивания вагонов и поездов, как и сама потребность в знании грузовых нагрузок на рельсовое полотно. В статье предлагается простой способ оценки массы железнодорожного состава в процессе его движения по контрольному участку пути. Он основан на измерении величины напряжённости магнитного поля, создаваемого тяговыми двигателями постоянного тока локомотива. Роль весов выполняют феррозонды, имеющие в качестве регистрирующих приборов миллиамперметры с тарированной под измерение массы состава шкалой. Полученные результаты подтверждают эффективность метода.
56-63 405
Аннотация
С учётом особенностей железнодорожной радиосвязи предложен высокоточный широкополосный фазовращатель на 90° для сигнала промежуточной частоты. Разработан фазовый преселектор приёмника, совмещённый с его преобразователем частоты, позволяющий дополнительно увеличивать избирательность по соседнему и зеркальному каналам, а также чувствительность приёмника при упрощении его структуры. Показаны результаты расчётов структурных элементов и прохождения сигналов в диапазоне используемых радиочастот.
64-73 215
Аннотация
В статье представлены результаты разработки и исследования математической модели ветроэлектростанции, связанной с энергосистемой и разноуровневой, подвижной нагрузкой. Предполагается, что нагрузка переменна во времени и по местоположению. Изучена реакция системы на различные возмущения, рассмотрена методика подбора параметров для автоматического управления внешними роторными сопротивлениями, обоснована необходимость введения контура стабилизации напряжения. Показаны преимущества схемы энергопитания с использованием ветроэлектростанции при наличии колебаний ветровой мощности.
74-80 226
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы повышения пропускной способности волоконно-оптических систем, используемых на железных дорогах. Проанализированы основные направления увеличения скорости передачи информации, главным из которых является быстродействие оптических модуляторов и фотоприёмников за счёт совершенствования функциональной среды оптоэлектронных устройств и снижения инерционности материала. Для этой цели предложены новые материалы в виде многослойных наноструктур, технология изготовления и методика оценки их качественных характеристик, необходимая при проектировании оптоэлектронных приборов.
ЭКОНОМИКА
82-89 222
Аннотация
Сущность «окольных» способов производства, по мнению автора, состоит в том, что конечная цель процесса - получение потребительских благ - достигается посредством создания и реализации промежуточных продуктов, представляющих собой капитал. Применение таких способов повышает эффективность производства, поэтому рост «окольности» является доминирующей тенденцией экономического развития. Специфика транспортного аспекта при этом связана с тем, что транспорт соединяет различные стадии производственной цепочки, находящиеся в разных точках пространства, то есть с пространственной «окольностью», которая наиболее ярко выражена в современной глобальной экономике. Эффективность формирования глобальных производственно-экономических цепочек повышается при отсутствии барьеров для движения товаров, капитала и рабочей силы и наличии рыночного ценообразования, не искаженного регуляторным воздействием.
90-101 202
Аннотация
В условиях неопределённости и риска рыночных процессов возрастает потребность в объединении усилий их участников, укреплении межтерриториальных и межотраслевых связей. На рынке транспортно-логистических услуг интеграция сопровождается созданием логистических кластеров и инвестированием в совместные проекты объектов транспортно- логистической инфраструктуры. Актуальность исследования рынка транспортно-логистического бизнеса обусловлена необходимостью улучшения координации деятельности компаний- контрагентов и разработки кластерных стратегий их развития, использующих возможности виртуальной сети. Автор развивает предложенные подходы на примере Иркутской области.
102-111 268
Аннотация
Выявленный в статье рост спроса на пассажирские скоростные перевозки позволяет зафиксировать значимость такого показателя качества обслуживания, как время в пути. Проведено обоснование направлений совершенствования качества транспортного обслуживания пассажиров железнодорожными компаниями на основе применения модели групп факторов, рекомендовано расширение охвата транспортного рынка для целей маркетинга, изучения спроса, отмечены возрастные различия в предпочтениях пассажиров при выборе ими вида транспорта.
