Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 14, № 5 (2016)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-18 29
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).На основе классических положений теоретической механики и фундаментальной теории кинематики предложены новое прочтение механизма образования силовых критериев колёсно-моторного блока тепловоза и их расчёт. Аналитическое обоснование критериев образования силы тяги по колёсно-моторным блокам современных и перспективных локомотивов в сочетании с реальными данными диаметров колёс и нагрузок от колёс на рельсы обеспечат развитие методов расчёта силы тяги и высокую достоверность априорных значений тяговых параметров в России и других странах. Предметом исследования являются корректировка метода расчёта силы тяги колёсно-моторного блока тепловоза и обоснование механизма её образования.
20-31 16
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрена одна из ключевых характеристик новой промышленной революции - повышение экологичности производства или «экологический императив». Сформированы направления повышения экологичности в транспортной отрасли, проведен анализ ряда изобретений (инновационных предложений), способствующих реализации экологического императива. На основе анализа представлена матричная классификация подобных инноваций, значимых для транспорта, прежде всего - железнодорожного. Сделаны выводы относительно задач долгосрочного развития железнодорожного транспорта с целью повышения его экологичности, адекватной реакции на глобальные вызовы будущего.
32-36 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Меняющаяся высокими темпами индустриальная и информационная среда с неизбежностью заставляет трансформировать привычные управленческие подходы и технологии. Для участников цепей поставок особенно важными становятся факторы интернет-сети, возможность увеличить ценность действующей системы для клиента за счет ресурсов логистики, более тесных коммуникационных контактов поставщиков товара, перевозчиков и грузополучателей. Всю эту революционную конструкцию неоиндустриальных отношений автор статьи показывает предельно лаконично, касаясь прежде всего сущностных сторон идущего процесса.

НАУКА И ТЕХНИКА

38-45 24
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Приведены результаты измерений характеристик вертикальных колебаний бровки основной площадки устойчивой насыпи земляного полотна железнодорожного пути при воздействии электровоза ВЛ-80 с различными скоростями движения. Экспериментальные исследования проводились в Казахстане на участке укрупнённой Алматинской дистанции пути. Выявлены зависимости параметров колебательного процесса от скорости движения локомотива, которые могут использоваться в качестве критериев оценки при разработке систем мониторинга железнодорожных насыпей. Отмечена целесообразность дальнейших экспериментальных исследований в зонах проблемных насыпей с грунтами, склонными к тиксотропии.
46-55 9
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Продолжительность сортировки на вытяжном пути состава определяется по известной формуле Tсорт = A•g + B•m. При этом продолжительности всех полурейсов - заезда локомотива за частью состава, её вытягивание на вытяжной путь, сортировки и обратного оттягивания оставшихся вагонов - рассчитывались по формуле tп/р = a + bm, которая теперь методическими указаниями по нормированию маневровых работ заменена новой. В статье излагаются результаты исследования, позволившего вывести формулу расчёта продолжительности сортировки состава на вытяжном пути исходя из иного расчёта продолжительности полурейсов.
56-70 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Приведены результаты исследований разработанных конструкций полимерных - подвесных, натяжных, консольных, фиксаторных и опорных - изоляторов контактной сети. Даны рекомендации по их обслуживанию и инженерному сопровождению.

ЭКОНОМИКА

72-77 45
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Перевозки скоропортящейся продукции по территории Российской Федерации сталкиваются с немалыми трудностями, включая регулярную трансформацию экономических условий, определение степени значимости критериев логистических услуг в многозвенной цепи поставок с участием перевозчика и его клиента. В статье представлены основные параметры логистических транспортных процессов при доставке обычных и скоропортящихся грузов, проведена их сравнительная оценка. На примере анализа грузопотоков в порту Владивостока выявлены временные промежутки повышенного спроса на логистические услуги. Определены оптимальные схемы взаимодействия различных видов транспорта при обслуживании скоропортящихся грузов.
78-82 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье показано, как решаются основные задачи, которые Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) ставит перед собой в условиях растущей конкуренции на рынке международных перевозок. При этом отдельно рассматриваются проблемы транспортных коридоров между Европой и Азией, механизмы правового регулирования, хозяйственных договоров, пограничных переходов, а также результативность действующих программ развития железнодорожного комплекса в границах стран-членов ОСЖД.
84-95 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются роль каменного угля и его вклад в доходность и объёмы перевозок ОАО «РЖД», проанализированы тарифы на транспортировку угля по железным дорогам и транспортная (железнодорожная) составляющая в конечной цене этого вида топлива. Показано, какое влияние оказывают железнодорожные тарифы и дальность перевозки на конкурентоспособность российской угольной отрасли
96-101 13
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В комплексе оценивая роль транспортно-логистических систем и цепочек поставок, автор обосновывает новую парадигму управления, в которой при рыночном регулировании бизнес-отношений должен обеспечиваться допустимый уровень экономической безопасности на всех этапах грузоперевозок. Демонстрируются показатели безопасности ТЛС, значимость их стоимостного выражения, условия и механизмы, информационные и организационные компоненты, необходимые при проектировании и реализации предлагаемых схем товародвижения.
102-110 24
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Актуальность темы заключается в том, что оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в проекты развития. В статье раскрыты основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов, проанализированы основные преимущества и недостатки каждого из них. При этом рассмотрено социально-экономическое значение одного из крупнейших проектов ВСМ «Москва-Казань» на основе расчёта таких экономических показателей, как ресурсоёмкость, амортизациоёмкость, трудоёмкость и материалоёмкость.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

