Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
№ 4 (2013)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-13 77
Аннотация

Разработана математическая модель  для исследования пространственных  колебаний вагона-платформы  с длинномерным грузом (концы груза  выходят за пределы лобовых брусьев  рамы вагона более чем на 400 мм),  опирающимся на две упруго-диссипативные опоры, при движении  по прямым и кривым железнодорожного  пути со стыковыми и гармоническими  неровностями в вертикальной  и горизонтальной плоскостях. В ходе определения фундаментальной  функции при изгибе длинномерного  груза использовано дифференциальное  уравнение свободных колебаний стержня  постоянного поперечного сечения по его  длине на упругом основании. Для составления дифференциальных  уравнений, описывающих  пространственные колебания  механической системы, применялось  уравнение Лагранжа второго рода.  Получена система из 20 уравнений.  Железнодорожный путь принят жёстким  в вертикальной плоскости и упругим  в горизонтальной плоскости. 

14-19 118
Аннотация

Еще во времена фараонов и пирамид государственные инвестиции были нацелены на решение важных социальных задач. Однако при оценке их эффективности надо  принимать в учет не только то, «что видно». Проектные цели и алгоритмы  действий. Методологические особенности оценки экономической эффективности государственных  инвестиций в строительство объектов  транспортной инфраструктуры. Краткосрочные и долгосрочные ориентиры, макроэкономические  критерии, сопоставление альтернатив. Оценка эффективности бюджетных инвестиций в контексте  налогообложения.

20-27 84
Аннотация

Разработка теории и алгоритмов  интеллектуальной навигации  железнодорожного транспорта  на основе глобальной спутниковой  системы ГЛОНАСС и эталонных  координатных моделей пути.  Подобные модельные схемы могут  использоваться как для мониторинга  геометрии рельсовой колеи, так  и навигации/управления при движении  маршрутных поездов. Потоки  синхронизированной измерительной  инерциальной информации  адаптируются к эталонной модели,  а для навигационных функций  акцент переносится на траектории  движения, в качестве которых  выступают линейные метрические  графы. В статье последовательно  рассматриваются структурные  и поэтапные особенности модельных  построений и исследовательские  задачи (текущие и перспективные),  связанные с развитием темы. 

28-33 52
Аннотация

Представлена конструкция  адаптивного торсионного рессорного  подвешивания, снабжённого  адаптивным гидромеханическим  демпфером. Описана методика  оценки кинематических параметров  прямолинейного движения тележки  тепловоза, которая обеспечена  таким рессорным подвешиванием.  Как показывают результаты  аналитического исследования,  при использовании предложенной  конструкции амплитуды колебаний  кузова и скорости его перемещения  в вертикальной плоскости  значительно ниже, чем в серийных  аналогах. 

34-38 54
Аннотация

В процессе движения локомотива  в режиме тяги возникает  проскальзывание колесной пары  по рельсу, иногда переходящее  в боксование. Этот опасный процесс  зависит от множества факторов  и в том числе, по мнению авторов,  от продольной жесткости рельсового  пути. В статье рассматривается  экспериментальный метод  определения продольной жесткости  рельсового пути и вычисляются  потери энергии на неупругое  смещение рельсов. Выполняется  динамический анализ движения  колесной пары локомотива в случае  наезда ее на сжатый участок  пути, определяются скорости  проскальзывания колес относительно  рельса. 

НАУКА И ТЕХНИКА

40-47 57
Аннотация

Отечественной практике судоходства привычны плавание во льдах, эксплуатация ледоколов и грузовых судов, способных выдерживать высокие ледовые нагрузки. Причем не только на морском мелководье, типичном для Северного Ледовитого океана в зоне протяженного и очень сложного по своим условиям Северного морского пути, но и на многих маршрутах великих сибирских рек, где при наличии льда мелководье достигает предельных значений. Статья рассматривает конструкционные особенности ледокольной техники и крупнотоннажных судов ледового плавания, результаты экспериментов и натурных испытаний, связанных с расчетами ледовых качеств проектируемых кораблей.

