ВОПРОСЫ ТЕОРИИ 
Улучшение динамических качеств является приоритетной задачей при проектировании нового подвижного состава. Частота собственных изгибных колебаний кузова – один из важнейших нормируемых показателей, предварительная оценка которого позволяет получать оптимальные конструкции кузова.
Цель работы состоит в оценке перспективности применения упругих креплений оборудования для повышения частоты собственных колебаний кузовов вагонов пригородного электропоезда. Для расчётов используются метод конечных элементов и блочный метод Ланцоша. Показано, что для вычисления частот при моделировании целесообразно использовать инструмент жёсткой области и линейно упругие конечные элементы. Выделены основные диапазоны жёсткости креплений, при которых эффект применения упругих опор различен. Определение жёсткости креплений предлагается выполнять по заданной частоте колебаний оборудования. При жёстком креплении относительная масса оборудования не влияет на значение частоты изгибных колебаний кузова. При упругом креплении большего эффекта удаётся достичь при большей относительной массе оборудования. Эффект применения упругих опор увеличивается при расположении более тяжёлого оборудования ближе к центру кузова.
Показано, что влияние сдвиговой податливости креплений на частоту колебаний кузова находится в пределах 1 % и может не учитываться при моделировании. В рассмотренном примере кузова вагона пригородного электропоезда применение упругих опор позволяет увеличить частоту колебаний кузова на 3–10 %.
Существенные изменения, которые происходят в настоящее время во внешней среде, являются объективными предпосылками появления новых методов управления, которые предопределяют практический период перехода предприятий от стратегического планирования к стратегическому управлению (переводу мышления от будущего к настоящему по принципу «здесь и сейчас»).
Так, например, крупные производственные структуры ориентированы на стабильность, поэтому медленно реагируют на изменения внешней среды, слабо идут на риск, склонны к традиционным решениям. Модифицирующие варианты, развитые в крупных предприятиях, по своей сути есть развивающие то, что есть, а также дополняющие и дифференцирующие, когда ограниченность возможностей какой бы то ни было эволюции любой системы может быть только в ее пределах.
Эффективность отражает результаты развития, но не тождественна результатам, так как никакая экономия одних факторов производства не может быть достигнута без дополнительных затрат других. И здесь стратегия превращается в реальную только в результате концепции разработки новых конкретных продуктов или процессов при условии соблюдения следующего индикатора прогресса: при минимуме затрат максимум освоенного.
Целью исследования является определение современных факторов регулирования в социальных системах на транспорте, сокрытых в целях и рисках такой деятельности. Предметом изучения являлся автомобильный транспорт. В статье используются методы теоретического и эмпирического исследования в отношении целей и рисков, которые можно определять и наблюдать в деятельности транспортных социально-технических систем.
Цели и риски определяются как факторы, позволяющие регулировать ключевые показатели деятельности социально-технических систем, влияющих на их эффективность.
Режим трогания с места для наземного транспортного средства является наиболее тяжёлым. Это обусловлено тем, что сила трения покоя значительно превосходит силу трения движения. Для поездов этот режим представляет настолько серьёзную проблему, что иногда приходится принимать специальные меры, такие как использование песка в зоне контакта бандажа колеса с рельсом или вспомогательного локомотива. Эффективным способом трогания поезда с места является выбор зазоров в сцепках. При этом вагоны приводятся в движение последовательно, и инертная масса, а также сила трения покоя непосредственно в момент трогания минимальны.
Этот способ, однако, имеет два существенных недостатка – малую фиксированную величину зазоров в сцепках, что ограничивает эффективность способа, и ударный характер передачи импульса, что отрицательно сказывается на состоянии конструктивных элементов поезда. Указанных недостатков можно избежать, если использовать упруго деформируемые сцепки.