112-126 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В представленной авторами работе с использованием международного патентного ресурса Qustel-Orbit выявлено состояние инновационной активности и патентования в сфере спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS за весь период патентования изобретений в мире до 2014 года. Изобретения, основанные на применении систем ГЛОНАСС/GPS, имеют широкий спектр областей практического применения. В рассматриваемой области наибольшее число патентов опубликовано в Китае, США, Корее. В этом ряду Россия занимает одиннадцатое место. Позиционирование её патентообладателей проведено по показателям относительного сходства и с поэтапной обработкой информации по заданному алгоритму. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00743 «Многокритериальный анализ и прогнозирование технико-экономического состояния и тенденций развития ведущих мировых аэрокосмических компаний».
130-139 33
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены актуальные тенденции в развитии систем пассажирского транспорта городов. В качестве основных выделены появление новых видов и способов перевозки людей в мегаполисах (в частности, легкорельсового транспорта, скоростного автобуса), формирование современных транспортно-пересадочных узлов. На практическом примере показаны общие принципы устройства последних с учетом особенностей столичного общественного транспорта и типа (характера) комбинированных поездок.
140-151 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена проблемам развития интермодальной транспортной системы крупных городов и агломераций. Представлены результаты изысканий в вопросах оценки и определения перспектив транспортного обслуживания. Модель разработанной системы позволяет наглядно показать состояние транспортной сети городского поселения. Апробация предложенной модели в Московской агломерации дает возможность оценить существующую и сформировать перспективную программу развития пассажирских интермодальных перевозок, соответствующую современным требованиям к качеству транспортных услуг для населения мегаполиса.
152-165 15
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обоснован способ достижения баланса интересов заказчика и исполнителя работ по сервисному обслуживанию автомобилей, который стал возможен на основе дифференциации договорной величины коэффициента технической готовности. Предложено в методике расчёта коэффициента технической готовности учитывать увеличение общего количества и суммарной трудоёмкости ремонтных воздействий за календарный период по мере старения автопарка. Преимущества предлагаемых рекомендаций показаны на примере сервисного обслуживания карьерных автосамосвалов крупного металлургического предприятия.
166-175 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Тема повышения эффективности работы порожних полувагонов рассматривается авторами на примере Западно-Сибирской железной дороги. В процессе анализа ситуации выявлено, что основные проблемы, возникшие при множественности владельцев подвижного состава, являются следствием отсутствия единого механизма управления грузовыми потоками и находятся на стыке взаимодействия с разными структурами, мелкими и крупными, федеральными и местными. Необходимо построение новой системы управления порожними вагонопотоками и нормативного закрепления этой системы, в частности ролей участников перевозочного процесса, включая оператора. Показаны технология работы компаний-операторов с парком порожних полувагонов, порядок нормирования и планирования их подвода на углепогрузочные станции дороги. Соблюдение такой технологии позволяет значительно повысить уровень погрузки и маршрутизации вагонов, улучшить выполнение сроков доставки грузов.
176-181 13
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обосновывая условия взаимодействия участников процесса грузоперевозок, автор рассматривает меры общегосударственного и локального характера для повышения эффективности транспортно- логистических центров (ТЛЦ). Особый акцент делается на информационных системах, роль которых определяется как главенствующая, а их участие в работе ТЛЦ - как решающая в реализации управленческих действий при обслуживании клиентов-заказчиков железнодорожных услуг. Показаны функции информационного обеспечения логистической деятельности.

БЕЗОПАСНОСТЬ

184-189 15
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).При стратегической заданности на строительство высокоскоростных магистралей с неизбежностью встает вопрос о регулировании скоростей движения поездов с целью обеспечить им безопасность, снизить риски аварийности. Проведенные исследования дают варианты противостояния существующим угрозам, рационализации скоростных режимов на железных дорогах страны. Введено понятие «поездопоток», сделаны расчёты защитных схем.
190-196 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье анализируется специфика аспектов профессионального риска здоровью работников аккумуляторного отделения пассажирского вагонного депо, обусловленных химическим загрязнением производственной среды. Представлены результаты исследования содержания тяжелых металлов в рабочих помещениях, рассмотрены вопросы контроля и нормирования условий труда при наличии вредных химических факторов.
198-204 9
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Надёжность искусственных сооружений на железных дорогах напрямую связана с обеспечением безопасности жизни пассажиров и грузов. Предложенная схема управления техническим состоянием пролётного строения позволяет с большой точностью рассчитывать надёжность конструкции и прогнозировать её изменения, гибко реагировать на динамику эксплуатационных условий, а также осуществлять оптимальное руководство процессами по критерию «надёжность-затраты».

