Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 16, № 4 (2018)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-17 287
Аннотация
Полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Показана эволюция подходов к понятию кластера. На основе изучения их многообразия выделены отличительные особенности кластера от группы предприятий. Проведён анализ специфики формирования структуры в зависимости от типа кластера, при этом установлено различие между производственным, транспортно-логистическим и инновационным кластерами с точки зрения их структурных признаков. Рассмотрены перспективы использования кластерного метода для развития беспилотных транспортных технологий. Предложена структура инновационного производственного кластера для создания технологической базы беспилотного управления транспортными средствами.
18-31 217
Аннотация
Полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рассмотрены особенности структурной оптимизации систем трубопроводного транспорта, помогающей обеспечить требуемый уровень их стойкости к развитию процесса прогрессирующей блокировки узлов. Показано, что наивысший уровень стойкости сетевых структур к последовательно усиливающимся рискам повреждения достигается в системах с наибольшим составом подмножества G1, при условии высокой валентности узла- источника целевого продукта. Под валентностью отдельного узла системы понимается количество сходящихся в него трубопроводов, а линейные элементы, соединяющие напрямую источник и потребителей продукта, рассматриваются как принадлежащие подмножеству G1. Установленные закономерности позволяют решать задачи поиска оптимальных сетевых структур, стойких к развитию аварийных ситуаций, по механизму прогрессирующей блокировки узлов при проектировании и реконструкции систем трубопроводного транспорта.
32-50 258
Аннотация
Полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Разработана конечно-элементная модель железнодорожной насыпи. Выполнены расчёты остаточных деформаций деятельной зоны земляного полотна на модифицированной модели Мора - Кулона в упругопластической постановке, а также по сравнительной оценке остаточных осадок грунта при цикличном нагружении от колёс подвижного состава с величинами осевых нагрузок 23,5; 25; 27 и 30 тс. Показано, что при увеличении циклов нагружения зависимость накопления остаточных деформаций для глинистых грунтов асимптотически стремится к линии консолидации II рода. Интенсивность накопления остаточных деформаций тем выше, чем больше влажность грунта и осевая нагрузка. Работа выполнена по проекту РФФИ 17-20-01088.

НАУКА И ТЕХНИКА

52-65 412
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обеспечение технических условий (ТУ) размещения и крепления груза в вагоне, контейнере рассматривается как единый технологический процесс, охватывающий этапы определения, разработки и согласования ТУ для той или иной перевозки, их использования при погрузке, оформлении и приёме груза к отправке, контроля состояния погрузки в пути следования и анализа эффективности и надёжности применённых технических условий. Приводится описание под руководством и при участии автора созданного интеллектуального инструмента АСКМ ТУ, на цифровой основе реализующего преемственно структурированный технологический процесс, который ставит целью повышение уровня сохранности и безопасности грузовых перевозок.
66-73 263
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены особенности схемы защиты участков контактной сети с разъединителями на посту секционирования (ПС) и показаны её преимущества и недостатки. Предложено решение, позволяющее улучшить исследуемую схему и повысить надёжность работы системы тягового электроснабжения. Представлены схема питания двухпутного участка контактной сети с разъединителями и выключателем на ПС, графики селективности защит выключателей смежных тяговых подстанций и выключателя ПС, а также их временные характеристики. Оценена последовательность действий, связанных с подачей напряжения на отключённый участок сети при предлагаемой схеме защиты.
74-86 366
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Современные системы непрерывного мониторинга устройств железнодорожной автоматики и телемеханики получают большой набор дискретной и аналоговой диагностической информации, который трудно анализировать при техническом обслуживании и поиске неисправностей. С целью централизации информации и удобства её конечному пользователю в системе «Аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля» (АПК-ДК) предложено группировать данные от типовых объектов автоматики и выводить их в отдельные технологические окна. В статье рассказывается об измерительных контроллерах АПК-ДК, а также порядке вывода информации о таких сложных объектах железнодорожной автоматики, как электропитающие установки, управляющие вычислительные комплексы систем микропроцессорных централизаций и сигнальные точки автоблокировки.