Целью работы является показать преимущество трогания поезда с упругими сцепками по сравнению страдиционным путём его математического описания и анализа. Трогание состава с упругими сцепками значительно легче, чем недеформируемого. При этом чем больше число вагонов, тем больше преимущество первого перед вторым. Смягчение режима трогания состава с места, по существу, обусловливается заменой одновременного трогания секций на поочерёдное. Этот процесс актуален для инерционных сил. Применительно к силе трения покоя механизм будет подобным, то есть преодолевается не вся сила трения покоя одновременно, а поочерёдно преодолеваются её малые части. Для исключения продольных колебаний состава после достижения максимального растяжения сцепки следует механически блокировать возможность её гармонического сжатия с последующей выборкой упругой деформации, например, с использованием демпфирующих устройств.
В качестве дополнительного положительного эффекта от использования упругих сцепок можно рассматривать исключение передачи ударных нагрузок на двигатели локомотива.
Математическое моделирование процессов движения позволяет оценить динамические качества вагона на стадии его проектирования. Однако необходимо учитывать род перевозимого груза, движение которого оказывает влияние на показатели этих качеств.
В работе рассмотрена математическая модель восьмиосной железнодорожной цистерны, разработанная с использованием уравнения Лагранжа второго рода.
В рассматриваемой математической модели предложен подход, основанный на учёте влияния энергии жидкого груза при установившемся режиме движения. Учёт этого влияния осуществлялся за счёт оценки кинетической и потенциальной энергий колебаний перевозимого жидкого груза. Для рассматриваемой модели составлены дифференциальные уравнения колебания, где жидкий груз представляется как твёрдое тело. Подход для учёта влияния жидкого груза при колебаниях вагона-цистерны основан на предположении, что общий объём смещающейся жидкости примерно соответствует объёму слоя жидкости, определяемого смещением подпрыгивания, или, в случае галопирования, – при угловом смещении одного концевого сечения котла цистерны второе сечение поднимается на эту же величину, иными словами, работает система сообщающихся сосудов. На основе этих предположений получены энергетические добавки, которые учитывают перемещение жидкого груза при установившихся режимах движения.
По предложенному подходу были выполнены предварительные расчёты и дана оценка полученным результатам, которые показали удовлетворительную сходимость с вычислениями, выполнявшимися с применением других подходов к моделированию процессов движения железнодорожных вагонов-цистерн.
НАУКА И ТЕХНИКА 
Матрица корреспонденций является фундаментальной характеристикой транспортной сети, а формирование достоверной матрицы корреспонденций является важнейшей задачей при организации пассажирских перевозок. Она является той основой, на базе которой строится маршрутная сеть общественного транспорта города (региона) и выполняется её оптимизация.
В настоящее время сбор исходной информации для построения матрицы корреспонденций зачастую осуществляется путём натурных обследований: анкетирования населения, учёта перемещения пассажиров по выдаваемым им талонам, использования учётчиков в салонах транспортных средств, простого опроса пассажиров. Кроме того, используется математическое моделирование, основанное на статистических данных о количестве жителей в различных районах города, количестве работников на предприятиях и учащихся в учебных заведениях, а также на ранее полученной информации о характеристиках пассажиропотока по определённым маршрутам. Все эти обследования очень дороги, проводятся только раз в несколько лет, дают большую погрешность, из-за чего принятые на основе этих данных решения далеки от оптимальных.
На рынке программно-технических средств имеется масса решений, обеспечивающих автоматизированный сбор данных о пассажиропотоках. Они базируются на использовании либо инфракрасных датчиков, либо видеокамер. Однако ни одна из этих систем не даёт информации о точках входа-выхода каждого пассажира.
Целью настоящего исследования явилась разработка методов автоматизации получения достоверной информации о поездках пассажиров, на основе которой можно строить актуальные и достоверные матрицы корреспонденций поездок пассажиров. Данная задача может быть решена путём постоянного мониторинга поездок пассажиров с фиксацией места входа и выхода каждого пассажира.
Описана возможность создания программного обеспечения на основе компьютерного зрения и искусственного интеллекта, что обеспечит автоматизацию сбора первичной информации о перемещении каждого пассажира от места посадки в транспортное средство до выхода из него, то есть автоматизацию формирования данных для построения матрицы корреспонденций поездок пассажиров.
