Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 16, № 3 (2018)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-17 241
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье демонстрируются новые, неклассические дисперсионные волны, колебания и исследуется их спектр по двум причинам: во-первых, происходит увеличение количества применяемых на железнодорожном транспорте композитных материалов, которые приводят к явлению дисперсии, во-вторых, весна 2017 года показала, что многие километры пути были затоплены «мелкой водой». Явление дисперсии существенно затрудняет обнаружение средствами диагностики новых дефектов пути с подвижного состава (см. «МТ», 2016, № 3). В данном случае для целей исследования применяется метод «нефиксированной конструктивной замены переменных». Авторы признательны Волосову К. А., Данилову В. Г., Зайцеву В. Ф., Кудряшову А. Н., Карасеву М. В., Маслову В. П., Новикову Р. Г., Шефаревичу А. И. за полезные обсуждения и критические замечания.
18-25 286
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье теоретически обосновываются мотивы и значение строительства новых тоннелей в рамках стратегического развития сети российских железных дорог. Предложена классификация железнодорожных тоннелей исходя из целей их создания и видов генерируемых эффектов. Рассмотрены подходы к оценке целесообразности тоннелей, дающих возможность «спрямления» существующего железнодорожного сообщения, улучшения его качественных характеристик и повышения экономичности. На основе логико-аналитического метода определён спектр потенциальных эффектов, возникающих при строительстве таких тоннелей как на отраслевом, так и на макроуровне. Особо акцентировано внимание на выборе горизонта расчёта и норм дисконтирования. Сделан вывод, что сооружение железнодорожного тоннеля может быть признано целесообразным даже при длительном сроке окупаемости капитальных вложений (15-20 лет) в случае значимого чистого дисконтированного эффекта.
26-34 247
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Методологической базой для управленческих решений и передачи данных между локальными автоматизированными системами управления дорожным движением (АСУДД) служит ныне концепция сценариев, основанная на объектно-реляционном подходе. Однако недостатком этого подхода является отсутствие у системы возможности адаптироваться к изменениям входной информации без полной переработки структуры исходных требований. Одним из вариантов коррекции ситуации способна стать интеграция существующих АСУДД на единой информационной платформе. Для эффективной реализации такой задачи следует разработать методику многокритериальной оценки вариантов интеграции локальных систем управления с помощью формально-логистических аналитических методов, которые апробированы в теории принятия решений.

НАУКА И ТЕХНИКА

36-49 232
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья знакомит с лабораторными исследованиями образцов RFID-меток, используемых для радиочастотной идентификации и контроля диэлектрического состояния линейных полимерных изоляторов ЛК-70, которые применяются в воздушной линии электропередачи, включая контактную сеть. Рассмотрены влияние электрических разрядов на работоспособность RFID-технологии, воздействие климатических факторов, проведены измерения угловой зависимости дистанции и скорости регистрации RFID-меток при приёмо-передаче сигнала терминалом для сбора данных, определена величина тока пробоя. Проанализированы результаты испытаний, которые подтверждают возможность радиочастотного идентификационного контроля состояния изоляторов.
50-61 690
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена исследованию цифровой железной дороги как сложной технико-технологической системы, имеющей связь с цифровой экономикой. Показаны основные технологические компоненты цифровой железной дороги. Описаны принципы блокового управления, принципы радионаблюдения, взаимозависимости цифровой логистики и цифровой железной дороги. Подчёркиваются роль киберфизических систем в развитии цифровой железной дороги, перспективы цифровизации в обеспечении безопасной автоматизации и бесшовной интеграции всех видов транспорта.
62-71 236
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обоснована целесообразность расчёта пространственной многомассовой системы для оптимизации динамических процессов взаимодействия подвижного состава и пути. Представлены результаты экспериментального определения статических и динамических параметров демпфирующего материала упругих элементов многомассовой системы. Определено влияние геометрических размеров и температурных факторов на упругогистерезисные свойства амортизирующих элементов. Проведён энергетический анализ. Предложено использование полученных экспериментальных данных в качестве входных параметров проектируемого демпфирующего элемента надбуксового узла грузового вагона. Авторы выражают благодарность за научное сопровождение представленной работы профессору, доктору технических наук, заведующему кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» РУТ (МИИТ) Петрову Геннадию Ивановичу.
72-85 275
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются особенности переходной зоны с балластного подшпального основания на мостовое сооружение с различными типами пролётных строений, а также сопряжённые с зоной участки безбалластного пути. Предложена аналитическая модель для описания динамического поведения железнодорожного пути в виде трансверсально-изотропной пластины с переменными параметрами жёсткости. Приведены примеры использования предложенной модели для вычисления динамической осадки земляного полотна под воздействием подвижного состава с разными грузовыми и скоростными характеристиками.
86-91 285
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Наибольшее применение электрохимические методы получили в технологиях размерной обработки поверхностей деталей машин, основанных на сложных процессах растворения металла. Стендовые трибологические исследования комбинированного метода алмазно-электрохимического хонингования и гальванического хромирования, создающих высокопрочные поверхностные слои, показали меру интенсивности изнашивания, причины и характер появления дефектов покрытия. Для выполнения условий испытаний были применены соответствующие оборудование, технологическая оснастка, инструменты, обеспечен класс среды электролитов. По результатам испытаний подтверждена возможность комбинирования двух способов электрохимической обработки поверхности металлов с высокой трибологической нагрузкой.
92-98 301
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Одной из приоритетных задач в сфере развития контактной сети железных дорог является внедрение малообслуживаемого оборудования, конструкций и элементов. В статье рассмотрена альтернатива применению валиков КС-084. Теоретические исследования допустимой нормативной нагрузки на узел крепления проводов, как и экспериментальная проверка, включавшая оценку механической прочности стеклопластиковых валиков на срыв в соответствии с ОСТ 32.204-2002, показали полную готовность предлагаемых изделий к эксплуатации в конструкциях воздушных линий электропередачи.