ЭКОНОМИКА

88-100 229
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Для привлечения частных инвестиций в инновационное развитие транспортной системы страны необходима более совершенная методика оценки инвестиционной привлекательности капитальных проектов. В статье представлена методика оценки инновационных проектов по развитию инфраструктуры высокоскоростного наземного транспорта, которая, по мнению авторов, обеспечит принятие рационального, взвешенного с учётом интересов стейкхолдеров, экономически обоснованного решения об участии в инвестировании предстоящих работ.
102-115 356
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Проведён подробный анализ эффективности эксплуатационной работы в условиях реформирования экономики страны и железных дорог (1992-2017 гг.). Отмечена необходимость существенного роста эффективности на базе реализации технологически и экономически обоснованных инновационных решений в долгосрочной перспективе до 2030 года. Отмечено, что грузовые перевозки являются главным доходообразующим бизнесом отрасли, и вместе с тем на их долю падает и бо́льшая часть эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта, поэтому уровень организации работы в грузовом движении имеет важнейшее значение для экономически эффективной, устойчивой деятельности железных дорог. Сделан вывод, что для дальнейшего повышения эффективности их эксплуатационной деятельности требуется активизация и радикализация инноваций в рамках общего инновационно-ориентированного развития отрасли.
116-128 209
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В условиях достаточно серьёзного усложнения доступа к реализации транспортных проектов за рубежом как по объективным причинам (проблемы с финансированием), так и по причинам субъективным (изоляционизм, протекционизм) особое значение приобретают анализ и структурирование тех первостепенных показателей, на которые предстоит опираться при формировании инвестиционной модели будущего проекта транспортного строительства. Показаны соотношение существующих подходов, влияние ключевых факторов на инвестиционный процесс и его привлекательность для инвесторов. Автор отмечает позитивные и негативные стороны практики финансирования масштабных и менее значимых транспортных проектов, особо выделяя возможности привлечения средств международных финансовых организаций.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

130-139 1083
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Европейские специалисты полагают, что развитие скоростного железнодорожного сообщения требует модернизации существующих технологий и транспортной инфраструктуры, изменения организации движения и системы управления. Кроме того, необходимы новые стандарты безопасности, экологичности, устойчивости, более совершённые средства сигнализации и контроля. Считается, что железнодорожное грузовое сообщение США добилось успехов за счёт выделенных путей и сокращения простоев. В Европе внедрение подобных проектов пока невозможно, что приводит к длительным задержкам железнодорожных товарных составов. Простаивание связано с тем, что приоритет в отправлении отдаётся пассажирским поездам, а также с нарушениями в системах сигнализации, неэффективностью загрузки- выгрузки товаров. Вместе с тем организация услуг в сфере скоростной доставки грузов в Европе рассматривается как важнейшая задача, которая будет влиять на снижение технических и бюрократических барьеров на национальных границах, поможет привлечь в сектор железнодорожных сообщений новые рынки, клиентов, заказчиков.
140-149 1346
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторами выполнен анализ методики, устанавливающей уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным и наземным электрическим транспортом. Приведён опыт субъектов Российской Федерации, США и Европейского союза в отношении стандартизации качества транспортного обслуживания. Рассмотрены математическая модель качества транспортных услуг, методы его интегральной оценки. На основе анализа методики оценки транспортного обслуживания населения даны заключения о её адаптивности применительно к условиям Москвы. Предложен системный подход к получению исходных данных, необходимых для расчёта показателей качества.
150-159 468
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена анализу современных подходов к обеспечению эффективности транспортных процессов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. С учётом природной и географической специфики в этих зонах особенно высоки риски отклонения запланированных маршрутных траекторий движения транспорта, вероятность возникновения нештатных ситуаций, что создаёт свои трудности при внедрении математических методов планирования перевозок, комплексных автоматизированных систем управления с использованием средств и технологий транспортной телематики, спутниковой навигации, мобильной и радиосвязи. Представлены основные цели создания автоматизированной спутниковой навигационной системы сопровождения автомобильного транспорта, показаны функции сбора и передачи информации за счёт средств телематики, которыми оборудуются транспортные средства предприятий. Полученные координаты автоматически сохраняются в энергонезависимой памяти приёмника и передаются в локальные операторские центры региональных отделений.
160-178 341
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена разработке модели обоснования потребности региона в контейнеризации грузовых перевозок. Модель включает два взаимосвязанных элемента: методику обоснования контейнеропригодности грузов региона и имитационный алгоритм планирования потребности региона в контейнеризации. Планирование потребности в контейнеризации увязывает спрос предприятий на перевозки (с учётом уровней контейнеропригодности продукции) и имеющиеся ресурсы контейнерной транспортной системы (терминалы, контейнерный парк, подвижной состав). Дальнейшее развитие модели предполагает оценку затрат и выгод региона от развития контейнерной системы. Верификация имитационной модели на примере Свердловской области демонстрирует её работоспособность и адекватность действительности.

