Методика выбора мест размещения транспортно-пересадочных узлов на основе оптимизационной математической модели
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-198-213
Аннотация
В статье рассмотрено формирование системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Необходимость создания ТПУ обусловлена возможностью повышения эффективности организации пассажиропотоков в системе городского общественного транспорта, сокращения времени поездки пассажиров, обеспечения комфортных, безопасных условий пересадки и улучшения качества обслуживания населения.
Цель работы – разработка методики, позволяющей решать задачу оптимального выбора мест размещения ТПУ любого города по экономическому критерию и критерию среднего времени поездки с использованием методов математического моделирования. Методика включает поиск оптимальных маршрутов поездки по городу и определение эффективных пересадочных узлов с помощью разработанного программного продукта «Эффективные пересадки». При этом эффективные пересадочные узлы с максимальной величиной пассажиропотока являются кандидатами на создание в них ТПУ. В работе выполнены расчёты согласно предлагаемой методике и определены оптимальные варианты размещения транспортно-пересадочных узлов в городском округе Самара при ограниченных денежных средствах с учётом величины сокращения времени поездки и количества пассажиров, пользующихся этими пересадочными узлами. Получена зависимость сокращения среднего времени одной поездки по городу от количества транспортно-пересадочных узлов.
Об авторах
О. В. МосквичевРоссия
Москвичев Олег Валерьевич – доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой управления эксплуатационной работой
Самара
С. А. Леонова
Россия
Леонова Светлана Александровна - специалист учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры управления эксплуатационной работой
Самара
Список литературы
1. Monzón, A , Hernández, S , Di Ciommo, F Efficient urban interchanges: the City-HUB model Transportation Research Procedia, 2016, Vol 14, pp 1124–1133 DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.183
2. Graham-Rowe, E , Skippon, S , Gardner, B , Abraham, C Can we reduce car use and, if so, how? A review of available evidence Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2011, Vol 45, Iss 5, pp 401–418 DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2011.02.001
3. Kristersson, P The role of public transport interchanges in regional planning Regions Magazine, January 2012, Vol 285, Iss 1, pp 16–17
4. Di Ciommo, F , Monzón, A , Barberan, A Interchange place: Sustainable and Efficient Urban Transport Interchanges In book: CITY-HUBs, March 2016, pp 37–50 DOI: 10.1201/b19519–5
5. Hernandez, S , Monzon, A , de Oña, R Urban transport interchanges: A methodology for evaluating perceived quality Transportation Research Part A, 2016, Vol 84, pp 31–43 DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2015.08.008
6. Redman, L , Friman, M , Gärling, T , Hartig, T Quality attributes of public transport that attract car users: A research review Transport Policy, 2013, Vol 25, pp 119– 127 DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2012.11.005
7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: офиц текст распор Правительства РФ от 22 ноября 2008 г № 1734-р: на 11 06 2014 [Электронный ресурс]: http://government.ru/dep_news/13190/ Доступ 05 02 2020
8. Di Ciommo, F , Vassallo, J M , Oliver, A Private Funding of Intermodal Exchange Stations in Urban Areas: Case of Madrid, Spain Transportation Research Record, January 2009, Vol 2115, Iss 12, pp 20–26 DOI: https://doi.org/10.3141/2115–03/
9. Pitsiava-Latinopoulou, M , Iordanopoulos, P Intermodal Passengers Terminals: Design Standards for Better Level of Service Procedia – Social and Behavioral Sciences, Transport Research Arena, 2012, Vol 48, pp 3297–3306 DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.1295
10. Dell’Asin, G , Monzón, A , Lopez-Lambas, M E Key quality factors at urban interchanges Proceedings of the ICE – Transport, 2014, pp 1–10 DOI: https://doi.org/10.1680/tran.13.00039
11. Власов Д Н Транспортно-пересадочные узлы: Монография / 2-е изд – М : МГСУ, 2017 – 192 с
12. Леонова С А Выбор мест расположения пересадочных узлов сети городского пассажирского транспорта // Транспорт Урала – 2019 – № 4 (63) – С 101–105
13. Li, Zhi-Chun; Lam, W H K ; Wong, S C Modeling intermodal equilibrium for bimodal transportation system design problems in a linear monocentric city Transportation Research Part B, 2012, Vol 46, Iss 1, pp 30–49 DOI: https://doi.org/10.1016/j.trb.2011.08.002
14. Liu, Li Fen; Wang, Wen Analysis of Urban Rail Transit Seamless Transfer Standard MATEC Web of Conferences 81, 03002, 2016 [Электронный ресурс]: https://www matec-conferences org/articles/matecconf/ pdf/2016/44/matecconf_ictte2016_03002 pdf Доступ 05 02 2020 DOI: 10.1051/matecconf/20168103002
