ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В статье на основании опыта ведущих стран и реального состояния отечественного транспорта обоснованы направления развития мировой и отечественной транспортной систем, их взаимозависимости, дана оценка существующим тенденциям к глобализации и интеграции международных рынков перевозок, логистических процессов. Применительно к обновленной транспортной стратегии РФ автор называет три прогнозных сценария, из которых выделяет инновационный, а к нему формулирует требования, призванные мобилизовать ресурсы российской транспортной системы.
Построение аппаратного комплекса диагностики железнодорожного пути на основе анализа динамических процессов при движении поездного состава в РФ не имеет ныне альтернативы. Аналогичные методы давно используются при эксплуатации летательных аппаратов и в других областях техники и машиностроения, медико-биологической сфере. Возможность упростить расчеты (провести их быстро и недорого) модельных задач позволяют изложенные в статье дополнения к теории основных моделей «балки Тимошенко» в разных ситуациях. Неоднородная система линейных дифференциальных уравнений с частными производными второго порядка точно приводится к последовательности двух вложенных классически смешанных задач – линейного неоднородного гиперболического уравнения и неоднородного уравнения Клейн-Гордона-Фока. Показано, что система имеет два масштаба (две базовые частоты). Объяснён эффект аномально быстрой осцилляции колебаний. Предложен полуаналитический – численный метод, позволяющий сравнить эффекты, вызванные различными краевыми условиями.
Разработан метод формирования территориально-производственных кластеров на базе гибко меняющейся и создаваемой транспортной инфраструктуры. Сформулированы целевые функции и количественные критерии, позволяющие устанавливать положение транспортных узлов системы на местном уровне. Показано, что расположение транспортного узла зависит от того, является ли он активным или пассивным. Предложены расчётные зависимости, позволяющие решать задачу структурного синтеза в рамках региональной транспортной системы.
В работе представлен метод получения системы линейных уравнений, описывающей конечный элемент в стержневой системе. При решении используется интегральное преобразование Фурье и обобщённые функции. Граничные условия на концах конечного элемента определяются из теоремы Винера–Пэли–Шварца. Применение метода при расчёте балочных, вантовых и экстрадозных мостов позволяет задавать любые виды нагрузок без замены их какими-либо эквивалентными.
НАУКА И ТЕХНИКА
Статья знакомит с разработкой новых полимерных консолей для высокоскоростного транспорта. Приведены результаты исследования электрофизических характеристик стеклопластиковых стержней. Показана возможность более широкого использования стеклопластика на основе эпоксидного связующего. Полимерные консоли испытаны на механическую и электрическую нагрузки, как и новейшие конструкции оконцевателей. Проверка проводилась в том числе и под напряжением грозового импульса.
Авторами представлена концептуальная идея о высокоскоростной магистрали с максимальной скоростью движения 400–450 км/ч. Использование ротационных двигателей требует больших энергозатрат на высоких скоростях, возникают сложности с токосъёмом, сцеплением колеса с рельсом и т. д. В то же время применение линейного тягового двигателя на низких скоростях не оправдано с экономической точки зрения, но эффективно на высоких с позиции эксплуатации. В связи с этим предлагается вариант совмещенного или гибридного тягового движителя, в котором сопрягаются положительные стороны прежних моделей.
Проведён анализ возможности использования винтовых свай в качестве основания опор контактной сети железной дороги. Обоснована эффективность их применения. Предложен многофункциональный комплекс для установки опор контактной сети. Представлен элемент программно-аппаратной системы стабилизации и защиты комплекса от опрокидывания.
Авторы рассматривают вопросы, связанные со статистической обработкой результатов измерения
упругих прогибов на поверхности нежёстких дорожных одежд, сделанного с помощью установки ударного нагружения FWD. На основе полученных данных уточнен характер распределения упругих прогибов и осуществлена оценка их однородности для дорожных одежд на участках с различными сроками службы. При этом установлено, что с достаточной долей вероятности распределение таких прогибов может быть описано логнормальным законом.
