Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 16, № 2 (2018)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-13 221
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Активное освоение Мирового океана диктует необходимость интенсивно развивать морские технологические комплексы, предназначенные для решения научно-исследовательских, геолого- разведывательных, поисковых и других задач. Авторы на основе анализа научных работ и исследований в этой области ставят целью найти оптимальную математическую модель повышения эффективности подобных комплексов на примере подводного беспилотного необитаемого аппарата (БНА). Сделан вывод о том, что применение математическо-статистических методов позволяет правильно и равномерно распределить ресурсы (финансы, время, трудозатраты и т. п.), определить уровень инноваций. Отмечена важность иметь связанные с менеджментом качества решения в рамках требований (стандартов) единой системы, синхронно работающей на стадиях проектирования, обслуживания и эксплуатации морских технологических комплексов.
14-23 225
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Предлагается наиболее приближённая к реальности по внешнему восприятию и сути происходящих процессов трёхмерная модель железнодорожной станции. Показано, что попытка упростить модельные операции, не учитывать технологические связи отдельных процессов, основываясь лишь на физических аналогиях, приводит к формированию нефункциональных реконструкций. Речь идёт о востребованной системе модельных образов, способной не только воспроизводить динамику передвижений вагонов по путям станции, но и визуализировать последовательные состояния объектов при их взаимодействии.
24-34 265
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Ускорение экономического роста многих стран, в том числе и России, путём формирования мультипликативного эффекта в значительной степени опирается на успешную реализацию инвестиционных программ транспортных компаний. При этом на всех этапах жизненного цикла каждого проекта должен обеспечиваться положительный тренд. Для принятия концептуально выверенных, чётко ориентированных экономической теорией управленческих решений предлагается использование динамических экономико- математических моделей обоснования крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры. В статье рассмотрены варианты обеспечения устойчивости финансового результата, зависящего от реализации проекта при различных объёмах финансирования и разной степени приближения компаний к состоянию инвестиционного равновесия.

НАУКА И ТЕХНИКА

36-55 379
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Статья посвящена изучению колебаний безбалластного мостового полотна, бетонных плит, поведения рельсовых скреплений, прокладного слоя под рельсовой плитой высокоскоростной железнодорожной магистрали. Цель исследования - добиться снижения усилий в бетонных плитах и рациональной жёсткости упругих элементов в конструкции несущей системы в зависимости от нагрузки, скоростей движения и особенностей модели «мост-путь-экипаж».
56-67 256
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В предлагаемой конструкции для снижения температуры отработавших газов на поверхности трубопроводов резонатора и катализатора перпендикулярно и (или) под углом к их продольной оси на расстоянии друг от друга расположены пластины различной геометрической формы и размеров, которые могут чередоваться между собой. Целесообразность использования этого варианта модернизации выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания подкреплена проведёнными теоретическими и экспериментальными исследованиями, достоверность которых подтверждена с доверительной вероятностью 0,95. Полученные регрессионные зависимости дают основание рекомендовать порядок регулирования скорости остывания трубопровода, отводящего отработавшие газы, в соответствии с их исходными параметрами и последующей динамикой показателей. Кроме того, в ходе эксперимента удалось выявить физическую картину процесса нагревания и остывания трубопровода по длине.
68-73 306
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). За несколько лет произошёл качественный скачок в проектировании строительных конструкций - от плоских чертежей к информационному моделированию (BIM- технология). Этот переход стал возможен благодаря современному программному обеспечению. В России наиболее распространёнными являются программы Revit и Tekla. С их помощью можно быстро собрать информационную модель типовой конструкции, поскольку они содержат большие библиотеки элементов. Однако при проектировании уникального сооружения необходимо дополнять программу новыми элементами и расширениями (плагинами). Особенно удобным функционалом для автоматизации подобных процессов обладает программа Tekla. В ней есть возможность расширить функционал с помощью открытого программного интерфейса Tekla Open API, в котором используется язык C#. В статье рассматривается автоматизация операций расстановки болтов в узлах сквозных главных ферм металлического моста. Для этого написан плагин, в котором реализован один из алгоритмов размещения крепежа.
74-83 291
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье рассмотрены актуальные вопросы повышения эффективности оптоэлектронных устройств на основе новых материалов. Отмечено, что наиболее перспективным направлением исследований является проектирование полупроводниковых материалов с помощью собственных изотопов химических элементов. Так, очистка от тяжёлых изотопов исходных веществ повышает быстродействие оптоэлектронных устройств, квантовую эффективность, чувствительность фотоприёмников. Наибольший эффект от изотопической очистки можно получить для наноструктурированного материала (сверхрешёток). Его применение позволит создать более чувствительные приборы для ночного видения, солнечных батарей, систем обеспечения безопасности, медицинского оборудования, фотоприёмники сверхдлинного инфракрасного диапазона.
84-94 337
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Исследования выполнены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 17-20-01148 офи_м_РЖД/17. На основе данных при эксплуатации локомотивов серий 2ЭС6 и 2ЭС10 выявлены усреднённые параметры работы накопителя электроэнергии в системе тягового электроснабжения постоянного тока на линиях с тяжеловесными и длинносоставными поездами. Режимам действия накопителей свойствен кратковременный характер. Усреднённая по случаям продолжительность их работы в режиме заряда примерно 100 с, а объём возвращаемой энергии электроподвижным составом, определяющий энергоёмкость, составляет в среднем 100 кВт•ч, при этом максимальная мощность - 7,1 МВт. Обработка результатов измерений показывает, что наблюдаемые распределения напряжений и тяговой нагрузки подстанции гауссовским законам не подчиняются.

