Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 15, № 2 (2017)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-19 260
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Обоснованы подходы к оценке функционального состояния трубопроводов при наличии непрерывных технологических процессов и сложных производств. Рассчитаны характеристики стойкости и программа имитационного моделирования процесса повреждения сетевых структур систем трубопроводного транспорта. Показано, что способность сопротивляться процессу прогрессирующего повреждения таких систем зависит от их структуры и состава. Разработанное программное обеспечение позволяет осуществлять сравнительный анализ свойств альтернативных структур и принимать обоснованные проектные решения на этапе формирования транспортных систем с заданными свойствами.
20-31 260
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).С помощью методов статистического анализа, основанных на теории выбросов случайных процессов, теории случайных точечных процессов, методе наименьших квадратов, методе наименьших модулей, алгоритмах фильтрации, выборе вида теоретической функции и её параметров, позволяющих уменьшить ошибку измеряемых характеристик дефектов и отступлений пути от проектного положения, формулируется математическая модель, обеспечивающая повышение информативности оценки фактического состояния железнодорожного пути. Высокая информативность нужна прежде всего для формирования адекватных управляющих воздействий на путь с целью обеспечения безопасности движения.
32-37 209
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Изоморфной динамическая 3D-модель может становиться при отсутствии существенных различий между действительным образом и его подобием (прототипом). Теоретическая оценка результатов наблюдения реальных технологических процессов на железнодорожной станции и имитирующих их в ходе экспериментов модельных аналогов, воссоздающих динамику всех операций на основе расчёта и трёхмерного воспроизведения с корректными физическими явлениями тяготения, сопротивления, инерции и наличием прочих сопутствующих реакций. Модельная физика подтверждает возможность реконструировать множественные эффекты управляемых действий в пределах временного кванта рассчитываемых сил.
38-46 270
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Исследование В. И. Колесникова и А. П. Сычева выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-29-00116) в Ростовском государственном университете путей сообщения. Решена задача прогнозирования эксплуатационных упругих свойств композитов на основе связующих с высоким содержанием эпоксидных групп (марка ЭПАФ и её модификация), хаотически армированных короткими полиимидными (или стеклянными) волокнами с антифрикционными дисперсными добавками политетрафторэтилена. Проведены численные модельные расчёты эффективных упругих характеристик (модуля Юнга и коэффициента Пуассона) указанных трибокомпозитов, учитывающие изменения концентраций их компонентов.

НАУКА И ТЕХНИКА

48-59 245
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье представлен способ организации ремонта трамвайного пути на улице с большой транспортной нагрузкой. В связи с особым местоположением объекта ключевым аспектом при выборе технологии был короткий срок выполнения работ с обязательным получением высоких технико-эксплуатационных параметров, обеспечивающих длительную и надежную эксплуатацию рельсового полотна после реконструкции. Подрядчик применил систему типа TINES LC-L XL, основным элементом которой является сборная железобетонная плита длиной 17 м, со встроенным модулем ERS-M. Технология ремонта и конструкция трамвайных путей были подобраны так, чтобы ограничить риск возможного продления времени реализации проекта. Это соответствовало ожиданиям инвестора, основной целью которого оставалось потратить на демонтаж и модернизацию не более 60 часов.
60-73 248
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Когда вагоностроительный завод в Твери начал серийный выпуск пассажирских вагонов нового поколения, его специалистам пришлось столкнуться с фактами не всегда оправданной модификации, казалось бы, уже и без того более комфортных и безопасных конструкций. В частности, обнаружились ослабления вибрационных параметров при постройке вагонных салонов, баров, лабораторий. Дано обоснование возможности уменьшения показателей вибрации вагона-салона за счёт увеличения изгибной жесткости кузова и подбора наиболее рационального вертикального демпфера центрального подвешивания.
74-80 500
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются аспекты развития техники на комбинированном ходу - автотракторных средств различного назначения, оборудованных устройствами для движения по железнодорожному пути. Приводится информация по особенностям конструкции, единичным и серийным образцам машин, построенных заводами СССР и современными отечественными предприятиями. В зависимости от специфики и типажа техники, автором обозначены актуальные проблемы и направления развития транспортных средств на комбинированном ходу, проектирование и производство которых призваны стать как минимум упорядоченными, технологичными и стандартизированными.
82-96 227
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены отказы тормозной системы вагона, приводящие к задержкам поездов, определены их причины, проведён анализ контроле- и ремонтопригодности элементов, которые подлежат регулярному техническому обслуживанию. Сформулированы рекомендации, направленные на снижение задержек поездов на гарантийных участках, вызванных отказами тормозной системы грузового вагона. При этом акцент сделан на комплексный подход, подразумевающий широкий спектр задач, включая стадии проектирования, конструирования, эксплуатации и финансово-экономического сопровождения процесса.

