ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Присущая производственным функциям нелинейность и порождаемые ею явления потери чувствительности и убывающей эффективности исследуются в рамках теории чувствительности. На этой основе рассматривается проблема оптимизации ресурсов с учетом критериев затрат и отдачи, а также нелинейной природы центральной причинной связи, свойственной естественным и искусственным системам. Отражающие эти особенности эффекты носят пространственно-временной характер и отражаются в технике, экономике, сфере управления. И внимание к ним только усиливается.
Новые публикации ОСЖД. Двухэтажные поезда для «Аэроэкспресса». По сообщению пресс-службы компании «Stadler» от 14 марта 2014 г.
Предложены расчётные схемы и дифференциальные уравнения для исследования пространственных колебаний вагона-платформы с двумя кососимметрично расположенными тяжеловесными грузами. Механическая система представлена 13 твёрдыми телами, среди которых рама вагона-платформы, упругодиссипативные опоры, надрессорные балки, боковые рамы и колёсные пары тележек. Рассмотрены в качестве обобщенных координат показатели, характеризующие подпрыгивание, галопирование, боковую качку, виляние, поперечный относ рамы. Составлена система из 23 дифференциальных уравнений, выполняющая роль своеобразной математической модели.
На абстрактном уровне оцениваются закономерности взаимодействия потока и элементов структуры транспортной системы. Укрупненными элементами выступают канал (переработка потока) и бункер (погашение и порождение всплесков потока). Показано, что бункер преобразовывает поток из случайного в частично управляемый, тем самым повышая уровень возможной загрузки канала. В качестве ограничивающего элемента, подчеркивается автором, необходимо рассматривать не канал, как это обычно делается, а составной элемент «бункер-канал».
Представлены теоретические основы применения методов искусственного интеллекта (экспертных систем, искусственных нейронных сетей, генетических алгоритмов) к разработке организационно-технологических решений в строительстве высокоскоростных магистралей (ВСМ). Описан вариант эффективной реализации подобной методики с использованием информационной модели и системы подготовки управленческих решений по результатам мониторинга строительного процесса.
Теоретически обосновывается модель организации управления контейнерной компанией в логистической цепи на примере из четырех звеньев. В качестве целевой функции используется взвешенное среднее математическое ожидание сохранности груза в конечном логистическом звене и математическое ожидание времени доставки. Издержки компании отождествляются с «управляющим воздействием».
Экспресс-информация по материалам пресс-службы СпейсТим холдинга (http://space-team.com/pressa/detail/skorostnye_tramvai_s_glonass/).
НАУКА И ТЕХНИКА
В пригородном сообщении вблизи крупных региональных центров мотор-вагонные поезда занимают ведущее положение. Рассмотрено состояние парка мотор-вагонных поездов и проанализированы этапы их развития от модернизации в процессе ремонтов с сохранением тяговых двигателей постоянного тока до перехода к поездам новых поколений с асинхронными тяговыми двигателями. Сделанные в статье выводы и комментарии носят предметный характер и имеют практическую ценность.
На мотор-вагонном подвижном составе в качестве основного тормоза используются электрический и (или) электропневматический его варианты, но поскольку они являются неавтоматическими, то роль резервного, подстраховочного берет на себя пневматический автоматический тормоз с воздухораспределителем. Конструкция такого устройства имеет свои особенности, которые оцениваются в статье и с точки зрения эксплуатационных свойств, и исходя из новизны предлагаемых технических решений.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования организации технического обновления средств железнодорожной автоматики и телемеханики с использованием концепции бережливого производства. Анализируются непроизводительные потери при выполнении подобного рода работ. С целью сокращения потерь предлагается вариант производственного процесса, предполагающий формирование команд из сотрудников существующих подразделений предприятия, но без учета сложившихся их границ. Ожидаемые при этом результаты могут иметь достаточно универсальный характер – одновременно с совершенствованием техники способствовать формированию инновационного и креативного процессного подхода, рассчитанного на бережливость ресурсов, рационализацию производства.
В подразделениях ФГУП «Атомфлот» завершился очередной этап развития информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР).
