Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 18, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-20 38
Аннотация

Рассматриваются вопросы развития теории транспортных макросистем с учётом основных достижений, полученных в работах А. Дж. Вильсона, Ю. С. Попкова, А. В. Гасникова, Е. В. Гасниковой и других авторов. Транспортная макросистема считается сложной многокомпонентной системой, для которой применимы термодинамические аналогии (состояние равновесия, информационная энтропия как функция параметров состояния, наличие основных феноменологических схем заполнения состояний элементами и т.д.). Для дальнейшего развития теории развития технологий транспортного моделирования и достижения сформулированной таким образом цели статьи предложено учитывать несколько обстоятельств, которые отражают современные тенденции развития транспортных систем: многообразие транспортных систем, динамический характер функционирования, множество различных элементов, которые могут подчиняться разным схемам заполнения состояний. Для реализации указанной программы используются различные методы: введённое автором уравнение транспортного процесса, что позволяет довольно легко перейти к квазидинамическим постановкам задач транспортного моделирования, а также общее формальное представление системы в виде совокупности элементов, которая определена на основании анализа многих работ отечественных авторов. В заключение обсуждаются вопросы дальнейшего развития теории транспортных макросистем в динамической постановке.

22-49 36
Аннотация

Любой объект, расположенный в трубопроводе, в том числе расходомер, приводит к падению давления в трубопроводе и необходимости повышения мощности насосов. Поэтому представляется перспективным снизить энергозатраты на перекачку среды в трубопроводе за счёт уменьшения количества расходомеров, устанавливаемых после запорно-регулирующей арматуры, и прогнозировать расход перекачиваемой среды по положению запирающего элемента в арматуре. Это приведёт также к уменьшению затрат на транспортировку сред за счёт уменьшения количества приборов учёта. В статье с целью решения данной комплексной проблемы на трубопроводном транспорте на основе метода конечных элементов решается ряд краевых задач гидромеханики. С целью упрощения знакомства с данными решениями, а также их применения на практике инженерами, в статье предложены «параметрические модели вихревого стационарного течения в таких видах запорно-регулирующей арматуры, как шаровой кран, дисковый затвор, клиновая задвижка, угловой клапан. Без ущерба общности методики, в качестве примера перекачиваемой среды рассматривается вода. Анализ выполнен средствами FLOTRAN CFD программы ANSYS10 ED».
В статье детально описываются возможности как графического интерфейса, так и командной строки. Создание моделей сопровождается полными комментариями о действиях, что позволяет любому пользователю освоить данные модели. Подробно рассмотрены все этапы построения моделей: построение твёрдотельной модели, выбор элементов, назначение свойств перекачиваемых сред, назначение краевых условий, а также решение задачи и просмотр результатов. «Установлено, что на расход среды оказывает влияние, как геометрия рассмотренных видов запорно-регулирующей арматуры, так» и положение запирающего элемента. Методика может быть применена для любых конструкций трубопроводной арматуры, связанных с расчётом движения вязкой жидкости.

50-66 38
Аннотация

Традиционная оценка эффективности работы и проектов развития транспортных систем основана на меркантилистском подходе, рассматривающим эффективность деятельности по схеме «затраты–доходы–прибыль хозяйствующих субъектов». При этом обычно не учитываются внесистемные, экстернальные результаты, которые могут многократно превосходить в стоимостном отношении внутренние результаты, получаемые хозяйствующими субъектами. Экстернальные результаты часто наблюдаются за пределами сферы чисто экономических отношений. Особенно наглядно это проявляется в инфраструктурной сфере, материальную основу которой образуют транспорт и логистика. В определённом смысле возник кризис экономической доктрины. Вследствие безудержной антропогенной деятельности наблюдается экологический кризис. Концентрация людей и производственной деятельности в городах стала причиной урбанизационного кризиса. Растущее неравенство привело к обострению социальных противоречий. В итоге человечество столкнулось с комплексным кризисом цивилизации. Основным средством разрешения кризисной ситуации признано устойчивое развитие. Устойчивое развитие транспорта как инфраструктурной сферы деятельности служит фундаментом построения устойчивого развития экономики и социальной сферы. Цели устойчивого развития, установленные мировым сообществом под эгидой ООН, могут быть достигнуты только при условии комплексной оценки эффективности управленческих решений (совокупный учёт всех интерналий и экстерналий). Транспорт стал первопроходцем на пути устойчивого развития территорий и городов. Подход к комплексной оценке эффективности устойчивого развития обусловливает реформирование в перспективе экономических и налогово-бюджетных отношений по принципу налога Пигу.
Цель настоящей статьи – совершенствование оценки эффективности и методологии устойчивого развития транспортных организаций и транспортных систем. В статье обоснованы актуальность и направления совершенствования методологии комплексной оценки результатов транспортной деятельности, а также представлены аналитические модели комплексной оценки её эффективности. Перспективными задачами продолжения исследований и разработок являются обоснование и юридическая легитимация использования стоимостных оценок различных экстернальных результатов совершенствования транспорта, создание системы мониторинга информации, необходимой для выполнения комплексной оценки его устойчивого развития.

