ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Исследуются станционные технологические процессы, воспроизводимые на трёхмерной модели с позиции оценки достоверности их развития. Отождествляемые моделируемые и смоделированные процессы сопоставляются по конкретным сравнительным позициям. Эталоном служит фиксированный набор технологического ряда операций по обслуживанию вагонопотоков всех категорий на конкретной железнодорожной станции.
Для адекватности модельной реконструкции прототипу учитываются возникающие ожидания и простои подвижного состава, которые вводятся в модель как особые расщеплённые состояния основных пространственных локаций подвижного состава. В разрабатываемой модели станции вводится понятие «парафизические конструкции», которое включает любые невозможные по физическим канонам и нерациональные по технологическим требованиям состояния объектов путевого развития и подвижного состава. Логика программного контроля над подобными состояниями модельных структур основывается на анализе разрешённых позиций станционных объектов при выполнении эталонных технологических операций. Замедление станционных операций может служить предвестником ожиданий или простоев.
Важным методологическим посылом для способа разработки динамической модели станции является формирование системы внутреннего программного анализа текущей ситуации, распознавания момента наступления парафизической ситуации и упреждения её с введением в нормальное русло штатного развития ситуации. Адаптирующий модуль информационной прототипирующей среды должен быть интеллектуальным агентом, обладающим развитыми свойствами генерации исключительных ситуаций на основе проведённых им сравнительных тестов, способностью формирования соответствующей базы знаний и её использования впроцессе дальнейшей работы без какоголибо внешнего участия пользователей.
Цель исследования, изложенного в статье, связана с разработкой общих требований к динамической модели железнодорожной станции, функционирующей адекватно реальной технической системе, благодаря оценке достоверности репродуцированных станционных технологических процессов.
Рассматриваются проблематика использования в транспортной модели интеллектуального анализа данных как цифровой платформы анализа данных транспортных потоков мегаполиса и предпосылки создания в будущем единых банков данных и интегрированной среды взаимодействия моделей разных уровней как кластеров цифровой экономики, которые будут учитывать все виды транспорта для оценки транспортного спроса и создания проектов организации дорожного движения мегаполиса.
Целью данной работы является исследование процессов получения количественных характеристик объектов транспортного моделирования при создании единой электронной среды с помощью вычисления производных параметров транспортной сети мегаполиса. Количественные пространственные характеристики объекта связаны с вычислением удалённости от центра города и магистральной улицы и определяются с помощью геоинформационных систем, вследствие чего возникает проблема унификации и эффективного хранения данных.
В рамках реализации поставленной цели показано, что для всех первичных транспортных данных необходимо создавать процедуру предобработки, а также валидации, так как источники данных имеют различный формат и пространственную интерполяцию для трековых данных. Для этого рекомендуется использовать различные методы анализа данных на основе ГИС-технологий, цифрового моделирования рельефа, топологии дорожной сети и других объектов транспортной сети мегаполиса, при этом до момента использования интеллектуальных данных требуется проведение работы по форматированию и группировке исходных данных в режиме реального времени. Наиболее распространённые ошибки возникают на этапе итерационного процесса для получения количественных характеристик объектов транспортного моделирования и построения оптимальных с точки зрения времени проезда маршрутов движения по некоторой транспортной сети.
Тенденции роста городов требуют глобальной цифровизации всех объектов транспортной инфраструктуры, учитывающих изменение функций транспортной среды и интенсивности транспортных потоков. Это диктует необходимость дальнейшей разработки и применения новых информационных технологий для обработки данных с помощью нейронных сетей и других цифровых технологий.
НАУКА И ТЕХНИКА
Действующие на железнодорожном транспорте Болгарии правила требуют, чтобы каждый новый тип локомотива для получения доступа к железнодорожной инфраструктуре прошёл процедуру проверки электромагнитного воздействия на функционирование рельсовых цепей.
Соответствующая проверка производилась для семи типов рельсовых цепей переменного и постоянного тока и шести типов вновь вводимых в эксплуатацию локомотивов – пяти электровозов и одного тепловоза.
Приведена принципиальная схема испытаний, во время которых регистрировались форма, частота и уровень напряжения на клеммах путевого приёмника (на катушке путевого реле) при свободной (нормальный режим) и занятой (шунтовой режим) рельсовой цепи во время воздействия обратного тягового тока электровозов, а также во время воздействий, вызванных функционированием электрического оборудования в кузове и под рамой тепловоза.