Базовая станция (БС) является оконечным устройством сети радиосвязи, а радиосвязь на железнодорожном транспорте играет важную роль в обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Предлагается методика расчёта работоспособности базовых станций в цифровых сетях радиосвязи железнодорожного транспорта с целью рассчитать вероятности нахождения БС в определённых состояниях.
Произведена декомпозиция БС и выделены такие функциональные элементы, как пучки каналов связи, радиочастотный тракт и центральный модуль, обеспечивающий обмен информацией с элементами данной и других БС. Детально исследован каждый элемент, что повысило точность предлагаемой методики. В соответствии с Марковской моделью БС представлена как система, в которой учтены все возможные состояния. Построены модели для БС с двумя и тремя пучками каналов. Параметры каждого функционального элемента модели могут быть получены с помощью наблюдения в течение определённого периода времени. Решение системы уравнений для каждой из приведённых в статье моделей позволит получить значения нахождения системы в определённом состоянии. Полученные характеристики можно использовать для расчёта надёжности всей сети радиосвязи, а в итоге для оценки качества обслуживания абонентов этой сети.
Сделаны выводы о возможностях применения полученных моделей при проектировании новых и расчёте показателей качества существующих сетей связи железнодорожного транспорта. Предложенные модели могут применяться не только для сетей радиосвязи железнодорожного транспорта, но и для сетей подвижной связи коммерческих операторов.
ЭКОНОМИКА 
Классификация объектов управления цепями поставок создаёт основу для управления их устойчивостью. Предложена иерархия приоритетов объектов управления − систем, процессов и отношений, предполагающая создание адекватных антикризисных мер оперативного управления потоками ресурсов.
Целями исследования являются уточнение и дополнение классификаций объектов управления цепями поставок на основе их качественных признаков, решаемые задачи предполагают выявление проблем классификации объектов управления цепями поставок, определение предпосылок и определение способов решения данных проблем.
Методологической базой исследования являются положения логистики как науки об управлении потоками ресурсов и управления цепями поставок, системами и процессами создания и доставки ценностей конечным потребителям продукции и/или услуг.
На основе логико-структурных методов и инструментов бинарных матриц разработаны классификации потоков первого («А») и второго («Б») уровней, создающие основу для использования кодов данных потоков с указанием типов систем и процессов, обеспечивающих их устойчивость; предложена иерархия приоритетов объектов управления, в зависимости от которой реализуются антикризисные меры оперативного управления потоками ресурсов. Результаты исследования позволяют устранить противоречия между целями звеньев цепей поставок (поставщиков) и цепей требований (потребителей) и на этой основе организовать их эффективное взаимодействие.
Целью работы является анализ примеров оптимизации системы документального сопровождения грузовых железнодорожных перевозок на основе перехода к электронной форме документов.
Рассматривается теоретическая концепция моделирования бизнес-процесса документального сопровождения грузоперевозок с применением программного продукта ARIS, который используется в разработке комплексной процессной модели деятельности многих производственных и транспортных компаний в России и в мире [1].
Предметом исследования является моделирование системы документооборота сопровождения грузовых перевозок для устранения потерь в существенной части процессов взаимодействия с клиентами. Целью моделирования бизнеспроцессов является использование всех преимуществ и функциональных возможностей CASE-средств для устранения дублирования действий и операций, не добавляющих ценности клиентам транспортной компании и снижающих их лояльность продуктам и услугам железнодорожной перевозки. Исследуются бизнес-процессы, обеспечивающие формирование заявки на перевозки и её трансформацию в ходе перевозочного процесса.
В исследовании, отражающем результаты моделирования бизнес-процессов документального сопровождения перевозок в цифровой форме, даётся сравнительный анализ этих моделей, описываются преимущества электронной формы документов по сравнению с бумажной с учётом возможности использования цифровой подписи.