Для планирования мер, связанных с повышением безопасности, надежности и эксплуатационной готовности вагонов, нужно располагать моделью, которая могла бы быть использована при расчете параметров системы ТОР (технического обслуживания и ремонта). Свою роль в такой модели способен выполнять специальный показатель надежности, характеризующий вероятность безотказной работы. В представленной статье дается анализ причин отказов буксовых узлов грузовых вагонов, показаны алгоритм построения дерева предшествующих им событий, переход от древовидной структуры описания событий к матричной. С помощью метода путей и сечений получены математически выраженные обоснования для определения безотказной работы буксового узла.
В технике связи для тестирования цифровых каналов и трактов широко применяются цифровые сигналы с фиксированной и псевдослучайной структурами. Автором предложен метод моделирования и расчета характеристик спектральной плотности мощности стандартных цифровых тестовых электрических сигналов для различных способов линейного кодирования. В качестве моделей исходных (первичных) их образований использованы стандартные бинарные последовательности фиксированной и псевдослучайной структур. Как аналитический инструмент метод пригоден для исследования влияния линейного кодирования и форматов модуляции на качество передачи данных в высокоскоростных сетях транспортной связи.
ЭКОНОМИКА
Предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) выполняют большой объем работ, тарифы на которые утверждаются на региональном уровне. В статье рассматривается метод расчета тарифов, предусматривающий их дифференциацию в соответствии с реальными затратами на обслуживание каждого клиента. Такой подход стимулирует сокращение транспортных расходов и прошел успешную проверку на предприятиях Тамбовской и Белгородской областей.
Рассматриваемые показатели качества по критерию этапа жизненного цикла подвижного состава подразделяются на проектные, производственные и эксплуатационные. В составе эксплуатационных должны быть использованы показатели надёжности и стоимостной. Из показателей надёжности (параметр потока отказов, наработка на отказ, среднее время восстановления, средний ресурс, срок службы) более значима наработка на отказ. За стоимостной показатель берутся затраты на ликвидацию отказа и его последствий. Для реализации предлагаемых контрольных мер не требуется капитальных затрат, необходимо только дать методики определения эксплуатационных показателей качества локомотивов и вагонов. Дополнительные обязанности, возлагаемые при этом на инспекторов качества ОАО «РЖД», будут логическим продолжением той большой работы, которую они ведут в настоящее время.
В условиях глобальной экономики задачи профсоюзов приобретают новое звучание, требуют большей консолидации организующих сил, а в конечном итоге – той же глобализации согласованной, стратегически выверенной деятельности, объединения профсоюзов на международном и региональном уровнях. На примере международной федерации транспортников, профсоюзов железнодорожников авторы статьи показывают тенденции сотрудничества и противостояния правительств, работодателей, профсоюзов, формы взаимодействия в борьбе за права трудящихся, их интересы на рынке труда.
Кюне + Нагель: перспективы LCL операций.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Стандарты оценки качества транспортного обслуживания играют важную роль в поиске средств повышения уровня сервиса, удобства и порядка для пассажиров автобусов. Во многих странах эти стандарты состоят из совокупности показателей или групп показателей, отражающих специфику автомобильных перевозок. И вместе с тем дающих определенные нормативные ориентиры сопровождающему их процессу. В данной работе проведен сравнительный анализ российской и зарубежной практики в этой сфере по целому ряду параметров и с использованием динамических коэффициентов, помогающих объективно сопоставить меру качества услуг и управления в реальных условиях города или мегаполиса.
Недостаточный учет неравномерности движения поездов при проектировании и реконструкции станций и участков привел к дефициту путей, при техническом нормировании – к занижению необходимых ресурсов, при разработке технологических процессов – к неоправданному занижению показателей и т. д. Для оценки неравномерности целесообразно использовать теорию очередей, которая позволяет адаптировать проектные и нормативно-технологические документы. С помощью моделирования исследован реальный процесс поездной работы, уточнены характеристики очереди поездов, данные об изменении показателей при увеличении интенсивности движения. Полученные результаты повышают достоверность и обоснованность принимаемых решений, нормирования показателей, оперативного планирования и управления поездной и грузовой работой.
