Том 14, № 1 (2016)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
6-21 193
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития административно- территориальных образований на основе экономики качества. Автор оценивает ее роль в научно- техническом прогрессе и обосновывает экономическую эффективность применения ее составляющих - метрологии, стандартизации, управления качеством - на различных уровнях, в разнонаправленных сферах деятельности. Факторы устойчивого пространственного развития - принадлежность той области научного анализа, где преобладает междисциплинарный синтез. Этот концептуальный подход определяет глубину ожидаемых и планируемых преобразований качества жизни человека. Статья подготовлена на основе материала, представленного автором на Научно-практической конференции «Качество, системность и партнерство в современной экономике: от качества управления до качества жизни», состоявшейся 1-2 декабря 2015 года в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ).
22-31 268
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Рассмотрен характер взаимодействия колёсных пар четырёхосной и восьмиосной цистерн с рельсами при движении в кривых железнодорожного пути. В том числе специфика продольных и поперечных упругих связей колёсных пар с боковыми рамами тележки. Приведены результаты исследований динамических показателей (коэффициент динамической добавки вертикальных сил по обрессоренной массе и поперечная рамная сила) цистерн в кривых с радиусами 350 и 650 м. Из них следует, что восьмиосная конструкция наливного вагона по условиям обеспечения безопасности движения с точки зрения динамики находится на таком же уровне, как и четырёхосная, а значит, может без ограничения эксплуатироваться на всех железных дорогах при одинаковых нормах содержания в эксплуатации ходовых частей цистерн обоего типа.
32-37 286
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Авторами обосновывается применение системотехнического подхода к оценке и задачам повышения эксплуатационной надежности железнодорожных линий. Особый акцент делается на взаимозависимости пропускной способности инфраструктуры и общей функциональной готовности системы «железная дорога» с точки зрения соответствия критериям, принятым в теории надежности. Дается своя трактовка понятию «эксплуатационная надежность» и факторам содержания пути в работоспособном состоянии, а также прогнозируются закономерные в локальных ситуациях профилактические и восстановительные действия.
38-44 363
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Демонстрируется математическая модель распространения волновых поверхностей в плоском элементе, являющемся несущей плитой безбалластного пути при динамическом воздействии колёсной пары. Предложен алгоритм учета различных реологических свойств взаимодействующих тел, основанный на аналитическом методе представления неизвестных величин в виде разложений по пространственной координате и времени, начальных и граничных условий. Метод построения волновой картины в пластинке базируется на принципе суперпозиции двух отдельных задач: контактной задачи приложения первоначальной динамической нагрузки и волновой задачи деформирования плиты с течением времени, в том числе и за счет распространения с конечными скоростями упругих волн. В статье решается волновая задача в аналитическом виде для функций перемещений.
НАУКА И ТЕХНИКА
46-53 249
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Проектирование моделей железнодорожных станций в 3D-формате, обеспечивающих не только фотореалистичность внешнего вида трехмерных объектов, но и имитацию физических законов их взаимодействия. Автор формулирует общие методологические требования на этапе создания подобной модели, показывает специфику реализации проектных решений, связанных со спецификой имитационных задач и информационных технологий.
54-60 293
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы оценивают процесс динамического контакта «колесо-рельс», для его моделирования рассмотрено несколько моделей взаимодействия, позволяющих учесть различные реологические свойства контактирующих тел. В качестве инструментальной основы выступают уравнения, описывающие движение колеса и рельса в вертикальном направлении, которые затем решаются с использованием начальных условий и численной итерационной схемы, предполагающей, что на малых временных интервалах отдельные величины ведут себя линейно. Предлагаемый алгоритм позволяет определить, что на средних и высоких скоростях движения экипажа для описания характера взаимодействия колеса и рельса, а также для нахождения отдельных динамических величин наилучшим образом подходит упруго-пластическая зависимость Александрова-Кадомцева.
62-70 286
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья знакомит с техническим решением по модернизации вентилятора системы охлаждения дизелей тепловозов. Новая запатентованная конструкция устраняет дисбаланс вентиляторного колеса и повышает надежность его работы в эксплуатации. Авторами изложены принцип действия устройства и методика определения количества тел качения, выполняющих функцию грузов дисбаланса. Предложенная разработка - результат сотрудничества научных кафедр МИИТ и Елецкого университета.
72-78 310
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования электроники и перехода на новый технологический уклад, связанный с нанотехнологией. Отмечено, что главным направлением развития наноэлектроники является создание новых материалов типа графена. Проанализирована возможность замены основного сейчас в этой сфере функционального материала кремния на графен. Приведены краткие сведения о преимуществах, способах изготовления, а также методах открытия запрещенной зоны - перевода графена в полупроводник. Предложен способ изготовления полупроводникового графена, позволяющий организовать его промышленное производство.