Запасы обеспечивают устойчивость работы производственной технической системы. На производстве имеются склады заготовок для создания конечных выходных деталей и склады готовой продукции для удовлетворения спроса потребителей. Запасы заготовок позволяют избежать простоя на производстве, а запасы готовой продукции – своевременно обеспечить спрос и избежать штрафных санкций за несвоевременные поставки готовых изделий потребителям.
С другой стороны, объекты, составляющие запасы − это «омертвлённые» материальные средства, не приносящие прибыли, что отрицательно сказывается на экономической эффективности и на конкурентоспособности. Согласно опубликованным данным, в экономически развитых странах, таких как США, Япония, ФРГ и других, в запасах находится до 30−40 % продукции. Всё это указывает на актуальность вопроса оптимизации уровня запасов, проблемы установления и поддержания оптимального уровня запаса, своевременного его пополнения с учётом времени, необходимого для выполнения заявок.
Цель работы – предложить решение стохастической логистической задачи управления запасами со случайным временем задержки и случайным спросом, полученное авторами методами математической статистики, математического моделирования и производственной логистики для неизвестных и произвольного вида функций распределения спроса и времени задержки. Подходы к реализации предложенного решения демонстрируются на конкретных примерах.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 
В 1956 году в развитии международных грузовых автомобильных перевозок произошло значительное событие – заключение Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ), основной целью которой было унифицировать правила международных перевозок грузов и тем самым способствовать развитию международной торговли. С практической точки зрения это было очень важно для перевозчиков и транспортных компаний. Конвенция описывает главный документ при перевозке грузов – накладную КДПГ.
В последнее время при упоминании накладной КДПГ используется термин «нейтрализация», который рассматривается как вмешательство в систему обращения транспортных документов, цель которого – скрыть фактическое движение груза во время перевозки. При этом нейтрализация накладной не столько противоречит правовым нормам, сколько может привести к нежелательным последствиям для перевозчиков. По этой причине вопрос о том, можно ли нейтрализовать накладную КДПГ в соответствии с действующими правилами и не нарушает ли нейтрализация накладной КДПГ функциональность существующей системы, является актуальным. Поэтому целью настоящей работы является исследование причин и способов нейтрализации накладных КДПГ, а также вариантов обращения с нейтрализованными накладными.
Учитывая, что нейтрализация накладной стала относительно распространённой практикой и означает обмен оригинальными накладными или транспортными документами с другими накладными или транспортными документами, аннулирующий действия первой накладной, в статье авторами на основе собственного исследования выявлены возможности использования нейтрализации накладной КДПГ на практике для определённых видов грузов, маршруты наиболее частого использования, а также риски указанных процедур на автомобильном транспорте.
Постоянный рост числа легковых и грузовых автомобилей в моногородах заставляет инженеров-проектировщиков автомобильных дорог находить пути, по которым всем участникам движения и пешеходам на перекрёстках было бы удобным передвигаться. Выполнить такие условия – задача сложная, но решаемая, особенно если на всём протяжённом участке дороги имеется большое количество Т-образных перекрёстков. Чаще всего они располагаются вдоль линии железных дорог, тепломагистралей, берегов рек или озёр, парков и т.д. Именно благодаря тому, что нет прилегающих дорог, можно обеспечить непрерывное движение автомобилей, но только в одну сторону.
Целью данной работы является обоснование проекта обеспечения беспрепятственного движения на Т-образных перекрёстках автомобилей на примере улицы 50 лет ВЛКСМ в г. Тюмени.
Для решения поставленной цели использовался метод наблюдения, фиксации и анализ работы оптических устройств, регулирующих проезд автомобилей на перекрёстках. При новом проектируемом способе проезда не происходит ущемления прав по отношению к другим автомобилистам и пешеходам, поскольку режим работы светофора для остальных проезжих частей в секундах остаётся тот же. Предусматривается система безопасного перехода пешеходов, а также улучшение экологической составляющей города в целом.
