ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Новые подходы к прогнозированию на основе систем поддержки принятия решений, математическим ядром которых являются метод анализа иерархий с динамическими суждениями и метод аналитических сетей, позволяющий определить приоритеты альтернатив в условиях взаимного влияния. Рассмотрены примеры прогнозирования перспектив систем рессорного подвешивания для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава. Выявлены зависимости размерности информации и задач, связанных с оценкой сложных по своим последствиям решений.
Автором выделены основные недостатки существующих видов городского транспорта, описана новая форма расселения -конурбация, уточнены понятия «скоростной городской транспорт» и «инновационный транспортный проект», предложена методика оценки внешних эффектов от реализации таких проектов. Обоснована потребность в создании новых видов пассажирского транспорта с точки зрения стратегических и социально-экономических задач развития Санкт-Петербурга, в том числе на базе магнитолевитационных технологий. Цель инноваций - существенно улучшить транспортное обслуживание населения, снизить затраты времени и денежных средств на поездки, снять часть нагрузки на автомагистрали, уменьшить загрязнение окружающей среды.
Математическое моделирование первого промежуточного участка сортировочной горки при воздействии на вагон попутного ветра малой величины. Метод - принцип Даламбера в координатной форме с неидеальной связью. Получены простые на вид аналитические формулы для определения времени движения вагона на горке, по величине которой находится значение скорости его скатывания в конце расчетного участка. Выявлено, что время, в течение которого происходит скатывание вагона на этом участке горки, зависит от угла наклона, начальной скорости и ускорения вагона, а также контролируемой длины движения.
НАУКА И ТЕХНИКА
В России построены опытные локомотивы новых типов - аккумуляторные и гибридные, режимы работы силового оборудования которых имеют ряд особенностей. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения в них серийно выпускаемых тяговых двигателей. В статье показано, что такая возможность есть, но при выполнении определенных ограничений. Для обоснования своего заключения авторы анализируют различные способы решения, сопоставляют расчетные и эксплуатационные характеристики силового оборудования, тяговых двигателей тепловозов.
Железнодорожный транспорт выполняет серьезные стратегические задачи, касающиеся потребностей государства, товарного рынка, перевозочного процесса. В контексте масштабной деятельности отрасли авторы статьи оценивают перспективы инновационного развития одного из направлений этого ряда - энергосберегающих технологий в сфере производства и эксплуатации тягового подвижного состава. Исследователи связывают сопутствующие теме проблемы с достижением равенства работ при генерировании и потреблении электроэнергии, актуальностью уточнения математической сути закона сохранения энергии, помогающего учесть объективные физические процессы в системе энергоснабжения железных дорог.
Представлены варианты комплексной модернизации серийной электрошпалоподбойки, позволяющие улучшить вибрационные показатели и мобильность, повысить производительность и безопасность труда при выполнении ремонтных работ на железнодорожных путях. В качестве оптимальной конструкции предлагается принципиально новая модель, сочетающая клиновый подбойник и бензиновый двигатель.
Рассматриваются гармонические помехи тягового тока в системе электроснабжения Московского метрополитена. Представлена имитационная модель системы тягового электроснабжения для подвижного состава, созданная в среде MATLAB/Simulink. Приведены результаты моделирования и эксперимента по оценке гармонических помех тягового тока. Данные спектрального анализа сравнивались с нормами для оценки степени мешающего влияния помех на устройства СЦБ и АЛС-АРС. По результатам моделирования и экспериментальных замеров сделан вывод о возможности превышения тягового тока на частоте 50 Гц.
В статье рассматривается методика исследования воздействия помех, создаваемых тяговым током электроподвижного состава, на работу приёмников рельсовых цепей тональной частоты. Дается схема проведения измерений, показана функциональная схема лабораторного стенда по проверке параметров, влияющих на появление сбоев. Приведена последовательность испытаний путевого приёмника на помехоустойчивость к нормируемым синусоидальным помехам. Определены значения тока в цепи, позволяющие добиться частотного баланса.
Статья посвящена разработке расчетной конечно-элементной модели немоторной тележки вагона метрополитена, которая не противоречит реальной конструкции. Рассматривается необходимость применения метода конечных элементов, поскольку он учитывает упругие, инерционные и диссипативные свойства динамических систем. С помощью заявленной модели выполняется расчет нормальных форм колебаний и исследуется поведение тележки как динамической системы при вынужденных колебаниях.