Для электровозов испытания проводились во время шунтирования рельсовых цепей (проверяемой и соседней с ней), трогания с места, при снятии и поднятии пантографа. Для тепловоза испытания проводились в стационарном режиме, когда внутренние колёсные пары шунтировали изолирующие стыки двух соседних рельсовых цепей, для разных случаев расположения аппаратуры релейного и приёмного концов. Во время испытаний следили за состоянием якоря и контактов путевых реле. Амплитуда регистрируемых помех сравнивалась с напряжением надёжного выключения и включения путевых реле/путевых приёмников. Установлено, что во время шунтового режима регистрируемые остаточные напряжения на путевом приёмнике во время воздействия электровоза были в 50 и более раз ниже напряжения надёжного включения и в 33 и более раза ниже напряжения надёжного выключения приёмника.
Для тепловоза результаты оказались аналогичными, за исключением случая коротких рельсовых цепей постоянного тока, когда амплитуда помех была выше, но без опасного воздействия на шунтовой режим. В результате испытаний установлено, что все типы рельсовых цепей, применяемые на железных дорогах Болгарии, устойчивы к электромагнитным помехам, исходящим от испытанных представителей тягового подвижного состава.
Внастоящее время широко развиваются методы диагностирования технического состояния локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем управления. В России в настоящее время такой мониторинг является действующей технологией системы технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Основной проблемой реализации мониторинга является ограниченность набора датчиков в цепях локомотива. Увеличение количества датчиков ведёт кснижению надёжности и увеличению стоимости локомотива и его жизненного цикла, но повышает качество диагностической информации.
При этом целесообразно иметь интеграционные показатели технического состояния локомотива. В статье представлен программный продукт для ЭВМ по анализу технического состояния локомотива, по динамическим данным орасходе активной игенерации реактивной электроэнергии на тягу поездов. Программное обеспечение разработано на алгоритмическом языке Visual BASIC for Applications, встроенного в MS Excel, с использованием вероятностно-статистических методов анализа.
Основа метода для диагностирования технического состояния локомотивов в системе их мониторинга – сравнение динамики расхода активной игенерации реактивной энергий двух секций одного локомотива по принципу функционального бенчмаркинга. При мониторинге технического состояния локомотивов предлагается использовать понятие «предотказ», определяемый как работоспособное состояние локомотива при наличии внутренних скрытых дефектов или повреждений. Предотказ проявляется врасходе электроэнергии. Для анализа технического состояния электровозов переменного тока по расходу электроэнергии исходные данные должны обладать высокой степенью унимодальности, что определяется однотипностью условий эксплуатации.
Полученные врезультате анализа технического состояния локомотива, по динамическим данным о расходе активной и генерации реактивной электроэнергии на тягу поездов, итоговые данные можно использовать для определения дефекта, вызывающего изменение расхода электроэнергии, при заходе локомотива на техническое обслуживание и ремонт.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Внастоящее время цифровизация, внедряемая во все сферы деятельности человека, включая и транспортные процессы, требует оперативности в получении и обработке информации, а также своевременности принимаемых на её основе решений. Современная система эксплуатации железнодорожного тягового подвижного состава характеризуется отсутствием онлайнинформации о текущем техническом состоянии и остаточном ресурсе его составных частей для принятия решения.
В статье предлагается решать проблему посредством внедрения в сферу эксплуатации тягового подвижного состава адаптивной системы дистанционного онлайн-мониторинга технических параметров эксплуатируемых объектов. Адаптивная система содержит программное обеспечение, относящееся к рекомендательным системам принятия решений. Отличительной чертой системы является наличие элементов искусственного интеллекта, который самообучается путём комбинаторной обработки исторической базы данных об эксплуатации данного или аналогичного технического объекта и соответствующих им текущих эксплуатационных показателей.
Предлагаемый алгоритм обработки информации отличается универсальностью и в принципе может работать с разнообразными источниками данных, в том числе и с существующими устройствами безопасности тягового подвижного состава. Онлайн-мониторинг технических параметров эксплуатируемых объектов может быть распространён и на грузопассажирский подвижной состав, и на сопутствующие вспомогательные устройства (путевые машины, краны, горочные замедлители и т.д.).