ЭКОНОМИКА

98-107 227
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье, публикуемой в двух номерах журнала, рассмотрены проблемы развития транспортной инфраструктуры в северных регионах России (часть I: приоритет дорог, наземных сообщений; часть II: как избежать синдрома «Большой земли»). Обоснован вывод о том, что для обеспечения их привлекательности, комфортности проживания, повышения плотности населения, создания условий для долговременного устойчивого социально-экономического развития территорий необходимо больше заниматься инфраструктурой сухопутного транспорта и прежде всего железнодорожной, которая носила бы опорный характер и способствовала укреплению позиций транспортного комплекса на Севере. Требуется стратегическое планирование развития каждого из видов транспорта с учётом перспектив промышленного освоения малообжитых арктических районов и долгосрочных потребностей людей в создании комфортной среды и благоприятных условий для активной и полноценной жизнедеятельности, в увязке с природно-климатическими особенностями края и их прогнозируемыми изменениями.
108-115 257
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Богатейшие природные запасы, которыми располагают сибирские и дальневосточные районы вдоль Байкало-Амурской магистрали, делают эту зону всё более привлекательной для туристов и людей, готовых ехать сюда на бальнеологические курорты, минеральные воды, а также виды горных, водных и любых других путешествий и экскурсий. Возможности региона оцениваются в статье, исходя из реально существующих предпосылок развития и намечаемых перспектив для отдельных территорий, проектов и сфер деятельности.
116-123 192
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Проблема трудовой и социальной мобильности людей в условиях экономической неопределённости и поиска стратегий экономического роста приобретает все бóльшую актуальность. Причём на языке транспортника речь в данном случае должна идти о точках «притяжения пассажиропотока». В статье рассмотрены вопросы расширения и укрепления коммуникационных связей людей за счёт улучшения сервиса и предоставления клиентам комбинированных транспортно- логистических услуг. Инструментом решения столь комплексной задачи предлагается организация региональной транслогистической платформы - сетевого экономического пространства взаимодействия и кооперации транспортных компаний на основе интегрированного подхода к обслуживанию населения и современных информационных технологий.
124-139 272
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Сферы применения государственно- частного партнерства продолжают расширяться. Концессионные договора регулярно используются и на транспорте, особенно в строительстве дорог. Однако любой такой вариант требует всесторонних расчётов, комплексного подхода, сведения риска для партнеров до минимума, ибо только эффективный проект может быть привлекательным и выгодным, когда речь идет о долгосрочных инвестиционных вложениях. Авторы статьи поэтапно раскрывают механизмы взаимодействия сторон в реализации инфраструктурных проектов, подробно показывают математический аппарат, с помощью которого даётся оценка бюджетной эффективности инвестиционных программ, распределения нагрузки между государством и частными партнерами на протяжении всех этапов жизненного цикла проектов в рамках ГЧП.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

