Оценка целесообразности тоннелей: теоретические аспекты

Полный текст:


Аннотация

Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье теоретически обосновываются мотивы и значение строительства новых тоннелей в рамках стратегического развития сети российских железных дорог. Предложена классификация железнодорожных тоннелей исходя из целей их создания и видов генерируемых эффектов. Рассмотрены подходы к оценке целесообразности тоннелей, дающих возможность «спрямления» существующего железнодорожного сообщения, улучшения его качественных характеристик и повышения экономичности. На основе логико-аналитического метода определён спектр потенциальных эффектов, возникающих при строительстве таких тоннелей как на отраслевом, так и на макроуровне. Особо акцентировано внимание на выборе горизонта расчёта и норм дисконтирования. Сделан вывод, что сооружение железнодорожного тоннеля может быть признано целесообразным даже при длительном сроке окупаемости капитальных вложений (15-20 лет) в случае значимого чистого дисконтированного эффекта.

Об авторах

Д. А. Мачерет
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия


Е. Ю. Титов
Объединённый учёный совет ОАО «РЖД»
Россия


Список литературы

1. Измайкова А.В.Классификация инноваций на железнодорожном транспорте и инвестиционный фактор их реализации // Вестник ВНИИЖТ. - 2015. - № 3. - С.35-41.

2. Стратегическое развитие железнодорожного транспорта России / Под ред. Б.М.Лапидуса. - М.: МЦФЭР, 2008. - 304 с.

3. Титов Е.Ю.Стратегические задачи технико-технологического развития железнодорожного тоннелестроения в России в условиях «инновационного ренессанса» отрасли // Ренессанс железных дорог: фундаментальные научные исследования и прорывные инновации / Коллективная монография. - Ногинск: Аналитика Родис, 2015. - С.89-96.

4. Курбацкий Е.Н.Преимущества тоннелей из опускных секций при сооружении транспортных переходов через протяжённые водные (морские) преграды // Метро и тоннели. - 2014. - № 4. - С.28-32.

5. Мачерет Д.А.Об экономических проблемах развития транспортной инфраструктуры // Мир транспорта. - 2011. - № 3. - С.76-83.

6. Мачерет Д. А., Марцинковская А.В., Гавриленков А.А. и др. Повышение эффективности инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте. - М.: МИИТ, 2015. - 172 с.

7. Мачерет Д. А., Чернигина И.А.Информация - важный фактор транспортного производства // Железнодорожный транспорт. - 1996. - № 9. - С.57-60.

8. Мачерет Д.А.Транспортный аспект «окольных» способов производства // Мир транспорта. - 2016. - № 2. - С.82-89.

9. Мачерет Д.А.Методологические проблемы экономических исследований на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. - 2015. - № 3. - С.12-26.

10. Мачерет Д.А.Экономическая классификация планируемых к строительству железнодорожных линий // Сб. трудов Международной научно-практ. конференции «Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет». - М.: МИИТ, 2015. - С.54-56.

11. Методическое обеспечение рыночных механизмов экономического управления на железнодорожном транспорте: Монография / Б.М.Лапидус, Д.А.Мачерет, А.В.Рышков и др. - М.: МЦФЭР, 2007. - 160 с.

12. Методика оценки социально-экономической эффективности строительства новых железнодорожных линий общего пользования / Пехтерев Ф.С., Лившиц В.Н., Мачерет Д.А. и др. - М., 2009. - 252 с.

13. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Н.П.Терёшиной, Б.М.Лапидуса. - М.: УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. - 676 с.

14. Курбацкий Е. Н., Купчикова Н.В., Синицын А.С. Преимущества тоннелей из опускных секций транспортных переходов и особенности их сооружения через протяжённые речные и морские преграды, сложенные на дне слабыми грунтами // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. - 2015. - № 1. - С.41-50.

15. Махутов Н. А., Лапидус Б.М., Титов Е.Ю. Методология учёта рисков при разработке и эксплуатации вакуумно-левитационных систем // Вакуумно- левитационные транспортные системы: научная основа, технологии и перспективы для железнодорожного транспорта / Под ред. Б.М.Лапидуса и С.Б.Нестерова. - М.: РАС, 2017. - С.153-166.

16. Мачерет Д.А.Методологические проблемы оценки экономической эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. - 2017. - № 10. - С.13-19.

17. Мачерет Д. А., Измайкова А.В.Экономическая оценка инноваций, направленных на комплексное повышение веса и скорости поездов // Экономика железных дорог. - 2015. - № 5. - С.17-33.

18. Себестоимость железнодорожных перевозок / Под ред. Н.Г.Смеховой и Ю.Н.Кожевникова. - М.: УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. - 472 с.

19. Лапидус Б. М., Мачерет Д.А.Модель и методика макроэкономической оценки товарной массы, находящейся в процессе перевозки // Вестник ВНИИЖТ. - 2011. - № 2. - С.3-7.

20. Соколов Ю. И., Лавров И.М.Методы экономической оценки качества транспортного обслуживания грузовладельцев в условиях множественности участников перевозочного процесса. - М.: Золотое сечение, 2015. - 168 с.

21. Измайкова А.В.Экономическая оценка инновационно-ориентированного развития железнодорожного транспорта / Дис… канд. экон. наук. - М., 2016. - 182 с.

22. Лал Д.Возвращение «невидимой руки». Актуальность классического либерализма в ХХ веке: Пер с англ. - М.: Новое издательство, 2009. - 426 с.

23. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории: Пер. с англ. - Челябинск: Социум, 2008. - 878 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мачерет Д.А., Титов Е.Ю. Оценка целесообразности тоннелей: теоретические аспекты. Мир транспорта. 2018;16(3):18-25.

For citation: Macheret D.A., Titov E.Y. ESTIMATING THE FEASIBILITY OF TUNNELS: THEORETICAL ASPECTS. World of Transport and Transportation. 2018;16(3):18-25. (In Russ.)

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)