На основе анализа получаемой информации программное обеспечение формирует и передаёт рекомендации по текущим неотложным действиям для руководящих работников и обслуживающего персонала.
Кроме того, предлагаемая технология даёт возможность предсказывать признаки аварийности эксплуатируемых объектов в режиме реального времени, что позволяет облегчить процесс диагностики и оптимизировать организацию технического обслуживания, снизить себестоимость содержания подвижного состава, повысить безопасность перевозочного процесса.
Рассматриваемая в статье адаптивная система дистанционного онлайн-мониторинга эксплуатационной безопасности технических объектов на основе риск-ориентированного подхода является уникальной разработкой, не имеющей аналогов.
В период пандемии конкурентная борьба за потребителя из формата живого общения переместилась в плоскость удалённого взаимодействия в глобальном пространстве. Исключением не является и сфера грузоперевозок, где высококонкурентный рынок характеризуется присутствием большого числа транспортно-логистических компаний, активно применяющих в борьбе за клиента дистанционные технологии, ведущее место в продвижении которых принадлежит сайту компании. С позиции маркетинга сайт признаётся одним из ведущих инструментов продаж. Компаниигрузоперевозчики, базирующие свою деятельность на принципах клиентоориентированности, уделяют вопросам качества собственного сайта приоритетное внимание, в связи с чем разработка методики его оценки, являющаяся целью данного исследования, имеет особую актуальность.
В качестве объекта исследования был выбран сайт одной из крупнейших компаний, предметом исследования стал раздел сайта, обеспечивающий предоставление услуги по перевозке сборных грузов по договорам с частными лицами – отправителями груза.
В статье предложена авторская методика оценки качества сайта грузоперевозочной компании с позиций клиентоориентированности. В основе методики лежит авторская система общих и специальных критериев, описывающих качество сайта, оцениваемых по стобалльной шкале значений и десятибалльной шкале значимости для респондента. Метод оценки – открытый опрос потребителей в Глобальной сети. Разработанная методика является универсальной и может быть использована любой компанией-грузоперевозчиком для повышения качества транспортного обслуживания.
Предложенная в рамках статьи методика позволяет диагностировать отдельные «узкие», по мнению потребителей услуги, места раздела сайта компаний, посвящённого предоставлению услуги. Редуцирование клиентских комментариев относительно выставленных баллов позволило выявить причины более низких оценок и предложить обоснованные мероприятия по совершенствованию сайта компаний в целях повышения уровня качества транспортного обслуживания.
При разработке проектов внедрения в эксплуатацию автобусов на электрической тяге и определения потребной инфраструктуры необходимо обосновать концепцию, методические подходы к выбору маршрутов, рассчитать количество зарядных станций в зависимости от их типа и провести экономическую оценку предлагаемых решений в конкретных условиях эксплуатации.
В статье рассматриваются основные вопросы организации работы автобусов на электрической тяге (электробусов) на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования. Проведён первичный анализ как текущих, так и перспективных электробусных маршрутов в Москве.
На основе классических методов определения потребного количества подвижного состава на маршруте по заданной производительности, по пассажиропотоку и по заданному интервалу движения предложены адаптивные методы расчёта.
Рассмотрены текущая и перспективные схемы размещения зарядных станций, предложена методика определения их потребного количества.
Адаптирован методический подход к определению прямых расходов, непосредственно связанных с перевозками при эксплуатации электробусов на маршруте.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
КОЛЕСО ИСТОРИИ
ПРЕСС–АРХИВ
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
Левин Д. Ю. С. Ю. Витте – железнодорожник, выдающийся государственный деятель. – М.: УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте, 2020. – 376 с. ISBN 978- 5-907206-02-1.
Книги о «выдающемся железнодорожнике №1» издаются довольно часто, тем более что в2019году отмечалось его 170-летие. Личность Сергея Юльевича Витте всегда притягивала знатоков илюбителей русской истории. Новая книга Дмитрия Левина «С. Ю. Витте – железнодорожник, выдающийся государственный деятель» о нём, реформаторе, начавшем карьеру на железной дороге. Автор первого Устава железных дорог, создатель теории тарифов, инициатор реформы строительства иэксплуатации железных дорог, фактический руководитель строительства Транссибирской магистрали, ставший политиком, государственным деятелем, дипломатом, финансистом – это малая часть того, что успел сделать Витте для страны.