ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Увеличение значимости качества и количества предоставляемых услуг, быстрорастущий объём данных, необходимых для управления предприятием и укрепления конкурентных позиций на рынке, требуют пересмотра моделей управления. Статья посвящена развитию цифрового метро в условиях глобальной автоматизации и цифровизации бизнес-моделей организаций с целью повышения качества предоставляемых услуг и оптимизации бизнес- процессов.
Целью исследования является изучение мирового и российского опыта применения цифровых и крауд- платформ на транспорте и разработка авторской модели управления метрополитеном в современных условиях. Для достижения поставленной цели исследования применялись методы сравнительного и контент- анализа, бенчмаркинг успешных зарубежных практик использования крауд- и цифровых платформ в транспортной отрасли, метод обобщения и концептуальнометодологического моделирования.
Авторы проанализировали мировые тренды в области развития и использования цифровых технологий в транспортной отрасли, провели сравнительный анализ мировой и российской практики применения платформенных и краудрешений на транспорте, раскрыли преимущества интеграции цифровых технологий для развития метрополитена в России. На основе полученных результатов исследования авторы предложили «е-Платформу», аккумулирующую, анализирующую и сортирующую данные, поступающие из внешней среды для последующей её передачи в бизнес-блоки управления метрополитеном и оптимизации процесса выработки и принятия оперативных решений, а также разработали целевую модель перехода от «аналогового» управления данными в метрополитене к цифровому на основе интеграции цифровых технологий на базе виртуальной платформы управления бизнеспроцессами и крауд-платформы сбора идей и предложений по развитию метрополитена.
Современный этап развития экономики сопряжён с ускоренными темпами технологического развития, что формирует у компаний в качестве базовой повестки необходимость проведения регулярного бенчмаркинга лучших практик среди конкурентов. Однако, учитывая условия высококонкурентной среды, традиционные инструменты и метрики не позволяют выявлять перспективные направления инновационного развития, реализация которых в будущем может сформировать новые конкурентные преимущества у компаний- аналогов.
В целях выявления «ранних сигналов» – формирующихся направлений инновационного развития, перспективных технологий и решений – в мировой практике активно применяются инструменты патентного и библиометрического анализа, позволяющие оценивать текущую практику компаний как в области фундаментальных, так и прикладных исследований.
В данной статье представлены результаты исследования деятельности ведущих зарубежных железнодорожных компаний в области организации научно- технологических изысканий и приоритетных направлений инновационного развития, полученные с применением инструментов патентного и библиометрического анализа. В статье описываются динамика и структура публикаций и патентных заявок железнодорожной отрасли. Также в статье описываются различия в структуре кооперационных связей ведущих железнодорожных компаний в части организации публикационной и исследовательской деятельности.
В статье также рассмотрены структуры патентной и публикационной деятельности отдельных компаний, демонстрирующие их приоритетные направления организации научнотехнологи ческой деятельности.
НАУКА И ТЕХНИКА
Разработанные кинематические схемы узлов и агрегатов брикетирования и прессования мусора функционируют при номинальных мощностных характеристиках гидрооборудования за счёт распределения мощности привода по наиболее энергонагруженным операциям.
Представлено обоснование эффективности разработанного роторно-инерционного устройства по брикетированию ТБО. Оригинальность конструкции заключается в структурном расположении брикетирующего агрегата и механизма измельчения. Использование принципов инерционных моментов и сил тяжести собственной массы мусора позволило существенно (на 25 %) снизить энергоёмкость процесса прессования и формирования готового брикета. Использование механической энергии натяжителей транспортёрной ленты и увеличивающейся при брикетировании массы рулона под собственным весом позволило снизить работу, затрачиваемую для формирования прессованного ТБО с 48000 кДж до 11970 кДж, удалось снизить объём спрессованного рулона, повысить коэффициент использования грузоподъёмности, снизить энергоёмкость процесса.
Рассмотрено несколько вариантов реализации систем высокоскоростного транспорта, различающихся системой питания, токосъёма и пути на основе магнитолевитационного подхода. Предложен оригинальный подход с использованием технологии электромагнитных пушек, предназначенных для реализации тяговых усилий магнитолевитационного транспортного средства. Преимущество данного подхода заключается в том, что открывается возможность маневрирования транспортного средства во время движения. Это позволяет отказаться от стрелочных переводов, существенно ограничивающих применение магнитолевитационного транспорта. Рассмотрена математическая модель, описывающая взаимодействие электромагнитой пушки и супермагнитов, расположенных на пути. При построении модели использовались методы теории электромагнитного поля и взаимодействия магнитных тел, а при построении модели взаимодействия подвижного состава с магнитным путём – методы математической алгебры и теорема Коши.
Также предложены различные принципы организации движения на основе магнитолевитационного подхода для городского, пригородного и междугороднего транспорта.