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

206-213 17
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье обосновывается необходимость поствузовского сопровождения выпускников транспортных вузов и целесообразность дистанционного взаимодействия с бывшими студентами на этапе их адаптации в производственной среде. Показаны важность и формы поствузовского контакта с выпускниками, поставлена проблема поиска внутренних вузовских ресурсов для организации продолжения получения ими знаний с использованием электронных сетевых коммуникаций. Тем самым реализуется системная задача, касающаяся концепции непрерывного образования, и одновременно решается вопрос о базовом наборе и преемственном обновлении компетенций для молодого начинающего специалиста.
214-223 24
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Публикация подготовлена в рамках поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проекта № 15-02-00007. Рассмотрены проблемы и особенности структуры основных образовательных программ ведущих вузов управленческого и экономического профиля в контексте последовательного наращивания информационных компетенций студентов. С помощью морфологического анализа и изучения специфики информационного контента обоснована необходимость введения в учебный курс систематизированного, комплексного и процессного подходов к формированию соответствующих компетенций с учетом новых тенденций и приоритетов, которые будут определять ориентиры для выпускника вуза.
224-237 13
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы приводят результаты исследования влияния внешних и корпоративных факторов на уровень текучести персонала в Центральной дирекции инфраструктуры - филиале ОАО «РЖД» в разрезе региональных дирекций. На основе эконометрического инструментария составлены математические уравнения зависимости текучести кадров от выявленных факторов, сделаны экономические выводы по использованию найденных зависимостей при управлении человеческими ресурсами, рассмотрены перспективы продолжения исследований в этой сфере.
238-248 16
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы исследуют взаимовлияние и взаимозависимости человеческого фактора, структуры и конкурентоспособности организации, различия в эффективности отдельных её элементов, особенности таких характеристик, как компетентностные предложения индивидуальных агентов, составляющих организацию. Анализируются вопросы возникновения проблемных зон в структуре организации и способы их устранения. На основе выявленных закономерностей рассмотрены возможности управления эффективностью организаций, в том числе на примере транспортной сферы. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-02-00095.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

250-261 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Как учёный В. И. Гриневецкий исследовал рабочие процессы, происходящие в паровых машинах, котельных агрегатах и двигателях внутреннего сгорания. В 1905 году разработал схему теплового расчёта котлоагрегата, основанную на правильном представлении о процессах теплопередачи, а в 1906 году - теорию экономического расчёта рабочего процесса паровой машины. Впервые в мире в 1907 году предложил тепловой расчёт двигателя внутреннего сгорания, до сих пор лежащий в основе проектирования и анализа рабочих процессов этих двигателей. Важные работы напрямую затрагивали и локомотивы. Он же представил Политехническому обществу проект преобразования МВТУ в высшую школу политехнического типа. Что на деле означало реформу инженерного образования в стране.

ПРЕСС-АРХИВ

262-264 10
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Из № 181 «Торгово-Промышленной Газеты» за 1905 год Редакция благодарит Библиотеку МИИТ за помощь в подготовке материала к печати.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

266-271 14
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Биард Р., МакЛэйн Т. Малые беспилотные аппараты: теория и практика / Пер. с англ. - М.: Техносфера, 2015. - 312 с. Издание, вышедшее в серии «Мир радиоэлектроники», адресовано тем, кто занимается беспилотными летательными аппаратами. Акцент в книге делается на системы повышения устойчивости управления этими миниатюрными воздушными судами, предназначенными главным образом для прикладных целей. Других изданий, которые охватывали бы вопросы моделирования динамики такого класса беспилотников, оценки их состояния и перспектив, расчёта траектории полёта, по мнению готовивших книгу к печати, в настоящее время нет.
272-273 8
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
274-276 9
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

19 10
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).МИНИСТР ТРАНСПОРТА РФ МАКСИМ СОКОЛОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО СЛУЧАЮ 120-ЛЕТИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II (МИИТ)
83 9
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
127-129 10
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).26-27 сентября 2016 года в Москве состоялась организованная Московским государственным университетом путей сообщения Императора Николая II Международная научно-практическая конференция «Транспортные системы: тенденции развития».
182 10
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).30 сентября 2016 года в рамках XV международного инвестиционного форума «Сочи-2016» президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров и генеральный директор Почты России Дмитрий Страшнов подписали Дорожную карту организации перевозки почтовых отправлений в межгосударственном железнодорожном сообщении Китай - Европа.
197 13
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).5 октября 1916 года в Хабаровске был открыт для постоянного движения последний участок Транссибирской магистрали - мост через реку Амур. Сооружение длиной 2568 м на тот момент стало крупнейшим мостом в Евразии, благодаря чему было названо «Амурским чудом».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)