Любые весоизмерительные системы создают при необходимости ими пользоваться немалые трудности в ходе транспортных и погрузочно-разгрузочных операций. В статье предлагается бесконтактный способ оценки предельно-допустимых значений массы груза, поднимаемого (перемещаемого) подъёмно-транспортными машинами, по значению величины напряженности магнитного поля, которое создается двигателем постоянного тока. Измерения не требуют сложной и дорогостоящей аппаратуры, вмешательства в электрические цепи и конструкцию устройства, но дают достаточную точность при определении нагрузки на кран.
Статья знакомит с исследованиями в области реконструкции и усиления земляного полотна железных дорог, созданной с участием автора методикой расчётов и проектирования нагельно-сетчатых конструкций, укрепляющих поверхностные откосные части насыпи. Определены рациональные размеры нагелей, предложены инновационные технические решения для земляного полотна под строительство вторых путей, с использованием математического и физического центробежного моделирования. Разработаны лабораторная установка и методика стендовых испытаний армирующих элементов для разных типов нагельных конструкций.
ЭКОНОМИКА
На примере железнодорожного направления Москва–Пенза в статье дается экономическое обоснование использования пассажирских поездов неизменяемой композиции в условиях растущей конкуренции на транспортном рынке. При этом оцениваются роль укрепления лояльности клиентов в привлечении дополнительного пассажиропотока и значение предлагаемых методических средств,
обеспечивающих расчёт совокупных затрат на организацию поездов с жёсткой схемой составов, а также доходов и показателей окупаемости капитальных вложений.
Анализируются внешние эффекты, индуцируемые строительством высокоскоростных железнодорожных магистралей. Показано, что крупномасштабные транспортные проекты необходимо оценивать с позиции экономико-общественной эффективности. Брать в расчёт только финансовую эффективность межрегиональных высокоскоростных линий – задача теоретически некорректная, а практически – дезориентирующая инвесторов и государство как главных участников проектируемых ВСМ.
Сетевой контракт как метод государственного регулирования инфраструктуры железнодорожного
транспорта успешно применяется в целом ряде стран. Основными его целями являются гарантированное транспортное обеспечение социально-экономических потребностей территорий в рамках приоритетной географической конфигурации, оптимизация внутренних издержек владельца инфраструктурного комплекса и сохранение для населения доступности услуг в системе перевозок. Особое внимание при этом в статье уделено методике и экономической модели определения эксплуатационных затрат на содержание инфраструктуры малоинтенсивных участков железных дорог. Выполненные на их основе расчёты становятся обоснованием потребных размеров субсидий, бюджетных инвестиций и ассигнований на выполнение задач, предусмотренных в том числе и сетевым контрактом.
Одна из целей высшего учебного заведения – сформировать у студента объективную научную картину мира и сделать ее органичной частью его мировоззрения. Если нет возможности
перевести теоретическое знание в практическое, рефлексируемое, то выпускник вуза останется без устойчивых жизненных ориентиров и установок, в том числе касающихся социально- экономической роли и функциональной значимости транспорта. В статье описан способ решения подобной задачи на основе логистической культуры. Эксперимент в Уфе, проводившийся в течение года, показал растущую потребность в формировании у будущего специалиста-транспортника отраслевой логистической субкультуры, способной адекватно воспринимать современные скорости и формат перемещений человека и товара.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Процесс обеспечения погрузки вагонов имеет большую зависимость от стохастических факторов. Наличие такой зависимости вынуждает операторов создавать технологический запас в местах совершения погрузочных операций. Рассмотрены влияние раздробленности грузового парка вагонов на размер запаса и экономические результаты работы, а также возможности консолидации управления ресурсами под единое начало с целью повышения производительности и прибыльности предприятий отрасли.
Отечественные транспортно-складские и терминальные структуры в последние годы не справляются с нестабильной рыночной нагрузкой. Это наглядно видно на примере, в частности, грузоперевозок зерна. Инновационное решение проблем взаимодействия складского и транспортного комплексов в условиях антикризисных мер в стране, по мнению автора, содержит предлагаемая им конструкция зернового хранилища с легко управляемым технологическим процессом.
