Том 16, № 5 (2018)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
6-13 286
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Анализируя аналитическое выражение поперечного крипа, применяемое для моделирования сил взаимодействия колеса и рельса, можно заметить, что формула его вычисления физически не соответствует определению крипа как разности кинематического и действительного перемещений. На самом деле формула содержит разность действительных поперечного и продольного, умноженного на угол поворота, перемещений центра масс колёсной пары. Если направление движения колёсной пары не совпадает с осью пути, то деформация контактируемых волокон колеса и рельса происходит в направлении движения центра каждого колеса. Однако формула вычисления поперечного крипа, в отличие от продольного крипа, никак не связана с контактом колеса и рельса. Предлагаются два физически обоснованных варианта вычисления поперечного крипа, способных привести к нелинейным дифференциальным уравнениям, описывающим плоское движение колёсной пары или тележки.
14-25 429
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Предложено передавать данные, закодированные в QR-код, предварительно маскируя его. В частности, для надёжности восстановления «оригинала» решать одну и ту же задачу разными методами посредством итерации с помощью линейных систем, преобразования Радона, краевой задачи для уравнения Пуассона, а помимо этого и методами, основанными на теории вероятностей. К преимуществам такого варианта относится возможность применения современных компьютерных средств и программного обеспечения, наработанного в области различных видов томографии и в математической физике, при этом несколько модифицируя их.
26-38 202
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рассматриваются семантика и сущность понятия «транспортная доступность», его использование в специальной литературе и нормативных правовых актах российского законодательства. Выделены основные аспекты транспортной доступности (доступность территорий, объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, услуг по перевозке). Установлены качественные характеристики, которые должны быть отражены в стандартах транспортного обслуживания. Предложено своё определение понятия «транспортная доступность».
НАУКА И ТЕХНИКА
40-49 164
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Разработаны компоновочные схемы и выполнены расчётно-теоретические оценки диапазонов эксплуатационных параметров водных и воздушных (дирижаблей) судов с вихревыми движителями. Представлено комплексное сопоставление характеристик таких судов и судов тех же классов традиционной раздельной компоновки «корпус-движитель». Показана возможность схемы на основе группы однотипных модулей в виде надводных судов с двумя генераторами вихревых пар семейства плавсредств принципиально нового типа - самодостаточных многоцелевых комплексов с практически неограниченным сроком автономного функционирования в произвольной незамерзающей акватории Мирового океана. Установлено, что по всем параметрам, кроме скорости, суда с вихревыми движителями обладают преимуществами перед своими конкурентами.
50-69 178
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Исследовано воздействие комбинации характеристик подвижного состава, включая электрическое сопротивление колёсной пары, нагрузку на ось/колесо, скорость транспортного средства, электрическое сопротивление контакта колесо-рельс. Изучались данные трёх референтных транспортных средств - двухосной дрезины, четырёхосного конвенционального и четырёхосного скоростного локомотивов. Применены два подхода - детерминированный и вероятностный (метод Монте Карло). На их основе обеспечен процесс выявления статического и динамического шунтов для трёх диапазонов скоростей движения и двух степеней загрязнения рельсов изолирующей плёнкой.
70-83 189
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Передачи винт-гайка применяются в механизмах управления для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот. Авторами предложена методика определения прочности и износостойкости передачи скольжения винт-гайки на основе решения контактной задачи для её радиального сечения с учётом различия материалов деталей передачи. Объектом исследования являются винт, который изготовлен из стали, и гайка из оловянной бронзы. В статье представлено решение задачи для трапециевидного профиля резьбы, разобраны основные пошаговые действия в ANSYS 10 ED, а также параметризованный код APDL, позволяющий выбирать оптимальные геометрические параметры передачи и механические параметры её деталей с точки зрения долговечности.
84-90 203
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье приводится порядок расчёта частот собственных колебаний оболочки котла железнодорожных цистерн с учётом неполного его заполнения жидким грузом. Эта задача актуальна, поскольку она связана с условиями безопасной эксплуатации подвижного состава. В такой постановке решение задачи осуществляется, разумеется, не по готовой кальке. В том числе с использованием гипотез отсутствия кольцевых деформаций сдвига оболочки котлов. Достоверность расчётных результатов подтверждается и экспериментальными данными, полученными в своё время при испытании восьмиосных цистерн.