142-149 536
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье приведены подходы к построению новой модели взаимодействия и системной оптимизации бизнес-процессов на основе использования цифровых технологий на всех этапах формирования цепочки добавленной ценности продуктов и услуг, обеспечивающих создание информационной платформы для цифровой экономики. Рассмотрены методические основы формирования доказательной базы развития цифровой логистики и внедрения юридически значимого электронного обмена данными в организации железнодорожных перевозок.
150-157 214
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье ставится вопрос о создании системы управления грузоперевозками, которая бы учитывала условия работы в рыночной среде и обеспечивала качество и эффективность обслуживания грузовладельцев на железнодорожном транспорте. Из всего набора рассмотренных вариантов применение процессно-ориентированной системы эксплуатации грузовых вагонов авторами представляется наиболее перспективным направлением. Преимущества такого подхода показаны достаточно детально и снабжены практическими рекомендациями организационно- технологического и методического плана.
158-163 389
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы оценивают текущее состояние и проблемы транспортной инфраструктуры Мьянмы. Определён перечень задач, решение которых позволит существенно улучшить её состояние, добиться включения транспортной системы страны в международную транспортную сеть и значительно улучшить товарооборот с КНР и странами Юго-Восточной Азии. Названы приоритетные мероприятия в частном и государственном секторах экономики, выполнение которых приведет к развитию существующих и формированию новых торговых маршрутов.

БЕЗОПАСНОСТЬ

166-177 249
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье описываются методы безопасного производства работ на железнодорожном транспорте, в том числе система мониторинга «Работник на путях». Представлены способы контроля технологического процесса при обслуживании устройств железнодорожной инфраструктуры на примере дистанции сигнализации, централизации и блокировки, в частности метод контроля с использованием технологий радиочастотной идентификации RFID. Предложен вариант модификации маркировки приборов и устройств. Представлена статистика состояния охраны труда на полигоне Октябрьской дирекции инфраструктуры. Применение инноваций позволит сократить количество несчастных случаев на производстве, повысит безопасность эксплуатации железных дорог. Помимо этого положительный эффект достигается и в области экологической безопасности.
178-187 230
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Проведен статистический анализ отказов цилиндровых крышек тепловозных дизелей с различными условиями эксплуатации. Построены гистограммы их выхода из строя с последующей интерполяцией для объективной оценки влияния эксплуатационного режима на надёжность проверяемых узлов. Установлено, что при режимах, близких к номинальным, решающей для работоспособности крышки цилиндра становится температурная напряжённость днища. При снижении эксплуатационных нагрузок на первый план выходит влияние температуры окружающей среды. Объективность вывода подтверждается тем, что исследования проводились на одной марке дизеля в различных эксплуатационных условиях.
188-195 250
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрена стратегия создания эколого-экономической по своему предназначению системы природопользования на предприятиях железнодорожной отрасли. Процесс управления такой системой раскрывается с помощью теории игр и построения теоретико-игровой модели развития. Предложенная авторами модель может служить основой построения инновационного сценария, в котором математически доказана возможность соединить в стратегической перспективе и при заданных начальных условиях экономическую выгоду и цели государственной экологической политики, корпоративных природоохранных программ.
196-202 284
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рассматривается научно-техническая проблема нормирования уровня помехоустойчивости и жёсткости испытаний железнодорожной автоматики и телемеханики. Проблема остается актуальной в связи с широким внедрением микропроцессорных и компьютерных систем автоматики, обеспечивающих безопасность движения поездов. Поставлена задача найти нормы помехоустойчивости на основе учёта вероятностного характера уровня помех и уровня помехоустойчивости элементной базы аппаратуры. Методом «нагрузка-устойчивость» получены уравнения для определения нормируемого значения помехозащищенности. Рассчитанные по предлагаемой методике нормы позволяют оптимизировать жёсткость испытаний и сопутствующие им конструкторские решения.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

