Том 16, № 6 (2018)
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
6-13 267
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Разработка модели железнодорожной станции с формированием трёхмерных объектов пути, подвижного состава и искусственных сооружений, функционирующих в полном соответствии с технологией раздельного пункта. Каждой технологической операции ставится в соответствие набор формальных процедур, адекватно воспроизводящих станционные процессы. Воспроизведение определённой последовательности таких формальных процедур на модельных объектах позволяет реконструировать динамический образ железнодорожной станции.
14-19 264
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Современные модели формирующихся транспортно-логистических систем (ТЛС) подразумевают интегрирование инфраструктурной и транспортной составляющих в единую систему управления. Неотъемлемой частью ТЛС при этом признаётся транспортно- складской комплекс как преобразователь материального потока грузов на пути от производителей сырья и материалов до конечных потребителей готовой продукции. Разработка методов управления доставкой и транзитным перемещением грузов во взаимодействии с элементами транспортной инфраструктуры стала ныне одной из наиболее востребованных задач транспортно-логистического обслуживания. Оптимизация процессов в транспортных системах должна базироваться на получении рациональных решений, использовании динамических моделей и цифровых технологий.
20-32 307
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматривается системный подход к организации перевозочного процесса и взаимодействию причастных к этому структур и работников. В транспортной системе выделено пять основных функций: руководство, организация, планирование, регулирование и управление. В динамичной и внутренне связанной сложной системе железнодорожного транспорта изменение только одной позиции приводит к изменению многих других составляющих. При этом теория трактует управление всеми объектами процесса как единство целей разных иерархических уровней, объединённых стратегическими решениями, нормативным и оперативным планированием, сквозной технологией диспетчерского руководства.
НАУКА И ТЕХНИКА
34-41 238
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Доставка грузов в 40-футовых контейнерах в смешанном сообщении по существующей технологии может осуществляться только через контейнерные терминалы с использованием специализированной техники (автомобили-контейнеровозы, козловые краны, автопогрузчики и др.), поскольку типовые контейнеры сами не могут разгружаться и погружаться на подвижной состав. В статье предложена новая технология, которая основана на разработанной авторами конструкции саморазгружающегося контейнера. Доказано, что она сокращает сроки доставки груза более чем на 20 % и уменьшает время работы автомобильного транспорта в 7,4 раза. При этом создаётся значимый экономический эффект, позволяющий быстро окупить закупку саморазгружающегося контейнера - всего за 14 ездок по расчётному маршруту.
42-47 295
Аннотация
Низколегированные медные сплавы являются важнейшими материалами при создании изделий в целом ряде технических отраслей, включая транспортное машиностроение. Эти сплавы в основном относятся к классу деформируемых, но существует возможность их применения для фасонного литья. В машиностроительных технологиях перспективны сплавы медь- железо с легирующими добавками, обеспечивающими получение достаточно высокой электропроводности в сочетании с высокими прочностными свойствами, что в первую очередь касается износостойких деталей. Проведены исследования, которые позволили рекомендовать подобные сплавы для технологий транспортного машиностроения.
48-58 255
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рассматривается вариант модернизации тележки 18-100 грузовых вагонов за счёт установки направляющих роликов, которые сделают её раму более жёсткой. Проблема жёсткости трёхэлементной рамы давно является одной из базовых. Многие предлагали устанавливать поперечные связи, но такая конструкция была не всегда надёжна, поперечная связь зачастую просто деформировалась или ломалась, поскольку, помимо прочего, добавляла 150-200 кг к обрессоренной массе тележки. Другие рационализаторы на тележку ставили износостойкие, упругие элементы, колёсные пары с кассетными подшипниками. Подобные изменения в конструкции приводили к улучшению динамических показателей, но не решали главную проблему. В публикуемой статье ставится задача раскрыть новую идею модернизации тележки, которая призвана переломить тенденцию, обозначившую переход отечественных вагонов на тележки Barber S-2-R и Motion Control.
ЭКОНОМИКА
60-67 218
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Целью статьи является изучение возможностей и угроз развития автомобилестроения в условиях глобализации. Авторами проанализирована государственная политика, приведён опыт зарубежных стран в сфере регулирования автомобилестроения, а также динамика изменений в отрасли в рамках ВТО. Исходя из анализа текущей ситуации, определены перспективы для автопроизводителей, обоснованы меры государственной поддержки и участия в развитии автомобилестроения, включая создание особых экономических зон, инвестиционную политику, таможенный контроль.