ЭКОНОМИКА
92-109 187
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обозначена связь надёжности автомобильных перевозок с наличием в транспортном процессе избыточного количества производственных ресурсов. С целью снижения ресурсоёмкости транспортного процесса и себестоимости транспортной работы предложен ряд методических рекомендаций по идентификации накопленных и невостребованных в ходе автомобильных перевозок резервов запасных частей, топлива и автошин. Приведены примеры практической реализации предлагаемых рекомендаций. Особый упор при этом делается на том, что используемые средства не требуют от перевозчиков дополнительных затрат и приносят очевидную экономическую выгоду.
110-129 160
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье обозначены актуальность и специфика высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Указаны особенности учёта стоимости строительства ВСМ. Обоснована необходимость оценки проектных решений на основании технико-экономического сравнения вариантов. Приведены существующие и перспективные технические решения и технологии строительства ВСМ, рассмотрены возможности для дальнейшего перехода на эстакадный метод их возведения. Представлен сравнительный анализ сметной стоимости строительства ВСМ-2 Москва- Казань и близких по характеру объектов- аналогов, проекты которых реализованы в международной практике. Редакция напоминает, что вся интерпретация фактов и выводов относится исключительно к сфере ответственности авторов.
130-143 218
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Качество услуг, оказываемых транспортными организациями, во многом зависит от состояния их логистической инфраструктуры. Высокая дифференциация компаний на рынке контрактной логистики затрудняет процесс выбора партнёра, что может привести к снижению уровня обслуживания заказа. Предметом анализа является логистическая инфраструктура транспортных компаний, исполняющих логистические услуги. Цель исследования - разработка показателей для оценки логистической инфраструктуры транспортных компаний как партнёров таких компаний, как ОАО «РЖД», в цепях поставок.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
146-159 329
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Резервы увеличения пропускной способности железных дорог, помимо прочего, связаны с возможностями уменьшения длины блок- участков и сокращения пространственного и временного межпоездного интервала. Фактическая длина блок-участков, определяемая по межпоездному интервалу, оказывается значительно больше расчётной длины, необходимой для безопасности движения. Сообразная расстановка светофоров приводит к занижению наличной пропускной способности. Для приведения длин блок- участков в соответствие с тормозным путём предлагается рассмотреть следование поездов на жёлтое показание светофора без снижения скорости. Уменьшение тормозного пути, длины блок-участков и их числа позволит увеличить пропускную способность, прежде всего на грузонапряжённых участках. Обеспечить минимально нужный интервал между поездами могут помочь спутниковые радионавигационные системы, регулирующие движение без напольных светофоров и рельсовых цепей.
160-179 280
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Представленная статья является продолжением исследований по разработке альтернативной модели организации перевозок по контактному графику в условиях металлургического предприятия. В основу математической модели положена динамическая транспортная задача с задержками (ДТЗЗ). Показано, каким путём получается оптимальный план перевозок и обеспечивается минимизация транспортных расходов при согласованных производственных программах цехов-поставщиков и цехов- потребителей.
180-191 143
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обеспечение транспортной связанности территорий играет системообразующую роль в освоении новых областей, а также в поддержании безопасности и роста экономики. С этой точки зрения, нахождение способов оптимального и сбалансированного развития того или иного вида транспорта для сопряжения интересов регионов уже на этапе предварительного рассмотрения проектных заданий является необходимым. Предложена модель целесообразности применения авиационного транспорта при решении проблем связанности территорий. Модель пригодна и для оценки роли других видов транспорта.
192-198 229
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Сокращение издержек при формировании материальных потоков грузов как результат оптимизации параметров грузодвижения в автомобильных транспортно- логистических системах требует разработки математического аппарата, адаптированного под поставленную задачу. Наиболее полное её решение можно получить, если рассматривать задачу как многокритериальную. В статье представлена формализованная структура критериев, позволяющая оптимизировать взаимодействие объектов логистической инфраструктуры транспортно-складского обслуживания и грузовых автомобильных перевозок. Выбор критериев эффективности транспортно-логистической системы базируется на результативных показателях, которые в свою очередь определяются с учётом показателей использования средств производства в определённых условиях среды эксплуатации.