112-117 216
Аннотация
Обоснованные теоретически, но остающиеся маловостребованными инновационные механизмы ищут и находят поводы заявлять о себе. В статье особое место отводится проблемам становления российских интеллектуальных транспортных систем, в особенности тех, которые позволяют в конкурентной бизнес-среде создать новые высокотехнологичные продукты. Эта тема приобрела приоритетную значимость в свете реорганизации государственного сектора экономики, необходимости обновления законодательства в интересах ускоренного развития интеллекто- содержащих средств организации и обслуживания перевозочного процесса.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
120-131 205
Аннотация
В статье дается оценка современному состоянию внутреннего водного транспорта на Европейском и Приуральском Севере. Представлена схема водных путей, проанализирована динамика объемов перевозок в регионе за время 1995-2014 годов. Водный транспорт в навигационный период для жителей отдельных районов является единственным видом сообщения с областными и окружными центрами, безальтернативным в перевозке пассажиров. В ходе анализа авторами выявлены пути увеличения пассажирогрузовой базы внутреннего водного транспорта, названы направления реконструкционных программ, которые касаются речных портов, водного туризма, круизных судов и маршрутов, логистических технологий.
132-142 191
Аннотация
На примере бизнес-блока «Пассажирские перевозки» воспроизводятся взаимозависимые цели холдинга «РЖД» в отношении повышения качества обслуживания клиентов на основе стандартизации услуг. Показаны три матрицы системы управления - собственно перевозки, услуги вокзального комплекса, получение информации и подготовка к поездке. Комментируются назначение международных и федеральных стандартов, нормативная база уровня «РЖД», подходы к системной оценке качества услуг. Последнее определяет, по мнению авторов, выбор потенциальным клиентом приоритетного для себя вида транспорта.
144-154 209
Аннотация
Статья посвящена проблемам создания единой классификации автоматизированных систем. Обоснована актуальность задачи, с позиций диалектического объяснения свойств объектов проанализированы, выявлены и определены признаки их принадлежности к классам, категориям, положение систем в категориальных рядах, иерархия типов. Предлагается авторский вариант универсальной классификации.
БЕЗОПАСНОСТЬ
156-160 195
Аннотация
В статье представлены результаты исследований в области моделирования транспортной культуры населения, в том числе на основе модификаций закона Р. Смида. С помощью анализа экспериментальных данных установлено, что поведенческая линия граждан на дорогах определяется преимущественно уровнем автомобилизации в регионе. Предложенная базовая модель уровня транспортной культуры населения позволяет решать целый ряд задач, связанных с реализацией федеральных и региональных программ повышения безопасности дорожного движения.
162-166 229
Аннотация
В результате проведенного анализа выявлено, что в настоящий момент технические средства внешней защиты станций метрополитена от актов незаконного вмешательства с использованием транспортных средств не отвечают в полной мере существующему уровню угроз. Предложено устройство блокирования несанкционированного проезда на прилегающую к станции территорию. Противотаранный заградительный столб оригинальной конструкции выдерживает удар при попытке прорыва автомобиля с грузом до 20 тонн на скорости 40 км/ч. Это дополнительный ресурс усиления мер безопасности на метрополитене в момент возникновения чрезвычайной ситуации.
168-177 200
Аннотация
В статье обосновывается применение специальных методов оценки потенциально опасных водных объектов в целях повышения уровня безопасности на сети железных дорог. Негативное воздействие разных по форме и масштабу проявлений водной стихии (включая наводнения) может привести к нарушению целостности железнодорожного полотна, его подмыву, а в некоторых случаях - и к полному разрушению, что снижает устойчивость транспортного сообщения на проблемных участках. Для динамической и статической оценки степени опасности подобных ситуаций автором выбраны основные параметры, по которым все водные объекты делятся на шесть групп. С их помощью есть возможность вовремя организовать предупредительную работу, чтобы предотвратить или уменьшить последствия водных ЧП.
178-184 195
Аннотация
Авторами решается задача определения эксплуатационных рисков, касающихся элементов железнодорожного пути при нарастающих с течением времени изменениях геометрии рельсовой колеи из-за ослабления или поломок клеммно- болтовых промежуточных скреплений. Для оценки отказов скреплений предложен метод, основанный на использовании параметра отжатия рельсов под поездной нагрузкой. Параметр может быть получен с помощью автоматизированных диагностических средств типа КВЛ-П, АДКИ «ЭРА» и аналогичных им. В статье дается схема расчёта величины отжатия головки рельса в зависимости от количества дефектных скреплений. Оговорены условия применения метода.
