Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Экономическая оценка сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-94-115

Аннотация

В статье рассматривается проблема сезонной неравномерности перевозок и влияние её на загрузку транспортной инфраструктуры. Целью проведённого исследования является выработка научно обоснованных рекомендаций по осуществлению мониторинга сезонной неравномерности перевозок и загрузки инфраструктуры на основе её адекватной оценки; проведению экономической оценки влияния сезонности перевозок на показатели текущей и инвестиционной деятельности железнодорожного транспорта; выработке рекомендаций по дальнейшему снижению неравномерности перевозок или, по крайней мере, недопущению её роста. Авторами решены следующие задачи: сформирована аргументированная, логически структурированная последовательность экономической оценки влияния сезонности перевозок на показатели текущей и инвестиционной деятельностей железнодорожного транспорта, и предложены научно обоснованные рекомендации для дальнейшего снижения неравномерности перевозок (недопущения её роста). При этом использованы следующие методы: логико-аналитический, методы статистического анализа, экономико-математического моделирования и техникоэкономических расчётов.
В результате исследования авторы выявили, что сезонная неравномерность загрузки железнодорожной инфраструктуры приводит кснижению качества перевозок иухудшению рыночного имиджа железнодорожной отрасли, увеличению эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок, то есть к снижению эффективности и конкурентоспособности железных дорог. Неравномерность перевозок негативно сказывается и на эффективности инвестиций в развитие железнодорожного транспорта.
Проведённый анализ позволил сформулировать теоретическую модель влияния сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры на эффективность её использования и развития. Предложенный в статье методический инструментарий оценки сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры целесообразно использовать для её углублённого ретроспективного анализа, с выявлением основных факторов, влияющих на показатели неравномерности, и определением предельно допустимого уровня сезонной неравномерности.
Разработанная модель влияния сезонной неравномерности загрузки на эффективность использования и развития железнодорожной инфраструктуры позволяет осуществлять экономическую оценку сезонной неравномерности, является инструментом повышения эффективности планирования и управления перевозочной деятельностью и развития железных дорог. Снижение сезонной неравномерности перевозок следует рассматривать как фактор повышения экономической эффективности не только текущей, но иинвестиционной деятельности железнодорожного транспорта, а её рост– как специфический вид риска для эффективности реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры.

Об авторах

Д. А. Мачерет
Российский университет транспорта
Россия

Мачерет Дмитрий Александрович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики транспортной инфраструктуры и управления строительным бизнесом 

Москва



А. Д. Разуваев
Российский университет транспорта
Россия

Разуваев Алексей Дмитриевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики транспортной инфраструктуры и управления строительным бизнесом 

Москва



А. Ю. Ледней
Российский университет транспорта
Россия

Ледней Анастасия Юрьевна – аспирант кафедры экономики транспортной инфраструктуры и управления строительным бизнесом 

Москва



Список литературы

1. Галицинский Ф. А. Пропускная способность железных дорог и замешательства в движении. – СПб., 1899. – 249 с.

2. Эксплуатация железных дорог. Общие сведения / Краткое изложение лекций профессора МясоедоваИванова // Институт инженеров путей сообщения Александра I. – СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1910. – 158 с.

3. Сотников Е. А., Шенфельд К. П. Неравномерность грузовых перевозок в современных условиях иеё влияние на потребную пропускную способность участков // Вестник ВНИИЖТ. – 2011. – № 5. – С. 3–9.

4. Мачерет Д. А. Фундаментальные производственно-экономические проблемы и их особенности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. – 2002. – № 5. – С. 59–61.

5. Угрюмов А. К. Неравномерность движения поездов. – М.: Транспорт, 1968. – 112 с.

6. Хачатуров Т. С. Экономика транспорта. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – 588 с.

7. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Модель и методика макроэкономической оценки товарной массы, находящейся в процессе перевозки // Вестник научноисследовательского института железнодорожного транспорта. – 2011. – № 2. – С. 3–7.

8. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Повышение скоростной эффективности транспортного сообщения на основе непрерывного перемещения товаров и пассажиров // Фундаментальные исследования для долгосрочного развития железнодорожного транспорта. Сборник трудов членов и научных партнёров Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – М.: Интекст, 2013. – С. 85–94.

9. Мачерет Д. А., Валеев Н. А. Научный инструментарий предиктивного управления эффективностью железнодорожного транспорта // Вестник научноисследовательского института железнодорожного транспорта. – 2018. – Т. 77. – № 2. – С. 84–91.

10. Уолтерс А. А. Чрезмерное потребление (перегрузка) // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 157–166.

11. Рышков А. В., Постников С. Б. ОАО «РЖД» – потребности в изменениях в эпоху перемен // Экономика железных дорог. – 2020. – № 1. – С. 11–29.

12. Распоряжение Правительства от 30 сентября 2018 г. №2101-р / Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024года. [Электронный ресурс]: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3Uf F9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf. Доступ 11.10.2018.

13. Мачерет Д. А., Ледней А. Ю. Перспективы развития транспортной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. – №5 (78). – 2018. – C. 16–22.

14. Мачерет Д. А., Ледней А. Ю. Экономическое значение комплексной модернизации магистральной транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. – 2019. – № 1. – С. 31–45

15. Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-Р).

16. Доклад генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова на расширенном итоговом заседании правления ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 1. – С. 2–10.

17. Мачерет Д. А., Валеев Н. А. Перспективы роста экономической эффективности ОАО «РЖД» // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 4 (83). – С. 13–17.

18. Мачерет Д. А., Ледней А. Ю. Объёмы перевозок – ключевой фактор эффективности развития транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. – 2019. – № 4. – С. 28–38.

19. Менгер К. Избранные работы. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 496 с.

20. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. И. В. Белова. – М.: Транспорт, 1989. – 351 с.

21. Соколов Ю. И., Лавров И. М., Аверьянова О. А., Чередников Н. А. Методы анализа индекса качества транспортного обслуживания грузовладельцев // Экономика железных дорог. – 2019. – № 4. – С. 19–27.

22. Исследование в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом. III квартал 2019 г. – СПб.: РЖД-Партнёр, 2019. – 37 с.

23. Мачерет Д. А., Ледней А. Ю. Влияние сезонной неравномерности перевозок на эффективность транспортной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 6 (85). – С. 4–9.

24. Мачерет Д. А., Ледней А. Ю. Совершенствование методического инструментария оценки сезонной неравномерности перевозок // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2019. – Т. 78. – № 6. – С. 323–327.

25. Разуваев А. Д. Оценка экономической эффективности строительства и технического перевооружения железнодорожной инфраструктуры с применением инновационных решений // Дис... канд. экон. наук: 08.00.05 / Разуваев Алексей Дмитриевич. – М., 2019. – 148 с.

26. Мачерет Д. А. Производительность – фундаментальная основа экономической эффективности // Экономика железных дорог. – 2010. – № 7. – С. 19–34.

27. Мачерет Д. А. Оразработке системы комплексной оценки и повышения производительности использования производственных ресурсов по направлениям (трудовые ресурсы, инфраструктура, подвижной состав, энергоэффективность) // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2010. – № 2. – С. 3–23.

28. Статистика железнодорожного транспорта / Под ред. Т. И. Козлова, А. А. Поликарпова. – М.: Транспорт, 1990–327 с.

29. Мачерет Д. А., Рышков А. В., Валеев Н. А. и др. Управление экономической эффективностью эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта с использованием инновационных подходов. – М.: РИОР, 2018. – 212 с.

30. Мандриков М. Е., Мачерет Д. А. Транспортное обслуживание в условиях рыночной экономики / Железнодорожный транспорт. – 1992. – № 1. – С. 56–59.