ЭКОНОМИКА
80-89 386
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Для решения рыночных конкурентных задач отечественными предприятиями, считают авторы статьи, следует опираться на комплексный подход к формированию цепей поставок при транспортировке на значительные расстояния. В этом случае транспортная составляющая приобретает особую значимость, поскольку она может значительно превышать долю других логистических затрат. Демонстрируемый подход к проектированию доставки грузов учитывает альтернативность выбора. Предлагается оценивать не только самые оптимальные (с точки зрения затрат и интегрированных показателей) варианты, но принимать во внимание и те, в которых присутствует определенная выгода или значимый социальный аспект с более дальними последствиями для самого производства. Представлены примеры расчетов, модели и методы проектирования логистических систем. Статья подготовлена на основе материалов, представленных авторами на Международной научно-практической конференции «Международная логистика: наука, практика, образование», состоявшейся 3 марта 2015 года в Институте управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
90-98 281
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье демонстрируются подходы к исследованию эффективности современной системы взаимоотношений с клиентами на основе информационных технологий. В том числе рассматриваются прямые и косвенные экономические эффекты и эффекты снижения рисков при выполнении транспортно- логистических услуг. Создание такой системы в холдинге «РЖД» преследует цели повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, привлечь новых клиентов, увеличить доходы и сократить непроизводительные потери, которые возникают вследствие неудовлетворительного выполнения взятых на себя обязательств по перевозке грузов.
110-119 218
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена евразийским интеграционным процессам, развитию транспортных экспортно-импортных связей Российской Федерации, положению национальной транспортной системы в системе глобальных транспортных коммуникаций - и это все в контексте участия страны в международных экономических объединениях. Актуализирована необходимость поиска перспектив развития транспортной отрасли с учетом новых реалий после создания Таможенного союза и ЕАЭС. Предложена модель процесса усиления транспортно-транзитного потенциала за счет совершенствования таможенного и транспортно- логистического администрирования транспортной системы.
120-128 259
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Развитие экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и повышение эффективности логистических связей - одно из перспективных направлений для России. Среди ее торговых партнеров в АТР важное место занимает Эквадор. Авторский анализ дает достаточно ясную картину транспортных каналов (морских и воздушных) и затратных механизмов в логистической цепи, которыми пользуются грузоотправители и транзитеры эквадорских продуктов. Предлагается использовать концепцию «законов логистики» для поиска вариантов снижения издержек в цепях поставок товаров, экспортируемых в Россию из латиноамериканской страны. Статья подготовлена на основе материалов, представленных авторами на Международной научно-практической конференции «Международная логистика: наука, практика, образование», состоявшейся 3 марта 2015 года в Институте управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
130-137 210
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы показывают особенности транспортной загрузки улично-дорожной сети портового города Новороссийск, а также причины длительного нахождения автопоездов в черте муниципального образования. Приводят результаты исследований транспортных потоков по видам автотранспортных средств, интенсивности движения по уличным трассам, характеру взаимодействия с портовой инфраструктурой, морским терминалом. Предлагают решение проблемы перегруженности муниципальных дорог за счет внедрения уведомительно-разрешительной системы регулирования транспортного потока единым системным оператором и блок- схему концептуального алгоритма интеграции транспортных средств в ее состав.
138-147 336
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).На основе выделенных автором факторов, определяющих качество оперативного контроля за технологическими процессами, предлагается создание автоматической системы управления работой сортировочной станции с элементами искусственного интеллекта. В качестве математического аппарата используются средства, типичные для искусственных нейронных сетей (ИНС) и комплексных имитационных моделей. Сформулированы основные требования к моделям ИНС, предназначенным решать задачи текущего прогнозирования на сортировочной станции, а также критерии и принципы, которые должны быть учтены при проектировании нейронных сетей.
148-156 164
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Сегодня Республика Казахстан, входящая в ЕАЭС, находится в процессе активного выстраивания своей транзитной политики, рыночной стратегии и формирования новых векторов развития. Совершенствование транспортной инфраструктуры - реальный шаг к повышению конкурентоспособности транспортного комплекса страны. И среди ключевых проектов в этом направлении - создание собственной терминальной инфраструктуры в китайском порту Ляньюньган для консолидации грузопотоков в Юго- Восточной Азии и налаживания сопутствующих логистических механизмов. Статья подготовлена на основе материалов, представленных авторами на Международной научно-практической конференции «Международная логистика: наука, практика, образование», состоявшейся 3 марта 2015 года в Институте управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
158-165 389
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются основные результаты структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации, анализируются динамика показателей эксплуатационной работы и влияющие на них факторы, зарубежные (европейская и американская) модели организации перевозочного процесса грузов на железнодорожном транспорте, отечественный опыт, формирование направлений совершенствования бизнес- процессов, связанных с управлением парком грузовых вагонов. Автор делает вывод, что холдинг «РЖД» на сегодняшний день имеет мощную нормативную базу и множество технико- технологических инструментов для организации эффективного перевозочного процесса с учетом потребностей всех его участников как внутри страны, так и на мировом транспортно- логистическом рынке. Однако при этом необходимо создание эффективной технологической логистики на рынке грузовых железнодорожных перевозок в условиях множественности собственников подвижного состава и ограниченности инфраструктуры ОАО «РЖД».