186-192 264
Аннотация
Одним из факторов устойчивого развития железнодорожного транспорта являются экологические требования «зелёного строительства». Они призваны соответствовать российскому и мировому законодательству, отвечать принципам отраслевой стратегии и долгосрочным программам, а определяться совокупностью категорий, отражающих современные представления об экологических стандартах, которую в свою очередь может «обслуживать» отдельная группа предназначенных ей критериев. В статье предложена структура экологических требований к возведению и эксплуатации зданий и сооружений железных дорог, которая предполагает эффективно внедрять экоориентированные технологии строительства, а также обеспечивать сохранность окружающей среды.
194-200 235
Аннотация
Автор исходит из того, что человекосберегающие усилия, технически рациональные и экологически эффективные меры по снижению аварийности на автодорожных трассах (и прежде всего загородных) могут принести ожидаемые результаты лишь при наличии четко отлаженной системы прогнозирования ДТП. При этом методы прогноза должны учитывать влияние комплекса факторов, включая время суток, интенсивность движения, особенности дорожной среды и другие значимые стороны транспортного процесса. В представленном исследовании акцент делается на зависимости дорожно-транспортных происшествий от периода суток, характера дневных, ночных и сумеречных часов того или иного календарного цикла.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
262-268 168
Аннотация
Рецензия на книгу: Будущее инженерного образования: Сборник научных статей / Под ред. А. А. Александрова, В. К. Балтяна. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 268 с. Издание содержит актуальные выступления по проблемам развития инженерного образования и межвузовского сотрудничества в стране, авторами которых являются представители высших учебных заведений самого разного отраслевого профиля. Общее для них - принадлежность к Ассоциации технических университетов и Союзу научных и инженерных обществ, преемнику Русского технического общества, отмечающего в этом году свое 150-летие.
269а-270а 155
Аннотация
Кузьмин Д. В. Организация региональной сети контрейлерных терминалов / Автореф. дис… канд. техн. наук. - М., 2015. - 24 с.
269б-270б 162
Аннотация
Нгуен Ван Хунг. Методы расчета тоннелей, выполненных из опускных секций на сейсмические воздействия / Автореф. дис… канд. техн. наук. - М., 2015. - 24 с.
269в-270в 150
Аннотация
Рожков А. Д. Оценка влияния железнодорожного транспорта на макроэкономическую эффективность / Авореф. дис… канд. экон. наук. - М., 2015. - 24 с.
269г-270г 152
Аннотация
Соколов О. О. Повышение ресурса тяговых электрических машин электропоездов постоянного тока / Автореф. дис… канд. техн. наук. - М., 2015. - 24 с.
269д-270д 163
Аннотация
Хусаинов И. И. Конструкция «структурного геомассива» в сложных геологических условиях / Автореф. дис… канд. техн. наук. - М., 2015. - 24 с.
269е-270е 150
Аннотация
Чан Суан Линь. Напряженно-деформированное состояние цилиндрических оболочек, в том числе взаимодействующих с окружающим грунтом, при упругих и упруго-пластических деформациях / Автореф. дис… канд. техн. наук. - М., 2015. - 24 с.
271-272 166
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
КОЛЕСО ИСТОРИИ
242-249 243
Аннотация
В историю науки Пётр Лебедев вошел как экспериментатор- физик, первым исследовавший миллиметровые электромагнитные волны, измеривший давление света на твердые тела и разреженные газы, и как организатор коллективной научной работы и больших исследовательских лабораторий, явившихся образцом для современных научных институтов. Для истории МИИТ он значим еще и тем, что стал первым заведующим кафедрой физики, и произошло это в год образования вуза - ровно 120 лет назад.