ЭКОНОМИКА

96-105 277
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье на примере «АТП Кама» анализируется состояние парка автотранспортного предприятия, а также существующей системы обеспечения его работоспособности. В частности, показана нормативная и фактическая техническая готовность автобусов с учётом сроков их эксплуатации, среднесуточного пробега, суммарного количества дней пребывания на техническом обслуживании и ремонте в течение года. Выбрана методика корректирования нормативов, определена оптимальная периодичность технического обслуживания парка машин. Проведена оценка интенсивности отказов, затрат предприятия на планово- предупредительные и ремонтные работы, сделан расчёт экономической эффективности предлагаемых решений.
106-115 254
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье изложен методический подход к обоснованию соотношения роста производительности труда и заработной платы транспортных организаций в зависимости от типа развития организации и основных факторов производства (интенсивных и экстенсивных), обеспечивающих прирост производительности. При этом во внимание берутся общие тенденции для экономики страны и транспортного комплекса, а на их фоне оцениваются особенности развития и инновационный потенциал предприятий внутреннего водного транспорта, даётся своя аргументация подходов к экономическим расчётам и факторному анализу.
116-127 245
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Широта спектра условий производства работ в транспортном строительстве традиционно предъявляет высокие требования к методологии их учёта при расчёте сметной стоимости. В текущем своём состоянии национальная (федеральная) сметно-нормативная база является компромиссной, особенно когда это касается корректировки затрат в разных обстоятельствах природных, климатических, отличных друг от друга региональных ресурсов, транспортной доступности. Статья раскрывает проблему отраслевой специфики использования трудовых ресурсов на объектах строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта. В качестве расчётно-методического варианта решения экономических задач приведён пример воздействия типичных условий производства работ на количественные нормативные параметры.
128-136 287
Аннотация

Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье предложена методика расчёта годовых эксплуатационных расходов на 1 поездо-километр при организации движения на высокоскоростной магистрали Москва-Казань в зависимости от ходовой скорости и основного удельного сопротивления движению поезда. С учётом коэффициента комфортабельности и на основе многокритериального выбора за оптимальную композицию состава принята комбинация из 12 вагонов четырёх классов (одного вагона первого класса, двух вагонов бизнес-класса, четырёх экономического и пяти туристического класса) вместимостью 742 пассажира. Определены размеры движения высокоскоростных поездов на ВСМ, для расчётов привлечены актуальные исходные данные, а также возможные тарифы за проезд в вагонах различных классов. Обоснована часть условно-постоянных расходов, посчитаны эксплуатационные расходы, выручка и прибыль с продажи билетов при полном освоении планируемого пассажиропотока. Показаны приведённые расходы на 1 пассажира и 1 пассажиро-километр.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