НАУКА И ТЕХНИКА

68-81 32
Аннотация

Балочные пролётные строения являются наиболее уязвимыми элементами мостовой системы, так как они подвергаются прямым воздействиям: подвижной нагрузки, природно-климатическим факторам (температурным и влажностным воздействиям, включая замораживание и оттаивание, усадку, влажность и др.). Появление дефектов конструкций моста в процессе эксплуатации неизбежно, поэтому перед инженерами-строителями вопрос усиления повреждённых конструкций мостов является актуальным и в настоящее время. В статье рассмотрены некоторые результаты расчётных значений и инструментальных измерений напряжённо-деформированного состояния (НДС) железобетонных балочных пролётных строений железнодорожного путепровода под эксплуатационными нагрузками, при проходе различных единиц подвижного состава. Целью данных исследований является контроль напряжённо-деформированного состояния железнодорожного путепровода для выявления и устранения дефектов на ранних стадиях. Полученные результаты расчёта, выполненные методом конечных элементов (МКЭ) в программе ABAQUS/Standard, хорошо коррелируют с экспериментальными данными. Эти результаты могут использоваться при мониторинге состояния искусственных сооружений на магистральных линиях АО «НК «ҚТЖ».

82-101 31
Аннотация

В перспективе до 2025 года на полигоне Северной железной дороги прогнозируется увеличение объёмов работы на 28,4 %, что связано со строительством Северного широтного хода. При этом значительная часть Северной железной дороги характеризуется сложными природно-климатическими условиями: вечной мерзлотой, полигонально-жильными льдами, заторфованностью территорий, резкими перепадами температур, значительными объёмами осадков в виде снега. В условиях планируемого роста грузонапряжённости диагностика земляного полотна в зоне распространения грунтов со слабой несущей способностью на фоне глобального изменения климата носит ключевой характер.
Статья посвящена вопросам обследования земляного полотна, расположенного в криолитозоне. Результаты диагностики состояния железнодорожного пути позволяют прогнозировать состояние объектов железнодорожной инфраструктуры, производить категорирование просадок земляного полотна по степени опасности и разрабатывать мероприятия по его стабилизации.
Целью работы является изучение факторов, влияющих на процессы деградации земляного полотна, расположенного в криолитозоне.
Методы работы основаны на натурных обследованиях «больных» мест земляного полотна и статистических формах анализа продольных профильных деформаций (просадок) пути.
Результатом проведённой работы является исследование влияния ряда факторов, на развитие деформаций земляного полотна, расположенного в криолитозоне. В дальнейшем планируется на основе результатов диагностики состояния железнодорожного пути производить прогнозирование многолетнемёрзлого состояния объектов железнодорожной инфраструктуры, производить категорирование просадок земляного полотна по степени опасности и разрабатывать мероприятия по его стабилизации.