ЭКОНОМИКА
Выполнен анализ состава транспортных средств в стране, приведено сравнение обеспеченности автомобилями граждан в России и за рубежом, рассмотрена динамика структурного формирования консолидированного и регионального бюджетов за счет налоговых поступлений по видам транспорта. Систематизированы налоговые преференции по транспортному налогу для категорий транспорта и налогоплательщиков, акцентировано внимание на налоговые требования при аренде транспортных средств, которые не способствуют снижению применяемых тарифов и стимулированию предпринимательской активности. Обобщен зарубежный опыт налогообложения на примере Германии, Украины, США, Дании, Израиля, Японии. Дана оценка арбитражной практики налоговых споров по транспортному налогу. Сформулированы предложения по совершенствованию регионального налогообложения транспортных средств в интересах государства и налогоплательщиков.
В статье с экономической точки зрения изложены краткая история создания и особенности эксплуатации Малого кольца Московской железной дороги. Рассмотрены методические вопросы, касающиеся определения расходов и себестоимости перевозок по поездо-участкам со смешанной организацией грузовых и пассажирских сообщений. Предлагаемая методика учитывает действующий порядок учета по укрупненным видам работ, отраслевым хозяйствам и тарифным составляющим. Приводится экономическая оценка влияния качественных показателей подвижного состава на себестоимость перевозок грузов по Малому кольцу на выделенном пути, в том числе при переходе с тепловозной на электровозную тягу.
Показаны особенности организации перевозки с использованием логистического подхода. Подчеркнута перспективность развития торговых связей между Россией и Вьетнамом. Выделены основные направления материальных потоков при экспорте вьетнамских товаров, специфика транспортировки плодоовощной продукции. Отмечена важность создания ориентированных на расширение торговых связей логистических комплексов в Московском регионе.
Рассматривается архитектура автоматизированных интегрированных производственных систем, дается ее определение как структурно-функциональной модели. Приводятся обоснования показателей экономической эффективности производственных систем. Показывается связь архитектуры с понятием открытой системы. Демонстрируется подход к проектированию систем, основанный на функциональной структуризации. Разрабатываются экономические критерии, анализируется качество системного управления с точки зрения минимизации затрат жизненного цикла изделия.
формирование методологической базы модели управления рисками, предлагаемой автором, строится на возможно более точной идентификации специфических производственных рисков в отдельных подразделениях транспортной компании. Принципиальные требования к модели определяются на примере локомотивного хозяйства. Предлагается классификация внешних и внутренних рисков, а также подход к экономической оценке рисков, выражающийся в введении понятия ответственности каждого локомотивного предприятия за ущерб (прямой и косвенный) от происшествий на железной дороге. В качестве критерия предлагается не прибыль, а доля затрат компании на обеспечение безопасности движения.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Нерациональное географическое расположение по сети транспортного комплекса страны терминалов, предназначенных для переработки и временного хранения грузов, увеличивает время их следования до пунктов назначения, повышает себестоимость транспортировки и переработки, снижает уровень сохранности конечного продукта. Авторы статьи предлагают принципы оптимального размещения грузовых терминалов с ориентацией только на места технологической переработки грузопотоков согласно генеральной диаграммы и плана их продвижения, конфигурации и структуры. Формулируют меры, ускоряющие реализацию своих идей.
В статье показано одно из основных направлений технической модернизации отрасли, базирующееся на внедрении наиболее передовых технологий и научных достиженийв сфере глобальных навигационных спутниковых систем, без которых сегодня невозможна безопасная эксплуатация внутреннего водного транспорта. Центральное место при этом занимает разработка концептуальных подходов к решению стратегической задачи - обеспечению надежного управления судоходством за счет использования сплошного высокоточного радионавигационного поля дифференциальных подсистем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO на всем протяжении контролируемых водных путей, включая реки, озёра и водохранилища.
Автором рассматриваются вопросы создания регионального логистического хаба и морской инфраструктуры на западе Казахстана, в зоне Каспия, куда войдут, в частности, морпорт Актау, масштабная паромная переправа из порта Курык, железнодорожная линия Боржакты-Ерсай. Реализация инфраструктурных проектов позволит привлечь зарубежные грузопотоки и инвестиции за счет сокращения расстояния и сроков поставки. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению объема налогов и сборов в государственный бюджет, создаст новые производственные мощности и рабочие места в целом ряде секторов экономики, а также условия для полномасштабного участия республики в Шанхайской организации сотрудничества и интеграционных программах Евразийского экономического союза.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Остаточный срок службы детали - один из основных показателей надёжности. Авторами получено аналитическое выражение для оценки такого срока на примере боковой рамы тележки вагона. Используемая при этом методика опирается на эксплуатационную информацию системы централизованного пономерного учёта грузовых вагонов. Получены зависимости и номограммы, касающиеся возможности безопасной эксплуатации боковины тележки, вероятности оценить в условиях депо остаточный срок службы детали с учётом требуемого (управляемого) риска возникновения наиболее опасных отказов в период между глубокими диагностиками вагонов.