204-209 245
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Интернационализация высшего образования представляет собой одну из важнейших тенденций общественного развития. В статье характеризуются рынок образовательных услуг в условиях его высокой мобильности и основные формы, в которых реализуется процесс. Особое внимание обращается на сотрудничество университетов, обмен опытом, повышение качества знаний, что имеет решающее значение для конкурентоспособности нации и государства. Рассматриваются возможности транспортного образования, его специфика и узловые проблемы на фоне глобальных вызовов современности.
210-225 235
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена исследованию региональных особенностей социально- экономических отношений на железнодорожном транспорте, которые напрямую связаны со стабильностью трудовых коллективов, качеством человеческих ресурсов. Предложена система факторов, влияющих на текучесть персонала, рассмотрены методы анализа влияния этих факторов с учётом региональных аспектов, рассмотрены подходы к моделированию функциональных зависимостей и использованию корреляционных матриц на примере структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

КОЛЕСО ИСТОРИИ

228-239 222
Аннотация

Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).120 лет назад император Николай II дал зелёный свет проекту строительства Московской окружной железной дороги. Уникальность этой дороги состояла в том, что она, будучи объектом городской среды первопрестольной столицы, должна была иметь подобающий статусным целям архитектурный ансамбль зданий, вокзалов, инфраструктурных сооружений, мостов, выполнять пассажирские и грузовые перевозки, отвечающие потребностям населения. В статье показаны основные этапы реализации проекта, особенности архитектурных решений, ретроспекция развития кольцевой железнодорожной системы вплоть до наших дней, включая наиболее крупные реконструкционные и медернизационные работы последних лет.

244-250 259
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Д. А. Лачинов родился 175 лет назад и ничто не предвещало, что на свет появился человек, обоснующий теорию передачи (транспортировки) электроэнергии по проводам на большие расстояния и без больших её потерь, пользуясь токами высокого напряжения (свыше 1000 В), силовыми трансформаторами и системой трехфазного переменного тока. Именно Дмитрий Лачинов ввел математические методы в электротехнику, сделав возможным создание электрических машин не на основе эмпирики, а благодаря математической оценке физических явлений.

ПРЕСС-АРХИВ

240-243 174
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки МИИТ за помощь в подготовке данного материала.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

252-256 212
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Хусаинов Ф. И. Ценообразование на железнодорожном транспорте. История железнодорожных грузовых тарифов в России: Учебное пособие. - М.: МГУПС, 2017. - 102 с. В учебном пособии представлена ретроспектива тарифов с момента зарождения железных дорог в России до 2015 года. В книге анализируются все тарифные реформы, принципы построения тарифов, их структура, причины изменения моделей тарифообразования, тарифные дискуссии учёных разных школ. Из книги становится очевидным, что базовые принципы, которые существуют уже более ста лет, не теряют своей актуальности и сегодня. Экономическая наука и тарифная практика постоянно возвращаются к старым дискуссиям. Поэтому грамотный специалист по экономике железнодорожного транспорта должен иметь представление об основных проблемах эволюции отраслевых тарифов.
257-258 157
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
259-260 191
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

81 263
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).15 марта в ОАО «РЖД» состоялось совещание с участниками рынка грузовых железнодорожных перевозок. В нем приняли участие топ-менеджеры компаний-грузовладельцев, операторов железнодорожного подвижного состава, вагоноремонтного комплекса, руководители отраслевых объединений, а также представители Министерства транспорта РФ и Федеральной антимонопольной службы.
140 258
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).30 марта 2017 года в Москве ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром» заключили соглашение о совместной реализации инвестиционного проекта по строительству Северного широтного хода (СШХ) Обская- Салехард- Надым- Пангоды- Новый Уренгой- Коротчаево и железнодорожных подходов к нему.
164 195
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В апреле 2017 года подписано семистороннее соглашение об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай- Европа между ОАО «РЖД», «Китайскими железными дорогами», ГО «Белорусская железная дорога», АО «Немецкие железные дороги», АО «Национальная компания «Казахстан темір жолы», АО «Улан-Баторская железная дорога», АО «Польские государственные железные дороги».
226 191
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).6-7 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся VII Международный форум «Безопасность на транспорте». В работе форума приняли участие более 400 делегатов - представителей федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, госкорпораций, системообразующих компаний, общественных организаций, институтов науки и образования.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)