БЕЗОПАСНОСТЬ

180-192 261
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Повышение безопасности железнодорожных перевозок в условиях растущих скоростей и интенсивности движения составов и при наличии террористической угрозы требует внедрения новых технических средств наблюдения и контроля. Особую задачу представляет разработка мер предотвращения аварий и катастроф, а также ликвидации их последствий. Применение средств дистанционного зондирования Земли, позволяющих оперативно получать информацию с больших площадей и с высоким разрешением, может оказать существенную помощь в этой сфере. В статье рассматриваются варианты спутников и дистанционно- пилотируемых летательных аппаратов, получающих информацию в различных диапазонах электромагнитного спектра. Анализируются их достоинства и недостатки, возможности совместного использования. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-20-02086. Авторы выражают благодарность сотрудникам Экспериментального железнодорожного кольца в г. Щербинка за содействие в проведении полётов ДПЛА для получения необходимой информации.
194-203 374
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье оцениваются понимание и трактовка научных категорий «надёжность», «отказ», «конгестия». Обосновывается возможность использования показателя уровня обслуживания как критерия надёжности функционирования улично-дорожной сети, имея в виду, что он отражает в комплексе данные об экономичности, удобстве и безопасности движения, а посредством этого и состояние транспортного потока. Приводятся разные подходы к определению уровня обслуживания, к классификации особенностей и признаков выполняемой работы. Формулируются дальнейшие направления совершенствования надёжности автомобильных дорог, поиска наиболее вариативного показателя безотказности городской транспортной сети.
204-210 254
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторами даётся экологическая оценка влияния выбросов выхлопных газов и загрязняющих веществ автотранспортных средств на качество атмосферного воздуха. Известно, что массовый их выброс в окружающую среду увеличивается с каждым годом. Особенно это актуально для таких крупных городов, как Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург и т. д. По данным Росгидромета1 в 2015 году концентрации одного или нескольких веществ превышали предельно допустимую концентрацию (ПДК) в почти 150 городах. При этом в 34 из них максимальные концентрации достигают 10 ПДК и более. Ситуация с экологической безопасностью и роль в ней автотранспорта вызывают серьёзное беспокойство специалистов.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

212-221 248
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторами представлено новое решение в области самообучения и самоконтроля - игровые мобильные приложения. Целью проекта является повышение интереса и мотивации к процессу образования и самообразования. Приведены примеры построения игровой платформы для задач обучения принципам функционирования устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Представлен концептуально новый подход к технической учёбе на предприятии, основанный на внедрении игровой и соревновательной составляющих, что способствует совершенствованию профессионализма персонала любой квалификации. Демонстрируемое в статье приложение OSApp, разработанное авторами, служит дополнительным модулем к основной платформе дистанционного и самостоятельного обучения OSA.
222-230 312
Аннотация

Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье обосновываются потребности в квалифицированных специалистах в области государственной транспортной политики, рассматриваются перспективы нового направления подготовки кадров для транспортной отрасли в системе отечественного высшего образования. Отмечается междисциплинарный и интегративный характер направления, возможности использования инновационных подходов при формировании учебных планов и рабочих программ изучаемых дисциплин, а также профильной учебной и учебно-методической литературы. Особое внимание уделяется потенциалу Российского университета транспорта (МИИТ), на базе которого планируется открытие программы подготовки специалистов в области государственной транспортной политики.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

238-247 322
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Почти два столетия существует и прошла определённую трансформацию система обслуживания пассажиров на железных дорогах, которая включает и такой чисто коммерческий аспект, как маркетинг, формирование отношений с клиентом, продажа билетов, кассовая выручка, а уже вместе с ними и построение всех сопутствующих этой деятельности технологических процессов. Авторы прослеживают эволюцию, постепенный качественный рост «билетообразующей индустрии», ставшей в электронную сетевую эпоху принципиально иной технологией, наполовину виртуальной, если иметь в виду контакт с клиентом, потребителем транспортных услуг.
248-252 292
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена известному русскому математику Болеславу Млодзеевскому (10.07.1858-18.01.1923), который с 1896 по 1913 год работал в Московском институте инженеров путей сообщения, ныне - РУТ (МИИТ), и был первым руководителем институтской кафедры математики. Научные труды учёного относятся к дифференциальной и алгебраической геометрии и её приложениям. Они интересны будущим математикам и сегодня. Он первым организовал такую форму обучения, как математический семинарий, прочитал первый курс по теории функций действительного переменного и теории множеств. Разработал русскую терминологию теории множеств. В этом году отмечается 160-летие замечательного математика и человека, оставившего о себе самую добрую память.

ПРЕСС-АРХИВ

253-256 204
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Редакция благодарит сотрудников Научно-технической библиотеки МИИТ за помощь в работе с материалами. Подборка статей из журнала Железнодорожное дело.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

258-264 793
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Тесла, Никола. Дневники. Я могу объяснить многое. - Москва: Яуза-пресс, 2018.- 272 с. - ISBN 978-5-9955-0989-9 Его открытия и научные прогнозы не потеряли своей актуальности до сих пор. Более того - многое, о чём он говорил, стало понятным только в XXI веке, а что- то остаётся загадкой и сейчас. Случайно ли пожар 1895 года погубил лабораторию Теслы? Что связывало гения с русским учёным Михаилом Филипповым, изобретателем «лучей смерти»? Филадельфийский эксперимент. Мировая система беспроводной передачи энергии. Как все выглядит на самом деле? Бесценные дневники гения, много лет хранившиеся, по словам составителя и переводчика издания, в закрытых архивах, не только проливают свет на его открытия, но и раскрывают тайны этой поистине магической личности, сумевшей опередить время. Учитывая множество легенд и мифов, продолжающих сопровождать его имя до сих пор, не исключено, что и содержание книги будет подвергнуто сомнению, но от этого она не становится менее интересной.
265-266 171
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
267-268 191
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

101 188
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).
193 249
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
231-232 202
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
233-236 164
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)