138-145 921
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования управления сложными транспортными системами в условиях возрастания объёмов информации и многомерности управленческих ситуаций. В основе исследования - оценка опыта и новых возможностей применения киберфизических систем (КФС) в управлении транспортом. Статья знакомит с концептуальной и компонентной моделями КФС, показывает их сходство и различия с другими системами. В качестве методологического инструментария авторами использован системный и структурный анализ. Выявлены коммуникационные особенности КФС, которые являются условием её реализации при организации высокоскоростного движения. КФС оцениваются как ещё один шаг к созданию интеллектуальных систем нового поколения.
146-155 264
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Автором заявлен концептуальный подход к формированию стратегии развития скоростного городского пассажирского транспорта, основанный на специфике магнитолевитационной технологии. Предложено создание городской транспортной системы, отвечающей критериям, соответствующим запросу общества: высокая скорость, низкий уровень шума, вибрации, выбросов в окружающую среду, отсутствие пересечений с другими коммуникациями в одной плоскости. Дано определение понятия «скоростной городской транспорт». Обоснованы стратегические приоритеты и соответствующие им индикаторы развития, а также этапы и принципы разработки и реализации стратегических программ, которые учитывают опыт зарубежных стран (Китая, Японии, Южной Кореи) в создании линий маглева для городского пассажирского транспорта.
156-165 266
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье изложены основные положения методики анализа качества транспортных услуг в процессе грузовых железнодорожных перевозок. Методика предполагает проведение анализа полностью автоматизированным способом в Единой автоматизированной системе актово-претензионной работы (ЕАСАПР) СФТО во взаимодействии со смежными корпоративными системами по всем видам нарушений транспортных процессов, причём и в момент их выявления, и вне зависимости от последующего предъявления претензий и исков. Результатом становится выяснение меры влияния различных причин и действующих факторов на общую величину финансового риска холдинга при возможном появлении претензий со стороны клиентов. Методика направлена на повышение качества грузовых перевозок, развитие клиентоориентированности и улучшение имиджа ОАО «РЖД».
166-177 335
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье анализируется экономический потенциал направления транзитных перевозок Китай-Россия-ЕС, необходимость для его развития государственной инвестиционной поддержки, модернизации транспортной инфраструктуры, прежде всего пограничной и терминальной, что послужит увеличению пропускной способности магистралей и активному вовлечению российских регионов в перевозки. Авторы выступают за комплексный наднациональный подход, учитывающий интересы всех стран-участниц и соединяющий воедино разные железнодорожные системы, включая преобразования, связанные с гармонизацией правил, таможенных принципов и тарифов. В первую очередь это касается унификации норм и разработки единого стандарта контейнерных перевозок, который позволит значительно упростить и удешевить операции, а также перейти к более эффективным интермодальным технологиям, превратить совокупность маршрутов в единый транзитно- логистический коридор.
178-187 411
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Транспортная система России пропускает через себя мощные внешнеторговые товаропотоки. Совокупность развитой сети железнодорожных и автомобильных дорог, портов, пограничных передаточных пунктов создаёт основу для формирования одного из крупнейших транспортно-логистических комплексов. От надёжности всех его компонентов, положительной синергии звеньев, достаточной пропускной и провозной способностей зависит результативность бизнеса многих отечественных и зарубежных предприятий, ставших участниками общего для них логистического процесса. Авторы статьи рассказывают о системном значении логистических решений при взаимодействии различных видов транспорта на этапах перевозки грузов в международном сообщении на примере Усть-Лужского транспортного узла.
188-194 272
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). На отечественных железных дорогах применяется технология звеньевого способа капитального ремонта пути. Наиболее распространённым на большинстве зарубежных железных дорог является способ раздельной укладки верхнего строения пути. Статья посвящена сопоставлению двух этих методов выполнения капитального ремонта. Приведены технические, технологические и экономические показатели, характерные для используемых вариантов, и дана объективная оценка результативности звеньевого и раздельного способов применительно к российским условиям.

БЕЗОПАСНОСТЬ

196-211 950
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Работа выполнена при финансовой поддержке и в рамках международного образовательного проекта Евросоюза TEMPUS EcoBRU «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины» (543707-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPHES). В последнее десятилетие на транспорте утвердилось научное направление, ориентированное на повышение экологичности и основанное на принципах устойчивого развития, - «зелёная» логистика. В статье представлен обзор исследований в этой области на примере зарубежных и российских проектов. Показано, что существующие подходы, методы и инструменты «зелёной» логистики носят разрозненный характер, их использование приводит к принятию противоречивых решений, не способствующих планомерному снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Авторами предложен свой подход к систематизации принципов и методов «зелёной» логистики, который позволит формировать более сбалансированные программы повышения экологичности и эффективности функционирования транспортных систем.
212-219 223
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье излагаются современные подходы к обеспечению устойчивости перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, даётся оценка существующей системе относительно её способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам, отвечать критериям рисков. Особое внимание уделено устойчивости перевозочного процесса в условиях нештатных и чрезвычайных ситуаций, риски которых в последние годы возрастают. При этом идёт речь не только о сохранении технических и иных параметров на заданном уровне, но и в течение заданного периода времени, и с учётом сложного в управлении человеческого фактора.
220-232 357
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Рассмотрены причинно-следственные связи и дана оценка ущерба, в том числе экономического, от загрязнения атмосферного воздуха, названы меры по уменьшению экологической нагрузки в транспортных системах крупных городов мира, в частности отказ от дизельных автобусов и переход на автобусы с электрическими двигателями. Показаны пути развития российских федеральных и региональных программ по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу от автомобильного транспорта, проанализированы основные положения новой экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года. Представлены результаты тестовых испытаний отечественных и иностранных моделей электробусов на маршрутах столицы в рамках реализации мероприятий правительства Москвы, направленных на развитие и совершенствование наземного городского пассажирского транспорта, снижение загруженности дорожной сети и улучшение экологической обстановки.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