Статья посвящена методу геодезического обеспечения текущего содержания железнодорожного пути, связанному с применением реперной системы. Авторы дают толкование понятиям и функциям, причастным к системе, оценивают структуру и содержание, порядок и параметры измерений в пространственной среде исследуемого объекта. Созданная реперная система выступает в какой-то степени альтернативой геодезическим работам традиционного типа.
В контексте проблем безопасности обосновывается возможность создания интеллектуального электротехнического комплекса (ИЭТК), обеспечивающего при защите перевозимого груза управление множеством параметров и функций в режиме непрерывного мониторинга. Многолетние исследования, конструкторские разработки и испытания позволили получить ИЭТК, способный решать задачи самозащиты и самоконтроля при попытках несанкционированного вмешательства в его работу. Показаны весь процесс от зарождения конструкторской идеи до ее воплощения, а также совокупные эффекты, результирующие внедрение инноваций.
Авторами рассмотрены основные причины травмирования граждан в результате наезда подвижного состава, роль человеческого фактора, анализируется статистика нарушений на пешеходных переходах через железнодорожные пути, показан расчет времени срабатывания автоматической сигнализации. При помощи экспертного метода проведена оценка технологических факторов по степени их влияния на опасность возникновения случаев наезда, даны заключения и рекомендации.
По мнению специалистов, недостатком используемых стрелочных электроприводов является отсутствие надежной диагностики рабочего и предотказного состояния устройства в реальном времени, что значительно ухудшает параметры безопасности и увеличивает эксплуатационные затраты на содержание путевой автоматики. В статье предлагается простой способ диагностирования состояния стрелочных переводов, основанный на измерении величины напряженности магнитного поля двигателя постоянного тока с помощью феррозондов.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
В книге рассказывается о более чем ста самых известных вокзалах, построенных в разных странах на протяжении двух столетий. Здесь их история, биографии архитекторов и строителей из России, США, Европы и Азии, создававших вокзальные комплексы, и одновременно тут же интересные факты, многочисленные иллюстрации, ретроспекция развития железных дорог.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
Тенденции глобализации имеют прямое влияние на систему высшего образования. Одна из перспективных форм их реализации через студенческую мобильность - разумная, в рамках государственной политики интернационализация вузовских программ, организация партнерских связей университетов и институтов разных стран на основе соглашений о стратегическом сотрудничестве. На примере МИИТ и Даляньского университета информатики «Neusoft» (Китай) в статье показана интернационализация высшего образования с использованием совместных образовательных программ, практикой двойных дипломов, гибко организованным двуязычным обучением.
На фоне интеллектуализации систем управления, появления спутниковой навигации авторы рассматривают проблемы технологической совместимости электронных средств коммуникаций и технологического контроля подвижного состава применительно к программам обучения студентов и практиков. Показаны особенности электронной карт участка следования поезда, этапы ее создания с помощью сервисного устройства, содержание макета, процесс отражения координат объектов и их привязки к координатам участка. Делается методологическая оценка наблюдаемым управленческим реалиям, условиям воспроизводства «знака действия» в «само действие».
В статье показаны методологические подходы, на которые опирается сетевая форма реализации образовательных программ в рамках пилотного проекта с участием МИИТ, отдельных железных дорог и зарубежных партнеров. На примере полигона Северной железной дороги, Ярославского филиала МИИТ, местных подразделений Северного учебного центра профессиональных квалификаций демонстрируется действующая система целевой подготовки студентов, ориентированная на расширение доступа к современным образовательным технологиям и средствам обучения, применяемым на производстве. Реализуемый проект имеет как практическую, так и научную ценность, раскрывает перспективы тесного взаимодействия работодателей и учебных заведений, ставящих целью получить с помощью вуза компетентного и умелого специалиста.
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
НОВЫЕ КНИГИ О ТРАНСПОРТЕ
ПРЕСС–АРХИВ
Содержание журнала в 2015 году