Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Факторы, оказывающие влияние на развитие продольных профильных деформаций земляного полотна в криолитозоне

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-82-101

Аннотация

В перспективе до 2025 года на полигоне Северной железной дороги прогнозируется увеличение объёмов работы на 28,4 %, что связано со строительством Северного широтного хода. При этом значительная часть Северной железной дороги характеризуется сложными природно-климатическими условиями: вечной мерзлотой, полигонально-жильными льдами, заторфованностью территорий, резкими перепадами температур, значительными объёмами осадков в виде снега. В условиях планируемого роста грузонапряжённости диагностика земляного полотна в зоне распространения грунтов со слабой несущей способностью на фоне глобального изменения климата носит ключевой характер.
Статья посвящена вопросам обследования земляного полотна, расположенного в криолитозоне. Результаты диагностики состояния железнодорожного пути позволяют прогнозировать состояние объектов железнодорожной инфраструктуры, производить категорирование просадок земляного полотна по степени опасности и разрабатывать мероприятия по его стабилизации.
Целью работы является изучение факторов, влияющих на процессы деградации земляного полотна, расположенного в криолитозоне.
Методы работы основаны на натурных обследованиях «больных» мест земляного полотна и статистических формах анализа продольных профильных деформаций (просадок) пути.
Результатом проведённой работы является исследование влияния ряда факторов, на развитие деформаций земляного полотна, расположенного в криолитозоне. В дальнейшем планируется на основе результатов диагностики состояния железнодорожного пути производить прогнозирование многолетнемёрзлого состояния объектов железнодорожной инфраструктуры, производить категорирование просадок земляного полотна по степени опасности и разрабатывать мероприятия по его стабилизации.

Об авторах

В. В. Шапран
ОАО «РЖД»
Россия

Шапран Владимир Владимирович – инженер 1-й категории информационно-аналитического отдела Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – Октябрьской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Октябрьской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Санкт­Петербург



З. Т. Фазилова
Российский университет транспорта
Россия

Фазилова Зульфия Тельмановна – кандидат технических наук, доцент кафедры транспортного строительства

Москва



Список литературы

1. Луцкий С Я , Шепитько Т В , Черкасов А М Технологический мониторинг сооружения земляного полотна на высокотемпературной мерзлоте // Сб : II Международный симпозиум земляного полотна в холодных регионах Материалы симпозиума / Под ред А Л Исакова и Ц К Лю – 2015 – С 41–48

2. Стоянович Г М , Пупатенко В В , Сухобок Ю А Опыт комплексного геофизического обследования объектов железнодорожной инфраструктуры // Современные технологии Системный анализ Моделирование – 2012 – № 1 – С 282–287

3. Пупатенко В В , Паженцев Я В Комплексное обследование насыпей в Якутии // Путь и путевое хозяйство – 2009 – № 9 – С 25–26

4. Fazilova, Z T, Shapran, V V Operation of civil and linear facilities of railway transport in Arctic zone Proceedings of the 2018 International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», IT and QM and IS2018, 2018, pp 207–211

5. Loktev, A , Fazilova, Z , Zaytsev, A , Borisova, N Analytical modeling of the dynamic behavior of the railway track in areas of variable stiffness Proc TRANSOILCOLD Series: Lecture Notes in Civil Eng Ed A Petriaev and A Konon, Vol 1, pp 165–172

6. Шполянская Н А Плейстоцен-голоценовая история развития криолитозоны Российской Арктики «глазами» подземных льдов – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2015 – 344 с

7. Бабкин Е М , Хомутов А В , Дворников Ю А , Хайруллин Р Р , Бабкина Е А Изменение рельефа торфяника с вытаивающим полигонально-жильным льдом в северной части Пур-Тазовского междуречья // Проблемы региональной экологии – 2018 – Т 4 – С 115–119

8. Станиловская Ю В , Мерзляков В П , Сергеев Д О , Хименков А Н Оценка опасности полигонально-жильных льдов для линейных сооружений // Геоэкология Инженерная геология Гидрогеология Геокриология – 2014 – № 4 – С 367–378

9. Бойцов А В Геокриология и подземные воды криолитозоны: Учеб пособие – Тюмень, ТюмГНГУ, 2011 – 178 с

10. Кудрявцев С А , Кажарский А В Численное моделирование процесса морозного пучения и оттаивания в зависимости от скорости промерзания грунтов // Современные технологии Системный анализ Моделирование – 2012 – № 2 – С 105–110

11. Фазилова З Т , Шапран В В , Скворцов О В Профильные деформации земляного полотна в условиях вечной мерзлоты // Путь и путевое хозяйство – 2018 – № 11 – С 22–24

12. Roman, L T , Tsarapov, M N , Kotov, P I , Volokhov, S S , Motenko, R G , Cherkasov, A M , Shtein, A I , Kostousov, A N Manual on the determination of physical and mechanical properties of freezing, frozen and thawing dispersed soils (KDU, University Book), 2018, 188 p DOI: https://doi.org/10.25296/1993-5056-2018-13-1-2-111

13. Архив данных Воркутинской дистанции пути Северной дирекции инфраструктуры

14. Архив данных Воркутинской дистанции пути Северной дирекции инфраструктуры, выходные формы ДКИ Интеграл.


Рецензия

Для цитирования:


Шапран В.В., Фазилова З.Т. Факторы, оказывающие влияние на развитие продольных профильных деформаций земляного полотна в криолитозоне. Мир транспорта. 2020;18(2):82-101. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-82-101

For citation:


Shapran V.V., Fazilova Z.T. Factors Influencing Development of Longitudinal Profile Deformations of the Roadbed in the Permafrost Zone. World of Transport and Transportation. 2020;18(2):82-101. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-82-101

Просмотров: 316


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)