Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 20, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

НАУКА И ТЕХНИКА

6-12 454
Аннотация

Боковой износ гребня колёсной пары локомотива является одним из основных видов износа, возникающего при эксплуатации подвижного состава. Важной характеристикой обода железнодорожного колеса является его износостойкость, которая напрямую зависит от содержания углерода в стали. Содержание углерода в колёсной стали 2 в количестве 0,55–0,65 связано с тем, что при его меньшей концентрации увеличивается доля зернограничного феррита, что приводит к снижению контактной прочности колёс, а при большей – приводит к склонности к хрупкому разрушению.

Повышенное содержание углерода позволяет осуществить закалку поверхности стали. Для уменьшения износа гребня бандажа и увеличения ресурса колёсных пар локомотивов возможно применение технологий плазменного и лазерного упрочнения.

Целью данной работы является определение преимуществ и недостатков технологий лазерного и плазменного упрочнения рабочих поверхностей бандажей колёсных пар железнодорожного подвижного состава.

В работе проводится сравнительный анализ микроструктуры и микротвёрдости упрочнённых методом плазменной и лазерной закалки бандажей колёсных пар тепловоза 2ТЭ25КМ, выполненных из колёсной стали 2 ГОСТ 398-2010.

Поставленные задачи решались с использованием теоретических и экспериментальных методов исследования.

Подготовка и исследование закалённых образцов выполнено на оборудовании испытательной лаборатории ООО НТО «ИРЭ-Полюс».

Проведено исследование зон упрочнения в различных областях и участках бандажа. Проведены трибологические испытания на износостойкость образцов, закалённых с использованием высокомощного волоконного лазера. Выявлены основные преимущества и недостатки процессов лазерной и плазменной закалки.

Проведённые исследования позволяют сделать вывод о высокой перспективности применения технологии лазерной закалки для упрочнения бандажей колёсных пар как альтернативы процессу плазменного упрочнения.

13-20 313
Аннотация

Современный подход к определению ресурса узлов и деталей подвижного состава позволяет не только оценивать предотказное состояние объекта, но и прогнозировать его ресурс.

Целью исследования является прогнозирование величины пробега колёсных пар современных электропоездов модели «Русич» на основе использования статистических данных и определения остаточного ресурса.

При проведении исследования использованы реальные данные, фиксируемые при обслуживании и ремонте электропоездов.

Предложенный подход позволяет получить наглядное представление о скорости износа оборудования, так как он основан на использовании измеренных параметров объекта.

Проведение анализа указанных величин даёт возможность определить процессы, протекающие в изделии. При использовании больших выборок появляется возможность провести аппроксимацию полученных числовых значений и произвести прогноз технического состояния с бóльшей достоверностью.

Задача прогнозирования остаточного ресурса является достаточно сложной и должна решаться отдельно для каждого вида оборудования. Именно поэтому общепринятой мировой практикой является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта. Но современные автоматизированные цифровые системы технического диагностирования (включая бортовые и встроенные) позволяют частично перейти на техническое обслуживание и ремонт с учётом фактического технического состояния подвижного состава.

21-29 237
Аннотация

Обоснована целесообразность применения на тепловозе гибридной энергетической системы с использованием тяговых аккумуляторов. Актуальность решаемой задачи заключается в возможности увеличения весовой нормы поезда без снижения ресурса основного энергетического оборудования тепловоза, что имеет большое значение для повышения эффективности работы железных дорог.

С целью прогнозирования эффективности внедрения на железных дорогах автономных локомотивов с комбинированным источником энергии методом математического моделирования определены тяговые свойства тепловоза, оборудованного батареей тяговых аккумуляторов. Основой метода является динамическая модель движения поезда, в которой локомотив представлен электромеханической системой с электроприводом постоянного тока, где в качестве первичного источника энергии используется дизельгенераторная установка и литий-ионная аккумуляторная батарея. Показано, что применение на тепловозе гибридного источника энергии с накопителем ёмкостью 1300 амперчас позволяет на 18 % повысить весовую норму поезда при движении по типовому профилю. Особое внимание уделяется требованиям к эксплуатации тяговых электрических машин для исключения их преждевременного отказа. Установлено, что при движении локомотива с гибридной энергетической установкой с составом расчётного веса и при нормальных условиях увеличение тока нагрузки тяговых электродвигателей не приводит к перегреву их обмоток на расчётном подъёме.

Приведённая модель является универсальной и позволяет рассчитать эффективность работы тепловоза с гибридной энергетической установкой при любых условиях движения.

30-38 266
Аннотация

Одной из основных технико-эксплуатационных характеристик локомотивного приёмника системы автоматической локомотивной сигнализации, входящего в состав всех типов основных локомотивных устройств безопасности, является его чувствительность. Данная характеристика позволяет оценить косвенными методами соотношение сигнал/ помеха на входе локомотивного приёмника, а, значит, и оценить помехоустойчивость его работы при номинальных параметрах сигналов автоматической локомотивной сигнализации в рельсовой линии в условиях эксплуатации – силе тока и частоте.

За счёт правильной регулировки чувствительности локомотивного приёмника возможно существенно снизить число сбоев в работе основных локомотивных устройств безопасности. Проверка чувствительности локомотивного приёмника и других параметров устройств безопасности осуществляется на контрольных пунктах, оборудуемых, как правило, в депо при помощи стационарных испытательных шлейфов, имитирующих электромагнитное поле, формируемое сигнальным током, протекающим в рельсовой линии.

На результаты измерения чувствительности оказывают влияние различные факторы, в первую очередь положение приёмных катушек вдоль испытательного шлейфа, выполненного со скрещиваниями, а также расстояние между соседними скрещиваниями. Влияние данных факторов может приводить к невозможности проверки правильности работы локомотивных устройств безопасности при номинальных параметрах сигналов, а также к неверной оценке чувствительности.

Целью данной работы является оценка влияния указанных факторов на результаты измерения чувствительности локомотивного приёмника. В рамках работы, используя общеизвестные методы анализа и синтеза, была разработана модель, базирующаяся на законе Био−Савара−Лапласа и описывающая индуктивную связь «испытательный шлейф− катушка». Получен ряд характерных зависимостей. Результаты сопоставлены с существующими требованиями к положению катушек относительно испытательного шлейфа, выполненного со скрещиваниями.

Для обеспечения наиболее точных результатов измерений чувствительности локомотивного приёмника предложено располагать приёмные катушки локомотивных устройств безопасности на равном удалении от соседних скрещиваний испытательного шлейфа.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

40-49 537
Аннотация

Целью работы является исследование методов прогнозирования развития транспортных систем и определение их пригодности в условиях нестабильности экономики.

Современная методология прогнозирования развития региональных транспортных систем включает в себя экспертные и формальные методы, методы активного и пассивного прогнозирования.

В качестве перспективных направлений можно назвать применение в прогнозировании экспертных систем, сценарного прогнозирования и стратегического планирования.

Сценарное планирование в большей степени приспособлено к нелинейным преобразованиям в экономике, чем традиционное линейное планирование. В традиционном планировании прошлое объясняет настоящее, в сценарном планировании будущее является смыслом настоящего, будущее создаётся.

Многообразие и нестабильность статистических показателей побуждает создавать гибридные системы моделей прогнозирования. Их основу составляют регрессионные, а также интеллектуальные модели, в том числе искусственные нейронные и аналитические сети и др., которые дополняются сценарным прогнозированием.

Выявлены основные факторы, определяющие функционирование транспортной сети Европейской и Приуральской

Арктики, и осуществлён выбор методов прогнозирования её развития. Основными факторами, негативно влияющими на развитие транспортной сети исследуемого региона, являются нехватка грузовой базы портов; недостаточная пропускная способность транспортных подходов к морским портам; политические, социальные, природно-климатические и другие риски.

На примере Северного морского пути показано использование гибридной системы моделей прогнозирования для получения возможных значений объёмов перевозок. На основе анализа регрессионных моделей и исследования возможности достижения целевого показателя объёмов перевозок к 2024 году был сделан вывод о принципиальной применимости данной модели к прогнозированию объёма перевозок по СМП.

50-57 245
Аннотация

В статье анализируется проблема синтеза безопасных систем управления ответственными технологическими процессами на примере систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

Показано, что современные системы управления для сложных распределённых систем, таких как железнодорожная транспортная система, реализуются не с абсолютной безопасностью.

Безопасность таких систем ограничена учётом только собственных отказов, внешних отказов управляющих систем и их составляющих, а также отказов объектов инфраструктуры, непосредственно взаимодействующих с устройствами управления. Другие объекты инфраструктуры никак не учитываются при автоматическом управлении и передаче данных на бортовые средства автоматики.

Целью статьи является изложение теоретических принципов синтеза безопасных систем управления движением поездов с учётом возможностей оборудования объектов инфраструктуры высоконадёжными и безопасными средствами технического диагностирования и мониторинга.

Приведена упрощённая структура комплекса центрального управления движением поездов с учётом результатов диагностирования и мониторинга всех составляющих перевозочного процесса.

Сформулированы условия синтеза полностью безопасных систем управления движением поездов. Отмечаются сопутствующие синтезу безопасной системы управления задачи.

Комплексный учёт параметров объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава позволит выйти на качественно более высокий уровень безопасности движения поездов.

58-68 248
Аннотация

В статье представлена оценка готовности транспортной инфраструктуры г. Санкт-Петербург для электротранспорта. Актуальность темы очевидна, так как сегодня наблюдается активный рост рынка электротранспорта, а его дальнейшее развитие входит в официальную повестку транспортной отрасли. Поясняется, что активное использование электротранспорта в России предполагает соответствующее развитие инфраструктуры, особенно в таких крупных городах, как Санкт-Петербург.

Авторами дана характеристика основных исследований, посвящённых предпосылкам и перспективам развития рынка электротранспорта и транспортной инфраструктуры.

Проведён анализ различных факторов популяризации электротранспорта, сделан вывод об отсутствии в научной литературе сложившейся методики оценки уровня готовности транспортной инфраструктуры для электротранспорта.

Выявлены и проанализированы наиболее значимые факторы, влияющие на масштабирование электротранспорта, определены критерии и показатели оценки готовности инфраструктуры для электротранспорта, определён вес каждого критерия, проведён текущий анализ состояния инфраструктуры.

Достижению цели исследования – проведению оценки готовности транспортной инфраструктуры г. Санкт-Петербурга для электротранспорта, способствовали оригинальный системный подход, анализ, интегральная и экспертная оценки.

Представленная методика расчёта индекса готовности к использованию новых транспортных решений включает оценку четырёх компонентов. На основе анализа научных работ выделены факторы, влияющие на развитие и популяризацию электротранспорта. Выявлено, что наиболее существенным фактором, определяющим темпы масштабирования электротранспорта, является наличие инфраструктуры.

Сделан вывод о наибольшем развитии таких элементов, как работа электрической заправочной станции (ЭЗС) и информационной системы. Расчёт итоговой оценки транспортной инфраструктуры г. Санкт-Петербург приведён в таблице.

На основе проведённого анализа была получена общая оценка готовности транспортной инфраструктуры к масштабированию электротранспорта, а также оценки каждого элемента электротранспорта.