БЕЗОПАСНОСТЬ
200-210 162
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Система промышленной безопасности складывалась на железных дорогах десятилетиями. В новых экономических условиях многие её базовые принципы сохранились, но появились и те факторы, которые требуют дополнительного научного анализа, экспериментальной проверки, современных технологических средств. В частности, на примере строительства и обслуживания мостовых сооружений исследуется и оценивается ситуация с безопасностью труда, травматизмом, пожароопасностью на объектах железнодорожного транспорта.
212-223 166
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Представленные в статье данные свидетельствуют о назревшей потребности в модернизации методик исследования горизонтальных геометрических неровностей, обеспечивающих необходимую точность оценки состояния рельсовой колеи. Усовершенствован метод измерений траектории боковой поверхности головки рельса в горизонтальной плоскости. Модифицирован метод перевода стрел изгиба от базовой хорды в абсолютные значения координат траектории боковой поверхности головки рельса в плане. Дана оценка влиянию бокового износа рельсов на безопасность движения.
224-234 164
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Исследование работы перевозчиков пассажиров в городе Волжском выявило нарушения технологического процесса перевозок. Из-за загруженности некоторых участков улично-дорожной сети водителям приходится для выполнения расписания увеличивать скорость движения автобусов, что, в свою очередь, напрямую приводит к напряжённости труда водителей, ускоренному износу машин, влияет на качество и безопасность перевозки пассажиров. Изучена интенсивность движения в двух направлениях на главных улицах города, где проходят маршруты общественного транспорта. Проведены замеры транспортных задержек на основных пересечениях городских дорог. Рассмотрена связь уровня эмоциональной загрузки водителя и уровня организации движения. Даны рекомендации по улучшению ситуации.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
272-276 149
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Соболев Д. А. История развития пассажирских самолётов (1910-1970-е годы): К 100-летию гражданской авиации. - М.: Фонд «Русские Витязи», 2018. - 264 с. - ISBN 978-5-6040158-8-9. Книга рассказывает, как появились первые пассажирские самолёты и становилась всё более востребованной гражданская авиация, которой предназначалось освоить недоступные ранее дальние маршруты, превратиться в самостоятельную мощную отрасль транспорта, со своей специфической инфраструктурой, межконтинентальной системой перевозок, стремительной развивающейся индустрией самолётостроения. Автор показывает эволюцию летательных аппаратов, их технических, экономических характеристик, растущего уровня комфорта и безопасности пассажирских воздушных судов от начала коммерческого использования авиалиний до середины 1970-х годов.
277-278 136
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
279-280 157
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
КОЛЕСО ИСТОРИИ
246-258 167
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы рассматривают вопросы научной и изобретательской деятельности российских учёных и инженеров в области транспорта в конце ХIХ-начале ХХ веков. Показано, что повышение роли инженерно-технического образования в стране было связано с задачами индустриализации, в частности - развитием транспортной системы. Большой вклад отечественная наука внесла в создание транспорта на электрической тяге - магистрального железнодорожного, городских трамваев, электромобилей. Опытные работы по использованию городского рельсового транспорта были выполнены Ф. А. Пироцким, теоретическое обоснование передачи постоянного электрического тока на дальние расстояния дано Д. А. Лачиновым, существенны пионерные труды И. В. Романова по созданию подвесной монорельсовой дороги. Императорское Русское техническое общество выступило организатором первых в мире международных съездов и выставок, на которых были представлены двигатели для автомобильного транспорта и самолётостроения.
262-269 159
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена 125-летию со дня рождения Василия Никитина, продолжателя дела русских изобретателей электрической дуговой сварки. Он стал основоположником теории электрических машин и аппаратов для дуговой электросварки и способствовал созданию электросварочного машиностроения и внедрению электродуговой сварки на железнодорожном транспорте и в народном хозяйстве страны.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
236-243 223
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье на основе анализа норм трудового законодательства рассматриваются актуальные вопросы дисциплинарной ответственности работников морского транспорта. Показаны некоторые устаревшие нормы и подходы, а также детально исследованы теоретические и практические особенности законопроекта об уставе о дисциплине работников сферы мореплавания, безопасности судовождения.
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
144 131
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
211 152
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
244 137
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
ПРЕСС-АРХИВ
259-261 136
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки РУТ (МИИТ) за помощь в подготовке материала.
ISSN 1992-3252 (Print)