ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
В статье рассматриваются уточнённая математическая модель движения колёсной пары с переменной структурой системы нелинейных дифференциальных уравнений, а также расчётные схемы, описывающие взаимодействие элементов железнодорожного экипажа и пути. В модели учтены такие актуальные для скоростного движения факторы, как гироскопический момент и дисбаланс колёсной пары. Система «экипаж-путь», в представлении авторов, сложная и многомассовая, с различной структурой взаимосвязей. Путь фигурирует в виде свободной криволинейной поверхности на винклеровском основании, совокупности отдельных инерционных упругих опор с демпферами сухого трения. Модель позволит получать корректные количественные результаты, оценивать динамические свойства подвижного состава.
Потребность в теоретикометодологических оценках организации транспортного процесса, особенностей рынка пассажирских перевозок в современном городе объясняется меняющимися экономическими условиями в стране, трансформацией правовых основ производственнохозяйственной деятельности. Методология планирования, о которой идёт речь в первую очередь, рассматривается в ретроспективе, преемственном развитии и открыта для продолжений, позволяющих перманентно получать научно обоснованные результаты, выверенные решения и достоверные прогнозы.
Предложена методика формирования и систематизации информации предметной области автоматизированных систем технической подготовки производства, создана сетевая семантическая модель базы знаний машиностроительного предприятия с учётом всех возможных операций. Для решения задачи интеграции автоматизированного конструирования, управления технологическими и организационно-экономическими процессами используется концепция локализованных поверхностей, которые являются основными элементами информационной структуры предприятия и сочетают в себе пять видов связей: свойств материалов, размерных, временных, информационных и экономических.
НАУКА И ТЕХНИКА
Представлено расчётно-теоретическое обоснование возможности реализации качественно новой конструктивной схемы летательного аппарата (ЛА) вертикального взлёта, в котором подъёмная сила инициируется одиночным вихрем над ЛА и вследствие этого перепадом статического давления под и над аппаратом. Проанализированы решения о вихревых течениях воздуха, генерируемых вращающимся диском, и вихрей типа «торнадо», возникающих в атмосфере. Предложены компоновочные схемы аппаратов вертикального взлёта двух типов - с вихревыми и реактивно-вихревыми генераторами подъёмной силы. В обеих схемах предполагается использовать устанавливаемые вертикально бироторные приводные двигатели, в которых вращаются и ротор, и статор, но во взаимно противоположных направлениях.
В статье рассмотрены результаты расчётного анализа несущих конструкций путепроводов с однопутной железнодорожной линией. Полученные напряжённо-деформированные состояния в элементах железобетонных пролётных строений и промежуточных опор при заданных нагрузках с использованием пространственных конечно-элементных моделей позволяют провести их сравнение с нормируемым диапазоном нагрузок и уровнем реальной устойчивости и надёжности мостовых объектов. При этом возникает и потребность в мониторинге подобных состояний для поддержания жизнеспособности эксплуатируемых конструкций.
В Твери на основе расчётно--экспериментальных методов проведены теоретические и экспериментальные исследования несущей способности кузовов вагонов электропоезда нового поколения ЭГ2Тв при воздействии различных нормативных нагрузок. На основании предварительной оценки напряжённо-деформированного состояния отдельные узлы металлоконструкции кузовов были изменены. Результаты прочностных статических испытаний показали, что по основным показателям прочности кузова полностью соответствуют требованиям нормативов и тем самым подтверждается рациональность принятых решений. С учётом положительных результатов испытаний кузова были переданы для дальнейших испытаний, а именно для определения параметров изгибных колебаний.
Для повышения в два раза помехоустойчивости цифровой радиосвязи транспортных систем с частотной манипуляцией предлагается использовать способ когерентного детектирования частотно-манипулированных сигналов (ЧМн) вместо детектирования по огибающей. При этом достигается устранение обратной работы когерентного детектора сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией (ФМн) на 180° за счёт последетекторной обработки сигналов. Такая обработка возможна с участием частотного детектора на расстроенных контурах с подключённым к нему триггером.
ЭКОНОМИКА
Процесс реформирования железнодорожного транспорта требует применения современных методов и инструментов экономической работы. Одним из ключевых инструментов управления, обеспечивающим взаимосвязь стратегии компании с задачами многочисленных подразделений, является технология бюджетирования. Необходимые для выполнения плана перевозок ресурсы определяет техническое нормирование эксплуатационной работы. Более тесное взаимодействие бюджета производства и технического нормирования, по мнению авторов, позволит рациональнее организовать перевозочный процесс с наименьшими материально-техническими и финансово-экономическими затратами.