102-115 37
Аннотация

Повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта в сфере грузовых и пассажирских перевозок, снижение эксплуатационных расходов в настоящее время непосредственно связаны с расходами на содержание и восстановление тягового подвижного состава. Оптимизация эксплуатационных расходов возможна на основе перехода от планово-предупредительной системы ремонта тягового подвижного состава, основанной на оценке среднестатистического уровня его технического состояния без учёта особенностей полигона эксплуатации, к системе ремонта и обслуживания по фактическому техническому состоянию, объективно определяемому на основе создания и внедрения бортовых, переносных и стационарных средств технического диагностирования узлов и агрегатов, формирования банка данных о текущем состоянии электровозов и их узлов.
Энергосиловые установки относятся к базовым элементам и узлам конструкций тягового подвижного состава. Надёжность и ресурс тяговых электродвигателей электровозов, особенно изоляции обмоток, не отвечает современным требованиям, а существующие системы диагностики состояния изоляции обмоток не позволяют обеспечить необходимый уровень выявления отказов на ранней стадии. Для качественного определения категории износа изоляционного материала разработаны новые подходы на основе метода ИК-спектрофотометрии по относительному коэффициенту пропускания электромагнитного излучения в газовой атмосфере, отводимой от обмотки тягового электродвигателя, что является основой для создания и внедрения бортовой системы автоматизированного мониторинга текущего состояния изоляции электродвигателя и оценки остаточного ресурса.

ЭКОНОМИКА

118-135 28
Аннотация

Методы анализа хозяйственной деятельности авиапредприятий и прогнозирование предпосылок банкротства авиакомпаний становятся важной задачей развития отрасли. В прошлые годы имелся резонансный негативный опыт, связанный с банкротством авиакомпаний. При этом объёмные показатели некоторых авиакомпаний незадолго до момента банкротства имели положительную динамику и рассматривались по матрице БКГ как явные «звёзды» по темпам прироста объёмов производства и приросту доли рынка авиаперевозок.
Среди них в России можно назвать авиакомпанию «Сибирь», которая в 2007–2008 гг. с большими усилиями избежала банкротства, и авиакомпанию «Трансаэро», которая навсегда покинула рынок авиаперевозок. Первые лоукостеры – «Скайэкспресс» и «Авианова» – разорились на фоне высоких темпов роста количества перевезённых пассажиров.
Задача, поставленная в статье, нацелена на формирование модели, позволяющей моделировать ситуацию, связанную с преодолением авиакомпанией так называемой «второй точки безубыточности». Для прогнозирования возможного срока получения авиакомпанией операционного убытка на фоне растущих объёмных показателей использованы производственные и финансовые показатели деятельности одной из ведущих авиакомпаний нашей страны.
Методом исследования задачи, реализуемой в статье, является моделирование объёмных и финансовых показателей деятельности авиакомпании. Но модель предлагается построить не на исследовании перспективы изменения роста объёмных и финансовых показателей, а на изучении динамики темпов изменения этих показателей. За основу исследования принят тот факт, что динамика авиаперевозок имеет цикличную основу, которая незаметна непосредственно при анализе изменения производственных и финансовых показателей, но отчётливо видна при изучении динамики темпов этих показателей, что и позволило смоделировать ситуацию, при которой в будущем у авиакомпании возникнет операционный убыток.

136-157 33
Аннотация

В статье рассматриваются особенности и применение технологии развёртывания функций качества. Цель статьи – представить эффективную методику для принятия транспортными компаниями управленческих решений в области повышения качества транспортных услуг, оказываемых грузовладельцам. Методика разработана на основе модели (матричного комплекса) под названием «Дом качества», в рамках концепции всеобщего управления качеством (TQM).
На основе логического, графического, факторного, сравнительного и балансового методов и рассматриваемой технологии в статье детально описаны структура матричного комплекса «Дом качества» и поэтапный порядок его построения в процессе анализа деятельности предприятий железнодорожного транспорта с акцентом на особенности и критерии потребительских предпочтений в сфере грузовых транспортных услуг.
Приведены конкретные примеры, отражающие отраслевую специфику транспортного обслуживания. На основе разработанной методики и рекомендаций любая компания в сфере транспорта будет иметь возможность провести многофакторный анализ своей деятельности в области обеспечения качества, оценить эффективность и установить приоритетность принимаемых решений по повышению качества транспортных услуг.