48-51 26
Аннотация

Представлена методика, позволяющая значительно повысить точность оценки расхода электроэнергии на неплановые остановки и корректировать технологические нормы на поездку. Используется метод анализа для определения экстремума целевой функции по заданному фактору. Такой целевой функцией может служить коэффициент корреляции между удельным расходом электроэнергии, затраченной на движение, и количеством неплановых остановок. Его минимальное значение соответствует искомому усредненному значению скорости разгона. 

52-57 48
Аннотация

Беспроводное электропитание для городского пассажирского транспорта, создание аккумуляторных батарей, обеспечивающих автономность хода рельсового и безрельсового подвижного состава, – это задачи, которые правомерно ставятся в один ряд с разработкой современных электромобилей, гибридных силовых установок, предназначенных под потребности легковых автомашин (см., например: Мир транспорта, 2013, № 1). Публикуемая обзорная статья дает представление о существующих инженерных решениях и реализуемых в последние десятилетия проектах, так или иначе отражающих опыт стран, где трамвайные и троллейбусные маршруты имеют участки без внешнего сетевого энергоснабжения. 

58-63 25
Аннотация

Публикуемый дискуссионный материал выражает несогласие с существующей точкой зрения на то, что уравнительный ток, протекающий по первичным и вторичным обмоткам трехфазных понижающих трансформаторов 12 и 11 групп, когда они работают параллельно, ограничивается по величине суммой сопротивлений короткого замыкания. Оценочная инерция не учитывает, в частности, известное всем обстоятельство: в одной и той же трехфазной цепи имеются соединения элементов в звезду и треугольник. Как раз с учетом этого автор доказывает, что использование его формул взамен прежних снижает погрешности в расчетах проектируемых трансформаторов. 

64-70 93
Аннотация

Показаны возможности вольтодобавочного трансформатора по компенсации специфических недостатков распространённой в России системы тягового электроснабжения (СТЭ) переменного тока 25 кВ. В частности, способы нейтрализации отрицательного эффекта отстающей фазы и предрасположенность СТЭ к протеканию уравнительного тока, особенно при наличии установок продольной емкостной компенсации в отстающей фазе тяговой подстанции. Расчетами и примерами использования вольтодобавочного трансформатора обосновывается уникальность устройства и его назначения. 

71 20
Аннотация

За три с небольшим месяца до начала ХХII зимних Олимпийских игр на трассе Москва – Адлер появился первый двухэтажный пассажирский поезд № 104.

72-76 46
Аннотация

Надежность локомотивов предопределяется во многом качеством конструкций отдельных деталей и узлов, их способностью обеспечивать эффективную и безопасную эксплуатацию подвижного состава. С учетом этого при участии авторов разработана конструкция стеклометаллического бандажа якорей тяговых электродвигателей, сочетающая прочность металлического и технологичность стеклобандажа.

ЭКОНОМИКА

78-87 64
Аннотация

Статья посвящена разработке методики оценки и прогнозирования ожидаемой перевозчиками численности авиапассажиров. Основу ее составляют две модели: структурная эконометрическая – для определения той «эффективной части» населения, которой услуги воздушного транспорта экономически доступны, и математическая модель – для выявления и целевой дифференциации групп «редко» и «часто» летающих граждан. Предлагаемая методика позволяет иметь достаточно обоснованные ориентиры на рынке авиационных перевозок при адаптивных сценариях развития экономики страны. Причем необходимость математической модели связана с отсутствием статистических данных о количестве авиапассажиров, совершающих то или иное число полётов в год. Методика предназначена главным образом для регионов с развивающимися рынками авиаперевозок. 

88-95 50
Аннотация

При экономическом обосновании конструкции пути для высокоскоростной железной дороги целевой функцией выступает соотношение суммарных затрат на содержание пути и расходов на создание его конструкции. Причем целевая функция подлежит минимизации. Чтобы привести затраты к сопоставимому виду, используется показатель «удельные транспортные затраты». Расчётный период суммирования расходов и затрат определяется продолжительностью жизненного цикла. Эффективность проекта в целом, а равно и эффективность участия в его реализации оцениваются как количественными, так и качественными характеристиками. Вместе они призваны выявить превышение результатов реализации проекта над затратами за определенное время. Для целей исследования используется несколько основных методов, которые условно объединяют в две группы: простые (статические) и динамические или методы дисконтирования. К первой группе относятся срок окупаемости инвестиций и бухгалтерская рентабельность. Во второй определяющими являются чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости с учетом дисконтирования. Оценка расходов на содержание высокоскоростной магистрали возможна и методически удобна в ходе установления финансовых потерь для участника перевозочного процесса. 