15. Постановление Правительства Москвы от 06 сентября 2011 г № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве» [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/537907102 Доступ 05 02 2020
16. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: http://www.spbtrd.ru/program-development/ Доступ 05 02 2020
17. Власов Д Н Приоритетные направления развития системы транспортно-пересадочных узлов агломерации // Academia Архитектура и строительство – 2013 – № 3 – С 86–89
18. Власов Д Н Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-пересадочным узлам // Градостроительство – 2015 – № 3 (37) – С 11–19
19. Sherbina, E V , Danilina, N V , Vlasov, D N City planning issues for sustainable development International Journal of Applied Engineering Research, 2015, Vol 10, No 22, pp 43131–43138 [Электронный ресурс]: http://www.ripublication.com/Volume/ijaerv10n22.htm Доступ 05 02 2020
20. Шагимуратова А А Системный анализ в определении приоритетных направлений развития транспортно-пересадочных узлов железнодорожного транспорта // Градостроительство – 2016 – № 2 (42) – С 63–71
21. Шагимуратова А А Методика оценки развития транспортно-пересадочных узлов железнодорожного транспорта // Интернет-журнал «Науковедение» 2017 – Т 9 – № 1 [Электронный ресурс]: http://naukovedenie.ru/PDF/58TVN117.pdf Доступ 05 02 2020
22. Калюжный Н А Методика оптимизации размещения транспортно-пересадочных узлов в системе городского пассажирского транспорта // Дис… канд техн наук – СПб : ПГУПС – 2019 – 254 с
23. Булычева Н В , Калюжный Н А , Лосин Л А Модели размещения транспортно-пересадочных узлов городского пассажирского транспорта // Финансы и бизнес – 2018 – № 1 – С 54–63
24. Калюжный Н А Обоснование приоритетности мест размещения транспортно-пересадочных узлов в структуре агломерации методом математического моделирования // Вестник гражданских инженеров – 2017 – № 5 (64) – С 142–148
25. Kalyuzhnyi, N , Losin, L A method of mathematical modeling for transfer hub establishment in Saint Petersburg Transportation Research Procedia, 2018, Vol 36, pp 245–251 DOI: 10.1016/j.trpro.2018.12.075
26. Пиир М А Определение необходимого количества пересадочных узлов при формировании комплексной транспортной системы крупного города // Труды второй Свердловской научно-практ конференции «Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города» / Свердловский институт народного хозяйства – 1974 – Вып 1 – Методологические аспекты исследований и проектирования транспортных систем городов и агломераций Исследования закономерностей расселения и передвижения населения в городах и агломерациях – С 21–24
27. Пиир М А Вопросы формирования системы пассажирского транспорта крупного города // Практика разработки и реализации генеральных планов городов – Киев: Будiвельник, 1975 – С 96
28. Леонова С А Оптимальный выбор мест расположения транспортно-пересадочных узлов // Транспорт и логистика: стратегические приоритеты, технологические платформы и решения в глобализованной цифровой экономике / Сб научных трудов III международной научно-практ конференции – Ростов-на-Дону, 2019 – С 214–216
29. Chao, Sun; Xiaohong, Chen; H Michael Zhang, and Ze Huang An Evaluation Method of Urban Public Transport Facilities Resource Supply Based on Accessibility Hindawi Journal of Advanced Transportation, Vol 2018, Article ID3754205, 11 p DOI: https://doi.org/10.1155/2018/3754205
30. Федоров В П , Пахомова О М , Лосин Л А , Булычёва Н В Анализ проблем транспортной системы центра крупного города: опыт применения методов математического моделирования // Управление развитием территории – 2009 – № 4 – С 18–25
31. Ludan, I , Maiorov, E , Santana, J D M , Saprykin, O Integrated approach to building a microscopic city model In Proceedings of the 5th International Young Scientists Conference on Information Technologies, Telecommunications and Control Systems, 2018, 8 p
32. Saprykin, O , Saprykina, O Multilevel Modelling of Urban Transport Infrastructure, In Proceedings of the 1st International Conference on Vehicle Technology and Intelligent Transport Systems (VEHITS-2015) Portugal, Lisbon, SCITEPRESS, 2015, pp 78–82
33. Якимов М Р Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: Монография – М : Логос, 2013 – 188 с
34. Якимов М Р , Арепьева А А Транспортное планирование Особенности моделирования транспортных потоков в крупных российских городах: Монография – М : Логос, 2016 – 280 с
Рецензия
Для цитирования:
Москвичев О.В., Леонова С.А. Методика выбора мест размещения транспортно-пересадочных узлов на основе оптимизационной математической модели. Мир транспорта. 2020;18(2):198-213. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-198-213
For citation:
Moskvichev O.V., Leonova S.A. Methods of Selection of Transport Interchange Hubs Location Based on Optimization Mathematical Model. World of Transport and Transportation. 2020;18(2):198-213. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-198-213