31. Мачерет Д. А., Рышков А. В. Стратегическое значение повышения качества доставки грузов // Экономика железных дорог. – 2016. – № 6. – С. 22–29.

32. Соколов Ю. И. Индекс качества – барометр рынка // РЖД-Партнёр. 2014. – Вып. 4 (272). – С. 58–59.

33. Титова В. И. Пути повышения качества грузовых перевозок // Экономика железных дорог. – 2019. – № 12. – С. 59–68.

34. Соколов Ю. И., Лавров И. М. Оценка эластичности спроса на железнодорожные перевозки // Экономика железных дорог. – 2013. – № 8. – С. 34–42.

35. Соколов Ю. И., Лавров И. М. Методы экономической оценки качества транспортного обслуживания грузовладельцев в условиях множественности участников перевозочного процесса. – М.: Золотое сечение, 2015. – 168 с.

36. Мачерет Д. А. Методология управления эксплуатацией и развитием параллельных ходов железнодорожной сети на основе маржинальных показателей // Фундаментальные исследования для долгосрочного развития железнодорожного транспорта. Сборник трудов членов и научных партнёров Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – М.: Интекст, 2013. – С. 95–100.

37. Смехова Н. Г., Мачерет Д. А., Кожевников Ю. Н. и др. Издержки и себестоимость железнодорожных перевозок. – М.: ФГБОУ УМЦ ЖДТ, 2015. – 472 с.

38. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 1360 с.

39. Черномордик Г. И., Козин Б. С., Козлов И. Т. Об экономически целесообразном уровне загрузки однопутных и двухпутных линий // Транспортное строительство. – 1960. – № 12. – С. 46–50.

40. Козлов В. Е. Пропускная способность железнодорожных линий и надёжность технических средств // Вестник ВНИИЖТ. – 1979. – № 4. – С. 16.

41. Концепция организации тяжеловесного идлинносоставного движения грузовых поездов на основных направлениях сети железных дорог / Под рук. Л. А. Мугинштейна. – М.: ВНИИЖТ, 2007. – 179 с.

42. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Е. Д. Ханукова. – М.: Транспорт, 1969. – 424 с.

43. Шульга А. М., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. – М.: Транспорт, 1985. – 279 с.

44. Кочнев Ф. П., Сотников И. Б. Управление эксплуатационной работой железных дорог. – М.: Транспорт, 1990. – 424 с.

45. Мачерет Д. А. Анализ долгосрочной динамики скоростей в грузовом движении // Железнодорожный транспорт. – 2012. – № 5. – С. 66–71.

46. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Модель и методика макроэкономической оценки товарной массы, находящейся впроцессе перевозки // Вестник научноисследовательского института железнодорожного транспорта. – 2011. – № 2. – С. 3–7.

47. Мачерет Д. А. Методологические проблемы экономических исследований на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. – 2015. – № 3. – С. 12–26.

48. Фрэнк Р. Дарвиновская экономика: свобода, конкуренция и общее благо / Пер. с англ. – М.: Издательство Института Гайдара, 2013. – 352 с.

49. Мачерет Д. А. Экономика «пробки» // Мир транспорта. – 2014. – Т. 12. – № 3 (52). – С. 64–75.

50. Nakagawa, Sh., Shibata, M., Fukasawa, N. Optimization System of Reserved/Non-reserved Seating Plans for Improving Convenience and Revenue on Intercity Trains. Quarterly Report of the RTRI, 2017, Vol. 58, No. 2, рр. 105–112


Рецензия

Для цитирования:


Мачерет Д.А., Разуваев А.Д., Ледней А.Ю. Экономическая оценка сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры. Мир транспорта. 2020;18(1):94-115. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-94-115

For citation:


Macheret D.A., Razuvaev A.D., Ledney A.Yu. Economic Assessment of Seasonal Unevenness in Railway Infrastructure Loading. World of Transport and Transportation. 2020;18(1):94-115. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-94-115

Просмотров: 466


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)