Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Унификация составов пассажирских поездов при организации нерегулярных железнодорожных перевозок

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-9

Аннотация

Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте можно разделить на регулярные – рабочие, рекреационные, поездки выходного дня, и нерегулярные – туристические, вахтовые, миграционные и прочие. Организация регулярных перевозок базируется на средне- и долгосрочном планировании объёмов перевозок, что неприменимо к нерегулярным.

Определение оптимальной схемы состава пассажирского поезда, числа основных типов вагонов – купейных и плацкартных – является одной из ключевых задач при организации железнодорожных пассажирских перевозок, в том числе и нерегулярных.

Одним из перспективных направлений развития железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении является унификация составов пассажирских поездов, позволяющая увязывать составы в единый оборот, тем самым снижая время безоперационного простоя и повышая эффективность использования подвижного состава.

Работы по оценке оптимальной составности поезда дальнего сообщения проводились для регулярных перевозок на железнодорожном транспорте. Тем не менее, учитывая ряд особенностей нерегулярных пассажирских перевозок, таких как краткосрочное планирование их объёмов, высокая дифференциация численности групп пассажиров, возможность использования свободных мест в поездах существующих назначений, необходимо повторно оценить эффективность использования унифицированных схем составов пассажирских перевозок при данных условиях.

Разработка типовых композиций составов пассажирских поездов производится с использованием метода кластерного анализа. Предлагается использование трех унифицированных композиций. При разработке предложений по унификации схем составов пассажирских поездов в обращении учитывается дополнительный пассажиропоток нерегулярных перевозок, который не может быть освоен за счёт резерва свободных мест. Результаты исследования применены к фрагменту Северо-Восточного полигона железных дорог.

Об авторах

О. Н. Панова
ООО «Грандпроект»; Российский университет транспорта
Россия

Панова Ольга Николаевна – кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Грандпроект»; доцент Российского университета транспорта

Москва



С. П. Вакуленко
Российский университет транспорта
Россия

Вакуленко Сергей Петрович – кандидат технических наук, профессор, директор Института управления и цифровых технологий Российского университета транспорта

Москва



П. А. Егоров
Российский университет транспорта
Россия

Егоров Павел Александрович – заместитель директора

Москва



Список литературы

1. Пазойский Ю. О., Глазков Д. В. Математическая модель оптимизации пассажирских перевозок в дальнем сообщении // Вестник ВНИИЖТ. – 2004. – №2. – С. 46–47.

2. Пазойский Ю. О., Глазков Д. В. Математическая модель установления функции спроса пассажиров на перевозки в дальнем сообщении // Вестник ВНИИЖТ. – 2004. – № 6. – С. 46–47.

3. Шмаль В. Н. Оптимизация схем обращения пассажирских поездов // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 6. – С. 61. EDN: OYYPJD.

4. Пазойский Ю. О., Савельев М. Ю., Милков А. Ю. Унификация схем составов пассажирских поездов Дальнего сообщения // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2015. – № 5. – С. 7–13. EDN: TRRUUL.

5. Пазойский Ю. О., Савельев М. Ю., Милков А. Ю. Увязка составов пассажирских поездов разных назначений в общий оборот // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2015. – № 9. – С. 7–14. EDN: UILSED.

6. Пазойский Ю. О., Савельев М. Ю., Батурин А. П. Максимизация числа пассажирских поездов Дальнего следования в период роста пассажиропотоков за счет интенсификации использования составов поездов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 9–1 (23). – С. 166–171. EDN: XIKKET.

7. Сидраков А. А. Оптимум для конкуренции // Мир транспорта. – 2008. – Т. 6. – № 3 (23). – С. 94–98. EDN: KDSYTZ.

8. Сидраков А. А. Скоростные перевозки и уровень тарифов // Мир транспорта. – 2012. – Т. 10. – № 1 (39). – С. 106–109. EDN: OWZJBN.

9. Ильягуев С. П., Сидраков А. А. Проблемы и перспективы развития железнодорожных туристических перевозок // Академик Владимир Николаевич Образцов – основоположник транспортной науки: труды международной научно-практ. конференции, посвящённой 125‑летию университета, Москва, 22 октября 2021 года. – М.: Российский университет транспорта, 2021. – С. 165–168. EDN: PXYDFS.

10. Пазойский Ю. О., Савельев М. Ю., Сидраков А. А., Шаров В. А. Алгоритм оптимизации числа составов пассажирских поездов в обороте с учетом возможного изменения времени отправления и прибытия поездов на конечные станции // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 3–5 (36). – С. 112–116. EDN: YJLSQB.

11. Вакуленко С. П., Ильягуев С. П., Сидраков А. А. Организация нерегулярных железнодорожных перевозок // Экономика железных дорог. –2021. – № 6. – С. 79–87. EDN: SERZCT.

12. Пазойский Ю. О., Савельев М. Ю., Сидраков А. А. [и др.] Железнодорожные пассажирские перевозки (избранные главы): Учеб. пособие / под ред. д. т.н., проф. Ю. О. Пазойского. – М.: РУТ (МИИТ), 2020. – 407 с. EDN: QXRJJV.

13. Ильягуев С. П. Оценка закона распределения числа вагонов в составе поездов при нерегулярных железнодорожных пассажирских перевозках // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 52. – С. 448–451. EDN: HCCEGB.

14. Ильягуев, С. П. Анализ нерегулярных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. – 2021. – № 7. – С. 68–74. EDN: DGZXFY.


Рецензия

Для цитирования:


Панова О.Н., Вакуленко С.П., Егоров П.А. Унификация составов пассажирских поездов при организации нерегулярных железнодорожных перевозок. Мир транспорта. 2023;21(5):79-83. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-9

For citation:


Panova O.N., Vakulenko S.P., Egorov P.A. Unification of Passenger Trains when Organising Irregular Railway Transportation. World of Transport and Transportation. 2023;21(5):79-83. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-9

Просмотров: 263


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)