ЭКОНОМИКА
В статье предлагается альтернативная методика, основанная на расчёте совокупных затрат пассажира при совершении поездки, которые зависят от стоимости проезда, потерь времени, частоты отправления транспортных средств и их комфортности, а также учитывающая динамику ключевых социально-экономических показателей. Методика позволяет минимизировать погрешности измерений, возникающие из-за недостатка первичной информации о некоторых видах пассажирского транспорта, а также рассчитать индуцированный спрос на поездки, возникающий вследствие улучшения характеристик сообщения. Авторами определены ивыражены в количественных показателях основные факторы перераспределения пассажиропотока на нововведённые виды транспорта.
В статье рассмотрен опыт прогнозирования пассажиропотока по предлагаемой методике на примере четырёх корреспонденций, где было начато движение скоростных поездов типа «Ласточка». Результаты прогнозирования сопоставлены с фактическими объёмами перевозок, на основании чего сделаны выводы об эффективности методики прогнозирования иеё применимости в современных реалиях российской транспортной системы. Выявлены преимущества и недостатки предложенного подхода к прогнозированию пассажиропотоков, а также определены возможности его распространения и дальнейшего развития в России.
В результате исследования авторы выявили, что сезонная неравномерность загрузки железнодорожной инфраструктуры приводит кснижению качества перевозок иухудшению рыночного имиджа железнодорожной отрасли, увеличению эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок, то есть к снижению эффективности и конкурентоспособности железных дорог. Неравномерность перевозок негативно сказывается и на эффективности инвестиций в развитие железнодорожного транспорта.
Проведённый анализ позволил сформулировать теоретическую модель влияния сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры на эффективность её использования и развития. Предложенный в статье методический инструментарий оценки сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры целесообразно использовать для её углублённого ретроспективного анализа, с выявлением основных факторов, влияющих на показатели неравномерности, и определением предельно допустимого уровня сезонной неравномерности.
Разработанная модель влияния сезонной неравномерности загрузки на эффективность использования и развития железнодорожной инфраструктуры позволяет осуществлять экономическую оценку сезонной неравномерности, является инструментом повышения эффективности планирования и управления перевозочной деятельностью и развития железных дорог. Снижение сезонной неравномерности перевозок следует рассматривать как фактор повышения экономической эффективности не только текущей, но иинвестиционной деятельности железнодорожного транспорта, а её рост– как специфический вид риска для эффективности реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры.
Но проблема социального обеспечения льготных категорий граждан не может быть решена без обеспечения оплаты их проезда в общественном транспорте. Бремя по финансированию предоставления льгот не может быть возложено на перевозчиков.
Только разработка и последующее применение метода расчёта неполученной провозной платы с учётом установленных тарифов позволит решить проблему оплаты услуг перевозки льготников. В этом случае предприятия общественного транспорта смогут вести нормальную хозяйственную деятельность и предоставлять качественные и безопасные услуги перевозки пассажиров.
Цель статьи обосновать необходимость разработки метода расчёта неполученной провозной платы с учётом установленных тарифов.
На примере ряда российских регионов изучены федеральное и региональное законодательство, а также судебная практика касательно проблем исследования. Произведён критический анализ соответствующих региональных нормативных актов. Осуществлён сбор информации о прекративших деятельность предприятиях общественного транспорта.
В результате графической интерпретации информации об установленных государством тарифах и компенсации перевозчикам произведён синтез собранных данных, позволивший наглядно продемонстрировать отсутствие связи компенсации с тарифами на перевозку пассажиров.
На основе конкретных требований авиакомпании или применительно к конкретной воздушной линии может быть разработана индивидуальная модель прогнозирования спроса. Такая модель представляет собой расширение или сочетание различных качественных и количественных методов прогнозирования спроса. Задача разработки настраиваемой модели часто является итерационной, высоко детализированной и управляемой экспертными знаниями и может быть выполнена путём внедрения подходящего программного обеспечения для управления спросом.
Задача, поставленная в статье, не является постановочным заданием для построения модели, а только предлагает исследовать имеющийся теоретический материал по анализу спроса на авиаперевозки на основе наиболее известных моделей прогнозирования спроса на перевозки.
Методом научного исследования задачи, поставленной в статье, является метод научного анализа существующих моделей. Предложение и спрос на авиатранспортные услуги имеют взаимное, но асимметричное отношение. Хотя реализованный спрос на перевозку не может иметь место без соответствующего уровня предложения, авиатранспортная услуга может существовать и без соответствующего спроса. Это часто встречается в проектах, которые разрабатываются с запасом, удовлетворяющим ожидаемый уровень спроса, который может или не может быть реализован, или может его реализация займёт несколько лет. Регулярные авиатранспортные услуги формируют предложение, которое существует, даже если спрос недостаточен.
Приведённые в статье модели подчёркивают условия, в которых есть насыщение предложения, а с другой стороны, рассматриваются модели, в которых спрос формируется за счёт взаимной притягательности субъектов, формирующих спрос.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Данные исследования направлены на обеспечение управления наиболее эффективным способом, обеспечивающим сокращение расхода топлива маневровыми тепловозами и снижение тем самым себестоимости маневровой работы на грузовом терминале, затрат владельцев грузовых терминалов.