Современная транспортная инфраструктура Москвы претерпевает коренные изменения. Внутри города на крупных грузовых станциях создается каркас из терминально-логистических центров, позволяющий оптимизировать местную работу и в дальнейшем увеличить перерабатываемые объёмы грузов. В статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются столичные грузовые станции, и предлагаются методы решения вопросов, связанных с организацией местной работы, реконструкцией станций, увеличением объёмов грузоперевозок, логистической деятельностью транспортных компаний.
В контексте психофизиологической модели поведения водителя автомобиля рассматривается место поведенческой ситуации «смена полосы» в общем наборе факторов, влияющих на продолжительность транспортной корреспонденции. Дается определение манёвра необходимой смены полосы собственным транспортным средством. С помощью математических расчётов и натурного видеонаблюдения исследуется изменение движения других транспортных средств при осуществлении перестройки на многополосной трассе.
БЕЗОПАСНОСТЬ
В статье исследуется проблема зажигательной способности фрикционных искр при обслуживании подвижного состава. Указывается на возможность возникновения аварийных ситуаций, связанных с воспламенением газопаровоздушной смеси. Проведен математический анализ интенсивности искрообразования с использованием базовых уравнений. Установлено, что мерой искробезопасности может служить критерий, который зависит от интенсивности искрообразования.
Весь комплекс фактора риска и проблем обеспечения безопасности в условиях морских контейнерных перевозок сопровождает в статье научный анализ, цель которого найти наиболее рациональные организационные и технические решения. Эта задача выполняется в конструктивном ключе, последовательно и предметно, с использованием тех алгоритмов расчета и методологических средств, которые обещают надежный контроль за безопасностью контейнеров на терминале и судне, в процессе перемещения грузов по всей логистической цепочке.
На основе статистики дорожно-транспортных происшествий проведен анализ аварийности на автомобильных дорогах Иркутской области. Показано, что большинство аварий с пострадавшими происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Выявлена зависимость числа ДТП и травматизма от времени суток. Максимальный вклад в аварийность вносят водители легковых автомобилей.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
В статье рассмотрены современные подходы к формированию профессиональных информационных
компетенций менеджеров авиапредприятий на основе применения в учебном процессе вуза информационных технологий, используемых аэропортами и авиакомпаниями в целях повышения прибыльности и уровня лояльности целевых потребителей авиатранспортных услуг.
Основа эффективности управления человеческими ресурсами – компетентностный подход к персоналу и его организации. Структура и назначение компетенций. Базовые ценности и конкурентные преимущества транспортной компании, определяющие её устойчивое организационное развитие. Аудит персонала как принцип принятия управленческих решений по фактическим данным. Методология и система социального менеджмента, которые помогают повышению качественных характеристик трудовых ресурсов и эффективности управления персоналом транспортной компании.
С разных точек зрения подходя к сложным зависимостям, которые касаются выполнения технологических и режимных требований на транспорте, автор оценивает субъективные факторы,
технические средства контроля в оперативной работе персонала, а также возможности системной поддержки профессиональной деятельности транспортников за счет использования современных знаний, информационных и управленческих технологий, тренинговых и обучающих программ.
В статье рассмотрены проблемы управления по целям и развития системы мотивации персонала на реализацию стратегии транспортной компании. Обосновывается идея о том, что грамотно построенная тактика вовлечения сотрудников в общезначимые дела оказывает существенное влияние на эффективность взаимодействия структурных звеньев в бизнес- процессах. Особое внимание авторы уделяют необходимости формирования ключевых показателей эффективности, которые влияют на достижение целей различного уровня. Эти показатели необходимо формировать на основе сопоставления главных задач отдельных подразделений и задач, определенных стратегией развития холдинга.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Ретроспективный обзор начального периода становления пассажирского вагонного парка на отечественных железных дорогах показывает трансформацию технической мысли, конструктивных особенностей рельсовых экипажей, условий комфортности, удобства поездки для пассажира.