96-101 29
Аннотация

Экономические взаимосвязи и рыночные особенности при освоении сетевых информационных технологий. Изменение стоимостных показателей продуктов интеллектуальной деятельности, цены трудовых ресурсов на фоне прогресса компьютерной техники и электронных коммуникаций. Краудсорсинг, краудрекрутинг, краудфандинг и другие формы привлечения пользователей Интернета к коллективному инновационному творчеству, разработке экономически выгодных, масштабных и быстрых в исполнении проектов. Аналитический обзор, оценка тенденций в рыночной конкурентной среде. 

102-106 42
Аннотация

В статье анализируется эффективность использования вагонов и контейнеров при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Автор обращает внимание на важность сокращения порожнего пробега и простоя основного и резервного парков. Определяются удельные значения потребных парков, производится расчет параметров уравнения связи при выявлении потребности в вагонах и контейнерах, оценивается динамика коэффициента порожнего пробега контейнеров и платформ на примере ведущего оператора ОАО «ТрансКонтейнер». 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

108-113 50
Аннотация

От места, которое занимают контейнеры на крупном терминале, зависят производительность и потребное количество подъемно-транспортного оборудования, и время простоя подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта. Для оптимизации расположения контейнеров могут быть применены математические методы – например, метод ветвей и границ из теории транспортных потоков. 

114-117 83
Аннотация

Роль железнодорожных линий в транспортном обеспечении Новой Москвы будет, судя по прогнозам, только расти. Увеличение столичной территории почти в два с половиной раза делает неизбежным приращение новых рельсовых маршрутов к старой централизованной инфраструктуре дорожного сообщения. Строительство и модернизация линий, станций, пересадочных узлов ставит целый ряд неотложных задач, имеющих очень близкие сроки реализации. 

118-123 31
Аннотация

В работе рассмотрена структура моделей, основанных на многоагентном подходе и положениях абстрактной теории транспортных процессов и систем, предназначенных для имитации систем обслуживания пассажиров и очередей на транспортных объектах. Описаны алгоритмы поиска маршрута движения и взаимодействия моделируемых пассажиров и сервисов. Определены параметры сходимости и устойчивости транспортных процессов на объектах железнодорожной инфраструктуры при использовании каждого типа систем обслуживания. Предложены меры, повышающие качество и скорости обслуживания пассажиров в системе транспортных услуг. 

124-129 33
Аннотация

Объектом изучения в статье выступает контейнерная площадка с имитационным моделированием взаимодействия ее основных элементов. Автором предлагается рассматривать операции по переработке контейнеров как марковский процесс с поглощением. Приведены алгоритм и результаты моделирования работы площадки, даны рекомендации по планированию технического обслуживания, а также шкала оценки рисков, связанных с задержками отправки контейнерных грузов. В совокупности представленный материал помогает руководителю процесса определить не только реальный потенциал перерабатывающих мощностей, но и прогнозировать возможные дополнительные затраты или неординарные для обычной практики ситуации. 

130-136 82
Аннотация

В статье предложена методика реализации подходов риск- менеджмента для решения задач, направленных на повышение надёжности локомотивов. Основу действий определяет методология пирамид Гейнриха с использованием корреляционного анализа и теории вероятности. В числе моделируемых механизмов контуры управления надёжностью и уровнем сервиса. Описан сопутствующий строящейся модели математический аппарат. 

БЕЗОПАСНОСТЬ

138-145 41
Аннотация

Даны основные понятия и определения, касающиеся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), приводятся статистика по поводу ЧС природного происхождения на территории Российской Федерации, подробная их научная классификация и распределение по регионам страны. Оцениваются факторы, последствия и ущерб человеку от природных явлений. Отдельно при этом выделена доля потенциально опасных участков железных дорог по видам угроз и рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями природного характера, а также дано распределение дефектов и деформаций земляного полотна в результате воздействия природных факторов. 