ЭКОНОМИКА

100-109 285
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются источники совершенствования деятельности транспортно-экспедиторских предприятий, повышения их конкурентоспособности, в том числе и на рынке международных транспортных услуг. Являясь архитектором эффективной доставки груза, подобное предприятие выполняет ряд функций, несвойственных перевозчикам. Это координирование операционного взаимодействия, составление технологических и экономических обоснований транспортно-технологических маршрутов и схем с учётом пожеланий и требований грузовладельцев, контроль за ходом выполнения работ, информирование о движении грузов. Авторы рекомендуют внимательнее относиться к оценке соответствия спроса и предложения на транспортно-экспедиторское обслуживание, алгоритму взаимодействия с клиентами, оценке возможностей конкурентов в бизнесе, прогнозированию сценариев развития экономики.
110-121 814
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В научной публикации представлен краткий обзор методов ценообразования и рассмотрена методика расчёта тарифов на городском пассажирском транспорте в Санкт-Петербурге. На основании критического анализа предложена авторская формула расчёта тарифов, которая опирается на концепцию социальной доступности цен и применение классификации затрат по частоте их возникновения и выделения алгоритма формирования себестоимости поездки. Апробированный вариант приближает к оптимизации расходов на перевозку и учитывает интересы бюджета города и пассажиров.
122-131 272
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены организационные аспекты процесса рециклинга автокомпонентов вышедших из эксплуатации транспортных средств. Спроектирована концептуальная модель управления цепями поставок предприятия в системе авторециклинга. Обозначена проблема дублирования функций логистики и маркетинга, показана роль логистического контроллинга в оптимизации бизнес-процессов путём формирования интегрированной базы данных авторециклинга и системы поддержки жизненного цикла автокомпонентов вышедших из эксплуатации транспортных средств.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

