Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 21, № 5 (2023)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-15 384
Аннотация

Целями статьи является обоснование матричного подхода к проектированию принципов управления транспортными предприятиями и бизнесом, а также уточнение и дополнение количества и качества данных принципов.

В качестве методов исследования выбраны методы классификации, а в качестве инструмента использованы бинарные матрицы, сформированные на основе классификационных признаков объектов и их вариантов. В ходе исследования получены следующие результаты: обоснован подход к проектированию принципов управления транспортными предприятиями и бизнесом, обеспечивающий их структуризацию и согласование как по вертикали или уровням управления, так и по горизонтали или по должностям; разработаны варианты принципов управления организацией и бизнесом; определены направления совершенствования систем управления транспортными предприятиями и различными типами цепей, созданными на их основе.

Внедрение полученных результатов позволит снизить упущенную выгоду предприятий и созданных на их основе цепей, сократить время и затраты на подготовку и выполнение управленческих решений, своевременно реагировать на уникальные требования конечных потребителей товаров и/или услуг, атакже обеспечить соответствие параметров и характеристик внутренней среды предприятий и созданных на их основе цепей, продолжительности и волатильности факторов внешней среды.

16-22 307
Аннотация

В статье приводятся предложения по повышению эффективности организации дорожного движения с использованием геоинформационных данных. Целью проведения исследований является определение перспективных направлений исследования для выработки единых подходов к оценке качества, надёжности и эффективности организации дорожного движения по соответствующим критериям.

Авторами был проведён обзор данных критериев с точки зрения нормативной документации, атакже отмечена возможность применения моделей городских улично-дорожных сетей для поиска оптимальных режимов организации дорожного движения с минимальными затратами. Поскольку ранее проведённые исследования показали отсутствие единых подходов и чётких критериев оптимизации организации дорожного движения, было предложено всесторонне рассмотреть возможность оценки дорожного движения не только с технической точки зрения, но и с точки зрения подходов, применяемых в теории менеджмента.

В качестве оценки показателей эффективности организации дорожного движения была предложена функция временных затрат, представляющая собой сумму всех временных затрат участников дорожного движения. Повышение эффективности организации дорожного движения достигается минимизацией данной функции. Отмечается, что при снижении функции временных затрат снижаются материальные затраты участников дорожного движения, например расходы на топливо.

Рассмотрев принципы функционирования дорожного движения в других странах, авторы определили два подхода к организации дорожного движения на улично-дорожной сети: механистический и органический. Механистический предполагает строгое соблюдение правил всеми участниками дорожного движения, органический же предполагает возможность отступать от правил. Авторами были представлены примеры самоорганизации дорожного движения на участках улично-дорожной сети города Иркутска, что является примером применения органического подхода к организации дорожного движения в России.

Итогом статьи стала выработка ряда перспективных направлений исследований, благодаря которым может быть достигнуто единообразие подходов к выбору и формированию требований к показателям надёжности, качества и эффективности организации дорожного движения.

НАУКА И ТЕХНИКА

24-33 278
Аннотация

Проектирование и эксплуатация транспортных сооружений (железных и автомобильных дорог, мостовых переходов), расположенных на берегах морей в зоне возможных размывов волнами, требует особо тщательной проработки берегозащитных мероприятий.

В настоящей статье на примере конкретного участка Самбийского полуострова в Калининградской области от мыса Таран до мыса Гвардейский показана проблема защиты от волнового воздействия автодороги, пролегающей по побережью, и предложены пути её решения. Представлены результаты лабораторных исследований по созданию волногасящего песчаного пляжа на берегах в условиях дефицита материала во вдольбереговом потоке наносов. Исследования выполнены с применением метода физического моделирования в волновом бассейне.

Доказана принципиальная возможность создания локального устойчивого песчаного пляжа для защиты транспортных сооружений от волнового воздействия в условиях дефицита материала во вдольбереговом потоке наносов.

Результаты исследований можно распространить и на другие прижимные участки автомобильных, а также железных дорог.

34-45 267
Аннотация

В статье рассматривается оптимизация внутренних усилий от постоянных нагрузок конструкции подводного пересечения для снижения локальных эффектов внутренних усилий.

Этот новый вид искусственных сооружений может найти применение при значительных глубинах пересекаемых водных преград. Такие сооружения будут востребованы для возведения подводных переходов в составе трансконтинентальных транспортных коридоров, таких как Север–Юг, Япония–Европа и других.