На российском рынке транспортных облигаций ОАО «РЖД» занимает ведущее положение. С 2010 года холдинг выпускает еврооблигации. Международные проекты требуют большого количества ресурсов в иностранной валюте. Но в современной ситуации выпуск облигаций сопряжён с серьёзными рисками. Среди них прежде всего валютный, риск неразмещения, процентный, репутационный. Применение нестандартных методов финансовой математики позволяет оценить риск выпущенных облигаций с точки зрения их погашения. Чтобы принять правильное решение относительно вложения средств, инвесторам рекомендуется сосредоточить внимание на таких показателях, как дюрация и отношение её к полному сроку облигаций.
Парк подвижного состава городского пассажирского транспорта имеет постоянно растущий физический и моральный износ. И надо своевременно успевать его реанимировать, обновлять. Однако эта задача превращается в проблему из-за дефицита денежных ресурсов. Ранее реновация осуществлялась за счёт амортизации основных средств транспортных предприятий. Теперь это предписано делать за счёт прибыли, что влечёт за собой определённые потери и требует искать надёжные источники целевого финансирования. Именно о подобного рода источниках, способах их использования, поддержке тем самым развития пассажирского транспорта в городах, собственно, и идёт речь в публикуемой статье.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Воркутинский транспортный узел рассматривается как один из немногих крупных региональных центров российского Севера, который в силу своего расположения является столь важным для развития коммуникационных связей в зоне Европейской и Приуральской Арктики. Показано, что мощности этого узла, имеющего в составе инфраструктуры все виды транспорта, кроме водного, обеспечивают текущие потребности края в грузовых и пассажирских перевозках. Для освоения природных богатств арктического региона и выполнения других растущих задач необходимо, тем не менее, усилить существующий потенциал Воркуты, в первую очередь за счёт реализации транспортных проектов, которые называют и анализируют авторы.
Описывается перспективный способ управления на железнодорожном транспорте, учитывающий минимизацию числа напольных технологических объектов, использование беспроводных технологий передачи данных, а также применение источников возобновляемой энергии для децентрализованных подсистем стрелочных переводов. Все остальные команды предложено реализовывать путём применения киберзащищённого радиоканала с отказом от дискретного позиционирования подвижных единиц и дискретной передачи данных о скоростных режимах движения поездов. Система стрелок с автономным питанием и использованием радиоканала для управления и контроля положения остряков должна адаптироваться поэтапно, начиная с местного уровня и наличия носимых устройств и заканчивая глобальной централизацией в пределах станции.
По ряду значимых причин и соображений высокого порядка малоинтенсивные (малодеятельные) железнодорожные линии сохраняют предназначенные им функции. И их очевидные статусные особенности в меняющейся общественной и рыночной среде нуждаются в периодически обновляемой правовой поддержке, регуляторных поправках, трактовке правовой ответственности исполнителей и органов управления разного уровня. Авторы статьи оценивают сегодняшний контекст возможностей сохранения или отказа от сохранения малоинтенсивных линий в составе ОАО «РЖД».
В представленной статье даётся анализ наиболее эффективных технических решений по созданию надземного метрополитена в крупнейших городах Российской Федерации. Предлагается при сооружении линий метро такого типа использование быстровозводимых перегонных надземных тоннелей в замкнутых цилиндрических оболочках из сборного железобетона и сталежелезобетона. Подчёркивается важность проблемы выноса инфраструктуры скоростного рельсового транспорта из зоны контакта с автодорогами ввиду роста автомобилизации в городах современной России.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Используя полученные материалы о прочностных характеристиках льда, авторы анализируют способы разрушения льда, исходя из его свойств и поведения в различных условиях. Установлено, что тепловое воздействие (плавление, паровое и газотермическое) может считаться наиболее невыгодным с позиции энергозатрат. Химическое разрушение льда ведёт к коррозионному воздействию на дорожное покрытие, автотранспорт и отрицательно влияет на людей и окружающую среду. Многие другие способы (электрофизические, электрогидравлические, электромагнитные) находятся на стадии научных разработок. Самым выгодным с точки зрения простоты конструкции, энергозатрат, экологичности и экономичности остаётся механический способ разрушения льда (удар, снижение давления под ледяной коркой, резание, скол, бурение). Предлагаемая в статье конструкция адаптера для борьбы с льдообразованием отличается прежде всего простотой изготовления и обслуживания.