254-260 368
Аннотация
Сурамский железнодорожный тоннель расположен на перевальном участке Зестафони - Хашури Грузинской железной дороги. Построен в 1886-1890 годах под руководством инженера Ф. Д. Рыдзевского. Длина тоннеля - 4 км. Он двухпутный, электрифицирован, сеть на постоянном токе. Ежедневно через него проходит более 50 пар пассажирских и грузовых поездов. Статья рассказывает о том, как проходило строительство тоннеля в непростых геофизических и производственно-технических условиях, насколько необычным для тех времен оказался сам проект.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
202-211 226
Аннотация
Авторы дают общую оценку транспортного образования в ведущих странах мира, выделяют наиболее характерные особенности университетских программ и форм обучения, тенденции развития научно- образовательной деятельности вузов на фоне растущей глобализации производственно-экономических связей. Подчеркнуто значение интернационализации образования, а применительно к рынку труда - проблем подготовки в вузах логистов, в том числе на основе совместных обучающих программ отечественных и зарубежных университетов.
212-221 219
Аннотация
В статье исследуется экономическая категория кадрового потенциала предприятий железнодорожной отрасли, рассматриваются различные подходы к понятийному аппарату, дается анализ его производных и основных составляющих, характеризующих отраслевой кадровый потенциал. На примере Курганского подразделения учебного центра профессиональных квалификаций Южно-Уральской железной дороги показаны параметры системы обучения рабочих массовых профессий и действующие оценочные принципы, критерии комплектования учебных курсов.
222-229 283
Аннотация
Рассмотрены принципы и содержание инжиниринговых подходов, излагаемых в вузовских учебных программах и призванных формировать у студентов ответственное отношение к качеству конечного продукта труда. В их числе робастное проектирование современных систем и управленческой деятельности, а также методы многокритериальной оценки объектов с показателями различной природы для принятия обоснованных управленческих решений. Дана характеристика программного обеспечения и методик, положенных в основу преподавания дисциплин по инновационному и стратегическому менеджменту, управлению персоналом транспортных организаций.
230-240 433
Аннотация
В статье обосновываются актуальность внедрения процессного подхода к управлению персоналом в ОАО «РЖД», роль операционных процессов в повышении эффективности транспортной деятельности. В качестве варианта реализации методологии авторы демонстрируют инициированный ими пилотный проект на Московской железной дороге. В его основе моделирование процессов управления персоналом на уровне регионального корпоративного центра, разработка регламентов, стандартов алгоритмов процессного управления. Апробация модели обещает позитивный результат.
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
118 191
Аннотация
АО «РЖД Логистика» (дочернее общество ОАО «РЖД») совместно с компанией Far East Land Bridge (FELB) организовало перевозку сборных грузов из Китая в Екатеринбург. С момента запуска сервиса (с февраля текущего года) по маршруту Сучжоу - Екатеринбург перевезено 30 ДФЭ (условная единица измерения вместимости, эквивалентная полезному объёму стандартного 20-футового контейнера).
143 204
Аннотация
29 марта в ходе совместного рабочего объезда по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД) президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров ознакомил министра транспорта РФ Максима Соколова и мэра города Москвы Сергея Собянина с ходом работ по реконструкции МК МЖД.
161 188
Аннотация
В 2015 году в ОАО «РЖД» реализована обширная программа мероприятий по выполнению целевых параметров «Экологической стратегии» компании, базирующихся на энергосбережении, внедрении экологичных технологий, возобновляемых и альтернативных источников энергии, комплексных решений по вовлечению отходов в производственный процесс.
XXXI ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ДИРЕКТОРОВ (ОТВЕТСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОСЖД
185 177
Аннотация
25-29 апреля 2016 в городе Чолпон-Ате (Кыргызская Республика) состоялось XXXI заседание Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД (КГД).
ПРЕСС-АРХИВ
250-253 175
Аннотация
Появившаяся в № 35-36 «Железнодорожного дела» заметка о постановлении сентябрьского собрания американских дорожных мастеров по вопросу о длинных рельсах со скошенными рельсовыми стыками заслуживает внимания, как мнение практиков, уже много лет трудящихся над усовершенствованием рельсового пути. В последнее время выяснилось особенно важное значение верхнего строения железной дороги в деле достижения увеличенной быстроты движения поездов, соединенной с полной безопасностью, и потому все попытки улучшить рельсовый путь следует приветствовать, как нечто весьма желательное, обещающее в недалеком, быть может, будущем большие успехи в развитии железнодорожных сообщений.
ISSN 1992-3252 (Print)