Целью предлагаемого исследования является оптимизация конструкции для решения проблемы перегрузок элементов сооружения. Для решения этой проблемы применялись методы строительной механики и численного эксперимента с использованием метода конечных элементов. Оптимизация позволяет снизить изгибающие моменты в зонах краевого эффекта в несколько раз и при применении веерной схемы закрепления. Это позволит применять унифицированные секции конструкции.

В статье обосновываются методы оптимизации и их верификация с помощью метода конечных элементов. В статье также рассматриваются проблемы живучести сооружения в случае отказа одного или двух анкерных закреплений. Изгибающие моменты значительно увеличиваются, однако движение можно не останавливать, так как нагрузка от поезда при железнодорожном движении и суммы постоянных нагрузок имеют противоположные знаки.

46-52 387
Аннотация

В последнее время все чаще находит своё применение строительство устоев раздельного типа с применением армогрунтовых подпорных стен. Но данные конструкции проектируются отдельно друг от друга, зачастую даже разными организациями. Цель данной работы состояла в том, чтобы определить влияние строительства армированных грунтовых подпорных стен на свайные фундаменты первой опоры. Основной решаемой задачей было выявление зависимости роста неблагоприятного влияния от высоты насыпи, влияния длины свай, заглубления, возможностей использования нелинейных моделей и видов постановки.

Комплексное моделирование в плоской и пространственных постановках показали необходимость учёта влияния при проектировании свайных фундаментов негативного воздействия дополнительных горизонтальных, вертикальных перемещений, а также изгибающих моментов и продольных усилий. При проведении исследования был зафиксирован фактор появления негативного трения, механизм которого требует отдельного изучения.

Основной вывод исследования состоит в необходимости разработки комплексной оценки влияния строительства армированных грунтовых подпорных стен на свайные фундаменты устоев.

53-58 309
Аннотация

Проведён обзор условий, при которых необходим расчёт крутильных колебаний и учитываемых при их расчёте возмущающих моментов в судовых двигателях. Проведён анализ влияния крутильных колебаний на опрокидывающий момент двигателя. Проиллюстрирована схема сил, возникающая в кривошипно-шатунном механизме двигателя от крутильных колебаний. Представлены формулы для расчета опрокидывающего момента от крутильных колебаний коленчатого вала многоцилиндрового двигателя и суммарного опрокидывающего момента. Даны рекомендации о необходимости учёта влияния моментов от крутильных колебаний на неравномерность вращения и вибрации двигателя.

Для установки ДГР А 100/750 эффективной мощностью 100 кВт при номинальных оборотах 750 об/мин с двигателем 6Ч 18/22 приведены результаты ранее сделанного исследователями расчёта суммарного момента двигателя с учётом влияния крутильных колебаний.

По результатам проведённого анализа даны предложения о необходимости учитывать моменты, возникающие от крутильных колебаний, при диагностировании двигателя.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

60-69 261
Аннотация

Оптимизация поставок сырья тесно связана с проблемами, возникающими на лесоперерабатывающих предприятиях. Оценка оптимальности решений часто становится актуальным вопросом.

В данной статье рассматривается сценарий работы лесопромышленного предприятия без собственных источников сырья, таких как лесозаготовители, которое стремится найти оптимальное решение на конечном этапе планирования, основываясь на данных о предыдущих сделках. В качестве источника сырья рассматривается товарно-сырьевая биржа, где лоты ежедневно появляются в различных регионах добывающих предприятий в случайном порядке.

Научная литература предлагает множество методов расчёта оптимальной прибыли на протяжении всего планового периода, но эти подходы не учитывают многие важные особенности лесоперерабатывающих предприятий.

В данной работе представлена математическая модель, которая позволяет оценить оптимальный путь для значений прибыли на протяжении всего периода планирования. Отличительной чертой модели является учёт доли полезного объёма сырья, который можно использовать в производстве ОСБ-плит после зачисления на склад, а также учет времени доставки лотов в условиях неопределённости.

После проведения тестирования на данных товарносырьевой биржи России и одного из предприятий Приморского края, модель была применена для расчёта оптимальной траектории прибыли для различных данных, включая объёмы сырья, время доставки лотов и другие важные показатели производства, такие как объём прибыли и объём производства товаров. Анализ результатов выявил сложности в планировании цепочек поставок и объёмов производства. Также проанализированы регионы в качестве источников сырья, определено, из каких регионов и в какой момент стоит закупать сырье. В статье подробно рассмотрены недостатки и преимущества математической модели.