Среди задач регионального развития постоянно напоминает о себе та, что связана с экологической безопасностью территорий, чистотой и оздоровлением окружающей человека среды. В статье рассмотрены вопросы мониторинга, планирования, организационно-технического, экономического регулирования и повышения эффективности обращения с отходами производства и потребления, а также вторичными материальными ресурсами. Особый акцент делается на их использовании в качестве сырья для выпуска разных видов продукции, изделий и полуфабрикатов бытового назначения и получения энергии.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
Кузнецов Д. И. Бетанкур. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 472 с. - Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1720. - ISBN 978-5-235-04094-6.
Книга рассказывает о судьбе выходца с Канарских островов, русского испанца Августина Бетанкура - учёного, инженера, архитектора, главного директора путей сообщения Российской империи. Находясь на государственной службе при дворе Александра I все последние 16 лет своей жизни и будучи в чине генерала, занимая министерский пост, он сумел сделать очень многое, осуществил немало масштабных и крайне важных для страны проектов. Благодаря ему были созданы Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения - первое в России высшее учебное заведение, готовившее с 1810 года инженерные кадры европейского уровня и положившее тем самым начало отечественной системе инженерного образования.
Selected abstracts of Ph.D. theses submitted at Russian transport universities.
Подготовила Наталья Олейник
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Сто лет назад, когда в стране только начинались работы по созданию первых отечественных тяговых электродвигателей для рельсовых локомотивов и трамваев, никто не знал имени этого известного теперь и вошедшего в летопись советской и российской науки человека. Благодаря таланту и самоотверженности таких учёных и конструкторов, как Александр Алексеев, сфера энергетики и электромашиностроения достигла в его время больших высот.
Судьба этого проекта сложилась незавидно, хотя обещал он многое и резонанс имел немалый. И в СССР, и за рубежом. Изобретение Николая Ярмольчука (1898-1979) казалось вполне перспективным, тем более что в 30-е годы прошлого века о высокоскоростном наземном транспорте можно было лишь мечтать. Но главное - поражала необычность самой идеи. В ней сочетались парадоксальность мысли, вызов привычному ходу вещей, некое интуитивное предвкушение будущего.
По публикациям отечественных и иностранных СМИ.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Анализируются результаты экспериментов, которые проводятся авторами с 2004 года совместно с профессиональными пилотами и студентами Университета гражданской авиации. Целью исследования является изучение возможностей соционической модели интертипных отношений для оценки взаимодействия в двухчленном экипаже летательного аппарата с применением комплексного соционического критерия эффективности и данных косвенной социометрии. Приводятся статистические критериальные зависимости. Статья продолжает ранее начатую тему (см. «МТ», 2014, № 5; 2016, № 1; 2017, № 3).
В статье на методологической основе теории социальной идентичности, психологической концепции самодетерминации и новой институциональной экономики рассматривается процесс формирования идентичности работников предприятий железнодорожного транспорта. Обосновывается, что идентичность выступает немонетарной формой мотивации трудовой деятельности. Описываются результаты апробации такого подхода к оценке идентичности в различных организациях. Показано, что в ОАО «РЖД» создана устойчивая система по управлению персоналом и социальной сферой с использованием значительных материальных и финансовых ресурсов, которая в свою очередь способствует корпоративной консолидации и актуализирует проблему оценки идентичности работника как одного из направлений деятельности служб (субъектов) управления человеческими ресурсами.
Статья посвящена сотрудничеству Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам в области железнодорожного транспорта и сфере профессионального образования. На фоне современных реалий и проблем железных дорог Вьетнама, перспектив их реконструкции и развития рассмотрена задача подготовки Российским университетом транспорта квалифицированных специалистов для строительства и эксплуатации новых рельсовых трасс в стране, включая линии метрополитена и высокоскоростные
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
Информация с официального сайта мэра Москвы: https://www.mos.ru/news/item/50633073
По материалам веб-сайта ИМО: http://www.imo.org/en/MediaCentre/WhatsNew/Pages/default.aspx