158-170 44
Аннотация

Современный этап развития характеризуется структурным кризисом, проявляющимся во многих сферах и отраслях экономики. Подобная ситуация объясняется, в том числе переходным состоянием мировой экономической системы, обусловленным процессом укоренения нового технологического уклада, развитием Индустрии 4.0. Изменения, которые являются результатам реализации данного процесса, будут играть ключевую роль в определении тенденций и направлений мирового экономического развития в ближайшие десятилетия, характеризовать новую технологическую структуру и векторы дальнейшего развития и применения технологий.
Отличительной чертой нового технологического уклада является скорость, с которой разрабатываются и внедряются новые технологии и продукты. Важнейшими индикаторами успешности новой экономической модели будут скорость, объём и качество. Лидерами новой системы рыночной экономики будут те компании, которые смогут быстрее и лучше всех приспособиться к новым реалиям экономического развития. В числе главных критериев, определяющих успешность компании в современных условиях, являются скорость и качество: в конкурентной борьбе за лидирующие позиции компании будут должны делать всё быстрее и лучше остальных. Актуальность подобной парадигмы подтверждается сокращением научно-технологических и инновационных циклов – времени от создания идеи до её реализации и передачи в промышленную эксплуатацию.
Массовая цифровизация всех аспектов деятельности и сокращение длительности циклов обновления техники и технологий определяют тенденцию переориентации компаний с исключительно внутреннего типа организации инновационной деятельности на преимущественно внешний. В данной статье анализируются формы и инструменты организации инновационной деятельности, в том числе посредством выстраивания специфических отношений с внешними участниками инновационной экосистемы. Базой исследования является практика некоторых ведущих зарубежных железнодорожных компаний.
Целью данной статьи является проведение обзора используемых инструментов и способов организации инновационной деятельности в ряде ведущих железнодорожных компаний и определение её наиболее распространённых форм. Комплексный анализ функционирования форм инновационной деятельности осуществлялся с применением методов структурного и комплексного сравнительного анализа, обобщения и дедуктивных методов.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

172-197 38
Аннотация

Во многих крупных городах мира железные дороги являются неотъемлемым элементом городских транспортных систем. Наиболее часто и широко рассматриваются в этом контексте пригородное и внутригородское пассажирское железнодорожное движение. С другой стороны, постоянный рост пассажиропотоков поездов дальнего следования, традиционно тяготеющих к железнодорожным вокзалам и прилегающим к ним городским транспортным узлам, в том числе станциям метро, через которые прибывающие пассажиры отправляются к конечным точкам назначения в городе, требует поиска новых решений, позволяющих как повысить комфортность поездки для пассажиров, так и снять избыточную нагрузку с городской транспортной системы.
С учётом опыта и специфики организации дальнего пассажирского железнодорожного сообщения в различных странах, в статье на основе ранее проведённых исследований, в первую очередь, предлагаются модели решений для московского железнодорожного узла, который является сложным транспортным комплексом. С целью организации комфортных условий для пассажиров всех категорий поездов необходимо разработать сбалансированную технологию движения поездов в узле, исключающую перегрузку отдельных элементов транспортной системы (в частности, вокзалов в центре города).
Целью данной статьи является анализ зарубежного опыта организации движения пассажирских поездов дальнего следования в границах крупных агломераций и выработка предложений по организации дополнительных остановочных пунктов поездам дальнего следования в различных районах Москвы, которые помогут снизить нагрузку на центральные транспортно-пересадочные узлы, повысить качество транспортного обслуживания пассажиров и вместе с тем развить прилегающие к новым транспортно-пересадочным узлам районы Москвы и Московской области.

198-213 42
Аннотация

В статье рассмотрено формирование системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Необходимость создания ТПУ обусловлена возможностью повышения эффективности организации пассажиропотоков в системе городского общественного транспорта, сокращения времени поездки пассажиров, обеспечения комфортных, безопасных условий пересадки и улучшения качества обслуживания населения.
Цель работы – разработка методики, позволяющей решать задачу оптимального выбора мест размещения ТПУ любого города по экономическому критерию и критерию среднего времени поездки с использованием методов математического моделирования. Методика включает поиск оптимальных маршрутов поездки по городу и определение эффективных пересадочных узлов с помощью разработанного программного продукта «Эффективные пересадки». При этом эффективные пересадочные узлы с максимальной величиной пассажиропотока являются кандидатами на создание в них ТПУ. В работе выполнены расчёты согласно предлагаемой методике и определены оптимальные варианты размещения транспортно-пересадочных узлов в городском округе Самара при ограниченных денежных средствах с учётом величины сокращения времени поездки и количества пассажиров, пользующихся этими пересадочными узлами. Получена зависимость сокращения среднего времени одной поездки по городу от количества транспортно-пересадочных узлов.