70-78 260
Аннотация

Основной тенденцией развития подвижного состава повышенной вместимости на юге России является специализация вагонов. В статье рассматриваются преимущества двухэтажных поездов по сравнению с традиционными – одноэтажными. Двухэтажные поезда позволяют осуществлять мультимодальные перевозки пассажиров в условиях повышенного спроса и уменьшения альтернативных предложений со стороны других видов транспорта, увеличивают вместимость пассажирского подвижного состава, увеличивают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры, а также обеспечивают наиболее рациональное использование габаритов подвижного состава. В результате повышается провозная способность железнодорожных линий при минимальных затратах средств, поскольку уменьшаются энергозатраты на тягу и тяговое обеспечение.

Авторами проведён анализ и построена модель замещения традиционного одноэтажного подвижного состава на более вместительный двухэтажный подвижной состав. Показаны зависимость размеров движения и пассажиропотока и потенциальная область замещения одноэтажных поездов двухэтажными составами. Представлена номограмма зависимости уровня транспортного обслуживания населения от регулярности назначения поездов. Рассмотрен общий алгоритм оценки и выбора потенциальных возможностей назначения двухэтажных поездов на юге России.

Предложены сценарии изменения категории уровня транспортного обслуживания в условиях повышенного спроса при замене одноэтажных вагонов на двухэтажные. Рассчитан годовой эффект от замены одноэтажных вагонов на двухэтажные и определён суммарный инвестиционный эффект от производимых замен.

79-83 258
Аннотация

Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте можно разделить на регулярные – рабочие, рекреационные, поездки выходного дня, и нерегулярные – туристические, вахтовые, миграционные и прочие. Организация регулярных перевозок базируется на средне- и долгосрочном планировании объёмов перевозок, что неприменимо к нерегулярным.

Определение оптимальной схемы состава пассажирского поезда, числа основных типов вагонов – купейных и плацкартных – является одной из ключевых задач при организации железнодорожных пассажирских перевозок, в том числе и нерегулярных.

Одним из перспективных направлений развития железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении является унификация составов пассажирских поездов, позволяющая увязывать составы в единый оборот, тем самым снижая время безоперационного простоя и повышая эффективность использования подвижного состава.

Работы по оценке оптимальной составности поезда дальнего сообщения проводились для регулярных перевозок на железнодорожном транспорте. Тем не менее, учитывая ряд особенностей нерегулярных пассажирских перевозок, таких как краткосрочное планирование их объёмов, высокая дифференциация численности групп пассажиров, возможность использования свободных мест в поездах существующих назначений, необходимо повторно оценить эффективность использования унифицированных схем составов пассажирских перевозок при данных условиях.

Разработка типовых композиций составов пассажирских поездов производится с использованием метода кластерного анализа. Предлагается использование трех унифицированных композиций. При разработке предложений по унификации схем составов пассажирских поездов в обращении учитывается дополнительный пассажиропоток нерегулярных перевозок, который не может быть освоен за счёт резерва свободных мест. Результаты исследования применены к фрагменту Северо-Восточного полигона железных дорог.

84-92 298
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы оценки воспринимаемого качества услуг наземного городского пассажирского транспорта. Реализация маркетингового подхода к развитию транспортных услуг обозначает необходимость учёта мнения потенциального потребителя относительно планируемой или совершённой поездки. Встраивание воспринимаемого качества транспортных услуг в процессы формирования и реализации городской транспортной политики позволит более эффективно формировать устойчивое транспортное поведение, концентрируясь на принятии мер, дающих наибольшую отдачу, сохраняя лояльность имеющихся пассажиров и привлекая новых.

Исходя из ориентированности транспортной услуги на конечного потребителя, в статье проводится анализ методов оценки показателей качества для транспортной цепочки. Рассматриваются вопросы использования гравитационной модели для оценки качества мультимодальной транспортной цепочки с учётом точки зрения отдельного пассажира и групп пользователей.

93-105 336
Аннотация

Актуальность изучения транспортных заторов обусловлена необходимостью поиска научно-обоснованного критерия их формирования, развития и ликвидации с использованием современных способов обработки информации о потоках автомобилей. Целью настоящего исследования является выявление количественного критерия формирования и эволюции транспортного затора на основе детерминированной оценки времени движения отдельных автомобилей в общем потоке между рубежами контроля как случайной величины: среднего значения, моды, медианы, среднеквадратичного отклонения, показателей вариации, асимметрии и эксцесса.

Предмет исследования – закономерности эволюции перечисленных детерминированных показателей транспортных потоков, которые можно использовать для оперативного прогнозирования формирования, развития и ликвидации транспортных заторов. Исходные данные получены с помощью аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на городской улично-дорожной сети. В результате исследования установлено, что для одного и того же участка дороги перечисленные детерминированные показатели случайной величины существенно различаются при свободном движении автомобильного транспорта и в случае образования транспортного затора. Представляется перспективным использование среднего значения продолжительности движения автомобилей для идентификации стадий формирования, развития и исчезновения (ликвидации) транспортного затора. Предлагаемый показатель может служить основой для разработки механизма оценки в режиме реального времени вероятности образования транспортного затора, а также для выработки рекомендаций по оперативному реагированию транспортных служб для их предотвращения и ликвидации.

106-114 219
Аннотация

В 2022 году возникли сложности с поставками автомобильных запчастей, что в том числе вызвало затруднения с ремонтом застрахованного автотранспорта. В конце 2022 года Департаментом страхования и экономики социальной сферы Финансового университета в рамках осуществляемых прикладных научно-исследовательских работ (ПНИР) было проведено конъюнктурное исследование станций технического обслуживания, которое помогло выявить основные возникшие проблемы и перспективы развития практики ремонта по направлениям от страховых компаний. Основная гипотеза исследования – в связи с существенным изменением сроков ремонта поменялось и отношение автовладельцев к использованию восстановленных и неоригинальных запчастей, что вызвало необходимость изменения практики работы российских сервисных центров, а также их стратегии развития на кратко- и среднесрочную перспективу.

Среди выявленных в ходе исследования проблемных вопросов: изменение отношения к использованию бывших в употреблении запчастей, аналогов оригинальных запчастей, увеличение сроков ремонта. В статье даётся потребительская оценка влияния этих факторов на качество ремонта.

Качество бывших в употреблении запасных частей, если замена детали не влияет на безопасность эксплуатации автомобиля, большинство неавторизованных сервисов оценивает как приемлемое. При этом клиенты автосервисов готовы понижать категорию запчастей, чтобы ускорить ремонт или снизить цену ремонта. На решение оказывает влияние возраст машины и вероятность получения скидки или сокращения срока ремонта.

БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, ЭКОЛОГИЯ

116-125 238
Аннотация

Описываются технологические основы информационного сопряжения систем мониторинга искусственных сооружений автомобильных дорог с интеллектуальными транспортными системами. Разработаны физическая и функциональная архитектуры информационного сопряжения данных систем.

Отмечаются возможности использования данных мониторинга для автоматического запуска сценариев для нештатного ситуационного управления дорожным движением.

Разработана математическая модель, описывающая особенности переключения режимов управления дорожным движением.

Описаны шаги по реализации предназначенного для этого цифрового устройства. Сформирован простейший алгоритм диагностирования и активации сценария при опасном состоянии объекта мониторинга.

Результаты представленной работы целесообразно учитывать при разработке интеллектуальных транспортных систем в автодорожной отрасли в целях совершенствования уровня безопасности дорожного движения.

126-134 273
Аннотация

Достижение целей концепции устойчивого развития стимулирует использование в цепях поставок мультимодальных систем и интермодальных технологий доставки грузов. Конфигурация сетевой структуры цепей поставок в этом случае усложняется в результате увеличения числа участников и разнообразия технико-технологических параметров транспортных систем. Авторами выполнен анализ проблем использования контрейлерной технологии в составе цепей поставок.

Целью данного исследования выступает установление комплекса универсальных характеристик контрейлерных систем, определяющих их устойчивость в цепях поставок. В работе использован системный подход для представления контрейлерной технологии как сложной технической системы, основными элементами которой являются интермодальные транспортные единицы, железнодорожный подвижной состав итерминалы, связанные технологией и организацией контрейлерных перевозок. Разработана оригинальная система критериев выбора контрейлерной системы, учитывающая современную тенденцию формирования транспортных систем и цепей поставок с позиции их устойчивого развития.