Обоснована целесообразность применения централизованных схем управления дополнительным гарантийным обслуживанием автомобилей как наиболее полно соответствующим принципам устойчивого развития послепродажного вида услуг на дилерских станциях и увеличения их рентабельности, а также повышения культуры обслуживания автовладельцев за счет расширения гарантийных обязательств и планирования расходов на техническую эксплуатацию автотранспортных средств. Предложен инструментарий для реализации проекта «Расширенная гарантия» в российских условиях, построен алгоритм управления дополнительным гарантийным обслуживанием, рассмотрен процесс функционирования предлагаемого технико- экономического проекта.
Статья посвящена особенностям предоставления виртуальных ресурсов в системах, основанных на облачных технологиях, но с учетом выполнения требований QoS. Описан адаптивный механизм, а также проведен сравнительный анализ работы адаптивного и статических механизмов предоставления ресурсов с помощью имитационных моделей. Рассмотрены такие вычислительные показатели для моделей, как среднее время обработки запроса, уровень отказа обслуживания, значение общего использования ресурсов системы при различных входных параметрах.
9 апреля министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом «О результатах работы в 2013 году и основных направлениях деятельности министерства транспорта Российской Федерации на 2014–2016 годы» на итоговом расширенном заседании коллегии министерства.
По материалам пресс-службы министерства транспорта России.
В статье оценивается влияние идущей на железных дорогах России реформы на локомотивный комплекс, в котором происходят кардинальные изменения. Наиболее актуальное из них – перевод локомотивного парка на сервисное обслуживание в частные компании. В русле сложившихся тенденций автор описывает свои наработки (структурную схему и направление работ) по созданию автоматизированной системы управления надежностью тепловозов. Одновременно обосновываются критерии, важные для системных построений сервисного обслуживания и мониторинга технического состояния подвижного состава. В анализе используется математический аппарат, находят отражение теоретические и методические материалы, стандарты управления качеством.
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Разработка блочно-модульной установки для очистки и обезвреживания сточных вод с точки зрения потребностей структур ОАО «РЖД» приобрела особую актуальность в условиях растущего внимания к проблемам рационального использования природных ресурсов. Такая установка содержит систему автоматического оперативного контроля качества воды в различных зонах технологического процесса, повышает эффективность очистки сточных вод от нефтепродуктов. Кроме того, она дает возможность вторично использовать водосброс, тем самым уменьшая потребность предприятий железнодорожного транспорта в природной воде, а также обеспечивая возврат в естественные водоёмы без нарушения экологического законодательства. Предложена универсальная технология очистки воды с содержанием в ней любых количеств нефтепродуктов и других сопутствующих загрязнений.
В статье представлены результаты исследования дугогасительных процессов в оксиводородной среде. Изучались переходные состояния в смеси с разным объемным соотношением водорода и кислорода, полученные данные сравнивались с результатами аналогичных испытаний в вакуумной камере. Для выполнения исследовательской программы был применен лабораторный стенд, спроектированный и изготовленный коллективом преподавателей и студентов Высшего транспортного училища в Софии.
Область применения герметичных электромеханических преобразователей ограничена ухудшением условий теплообмена между его активными элементами и внешней средой. Теория прочности определяет качественный характер влияния внешних факторов на надежность преобразователя. Для получения количественных характеристик проведены лабораторные испытания, в ходе которых были выявлены зависимости повреждаемости витковой и корпусной изоляции конструкции от влажности, вибрации и температуры в условиях эксплуатации транспортных и прочих устройств, рассчитанных на повышенные герметические свойства.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Главная особенность деятельности оператора рентгенотелевизионного интроскопа состоит в том, что она осуществляется не с реальным объектом, а его информационной моделью. Авторами журнальной публикации предложен вариант многопараметрической оценки профессиональной операторской работы интроскописта с учетом специфики восприятия визуальной информации с экрана монитора. Этот метод облегчает создание аттестационных программ, проведение тестирования знаний в области транспортной безопасности, а также выбор оценочных критериев и принципов моделирования обучающих средств.