214-224 31
Аннотация

По оценкам экспертов, объём рынка перевозок сборных грузов в России в 2019 г. составлял от 180 до 200 млрд руб. Этот сегмент грузоперевозок развивается в непрерывном режиме: появляется всё больше новых схем доставки, балансирующих в коридоре параметров «цена–сроки– сервис».
Принцип ориентации на потребителя влияет на формирование стандартов взаимодействия грузоперевозчиков с клиентами на различных стадиях оказания услуги. Для этого необходимо выявление и оценка потребностей клиента и степени его удовлетворённости.
В статье проанализирована модель клиентоориентированного поведения транспортнологистической компании в условиях рынка. В качестве объекта исследования выбран сервис ОАО «РЖД» – «РЖД-Экспресс», предметом исследования выступают перевозки сборных грузов по договорам с частными лицами – отправителями груза. Аргументирован выбор в качестве предмета исследования транспортных услуг по грузоперевозке сборных грузов частных лиц. Такой выбор позволяет преодолеть проблему закрытости информации, организовать проведение опроса посредством Интернета, обеспечить получение обратной связи для формирования объективной оценки клиентоориентированнности компании. В качестве цели написания данной статьи выступает разработка авторской методики анализа качества оказания услуг перевозки груза физическим лицам с позиций клиенториентированности. В процессе достижения указанной цели автором использовались методы анкетирования и анализа полученных данных; были поставлены и решены такие задачи, как обоснование необходимости разработки специальной методики анализа качества оказания исследуемых услуг; разработка авторской системы критериев качества; оценка на их основании потребителями при помощи анкетирования качества этих услуг; выявление «узких мест» и формулирование рекомендаций по повышению качества транспортного обслуживания клиентов.
Разработанная автором система критериев оценки качества перевозок сформирована с уклоном на клиентоориентированные параметры, она может быть использована для оценки качества транспортно-логистических услуг перевозчиками на любом виде транспорта, базовые критерии могут расширяться, внутри каждого из них выделятся подкритерии, что позволит провести анализ более детально внутри предложенных магистральных направлений.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

226-244 32
Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы развития Института экономики и финансов Российского университета транспорта. Представлены краткие сведения об изменениях статуса и структуры института, результатах его научной и педагогической деятельности, известных учёных-экономистах транспорта, работающих в институте.
ИЭФ является одним из ведущих институтов, ведет подготовку специалистов, бакалавров и магистров по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело», «Бизнесинформатика», «Прикладная информатика», «Лингвистика».
Статья приурочена к 90-летию основания Института.

 
245-258 34
Аннотация

В 1910 году журнал «Железнодорожное дело» подробно изложил ход дискуссии, возникшей в городской думе Санкт-Петербурга, вокруг доклада комиссии МПС, предложившей проект комплексного развития рельсового транспорта города. Используя более современные термины, затрагивались различные аспекты, и ныне представляющие интерес при подобных обсуждениях: влияние проекта на градостроительную политику и загруженность центра города, использование государственно-частного партнёрства, мобильность населения, комплексное развитие пригородного и городского сообщения, возможности использования железнодорожных линий для внутригородских поездок и соответствующая тарифная политика, перспективы строительства метрополитена.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

260-269 34
Аннотация

Статья посвящена анализу поэтических произведений авторов середины XIX века, публиковавшихся в литературном и общественно-политическом журнале «Современник» и масштабно осветивших тему сооружения железных дорог в Российской Империи. Процитированы избранные места из произведений таких авторов, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н. А. Добролюбов, А. А. Фет, Я. П. Полонский. Показан содержащийся в произведениях авторов социально-экономический анализ проблем, связанных с сооружением в России первых железных дорог. Сделан вывод о заинтересованности авторского коллектива журнала «Современник» темой сооружения и эксплуатации железных дорог как одной из наиболее общественно значимой и перспективной.
От редакции. Вместо традиционной для данного раздела рецензии на научно-технические или учебные издания читателям предлагается оригинальный анализ творчества писателей и поэтов XIX века под углом зрения истории транспорта и, в частности, социально-экономических аспектов его развития. Надеемся, что материал даст, в том числе, возможность убедиться, насколько важна деятельность транспорта, какое внимание самых широких кругов общества она способна привлечь, как два века тому назад, так и сейчас.

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)