234-245 254
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Авторы статьи выражают благодарность руководителям Дальневосточной дирекции по энергообеспечению (начальник дирекции - К. Г. Плесовских, первый заместитель начальника - В. В. Журавлев) за предоставленную информацию. Рыночная экономика стимулировала появление новых принципов кооперации в производственной области на основе капитализации и предопределила приоритеты развития железных дорог. Это холдинговая структура управления с множеством дочерних и внучатых обществ, вертикальное управление хозяйственными структурами внутри компании. В статье показаны важность оптимизации различных взаимоувязанных эксплуатационных процессов в современных производственных условиях, а также влияние управленческих и модернизационных факторов на характер предоставления внешних услуг, внутреннюю эффективность труда. Выбранное направление совершенствования технологических процессов через получение синергии наиболее существенно при ограниченности экономических и человеческих ресурсов.
246-252 256
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Статья посвящена исследованию физической работоспособности в железнодорожном колледже. Авторы предлагают написанную ими для этих целей компьютерную программу, новизна которой в том, что она определяет с помощью контрольных замеров и тестовой проверки физическую работоспособность студента применительно к его будущей специальности. Причём на протяжении всего времени обучения (3-4 года) есть возможность вносить коррективы в план физкультурной работы с учащимся в зависимости от его показателей и тем самым способствовать как общей профессиональной подготовке, так и развитию тех индивидуальных качеств, которые помогут укрепить физический потенциал выпускника отраслевого учебного заведения.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

256-269 334
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Воздушный транспорт возник благодаря упорному желанию человека летать. Он прошёл эволюцию от чудачества, через эксперименты и опыты к регулярному сообщению между самыми далеко отстоящими друг от друга уголками планеты. Пассажирским авиарейсам немногим больше 100 лет. У истоков гражданской авиации в России стоит Аэрофлот, легендарная компания, соединяющая города и веси, континенты и страны. Биография Аэрофлота - это история становления отечественного самолётостроения, освоения когда-то опасных и рискованных маршрутов, стремительный технический прогресс и соревнование с крупнейшими авиационными фирмами мира.
270-275 257
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Двести лет назад - 17 февраля 1818 года - в Англии зарегистрирован патент на конструкцию самодвижущейся машины, прообраз современного велосипеда. Автор изобретения немецкий барон Карл фон Дрез первый свой самокат продемонстрировал годом раньше, а до этого пользовался им долгое время исключительно «в служебных целях». Два века этот автономный с точки зрения энергетики и механически очень непритязательный вид транспорта только «набивал себе цену». Со временем регистрации изобретения Карла фон Дреза популярность «машины для ходьбы» неизменно росла. К концу XIX века к велосипедным патентам только во Франции приложили голову и руки 1000 человек, в Англии - 2400, в США - 4000! Простота идеи подкупала всех. И в каждой новой детали, хочешь не хочешь, проглядывала гениальность. Особенно если хорошо приглядеться. Подготовила Наталья ОЛЕЙНИК

ПРЕСС-АРХИВ

276-278 178
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подборка статей из журнала "Железнодорожное дело", 1896 г. Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки Российского университета транспорта за помощь в подготовке материала.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

280-283 192
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Рецензия на книгу: Сорокина А. В. Стратегическое планирование в компаниях с государственным участием: Монография. - М.: Известия, 2018. - 264 с. В монографическом исследовании детально рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования системы стратегического управления: экономическая сущность и содержание, структура, принципы и методы, ключевые угрозы и риски развития. Значительное внимание при этом уделено опыту реализации стратегии управления в крупнейшем транспортном холдинге страны «Российские железные дороги», формы государственного участия в котором претерпели в годы реструктуризации отрасли серьёзные организационно-правовые изменения.
284-285 194
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
286-288 190
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

253-254 178
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). 21-23 марта 2018 года в Российском университете транспорта состоялась учебная сессия Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи Международного союза железных дорог (МСЖД) на тему «Лучшие практики управления и обучения персонала железных дорог».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)