В условиях динамичного изменения объемов перевозок на железнодорожном транспорте его успешное функционирование зависит от эффективности использования всех производственных ресурсов, вовлекаемых в эксплуатационную деятельность. Среди них решающее значение неизменно сохраняют человеческие ресурсы, их способность обеспечивать достижение намеченных целей, высокую профессиональную отдачу, а в конечном счете то, что в совокупности отражается в показателе производительности труда. Сделанный в статье анализ дает возможность сопоставить опыт в этой сфере железных дорог США и России, выявить тенденции развития и средства повышения ресурсного потенциала транспортных компаний.
При высокой конкуренции на рынке труда кадровые агентства и службы управления персоналом (HR) буквально «охотятся» за квалифицированными «мозгами». В этих условиях HR-менеджеры призваны создавать эффективные программы по удержанию и рекрутированию ценных кадров. Конкурентным преимуществом организации все более становятся содержательный и емкий социальный пакет и его составляющие. В статье раскрывается роль социальных ресурсов в кадровом обеспечении, приводятся результаты исследования общественного мнения о социальном потенциале и возможностях для сотрудников со стороны предлагающей работу организации.
Обучающийся в транспортном вузе должен осознать свою принадлежность к социально значимой нормативной референтной группе. Этому осознанию помогают образовательные профессионально-личностные стратегии в общем контексте формирования у студенчества сервисного типа поведения. Вопросы таких стратегий постоянно ставятся во главу угла во всех документах по работе с кадрами. От их решения зависит не только вектор управления бизнес-процессами, но и характер требований к гуманитарному образованию в техническом вузе. А отсюда и особенности выбора пути для студента-гуманитария в учебном заведении, где сильны династические традиции, существуют ориентированная на свой вид транспорта корпорация, уникальный бренд старейшего железнодорожного вуза.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Статья посвящена социально-экономической роли транспорта в эпохудревних цивилизаций (IV тысячелетие до н. э. – начало I тысячелетия н. э.). Переход к оседлой жизни и производящему хозяйству в ходе так называемой «неолитической революции» сделал обмен необходимым условием жизни и деятельности людей, а его дальнейшее расширение обусловило постепенное выделение транспорта в самостоятельную сферу деятельности, развитие путей сообщения и транспортных средств. Интенсивный обмен не возможен без регулярного надежного транспорта, а транспорт как особый вид деятельности может существовать только в условиях достаточно интенсивного движения товаров и людей. Развитие транспорта и обмена имело далеко идущие последствия в виде все более широкого географического распространения цивилизации и создания «расширенного порядка человеческого сотрудничества».
По материалам пресс-службы Мосгортранса.
Едва ли кто посягнет на его приоритет в изобретении дуговой электрической сварки плавящимся электродом. Заслуги 38-летнего русского инженера показательно квалифицирует формулировка полученных им медали и диплома на Всемирной выставке 1892 года в Чикаго: «За произведенную техническую революцию». И, конечно, сделанные Н. Г. Славяновым открытия помогли не только паровозам и пароходам. Сегодня подавляющее число сварочных операций на металлах производится на основе его метода. В мае 160-летие со дня рождения великого таланта.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
Информационная безопасность и защита информации на железнодорожном транспорте: Учебник в 2 ч. / Под ред. А. А. Корниенко. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. Ч. 1. Методология и система обеспечения информационной безопасности на железнодорожном транспорте. – 440 с. Ч. 2. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности на железнодорожном транспорте. – 448 с.
В первой части учебника последовательно изложены основные сведения о методологии обеспечения информационной безопасности. Во второй части предлагается системный обзор программно-аппаратных методов и средств обеспечения информационной безопасности корпоративных информационных, автоматизированных и информационно-управляющих систем и сетей на железнодорожном транспорте.
Рассмотрены базовые средства защиты информации от несанкционированного доступа, методы и механизмы обеспечения информационной безопасности в системах управления базами данных, архитектура и средства защиты информации в корпоративных вычислительных системах на основе мэйнфреймов zSeries, принципы построения и функционирования корпоративных систем обеспечения информационной безопасности и защиты информации (систем управления доступом и антивирусной защиты, защищенного сегмента электронной почтовой системы, инфраструктуры открытых ключей), типовые программно-аппаратные средства защиты информации региона ведения железной дороги, методы и инструментальные средства подтверждения соответствия и сертификации программного обеспечения по требованиям безопасности информации.
Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения.