Разработка предложений по повышению эффективности использования отечественного подвижного состава повышенной вместимости на юге России
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-8
Аннотация
Основной тенденцией развития подвижного состава повышенной вместимости на юге России является специализация вагонов. В статье рассматриваются преимущества двухэтажных поездов по сравнению с традиционными – одноэтажными. Двухэтажные поезда позволяют осуществлять мультимодальные перевозки пассажиров в условиях повышенного спроса и уменьшения альтернативных предложений со стороны других видов транспорта, увеличивают вместимость пассажирского подвижного состава, увеличивают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры, а также обеспечивают наиболее рациональное использование габаритов подвижного состава. В результате повышается провозная способность железнодорожных линий при минимальных затратах средств, поскольку уменьшаются энергозатраты на тягу и тяговое обеспечение.
Авторами проведён анализ и построена модель замещения традиционного одноэтажного подвижного состава на более вместительный двухэтажный подвижной состав. Показаны зависимость размеров движения и пассажиропотока и потенциальная область замещения одноэтажных поездов двухэтажными составами. Представлена номограмма зависимости уровня транспортного обслуживания населения от регулярности назначения поездов. Рассмотрен общий алгоритм оценки и выбора потенциальных возможностей назначения двухэтажных поездов на юге России.
Предложены сценарии изменения категории уровня транспортного обслуживания в условиях повышенного спроса при замене одноэтажных вагонов на двухэтажные. Рассчитан годовой эффект от замены одноэтажных вагонов на двухэтажные и определён суммарный инвестиционный эффект от производимых замен.
Об авторах
В. А. РахаевРоссия
Рахаев Владислав Алексеевич – аспирант
Москва
Е. Л. Кузина
Россия
Кузина Елена Леонидовна – доктор экономических наук, профессор, доцент кафедры менеджмента качества
Москва
М. А. Василенко
Россия
Василенко Марина Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономическая и социальная теория
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Суворова Т. А. Двухэтажные железнодорожные пассажирские поезда. История возникновения и развития // Вісник ПДАБА. – 2011. – № 8 (161). – С. 55–64. EDN: WINLGT.
2. Двухэтажные пассажирские вагоны из Герлица // Железные дороги мира. – 2008. – № 6. – С. 37–43. [Электронный ресурс]: https://zdmira.com/images/pdf/_dm2008–06_37–43.pdf. Доступ 24.08.2023.
3. Чевалков Н. П. Программа региональных моторвагонных поездов компании Alstom // Железные дороги мира. – 2008. – № 12. – С. 26–33. [Электронный ресурс]: https://zdmira.com/images/pdf/_dm2008–12_26–33.pdf. Доступ 24.08.2023.
4. Кузнецов А. В., Филипченко С. А., Баскин Р. В., Куренков П. В. Взаимодействие ОАО РЖД и собственников подвижного состава // Экономика железных дорог. – 2010. – № 6. – С. 50. EDN: MWLBGR.
5. Писаревский Г. Е., Глибин А. В., Кулик Н. Ф. Стоимостная оценка основных показателей использования подвижного состава ОАО «РЖД» // Бюллетень транспортной информации. – 2008. – № 3 (153). – С. 27–29. EDN: NCXVSH.
6. Павельев В. В. Модель комплексного оценивания и выбора параметров перспективного подвижного состава РЖД // Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН; под общей редакцией С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. Том I. – М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2013. – С. 374–379. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/download/elibrary_22401763_98620889.pdf [доступ к тому в целом]. Доступ 24.08.2023.
7. Выдашенко Л. А. Меры регулирования собственного подвижного состава на инфраструктуре ОАО РЖД // Постулат. – 2018. – № 4–1 (30). – 8 с. [Электронный ресурс]: https://www.e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1328/1359. Доступ 24.08.2023.
8. Демьянов А. А., Демьянов А. А. Повышение экономической эффективности эксплуатации подвижного состава и рельсовых путей ОАО «РЖД» / Материалы IV Международной научно-практ. конференции, Ростов-на Дону, 05–07 сентября 2012 года. – Ростов на Дону: ДГТУ, 2012. – 361 с. С. 55–57. ISBN 978-5-7890-0712-9. EDN: XATRQT.
9. Чеченова Л. М., Сиверцева Е. С. Особенности обновления основных компонентов инфраструктуры железнодорожного транспорта // Вопросы новой экономики. – 2022. – № 2 (62). – С. 30–37. EDN: NQGBFT.
10. Чернышевская Ю. А. Новые вагоны пассажирам // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 5. – С. 51. EDN: BKJHJU.
11. Комарова Т. О., Кузнецова А. А. Инновационные подходы к цифровизации по отслеживанию жизненного цикла подвижного состава // Сб. научных статей 8‑й Всероссийской национальной научно-практ. конференции. В 4‑х томах. Под редакцией В. М. Кузьминой. Том 3. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. – С. 258–261. EDN: LZMIXU.
Рецензия
Для цитирования:
Рахаев В.А., Кузина Е.Л., Василенко М.А. Разработка предложений по повышению эффективности использования отечественного подвижного состава повышенной вместимости на юге России. Мир транспорта. 2023;21(5):70-78. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-8
For citation:
Rakhaev V.A., Kuzina E.L., Vasilenko M.A. Development of Proposals for Increasing the Efficiency of Using Domestic High-Capacity Rolling Stock in the South of Russia. World of Transport and Transportation. 2023;21(5):70-78. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-8