166-173 217
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В период экономической нестабильности производители товаров еще больше хотят быть уверенными в продажах своей продукции на удаленных от центра и не всегда контролируемых рынках сбыта. Повышается значимость транспортной оставляющей и роль транспортно-экспедиторских компаний на протяжении всех звеньев цепи поставок. В такой ситуации формирование логистических коридоров, обеспечивающих устойчивое транспортное сообщение между региональными кластерами, может стать эффективным инструментом создания благоприятных условий для стабилизации и увеличения товарооборота. Статья подготовлена на основе материалов, представленных авторами на Международной научно-практической конференции «Международная логистика: наука, практика, образование», состоявшейся 3 марта 2015 года в Институте управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
174-184 262
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Цель работы - оптимизация городских перевозок за счет предоставления приоритета маршрутному пассажирскому транспорту, в том числе при использовании выделенных полос. Методы исследования - натурные, отчетно-статистические. Совершенствование организации дорожного движения позволяет повысить уровень безопасности, снизить количество конфликтных точек, увеличить пропускную способность и скорости сообщения, обеспечить применение прогрессивных технологий в системе регулирования движения транспортных средств. В основе публикуемых материалов исследования в Тамбове, о которых авторы писали в предыдущих статьях (см. «МТ», 2015, №№ 3 и 5).
БЕЗОПАСНОСТЬ
186-190 534
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Логистическое сопровождение товаропотоков в условиях глобального по своей сути рынка приводит к осознанию новых потребностей. Одна из них - активизация природоохранных ресурсов, обеспечение экологически безопасной транспортировки грузов потребителю. В статье рассмотрены необходимость применения, принципы и целевые установки технологий «зелёной» логистики, способствующих экологической безопасности транспорта, повышению социальной ответственности, конкурентоспособности экономических субъектов сферы грузовых и пассажирских перевозок.
192-201 204
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Немалое количество происшествий (наездов на людей) на путях движения поезда заставляет изучать поведение человека, его реакции, оценку угроз в районе «участков приближения», выбора безопасного для себя времени в пределах визуально контролируемого расстояния. В статье представлены измерения времени перехода пешеходов через железнодорожные пути для различных условий и ситуаций. Практическое применение полученных зависимостей предполагает сферу проектирования средств обеспечения безопасности и создания новых технических устройств в зоне ответственности железных дорог, в том числе обоснование требований к существующим системам сигнализации на пешеходных переходах.
202-209 212
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Как следует из сделанного авторами анализа, острота и актуальность проблемы повышения безопасности дорожного движения на пересечениях автомобильных трасс с железными дорогами требуют не только продуманной и долгосрочной стратегии борьбы за снижение числа аварий и риска возникновения ДТП на регулируемых переездах, но и постоянного совершенствования технической оснащенности участков контроля средствами предупреждения возможных столкновений. Предлагаемая в статье шлюзовая схема переезда касается условий прохождения через железнодорожные пути автотранспорта, перемещающегося с большой интенсивностью (более 7 тыс. машин в сутки). К стандартным устройствам добавляются шлюзы с шлагбаумами и лазерными датчиками- информаторами, корректируется порядок движения - в результате при заметной потере пропускной способности в пять раз повышается безопасность переезда.
210-218 355
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Анализ работоспособности и надежности электрооборудования высоковольтных электротехнических комплексов (ВЭТК) подтверждает необходимость совершенствования методов оценки и математического моделирования переходных процессов в линиях электропередачи (ЛЭП) и на подстанциях, в заземляющих и защитных устройствах. Одной из основных проблем при этом остается улучшение безопасности и качества функционирования ВЭТК с учетом их ЭМС в режимах воздействия перенапряжений, в том числе определение оценочных критериев, научное обоснование принудительного ограничения внешних и внутренних перенапряжений на электрооборудовании, оптимизация защиты ЛЭП и подстанций ВЭТК от различных уровней напряжения, электромагнитных воздействий, могущих стать причиной тяжелых аварий.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
276-280 181
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Лапидус Б. М., Лапидус Л. В. Железнодорожный транспорт: философия будущего. - М.: Прометей, 2015. - 232 с. Что нужно сделать, чтобы транспорт в XXI веке все более соответствовал бы инновационным ожиданиям потребителей? Верите ли вы, что уже в скором будущем появятся рейсовые поезда-самолёты, межконтинентальные сухопутные маршруты, а скорость наших путешествий по земле перешагнет 1000 км в час? На страницах этой совсем не фантастической книги вместе с авторами можно попытаться ответить на самые смелые вопросы, расширить свои мировоззренческие взгляды, познакомиться с прорывными транспортными проектами и ординарными рабочими гипотезами, основанными на реальном инженерном и экономическом расчете. Ключевые слова: транспорт, железная дорога, философия, экономика, информация, управление, прогноз, инновации, будущее.