Показано, что решение об использовании контрейлерных систем в составе устойчивых цепей поставок необходимо принимать на основе многокритериальной оценки параметров всех элементов и связей этих систем. Разработанная авторами система критериев позволяет адекватно оценивать контрейлерные системы, согласовывать их технические и технологические параметры, а также обосновывать решения по унификации интермодальных транспортных единиц.

135-141 211
Аннотация

Процесс формирования комплексных транспортных систем предполагает не только кардинальное изменение масштаба решаемых задач, но и применение эффективных методов и инструментов.

Объектом исследования является процесс контроля сохранности груза, перевозимого в открытом железнодорожном вагоне. Предметом исследования является рельеф верхней поверхности груза и незаполненное пространство полувагона. Актуальность исследования обусловлена растущими объемами перевозки и существенными потерями сыпучих грузов в процессе транспортировки, развитием информационных технологий и возможностью создания доступного инструмента контроля сохранности перевозимых грузов.

Целью настоящего исследования является описание интеллектуального инструмента контроля сохранности грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в открытых вагонах, и процесса его применения в режиме реального времени. В числе требований, предъявляемых к предложенному методу контроля, – передача функций оператора цифровому помощнику и минимизация необходимого для контроля оборудования. Контроль сохранности навалочных и насыпных грузов предложено осуществлять путём обработки свёрточной нейронной сетью изображения полувагона с грузом, получаемого с камер фото-видеофиксации, а вычисление объёма незаполненного грузом пространства выполнять, используя методы фотограмметрии.

142-148 356
Аннотация

Одной из мер, предпринятых Международной морской организацией в целях предотвращения террористических актов на море, стало принятие поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, направленных на то, чтобы суда и их грузы не становились объектами террористической деятельности.

Дополнением к поправкам является Международный кодекс по охране судов и портовых средств, обзор которого представлен в данной статье. Кодекс описывает специальный механизм обеспечения безопасности в портах и на соответствующих объектах, а также устанавливает взаимодействие между государственными органами, судоходной и портовой индустриями в выявлении угроз безопасности и предотвращении инцидентов, затрагивающих суда в портах или сами портовые сооружения. Документ содержит эффективные элементы предупреждения и сдерживания инцидентов против безопасности на море. В этом качестве Международный кодекс по охране судов и портовых средств, несомненно, оказал влияние на дальнейшее развитие международного права в области охраны, безопасности и эффективности международных морских перевозок.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

150-154 271
Аннотация

Ровно 140 лет назад вышла первая публикация самой известной, на наш взгляд, работы Сергея Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Переоценить значение этой книги сложно. Наш постоянный автор, известный ученый, доктор технических наук, академик Российской Академии Естествознания Дмитрий Левин решил поделиться своими мыслями после нового прочтения этой работы, которая до сих пор не утратила своей актуальности. Энциклопедические взгляды С.Ю.Витте могут представлять интерес, как для экономистов, так и для социологов, философов, науковедов, специалистов по теории государственного управления. Многие суждения С. Ю. Витте не утратили своего научно-теоретического и практического значения до сего дня и в этом смысле оказались пророческими.

Методология построения цен на перевозку грузов, изложенная С. Ю. Витте, представляет не только исторический интерес (особенно вкупе с рецензиями и дискуссиями, сопровождавшими появление его книги), но сохраняет свое значение и для современного решения вновь вставших вопросов совершенствования тарифной системы в условиях перехода к рынку. Не в последнюю очередь она связана с кардинальным вопросом, вставшим уже тогда: должны ли быть железные дороги естественной монополией или коммерческой структурой, – споры, о чем продолжаются и сегодня. В этом номере публикуется первая часть статьи

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

156-158 185
Аннотация

Мачерет Д. А., Разуваев А. Д., Ледней А. Ю. Экономическая оценка сезонной неравномерности перевозок: Монография. – М.: Прометей, 2022. – 142 с. ISBN: 978–5– 00172–334–9.

В монографии представлены результаты исследования сезонной неравномерности перевозок – одной из фундаментальных экономических проблем транспортной отрасли. С использованием усовершенствованного методического инструментария оценки сезонной неравномерности проанализированы перевозки по видам транспорта. Раскрыт научно-обоснованный подход к определению влияния сезонной неравномерности перевозок на экономическую эффективность использования и развития транспортной инфраструктуры. Сфокусировано внимание на оценке ценности транспортной инфраструктуры и экономической эффективности её развития с учётом неравномерности перевозок.

АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

НОВЫЕ КНИГИ О ТРАНСПОРТЕ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)