146-149 41
Аннотация

Средства предотвращения актов терроризма, предполагающих применение взрывчатых веществ на объектах гражданской авиации. Методы опроса и досмотра пассажиров, технологии с использованием современных психологических тестов, приборов и техники. Роль кинологических служб в обеспечении комплексности профилактики угроз и рисков. Инновационный характер систем авиационной безопасности. 

150-156 38
Аннотация

Применение беспроводных сетей Wi-Fi в видеонаблюдении на станции метрополитена для обеспечения безопасности пассажиров и рабочего персонала. Выбор местоположения оборудования при развертывании сетей, расчет дальности действия беспроводного канала. В контексте IP-технологий и практики видеонаблюдений в московской подземке авторы делают определенные выводы об эффективности (и, в частности, качестве и быстродействии) системы. Полученные результаты соотносятся с теоретическими ожиданиями и оцениваются с точки зрения удобства и рациональности управления. 

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

192-194 46
Аннотация

Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. – М.: КРАСАНД, 2013. – 234 с. 

В монографии представлена методология оценки влияния функционирования и развития транспорта на макроэкономические показатели, проанализированы эволюция железнодорожного производства, его нынешняя роль в рыночной экономике. Определены инновационные направления развития, стимулирующие экономический рост российских железных дорог. 

195 17
Аннотация

Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

176-180 30
Аннотация

Показано, что основной закон распространения света в средах был открыт в 1621 году голландским математиком Снеллом путем обработки экспериментальных данных древнегреческого ученого Клавдия Птолемея, полученных им в 140 году, почти 1,5 тысячелетия назад. Современные процессы в волоконно-оптических линиях связи базируются на этом законе. Вместо цифровых можно передавать по линиям такого типа аналогово- импульсные сигналы, но наибольший выигрыш в частотной эффективности без уменьшения помехоустойчивости обеспечивает передача клиппированных речевых сигналов. 

181 21
Аннотация

В 1903 году Константин Циолковский опубликовал в «Научном обозрении» первую часть своего «Исследованиямировых пространств реактивными приборами».

182-190 65
Аннотация

С появлением первых железных дорог в России и началом индустриальных отношений на новой транспортной основе изменились, приобрели иной характер и отношения собственности. Частные инвесторы и государственная казна искали формы взаимовыгодного сотрудничества, а акционерные общества, концессии приобретали все большее значение с точки зрения не столько экономики, сколько констатации наличия новых общественных потребностей, качественных преобразований обыденной жизни. 

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

158-162 25
Аннотация

Наемный персонал создает профсоюзы для защиты своих интересов, организации диалога с государством и работодателями. Опыт профсоюзов железнодорожников в разных странах позволяет выделить не только особенности их политического механизма, солидарного взаимодействия, но и очевидное стремление стремление оппонентов добиться нужного себе результата. Порой это приобретает крайне жесткие формы, выливается в открытую антипрофсоюзную деятельность. 

163 17
Аннотация

12 ноября 2013 года пилот Леонид Тюхтяев на розьере Au-32 RF- 000030E «Святой Николай» совершил успешную попытку установления национальных рекордов дальности и продолжительности полёта в категориях аэростатов АМ-6 и АМ-7.

164-169 29
Аннотация

Потребности в высшем образовании. Критерии выбора вуза и специальности. Разнообразные факторы конкурентной среды. Сетевое информационное пространство как интегратор встречных интересов… Рассматривая зависимости образовательных условий и существующих услуг вузовской системы, автор статьи акцентирует внимание на актуализации доверия к глобальной информационной сети и формализуемых ею социальным оценкам и представлениям, касающимся подготовки дипломированных специалистов. 

170-174 49
Аннотация

Автор дает критический анализ квалификации транспортных преступлений, определяются интересы и блага, которым причиняется вред при их совершении. Аргументируется несогласие с формулировками действующего в стране Уголовного кодекса, когда очевидным образом законодательные статьи адресуют наказание не лицу, совершившему кражу в поезде, а самой краже. Эти несоответствия искажают не только понимание категорий преступности и наказуемости, но и накладывают свой отпечаток на трактовки, не очень корректно дифференцирующие «основные» и «дополнительные» объекты транспортных и прочих преступлений. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)