Для первоначальной адаптации автомобилистов предлагается использование боковой зелёной вертикальной стрелки, прикреплённой к светофору и сигнальных столбиков, разграничивающих полосы движения, для «небыстрого слияния» с потоком выезжающих со второстепенной дороги. Неоспоримым преимуществом при использовании такого рода проекта являются минимальные затраты на реконструкцию перекрёстков. Исходя из собственных наблюдений, можно утверждать, что данный проект увеличивает трафик автотранспорта, двигающегося из центральной части города в восточную часть в 1,5–1,8 раза.
Представлены результаты сравнительного анализа равнозначности структурно-содержательной характеристики отдельных терминов по комбинированным перевозкам, которые используются в различных официальных нормативных документах. Различия в дефинициях специальных терминов в данной предметной области часто препятствуют эффективной интеграции транспортных систем на межрегиональном и международном уровнях. В настоящем исследовании сделан акцент на анализе характеристик структурных компонентов объекта комбинированных перевозок, которые содержатся в определениях данного термина в ряде международных соглашений, национальных нормативных актах и межгосударственных стандартах. На основе полученных результатов исследования сформулированы предложения по унификации структурно-содержательной характеристики объекта комбинированных перевозок, а также рекомендации по совершенствованию на этой основе отдельных нормативных документов.
БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЯ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 
В зимний период одной из основных задач содержания автомобильных дорог в странах со снежным покровом является борьба со снежными отложениями на проезжей части. С целью защиты автомобильных дорог от снега в мировой практике прибегают к посадке снегозадерживающих лесных насаждений. Они экологичны, долговечны и обладают большой снегозадерживающей способностью. Однако, есть ряд ограничений в их использовании.
Приведён анализ конструкций и схем посадки отечественных и зарубежных снегозадерживающих лесных насаждений, применяемых на автомобильных дорогах, рассмотрены особенности, преимущества и недостатки лесных насаждений в разных странах. В качестве зарубежного опыта рассмотрены японские и американские конструкции. Определено влияние состояния деревьев на эффективность их работы. Как следствие, подтверждена необходимость мониторинга и надлежащего ухода за существующими лесопосадками на протяжении их жизненного цикла на примере обследований лесных насаждений в Казахстане и в Волгоградской области Российской Федерации.
Автором приведены перспективные направления по усовершенствованию конструкций и схем посадки снегозадерживающих лесополос, а именно комплексный подход к проектированию данных средств защиты не только от снега, но и от загрязняющих веществ. К таким решениям относится конструкция защитных лесополос с применением только высокорослых кустарников, обеспечивающая наилучшее продувание придорожных территорий и рассеивание контаминантов. Другим решением является включение в состав лесопосадок дополнительно таких растений, как ива и кукуруза. Кроме этого, в связи с глобальными изменениями климата определена важная для современной науки задача обновления действующих норм проектирования лесополос в актуальных на сегодняшний день метеорологических условиях.
Даны рекомендации по применению математического моделирования при помощи компьютерных программ при разработке новых конфигураций лесных посадок и оценке эффективности их работы, а также по внедрению современных технологий, таких как видеокамеры и дроны, при натурных испытаниях.
В статье рассмотрены вопросы утилизации низкопотенциальных энергетических ресурсов на объектах малой энергетики. Показана перспектива использования технологии органического цикла Ренкина (ОЦР) в качестве технологии утилизации или преобразования низкопотенциальной энергии.
Приведены разработки в области реализации и утилизации бросового тепла. Наиболее перспективные из них представлены в применении ОЦР, который широко используется на геотермальных источниках, в водогрейных котельных, газотурбинных установках. За счёт постоянного растущего сортамента рабочих тел ОЦР может применяться в широком температурном диапазоне, начиная от 100°С и заканчивая свыше 350°С. Также ведутся разработки в области проектирования ОЦР-генераторов с целью повышения надёжности отдельных узлов системы, таких как турбины и детандеры. Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что при более глубоком исследовании проблем внедрения ОЦР-технологий они могут стать весьма перспективным направлением в развитии теплоэнергетики.