69-74 180
Аннотация

Процесс доставки материально-технических ресурсов на предприятия является важнейшим условием для бесперебойного и производительного функционирования субъектов экономической деятельности. Поэтому важно обращать внимание не только на количество закупок и рациональное использование этих ресурсов, но и на продолжительность доставки на предприятия, время нахождения в пути. Задержка поставок необходимых ресурсов может привести к снижению эффективности процессов производства, что, в дальнейшем непременно повлечёт за собой убытки предприятий.

Эта проблематика является актуальной не только на уровне отдельных бизнес-структур и организаций или в масштабах транспортной системы страны, но и в региональном аспекте.

В данной статье на примере Оренбургской области рассматриваются не только общие вопросы развития регионального транспортно-логистического комплекса, но и особенности железнодорожных перевозок.

В качестве рекомендаций предложена классификация подсистем управления цепями поставок по основным признакам деятельности, что в дальнейшем предполагает проведение детальной диагностики для выявления причин проявления признаков неэффективности железнодорожных перевозок и их оперативного устранения.

75-82 574
Аннотация

В современных, быстро развивающихся городах мира для построения транспортной модели городов требуются данные о пассажиропотоках. Отсутствие таких данных не позволяет своевременно принимать управленческие решения на уровне их распределения, в том числе в рамках общих транспортных потоков.

На данный момент существуют различные методы и системы для подсчёта пассажиропотоков, такие как глазомерный, анкетный и талонный методы и различные автоматизированные системы. Однако известные методы имеют свои недостатки.

По этой причине актуальной является задача поиска альтернативных методов и источников данных для исследования пассажиропотоков. Данная статья опирается на актуализированные результаты исследования, проведённого в рамках подготовки автором магистерской диссертации. В его процессе и в развитие более ранних работ автора, в качестве источника данных были выбраны данные о подключении пассажиров к Wi-Fi роутерам. Так как на данном этапе исследование приводилось на территории Московского транспортного узла, в метрополитене и на Московских центральных диаметрах (МЦД), в вагонах которых установлено огромное количество Wi-Fi роутеров, при подключении к которым можно бесплатно получить доступ в Интернет, это значительно расширило выборку Wi-Fi данных.

Целью данного исследования является изучение возможностей обработки Wi-Fi данных, полученных от Wi-Fi сканеров, в качестве инструмента анализа пассажиропотоков.

По результатам проведённого исследования было определено, что в среднем до 40 % пассажиров, находящихся в вагонах метрополитена и МЦД на исследовавших линиях поездок, используют включённый Wi-Fi модуль в своём мобильном устройстве.

Результаты исследования подтвердили, что Wi-Fi данные могут быть использованы в качестве инструмента для анализа пассажиропотоков, но в то же время выявили необходимость сочетать их с другими источниками данных, а также сильную зависимость результатов обработки Wi-Fi от технических характеристик Wi-Fi сканера и его расположения в транспортном средстве при проведении замеров.

В данном номере публикуется первая часть статьи.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

84-91 162
Аннотация

Окончание статьи, начало которой опубликовано в предыдущем номере.

В статье с привлечением архивных и других ранее не публиковавшихся материалов рассматривается история проектирования и строительства железнодорожных линий Кривандино–Рязановка и Сазоново–Пилёво, относившихся к Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги. Целью написания статьи является выяснение обстоятельств проектирования, строительства и эксплуатации указанных линий, а также выявление причин, приведших к их упадку и закрытию в середине 2000-х годов. Для достижения поставленной цели были проанализированы известные публикации в печати и сети Интернет. Кроме использования данных из указанных источников была выполнена работа по поиску письменных источников по исследуемому вопросу в архивных учреждениях г. Москвы. Некоторые документы публикуются впервые.