Также выполнен ипредставлен сравнительный анализ применения различных вариантов управления тепловозом для наиболее распространённой операции, подачи пяти вагонов под погрузку и их уборки после выгрузки, на грузовом терминале при заданных условиях эксплуатации. Определена стоимость сэкономленного топлива от использования рационального режима управления маневровым тепловозом.
В современных условиях оборот определяется для каждого участника перевозки в соответствии с его зоной ответственности. Для металлургического предприятия использование оптимальной методики учёта времени нахождения вагона на его путях позволяет адекватно оценивать этот важный качественный показатель, а также контролировать его изменение в результате внедрения новых технологий транспортного обслуживания цехов, реконструкции путевого развития станций и оптимизации перевозочного процесса.
Целью исследования является совершенствование методики определения оборота вагона на подъездных путях металлургического предприятия для универсального подвижного состава в условиях применения сдвоенных операций.
Авторы используют общенаучные методы, математические методы, сравнительный анализ.
В данной статье приводятся основные положения методики, которая позволит определять оборот полувагонов с одной и двумя операциями в виде единого показателя – средневзвешенного оборота вагона.
Переход на электрический транспорт является одним из методов решения проблемы выбросов и достижения экологических целей. Электробус – относительно новый тип подвижного состава, в связи с чем необходимо взвешенное и объективное обоснование выбора тех или иных возможных вариантов технических, технологических, экономических и других аспектов решения задачи организации его работы на маршруте.
Для достижения цели по разработке проекта создания инфраструктуры эксплуатации высокоэкологичных электрических транспортных средств выполнен первичный анализ нормативных правовых актов, технических характеристик электробусов и требуемой инфраструктуры в парке и на маршруте, подходов к организации перевозок электробусами сразличными концепциями зарядки. Проведённый анализ концепций зарядки батарей электробусов позволил их разделить на 5 классов и объединить в 3 группы по скорости зарядки. Анализ требуемой инфраструктуры для работы электробусов показал, что концептуально существуют 2 типа зарядных станций.
Проведены расчёты и оценка различных вариантов организации работы электробусов на фиксированном маршруте с различными концепциями зарядок. Необходимым направлением дальнейших исследований является экономическая оценка эксплуатации электробусов с различными концепциями зарядки и необходимой транспортной инфраструктуры.
В качестве методов использованы анализ, оценка ранее выполненных аналитических исследований, нормативно- правовых актов и обобщение отечественного и зарубежного опыта.
БЕЗОПАСНОСТЬ
В качестве эмпирического метода исследования было выбрано тестирование по опроснику «Стратегии совладающего поведения», разработанному группой учёных лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, и опроснику типов психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева и др.). Эффективность данных методик подтверждается результатами их применения при обследовании различных контингентов испытуемых, ретестовой надёжностью, внутренней и внешней валидностью.
Для определения наличия или отсутствия линейной связи между рядом значений копинг-стратегии «Конфронтация» (как наиболее, по мнению авторов, деструктивной стратегии в условиях полёта) и рядами значений наиболее выраженных типов психологических защит респондентов, выявленных в исследовании, был применён метод параметрической статистики– расчёт критерия корреляции Пирсона. На основе оценки тесноты корреляционных связей между копинг-стратегией «Конфронтация» и психологическими защитами «Регрессия», «Проекция», «Замещение» была проанализирована степень их влияния на характер взаимодействия пилотов в лётном и кабинном экипажах и на безопасность полётов в целом.
Результаты исследования, кроме развития существующего методологического аппарата всфере обеспечения транспортной безопасности, могут быть использованы в следующих областях: при организации процесса управления обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных видов транспорта, вучебном процессе высших исредних учебных заведений, а также учебном процессе специализированных учебных центров по подготовке специалистов в сфере обеспечения транспортной безопасности. Результаты исследования также могут представлять интерес для должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, прежде всего в таких компаниях, как ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Аэрофлот» и ГУП «Московский метрополитен», являющихся крупнейшими субъектами транспортной инфраструктуры в Российской Федерации.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
В учебнике в систематизированной форме изложены дидактические блоки, включенные в курс «Правоведение», ориентированный на специалистов транспортных вузов и содержащий материал, необходимый и достаточный для формирования у будущих специалистов в области транспорта компетенций правовой направленности, позволяющих обеспечить успешное выполнение ими в последующем обязанностей по предстоящему должностному предназначению в условиях цифровизации экономики и транспортной логистики. Представленный материал отражает все современные тенденции динамично развивающегося российского законодательства, последние изменения в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере транспорта.
Издание может представлять интерес не только для студентов, но и для научных работников, преподавателей, специалистов и всех, кто интересуется вопросами права и его связями с функционированием транспортной системы.