281-282 161
Аннотация
Полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
283-284 176
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
КОЛЕСО ИСТОРИИ
246-255 216
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Будучи человеком энциклопедических знаний, блестящим теоретиком и экспериментатором, академик Сергей Вавилов получил мировое признание своими трудами в области люминесценции («холодного света»), физической оптики, стал основателем раздела науки, получившего название микрооптика. В арсенале его разработок дальномеры и стереотрубы, средства аэрофотосъемки и оптического контроля, маскировки военных кораблей и освещения подводных лодок, он многие годы возглавлял одновременно Государственный оптический институт и Физический институт АН СССР. Последние шесть лет жизни президент Академии наук СССР, сыграл огромную роль в послевоенном реформировании советской науки. Статья посвящена 125-летию со дня рождения ученого, организатора и популяризатора науки, общественного деятеля.
256-271 339
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Исторический анализ, сделанный автором, показывает, что появление новых транспортных сообщений способствует созданию новых крупных экономических и культурных центров, в то время как традиционные центры, оказавшиеся в стороне от транспортных потоков, теряют свое значение. Исследование транспортных условий в доколумбовой Америке (отсутствие колеса, гужевого, а за исключением центрально-андского региона, и вьючного транспорта, более низкий уровень развития водных сообщений в сравнении со Старым Светом) позволяет сделать вывод, что дефицит подвижных средств и недостаточное проявление частной инициативы в транспортном деле существенно ограничивали возможности социально-экономического роста в древних цивилизациях.
272-274 332
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Редакция благодарит сотрудников Научно-технической библиотеки МИИТ за помощь в работе с материалами.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
220-231 321
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Анализируются результаты экспериментов, проведенных в 2011- 2015 годах с профессиональными пилотами и студентами Университета гражданской авиации. Целью исследования была проверка эффективности взаимодействия в двухчленном экипаже летательного аппарата с помощью различных критериев оценки. Рассмотрены, в частности, критерии соционические и использующие характеристики индивидуальных стилей поведения, а также данные косвенной социометрии. Приводятся статистические критериальные зависимости. Статья продолжает ранее начатую тему (см. «МТ», 2014, № 5).
236-244 238
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы анализируют ситуацию на рынке труда, сложившуюся вокруг профессии логиста, оценивают её востребованность транспортно-логистическими компаниями и в качестве кадрового потенциала территории региона. В статье предложены подходы к формированию логистических кадров, программ обучения логистике персонала профильных организаций и будущих специалистов в вузах, а также оценочных показателей профессиональных компетенций логистов. На примере Иркутска показаны рейтинговые предпочтения работодателей и структура спроса на профессии, дается заключение о существующих тенденциях на региональном рынке труда и образовательных услуг. Статья подготовлена на основе материалов, представленных авторами на Международной научно-практической конференции «Международная логистика: наука, практика, образование», состоявшейся 3 марта 2015 года в Институте управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
61 183
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В марте 2016 года холдинг «РЖД» планирует запустить мультимодальные маршруты в Костромской и Вологодской областях. http://press.rzd.ru/news/public/ru; http://eng.rzd.ru/newse/public/en
71 188
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).На российских железных дорогах 17 декабря 2015 года был введен тариф «День рождения».
99-109 160
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).ОАО «РЖД» в начале 2016 года предприняло активные шаги по привлечению новых пассажиров, грузов, совершенствованию предлагаемых сервисов для грузоотправителей, развитию связей с партнерами по совместным предприятиям и с зарубежными контрагентами, улучшению для этого возможностей инфраструктуры, тяги, подвижного состава.
157 181
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).3 декабря 2015 года в рамках «Транспортной недели» под председательством министра транспорта РФ М. Ю. Соколова состоялось XXXV заседание Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ.
190-191 211
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
232-235 261
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).2 декабря 2015 года в рамках «транспортной недели» объявлены итоги конкурса «молодые ученые транспортной отрасли»
ISSN 1992-3252 (Print)