Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
№ 3 (2012)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

4-9 226
Аннотация
Возможность повышения эксплуатационной надежности машинных парков за счет своевременного обнаружения предотказного состояния подвижного состава, которое обеспечивает непрерывный мониторинг технических характеристик. Разработана двухуровневая структурно-диагностическая схема обобщенной машины, с помощью которой можно однозначно определить предотказное состояние отдельных систем и конструкции в целом. Техническое состояние машины полностью определяется, если уменьшение энтропии равно ее максимальному значению.
10-13 150
Аннотация
Исследование сил трения фрикционного клинового гасителя колебаний грузового вагона в динамике. Аналитический способ, корреляционный анализ, авторские подходы, сочетающие теоретические, эмпирические методы, формулы математической статистики.
14-23 205
Аннотация
Решение задачи формирования модели «условий существования» авиалиний (УСА) – правил, в соответствии с которыми возникают, действуют и исчезают авиалинии (прямая авиасвязь между двумя городами). При построении нечёткой нейросетевой модели УСА используются методы генетического алгоритма и самоорганизующихся карт Кохонена, а также программные средства пакета Fuzzy Logic Toolbox и нейросетевого пакета среды программирования MatLab. Модель адекватно отражает структуру коммуникационного ядра сети авиалиний и дает возможность прогнозировать ее развитие.
24-29 183
Аннотация
Методика синтеза и анализа помехоустойчивых асимптотически оптимальных приемников и приемника с ограничителем при воздействии сильных негауссовских помех (НП) с различными видами законов распределения. Получены аналитические выражения и проведены численные расчеты амплитудных характеристик и коэффициентов подавления помех в блоке НП (оптимальном и в виде ограничителя), а также эксцессов распределений.
30-33 218
Аннотация
Разработана корреляционная методика определения нелинейных искажений однополосного колебания, сформированного по речевому сигналу (РС). С ее помощью обеспечивается повышение помехоустойчивости железнодорожной связи в 3–5 раз путем передачи глубокоограниченных по амплитуде (клиппированных) РС с восстановлением их огибающей на приемной стороне.
34-36 252
Аннотация
Авторы статьи взамен ранее применявшихся методик расчета производительности и других параметров щебнеочистительных машин предлагают свою модельную схему и свой математический аппарат. Достигаемые при этом результаты позволяют качественно улучшить проектирование заявленных в техническом задании механизмов и узлов.

НАУКА И ТЕХНИКА

38-43 319
Аннотация
Рассмотрены способы определения параметров рабочего процесса тепловозного дизеля непосредственно в эксплуатации, выявления неисправностей в устройствах топливоподачи и газораспределения. Приведены результаты мониторинга технического состояния дизеля, оценена экономическая эффективность системы экспресс- диагностики
44-53 175
Аннотация
Разработана система наведения гелиоустановки с концентратором, которая оптимизирует функции подобного автономного источника энергии. Новые подходы обеспечивают упрощение конструкции механической части установки и экономичный режим работы следящего электропривода, а также возвращение концентратора в первоначальное положение в утренние часы последующего дня.
54-59 179
Аннотация
Анализ надежности рам тележек вагонов метрополитена по результатам их эксплуатации на подземных линиях российских городов. Специфика технических условий, степень динамических нагрузок, функции назначенного ресурса и другие факторы, влияющие на выбор инженерных решений, модернизационную политику конструкторских бюро и вагоностроителей.
60-65 138
Аннотация
В статье показаны риски возникновения опасных и аварийных ситуаций при движении поездов на линии с напряжением тяговой сети переменного тока 25 кВ ниже номинального уровня. Предлагается способ повышения напряжения до номинального путем совместного применения нового технического средства – вольтодобавочных трансформаторов и традиционного средства усиления – установок поперечной емкостной компенсации.
66-69 282
Аннотация
Перспективы и проблемы использования на рельсовых путях промышленных предприятий локомобилей. Созданные на базе большегрузных автомобилей, эти транспортные средства могут стать, но в полной мере не стали альтернативой маневровым тепловозам. В чем преимущества локомобилей и что им мешает потеснить менее универсальные по функциям машины.
70-73 173
Аннотация
Существенную роль в обеспечении эксплуатационных свойств транспортных силовых установок играют теплообменные устройства. Одна из задач здесь – улучшение теплогидравлических характеристик гладкотрубных пучков труб с помощью искусственной турбулизации течения в пограничном слое возле поверхности.
74-77 246
Аннотация
Авторы рассматривают метод временного контроля состояния рельсовых линий, который в отличие от постоянного контроля не нуждается в использовании измерительной аппаратуры, непрерывно потребляющей энергию. Доказывается, что одновременно с помощью математической модели достигаются и совокупная экономия электрических мощностей, и снижение материалоемкости рельсовых цепей, и более рациональное распределение производственных площадей.
78-80 171
Аннотация
Статья посвящена новому методу контроля взаимовлияния рельсовых цепей. В момент занятия поездом рельсовой линии фиксируется пороговое напряжение с участием повышенной частоты, а освобождение ее происходит при превышении текущим напряжением его порогового значения. Используемая схема повышает шунтовую чувствительность и увеличивает длину рельсовой цепи.

ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ

82-89 221
Аннотация
Острая конкуренция на транспортном рынке, рост перевозочных скоростей, усложнение условий эксплуатации подвижного состава и инфраструктуры увеличивают техногенные риски, снижают безопасность движения. В ответ возникает естественная потребность в более строгих профилактических мерах. Железным дорогам, в частности, нужен надежный мониторинг стальных путей. Совместный научный поиск в этом направлении специалистов МИИТ, МГТУ им. Баумана и ОАО «РЖД» помог совершенствованию средств бесконтактной диагностики рельсов.
90-95 137
Аннотация
Разработана численная реализация варианта метода конечных элементов для определения перемещений и напряжений в массиве грунта. Программный комплекс построен на базе математического аппарата преобразования Фурье финитных функций.
96-101 372
Аннотация
Проблемы использования энергии напрямую связаны с задачами энерго- и ресурсосбережения, а также экологической безопасности, охраны окружающей среды. Для оценки энерго-экологической эффективности железнодорожного транспорта авторами предлагается использование методологии системного анализа и эксергетического метода, который опирается на законы сохранения массы и энергии, второй закон термодинамики.
102-107 235
Аннотация
Исследуется деформируемость насыпей на слабом оттаивающем основании в районах распространения вечномерзлых грунтов. Учет влияния теплофизических процессов, изменяющих начальное температурное поле при отсыпке насыпи, и процесса консолидации грунтов основания. Реализованы сравнительные расчеты деформируемости насыпи с использованием метода конечных элементов и разработанной трехслойной модели основания. Объект исследования – опытный участок строящейся в сложных инженерно-геокриологических условиях железнодорожной линии Томмот – Якутск.
108-111 234
Аннотация
Усовершенствованный испытательный стенд позволяет успешно проводить проверку конструкций вагонов-цистерн избыточным давлением. Разработанная для этого методика обеспечивает оценку многоцикловых интенсивных воздействий на котлы после сварочных работ, контроль безопасности швов и предельных нагрузок.
112-118 306
Аннотация
Обеспечение экологической безопасности требует совершенствования форм и средств научного анализа, укрепления информационной составляющей системы наблюдения и профилактики процессов в социотехносфере, включая транспортное производство. В статье оценивается распределение тяжелых металлов в почве полосы отвода двух участков Московской железной дороги, а также влияние тормозного пути, кривизны дороги и других факторов на уровень и характер загрязнения окружающей среды.

ЭКОНОМИКА

120-125 182
Аннотация
Инвестиционнная политика многих стран даже в период кризиса была направлена на финансирование строительства и приращение железнодорожных инфраструктур. Анализ показывает расширение рынка инвестиций, государственных и частных вложений. И такая стратегия заслуживает поддержки и понимания. Опыт это подтверждает.
126-129 133
Аннотация
Предложена методика обоснования уменьшения размеров экологических платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Организация систематического инструментального контроля вредных выбросов и их приземных концентраций на границе санитарно-защитной зоны при условии наличия и функционирования системы экологического менеджмента.
130-135 147
Аннотация
Рассмотрена задача перевозки жидкого топлива комбинированными видами транспорта. За основу приняты рациональные с экономической точки зрения варианты при произвольном изменении массы топлива и расстояний. Возможные решения иллюстрируются несколькими примерами и сопровождаются анализом расчетных результатов.
136-143 230
Аннотация
Организационные и экономические аспекты холдинговых структур. Ключевые функции холдинга имеют свои отраслевые особенности. Для российских железных дорог характерен вертикально- интегрированный тип холдинговых связей, когда роль холдинговой компании выполняет ОАО «РЖД», а участниками объединения становятся дочерние, зависимые и прочие общества. Анализ первых лет существования новой хозяйственной формы.
144-146 141
Аннотация
Новые рыночные условия на постсоветском пространстве меняют интеграционные отраслевые зависимости. Взаимопроникновение экономик стран-соседей приобретает разные формы, но сохраняет и общую выгоду, что демонстрирует, в частности, железнодорожная отрасль. Предложена математическая модель планирования работы компаний- операторов, позволяющая повысить экономическую эффективность использования железнодорожного подвижного состава.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