Определено, что основным фактором, препятствующим широкому внедрению ОЦР-технологии, является высокая стоимость теплообменного оборудования из-за повышенных теплообменных поверхностей. Показано, что проектирование миниэлектростанций и энергокомплексов на основе использования низкопотенциальной энергии требует совершенствования методов математического моделирования для достоверного определения режимов работы и характеристик каждого из агрегатов. К востребованным следует отнести методы моделирования испарительных и конденсационных систем, в том числе турбин и детандеров, работающих на органических низкокипящих рабочих телах. Методики выбора рабочего тела для ОЦР-устройств также оказывают существенное влияние на характеристики установки, которые определяют диапазон эксплуатационных температур и давлений цикла. Решение вышеуказанных задач способно привести к удешевлению теплообменного оборудования, а, следовательно, снижению издержек на проектирование ОЦР-генераторов.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ 
Анализ и нормирование управленческой деятельности – это важный инструмент в современной экономике, используемый для повышения эффективности деятельности компании за счет оптимизации существующих управленческих процессов, снижения проявлений бюрократизма и устранения избыточных процессов, а, следовательно, и административных звеньев, которые не только не создают ценность, но и являются препятствием для нормального функционирования системы управления. Применение аналитических методов к труду руководителей – актуальный и мощный инструмент повышения производительности и эффективности управленческой деятельности.
В статье описываются результаты исследования инструментов анализа и нормирования управленческой деятельности, внедряемых в холдинге «Российские железные дороги» на основе принципов организационного дизайна.
Предметом изучения является управленческая деятельность как объект применения современных методов анализа инормирования труда. Цель исследования – анализ возможности и целесообразности использования современных методов анализа и нормирования труда на примере крупной транспортной компании. Задачами исследования, результаты которого приведены в данной статье, являются: выявление предпосылок применения методов анализа и нормирования управленческой деятельности; оценка возможностей применения инструментов функционального анализа организационных единиц для целей повышения эффективности управленческой деятельности; описание технологий нормирования управленческой деятельности на примере холдинга «Российские железные дороги».
Исследование базируется на использовании методов процессной аналитики, функционального анализа, нормирования труда и организационного дизайна.
Основной результат исследования – методические подходы к анализу и нормированию управленческого труда в транспортной компании. Данные подходы позволят обосновано разрабатывать нормы труда руководителей, планировать их численность и внедрять современные управленческие практики в холдинге «Российские железные дороги».
С точки зрения обеспечения производственных интересов железнодорожной инфраструктурной компании, на примере ОАО «РЖД», анализируются существующие и предлагаются новые подходы к планированию численности работников, занятых обслуживанием инфраструктуры.
Существующая методика планирования контингента, занятого техническим обслуживанием железнодорожной инфраструктуры, строится на использовании средних значений параметров мониторинга состояния сооружений инфраструктуры, земляного полотна и путевых устройств (КОСП) по месячным, а также осенним и весенним сплошным осмотрам и проверкам пути. Полученные объёмы работ, только в неявном виде отражают контингент обслуживающего персонала, его занятость и эффективность работы каждого работника.
Современное направление на цифровизацию и кибернетизацию всех процессов, при организации технического обслуживания инфраструктуры путевого комплекса предусматривает максимальную социальную адаптацию производственных процессов к запросам собственников, задачам организаторов и интересам исполнителей. Планирование занятости исполнителей только по объёму выполняемых работ не позволяет выполнить цифровизацию и социальную кибернетизацию отдельного исполнителя.
Синтагматической составляющей такого алгоритма являются ежемесячное суммарное отработанное время, которое определяется фактической занятостью каждого исполнителя. Парадигматической составляющей таких моделей должна быть одинаковая ежедневная численность исполнителей. На стадии предварительной оценки применения предлагаемого алгоритма цифровизации и социальной кибернетизации планирования контингента рассматривается увеличение производительности труда, ориентировочно на 20–25 %, повышение качества работ и более эффективной оценки деятельности каждого исполнителя.