134-154 412
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Основные затруднения при транспортировке грузов международными контейнерными поездами возникают при пересечении государственной границы. Детальный анализ причин их задержек на железнодорожных пунктах пропуска выявил наиболее характерные «узкие» места. В целях совершенствования процедур документального и информационного сопровождения грузопотоков, а также консолидации бизнес-процессов с участием грузовладельцев, перевозчиков, экспедиторов, федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора, компаний по предоставлению транспортных и логистических услуг предложено создание единого информационного пространства по технологии блокчейн (block chain). Определены финансовые результаты его использования, найдены дополнительные ресурсы программного продукта на основе инструментов бизнес-логики, причастных к оценке качества товародвижения на транспортном маршруте.
156-165 539
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Анализируется опыт развития отечественных систем автоматического управления движением поездов метрополитена с учётом высокой интенсивности и небольшой избыточности пропускной способности линий, необходимой для компенсации возмущений. Приведён краткий обзор становления АСУ, показана динамика изменений в системах автоведения. Дан анализ трансформации алгоритмов централизованного управления движением метропоездов, особенностей регуляторов времени хода, требований к построению технических средств определения пройденного пути и скоростного режима.
166-177 324
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрен вопрос целесообразности применения современных математических инструментов при решении задач размещения объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Проведён анализ существующих подходов к оценке и значимости используемых методов, в частности координатных, гравитационных и комбинированного. На примере транспортно-логистического комплекса Республики Бурятия показана применимость предлагаемых способов и инструментов управления, включая средства программно-имитационного моделирования.
178-189 417
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Международный транспортный маршрут с использованием транзитных возможностей Ирана в рамках коридора «Север-Юг» - проект, актуальность которого обусловлена процессами интенсификации торгово-экономических отношений между странами евразийского континента. МТК обеспечивает доставку грузов из Индии, зоны Персидского залива, Ирана на территорию Азербайджана, России и затем в Северную и Западную Европу. В частности, железнодорожные перевозки по этому маршруту сократят продолжительность транспортировки от 45-60 до 20-25 дней по сравнению с путём из Балтики через Средиземное море, Суэцкий канал и Персидский залив. Подобное изменение логистики уменьшает транспортные расходы на 10-15 %. Перспективный объём контейнерных перевозок оценивается в 3,5 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте в год.
190-199 511
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена декомпозиции задачи маршрутизации транспорта по эвристическим оценкам метода Кларка-Райта. Предложена процедура проектирования развозочной автотранспортной системы по критерию минимизации суммарного общего пробега различными формализованными методами декомпозиции, в частности, с помощью алгоритма «функций выгоды» и формирования зон (кластеров, подмножеств, «кустов») обслуживания транспортного средства. Наглядно показаны преимущества предлагаемого метода по сравнению с методом «по матрице кратчайших расстояний» на примере доставки десяти единиц груза от поставщика десяти потребителям по одной грузовой единице. Эффект от сокращения суммарного пробега на построенных маршрутах составил 9,45 %.
200-206 492
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Автором рассматривается один из наиболее актуальных вопросов в сфере авиационных перевозок - факторы, способствующие появлению задержек воздушных рейсов. Приводится классификация задержек в процессе отправок и приёма рейсов, анализируются причины, которые наиболее часто приводят к нарушению регулярности полётов. Исследуется понятие пунктуальности в контексте работы аэропорта и персонала по расписанию. Выделяются виды пунктуальностей: с точки зрения своевременности отправления рейсов, точности прибытия рейсов, обеспечения графиков взлётов и посадки. Приводится методика расчётов всех видов пунктуальностей. В заключительной части статьи оценивается международный опыт контроля за соблюдением регулярности воздушного движения пассажирских судов аэропортов и авиакомпаний.

БЕЗОПАСНОСТЬ

208-218 210
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).При проектировании социальных объектов важно правильно выбрать место их расположения, предусмотреть удобство выполнения ими своих функций на отведённой территории. В работах автора [1-5] исследуются задачи по оптимальному распределению ресурсов, связанных с программами по безопасности движения на транспорте. В работах [7-8] находится оптимальное расположение спасательных служб при нормальном и равномерном распределении транспортных узлов. В публикуемой статье рассматривается односторонний транспортный узел как показательный закон распределения с некоторой интенсивностью. Исследована задача об оптимальном расположении нескольких спасательных служб на магистрали.
220-234 893
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Окончание. Начало: МТ, 2018, № 2. В последнее десятилетие на транспорте утвердилось научное направление, ориентированное на повышение экологичности и основанное на принципах устойчивого развития, - «зелёная» логистика. В статье представлен обзор исследований в этой области на примере зарубежных и российских проектов. Показано, что существующие подходы, методы и инструменты «зелёной» логистики носят разрозненный характер, их использование приводит к принятию противоречивых решений, не способствующих планомерному снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Авторами предложен свой подход к систематизации принципов и методов «зелёной» логистики, который позволит формировать более сбалансированные программы повышения экологичности и эффективности функционирования транспортных систем. Работа выполнена при финансовой поддержке и в рамках международного образовательного проекта Евросоюза TEMPUS EcoBRU «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины» (543707-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPHES).

КОЛЕСО ИСТОРИИ

236-248 233
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Более полувека имя первооткрывателя электрической дуги одни предпочитали небескорыстно не вспоминать, другие считали зазорным поднимать на щит академика-простолюдина, да ещё и не признающего приоритета учёных-чужеземцев в российской науке. Лишь случай дал толчок к восстановлению исторической справедливости - и сегодня Василий Петров почитаем как основоположник отечественной электротехники.

ПРЕСС-АРХИВ

249-253 194
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подборка статей из журнала Железнодорожное дело, 1908 г.Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки РУТ за помощь в подготовке материала.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

256-260 238
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Управление экономической эффективностью эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта с использованием инновационных подходов: Монография / Д. А. Мачерет, А. В. Рышков, Н. А. Валеев и др.; под ред. Д. А. Мачерета и А. В. Рышкова. - М.: РИОР, 2018. - 212 с. В коллективной монографии проанализирована динамика экономической эффективности эксплуатационной деятельности железных дорог и использования отдельных видов производственных ресурсов отрасли, показано влияние инноваций и рыночной конъюнктуры, предложен научно обоснованный инструментарий для управления экономической эффективностью в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта в условиях инновационно-ориентированного развития. Для руководителей и специалистов отраслевых компаний, органов государственного регулирования, научных работников и преподавателей вузов.
261-262 190
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
263-264 202
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

155 212
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
219 231
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
254 227
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)