68-74 201
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В период обострившейся конкуренции на рынке зарубежного транспортного строительства, а также трансформации модели ведения бизнеса, адаптирующейся под настроения и предпочтения иностранных инвесторов, автор исследует ключевые экономические механизмы, которые российские компании могли бы апробировать для выполнения одного из принципиальных показателей инвестиционных проектов - возвратности вложенного капитала. Анализируются подходы к пониманию проблем и возможные модели стабилизации показателя возвратности инвестиций в рамках государственно- частного партнёрства.
76-87 331
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы тарифообразования, методические принципы калькуляции издержек и определения тарифов на таксомоторные перевозки в Москве. Проведён анализ существующей международной практики, который показывает, что в ведущих мегаполисах мира, например, Нью-Йорке, Лондоне, Пекине, Париже, Берлине, действует государственное или региональное законодательство, регулирующее тарифообразование при организации перевозок автомобилями такси. В Москве же такого регулирования нет, и существующий уровень тарифов, а соответственно, и часовая выручка не позволяют при соблюдении режима труда и отдыха обеспечить установленную среднюю заработную плату для водителей в городе. Более того, действующие на рынке таксомоторных перевозок тарифы от «агрегаторов» можно квалифицировать как опасные (аварийные).
88-98 355
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье предложен методический подход к оценке эффективности реализации целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании, обоснован критерий выбора модельных решений - минимум общественных затрат, дана характеристика развитию пассажирских дальних перевозок, выполнена классификация рынка исследуемого профиля по степени государственного регулирования.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
100-113 267
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Исследуется специфика транспортного процесса в условиях Севера России, которая выражается в постоянстве изменений количества объектов притяжения, частоты отрыва транспортных средств от производственной базы, структуры перевозимых грузов. В этой связи в статье определён круг задач, которые требуют эффективного функционирования транспортной системы. Предложена база данных для реализации функций контроля и учёта перевозки грузов в северные районы автомобильным транспортом. В рамках инновационных проектов предусматривается решать вопросы транспортного обслуживания специальных объектов добывающих компаний с точки зрения последовательного расширения зоны охвата контролируемых транспортных средств с помощью спутниковой навигации, терминально-логистических центров, интеллектуальных систем управления.
114-125 197
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Проведение ремонта грузовых вагонов по фактическому техническому состоянию на основе оценки остаточного ресурса элементов их конструкции признаётся многими специалистами приоритетным при выборе руководящей стратегии. При этом текущий ремонт должен осуществляться в отцепочном варианте на механизированных пунктах ремонта вагонов (МПРВ). В статье на базе теории вероятностей, теории массового обслуживания и теории интегральных уравнений обосновывается методика размещения МПРВ на сети железных дорог с учётом надёжности одного из наиболее ответственных и потенциально опасных элементов конструкции грузового вагона - роликовой буксы. В том числе определён локальный критерий рационального размещения ремонтных пунктов - минимальное число неотремонтированных в течение суток грузовых вагонов при максимальном числе их отцепок по причине неисправности буксы.
126-135 332
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье обосновываются весовые нормы для тяжеловесных поездов, оценивается технология их формирования с учётом существующих факторов и условий. В частности, во внимание принимается, что в тяжеловесном движении используются локомотивы с большим числом секций, скорость и время хода по перегонам всех грузовых поездов должны быть одинаковы, а весовые нормы выбираться так, чтобы обеспечивать минимум затрат на освоение заданных объёмов перевозок. Значимость и перспективность формирования тяжеловесных поездов требует разработки технологически обоснованных весовых норм с увязкой, согласованием их с унифицированными нормами для обычных поездов. Приводятся примеры возможных вариантов весовых норм, методика расчёта средних весов, структура грузовых перевозочных затрат при оценке норм для тяжеловесных и обычных поездов.
136-145 294
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье даётся общая характеристика законодательству, регулирующему документационное обеспечение управления и систему электронного документооборота на транспорте, показаны проблемы развития и пути их преодоления. На основе зарубежного опыта обосновывается разумное вмешательство государства в деятельность участников электронного документооборота. По мнению автора, и в нашей стране необходим взвешенный, научно обоснованный контроль со стороны государства за организацией электронного документооборота, поскольку ситуация в управлении экономикой и особенно транспортом нуждается в более строгом ведении делопроизводства, налаживании в этой сфере правовой и нормативной базы.