ИКАО будет сотрудничать с МСА, ИАТА и КАНСО в рамках новой инициативы по подготовке персонала в области обеспечения безопасности операций на взлётно-посадочной полосе.
Новый онлайновый курс был специально разработан для диспетчеров УВД и сотрудников служб аэронавигационной информации. Он будет проводиться по предварительной записи, осуществляемой с апреля 2021 года на веб-сайте ИКАО по глобальной подготовке авиационных специалистов. Курс дополняет существующие учебные программы, разработанные в сотрудничестве с Международным советом аэропортов (МСА) для эксплуатационного персонала аэропортов, а также с ИАТА для лётных экипажей.
КОЛЕСО ИСТОРИИ 
Статья посвящена 170-летию первой в России железнодорожной магистрали Санкт-Петербург–Москва. Железнодорожный транспорт страны, как основной вид путей сообщения, имеет богатую историю и замечательные патриотические, трудовые и научно-технические традиции. Надо их помнить. Возникновение железных дорог в России, как и в других странах мира, сопровождало множество проблем, требующих решения: способы финансирования, виды собственности, ширина колеи, разновидности тяги и сигнализации, организация движения, конкуренция с другими видами транспорта и т.д. Очень поучителен этап возникновения железных дорог в России. Какие крайние точки зрения были высказаны и сколько времени потребовалось, чтобы начать возводить магистрали? После осознания необходимости строительства железных дорог стало очевидным, что требуются такие затраты, к которым не готовы ни государство, ни кредиты, ни частные предприниматели. Чтобы лучше представить, как происходило строительство первой железнодорожной магистрали в России, в статье приведено множество иллюстраций.
Пресс-архив. Заметка из журнала «Железнодорожное дело» знакомила в 1910 году читателей с самым мощным паровозом своего времени, предназначенным для пассажирского движения в США
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ 
Труды по теории синтеза самопроверяемых схем встроенного контроля на основе двоичных избыточных кодов: Т. 1. – Москва: Издательство «Наука», 2020. – 611 с. ISBN 978-5-02-040758-9.
Труды по теории синтеза самопроверяемых схем встроенного контроля на основе двоичных избыточных кодов: Т. 2. – Москва: Издательство «Наука», 2021. – 527 с. ISBN 978-5-02-040757-2.
В первый том книги вошли работы, посвящённые трём основным направлениям исследований в области синтеза самопроверяемых дискретных систем: изучению особенностей классических кодов с суммированием (кодов Бергера), модульных кодов с суммированием, а также их модификаций, предложенных авторами статей; изучению особенностей кодов, для которых контрольные разряды получают с использованием свёрток по модулю М = 2 части информационных разрядов (полиномиальных кодов и классических кодов Хэмминга); исследованиям метода логического дополнения для организации самопроверяемых дискретных систем на основе избыточных двоичных кодов. Приводятся материалы по подробным характеристикам обнаружения ошибок в информационных разрядах избыточных двоичных кодов при условии безошибочности контрольных разрядов, описания способов построения ранее неизвестных модифицированных кодов с суммированием и особенности методов синтеза самопроверяемых дискретных систем на основе двоичных избыточных кодов.
Второй том книги включает в себя работы в области построения двоичных кодов с суммированием с взвешенными разрядами и переходами между разрядами, занимающими соседние позиции в информационных векторах кодовых слов, а также результаты исследования их характеристик и методов синтеза кодирующего оборудования. Рассмотрены вопросы применения свойств кодов при организации самопроверяемых дискретных систем. Читатель найдёт на страницах данного тома материалы по подробным характеристикам обнаружения ошибок в информационных разрядах взвешенных кодов с суммированием при условии безошибочности контрольных разрядов, описания способов построения ранее неизвестных взвешенных кодов с суммированием и особенности методов синтеза самопроверяемых дискретных систем на их основе.
Книга может быть полезной разработчикам, исследователям и инженерам, работающим в сфере технической диагностики дискретных систем и синтеза систем с обнаружением неисправностей, а также студентам, изучающим информатику, вычислительную технику и автоматику.