148-153 166
Аннотация
Применение спутниковых навигационных технологий. Создание концепции виртуальных железных дорог на основе цифровых моделей путевого развития и использования динамической информации. Автоматическая идентификация подвижного состава. Пространственная интерпретация поезда как динамического сплайна фиксированной длины. Проверка его габаритной проходимости для принятия решения о выборе маршрута приёма или отправления по станциям.
154-157 205
Аннотация
Представлен сравнительный анализ требований ГОСТ и методологий RUP, рекомендациями которой начинают пользоваться в ОАО «РЖД» при создании программных продуктов. Тема обсуждения актуальна, ибо связана с качеством проектируемых систем управления.
158-163 221
Аннотация
Подходы к моделированию технологических процессов ремонта подвижного состава. Предлагается модульный принцип с использованием паттерновых сетей. Рассматриваются методология, основы классификации и системные свойства паттерновых модулей.
164-167 182
Аннотация
Вопросы повышения эффективности волоконно-оптической системы передачи (ВОСП) за счет увеличения быстродействия элементной базы оптоэлектроники. Основное внимание уделено оптическим модуляторам Маха-Цендера. Исследования модуляционной характеристики позволили сформулировать требования к качеству изготовления оптических волноводов.
168-171 139
Аннотация
Анализ и предварительный энергоаудит существующей технологии деповского ремонта магнитной системы тяговых двигателей электровозов. На примере Нижнеудинского локомотивного депо Восточно- Сибирской железной дороги. Выявлены основные недостатки технологии и наиболее приемлемые пути её совершенствования.
172-174 165
Аннотация
В статье рассматриваются особенности интеграции потребительского спроса в рамках мезологистической системы городского пассажирского транспорта. Сформулированы подходы к организации управления перевозками на основе добровольной координации участников дорожно- транспортного движения.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

176-179 164
Аннотация
На примере дилерских предприятий автотехобслуживания корпорации «Дженерал Моторз», расположенных в Москве, показана система профессионального обучения персонала. Особо выделена связь учебы, проблем дефицита знаний с растущими запросами потребителей. Дается оценка организации учебных курсов и программ, их реальной отдачи.
180-183 198
Аннотация
Принципы построения компьютерного тренажера для станционных диспетчеров. Модель предлагает ту же информацию и помогает принимать те же решения, которые существуют в реальной действительности. Тренажер поэтапно обучает человека азам его профессии, имитируя типовые рабочие процессы.
184-186 148
Аннотация
Перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования железнодорожного транспорта. Двигательный режим, оздоровительная работа как средство формирования личностных качеств и подготовки студентов к будущей профессии.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

188-197 213
Аннотация
Глава «О поездках императора Александра III по Юго-Западным железным дорогам. Катастрофа в Борках» из трехтомных мемуаров графа Витте. События, описанные автором, последовали почти сразу после восшествия царя на престол.
198-203 309
Аннотация
Уже изначально, с момента своего появления, железные дороги отвечали важнейшим стратегическим целям государственной политики, отражали социально-экономические потребности общества и способность власти их удовлетворять. С этой точки зрения автор статьи оценивает и показывает состояние железнодорожного транспорта в Смоленской губернии 1920-х годов, когда страна после войн и революций приступила к строительству новой жизни.
204-210 341
Аннотация
Электрификация железных дорог стала неотъемлемой частью перевозочного процесса. Повышение массы поезда, увеличение мощности локомотивов влечет за собой усиление тягового электроснабжения, поиск новых эффективных схем управления транспортной энергетикой.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

212-214 193
Аннотация

Покровская О. Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозки грузов: Научная монография. – М.: ТрансЛит, 2012. – 192 с.

В книге представлены концепция политранспортного обслуживания региона на основе терминальной технологии, методы формирования и комплексного расчёта параметров транспортно-экспедиционной сети, системной организации доставки грузов. Обоснован алгоритм создания терминалов для автомобильного и железнодорожного транспорта, проведён анализ возможных вариантов реализации сетевого подхода в условиях Кузбасса.

214-215 134
Аннотация
Научные работы защищены в Московском государственном университете путей сообщения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)