146-152 410
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В последнее время управление движением автобусов в республике основывается на использовании специальных технических средств. В крупных городах современные диспетчерские системы работают довольно успешно с начала 2000-х годов. В связи с трудным материальным положением малые города в глубинке не имели возможности установить системы такого уровня, и им приходится ждать лучшего. В статье рассматриваются основные диспетчерские системы оперативного управления (ДСОУ), позволяющие получать более полную информацию о работе автобусов в режиме реального времени, быстро реагировать на нарушение графиков движения и проводить систематический анализ эффективности общественного транспорта.
БЕЗОПАСНОСТЬ
154-167 214
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье доказывается прямая связь между применением хлоридных противогололёдных реагентов и возможностью возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций. Возникновение опасных ситуаций приводит к аварийным рискам на сетях железных дорог. С целью выявления таких рисков при осуществлении пассажирских перевозок и транспортировке грузов произведена идентификация влияния хлоридных реагентов на различные объекты рельсового транспорта. В ходе экспериментов было установлено негативное влияние хлоридных противогололёдных веществ на материалы, из которых изготовлены основные элементы воздушных линий контактной электросети железных дорог и объекты инфраструктуры.
168-175 213
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы в комплексе рассматривают и оценивают задачи, связанные с безопасностью на транспорте и усилением контроля, надзорной деятельностью. При таком подходе выявляется не только определённая факторная зависимость зон риска и актуализации контрольно- надзирательных функций госструктур, но и обнаруживается потребность в создании достоверной, надёжной информационной системы, способной обеспечивать полномерными и объективными данными весьма востребованный научный анализ.
178-182 326
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспорте настоятельно требуют научно обоснованных мер, направленных на повышение уровня безопасности объектов инфраструктуры. В качестве одной из таких мер авторами с применением метода экспертных оценок и коэффициента конкордации, предложенного Кендаллом, разработана методика оценки риска незаконного вмешательства. Предложенная методика позволит более эффективно планировать мероприятия по повышению защищённости объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, включая угрозы терроризма с применением взрывных устройств.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
184-199 383
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Сегодня в странах с развитым высокоскоростным пассажирским транспортом отмечаются и самые заметные темпы роста туризма, именно высокие скорости привлекают многих любителей путешествий, дают увеличение объёма перевозок пассажиров и туристов, обеспечивая наименьшее суммарное время в пути следования при самых достойных показателях безопасности, комфортабельности и экономичности. Эпоха быстрых поездов, впрочем, не столь долгая, чтобы обзавестись полновесной историей. Но прошлое у ВСМ уже, тем не менее, есть. И оно заставляет о себе напоминать. Чему помогают разнообразные по географическому расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.
200-212 215
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).«Факты, относящиеся к баллистическим свойствам ракет, составляют результат наблюдения, но они указывают возможность математической теории конструкции ракет, - одним словом, возможность баллистики ракет. Но эта наука, которую ещё надобно создать…», - писал К. И. Константинов, учёный и изобретатель в области ракетной техники и артиллерии. Он внёс изменения в конструкцию ракет и пусковых станков, изучал различные пороховые составы. Благодаря ему производство всех типов боевых ракет было стандартизовано и поставлено на поток. Дальность константиновских ракет оказалась в четыре раза большей, чем старых образцов. Среди его изобретений маятник Константинова, электробаллистическая установка, хроноскоп, реле времени. Знаменитые русские «катюши», наводившие ужас на врага во Вторую мировую войну, - это далёкие потомки ракет, создававшихся в Петербургском ракетном заведении под руководством генерала Константинова.
ПРЕСС-АРХИВ
213-216 174
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подборка статей из журнала Железнодорожное дело.Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки Российского университета транспорта за помощь в подготовке материала.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
218-222 217
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Левин Д. Ю. История железнодорожного транспорта: Учеб. пособие. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2018. - 414 с. В учебном материале изложены сведения о предыстории, возникновении и развитии железных дорог; эволюции инфраструктуры, подвижного состава и информационных технологий; трансформации системы управления перевозочным процессом; изменении структуры отрасли; совершенствовании технической и коммерческой эксплуатации железнодорожного транспорта. Пособие предназначено для студентов отраслевых вузов, слушателей курсов повышения квалификации, специалистов и работников различных транспортных компаний.
223-224 162
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
225-226 221
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Подготовила Н. ОЛЕЙНИК
227-244 169
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
75 172
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).
176-177 168
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).
ISSN 1992-3252 (Print)