Результатом всей проведённой работы стало установление следующих ранее бывших неизвестными или подвергавшихся сомнению фактов: железнодорожная линия Кривандино–Рязановка построена в 1943–1944 годах, участок Сазоново–Рязановка построен позже остальной линии. Назначение линии Кривандино–Рязановка по проекту и в первые годы её существования – перевозка дров для отопления Москвы. Дата приёма линии Сазоново–Пилёво в полном объёме на обслуживание Куровской дистанции пути – 1 января 1978 года. От северной горловины станции Пилёво подъездной путь отходил к стройдвору торфопредприятия «Мещёрское». По данным Куровской дистанции пути, перегрузочная станция широкой колеи торфопредприятия «Мещёрское» называлась Торфяная.

92-98 24069
Аннотация

В трёх предыдущих номерах была воспроизведена содержательная часть доклада, с которым в 1910 году в VIII Отделе Императорского Российского Технического Общества выступил Николай Петрович Верховский, представляя написанную им книгу «Железнодорожная неразбериха», посвящённую комплексному решению широкого круга насущных вопросов организации работы железных дорог. Доклад, по сути, представлял подробное и акцентированное изложение её содержания.

Не меньший интерес представляет последовавшая на заседании дискуссия, которая позволяет представить суть имевшихся более 110 лет назад в профессиональном железнодорожном сообществе взглядов и подходов к таким «вечным» проблемам, как оптимальная карьерная траектория, корпоративная культура, производительность труда, роль премирования в стимулировании эффективности работы руководителей и специалистов, соотношение роли и оплаты труда управляющего и инженерного звена компаний, борьба с нарушениями дисциплины, нагрузка от избыточной отчётности и её парадоксальная роль в освобождении от несправедливых наказаний.

Любопытным является и частный аспект дискуссии председателя собрания и докладчика по поводу отсутствия реакции читателей на публикации в отраслевых журналах.

Представляем основное содержание стенографического отчёта, опубликованного в журнале «Железнодорожное дело». В тексте максимально сохранены оригинальная пунктуация, лексика и сокращения, принятые в то время.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

100-103 209
Аннотация

Актуальные проблемы правового регулирования и организации контрольно-надзорной деятельности: Учебник / Коллектив авторов; под общ. ред. А. И. Землина. − М.: КноРус, 2023. − 592 с. ISBN 978-5-406-10620-4.

Статья представляет собой рецензию на учебник «Актуальные проблемы правового регулирования и организации контрольно-надзорной деятельности» для студентов транспортных вузов, обучающихся по программам магистратуры, подготовленный коллективом кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта под общей редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А. И. Землина. Отмечается актуальность тематик, включённых в содержание учебника, широта их освещения, позволяющая обеспечить полное и всестороннее освоение дидактического материала, глубина научного подхода, продемонстрированного авторами в процессе работы над изданием, практическая значимость и потенциальная востребованность учебника. Особо подчёркивается достаточность материала, представленного в учебнике, для формирования как у студентов транспортных образовательных организаций, так и у уже действующих инспекторов Ространснадзора профессиональных компетенций, необходимых для успешного выполнения ими обязанностей по должностному предназначению в условиях вступившего в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Учебник рекомендован к использованию в качестве основной литературы при обучении магистрантов по направлению «Юриспруденция» и слушателей из числа инспекторского состава Ространснадзора по программам дополнительного профессионального образования «Правовое обеспечение и организация контрольно-надзорной деятельности на транспорте» и «Организационноправовые основы контрольно-надзорной деятельности на транспорте». При работе с учебником использовались Справочные правовые системы «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс», законодательство приводится по состоянию на 1 марта 2022 года.

104-111 168
Аннотация

В этом году Бюллетень ОСЖД – издание Организации сотрудничества железных дорог – отмечает 65-летний юбилей. Будучи практически ровесником самой организации, Бюллетень все эти годы неустанно освещал её деятельность, доносил до читателей информацию обо всех её сторонах, а также о достижениях её членов, рассказывал о важнейших проектах, популяризировал научно-технические идеи. Представляем с согласия наших коллег из редакции «Бюллетеня ОСЖД» основное содержание статьи Председателя Комитета ОСЖД М. Антоновича и главного редактора Бюллетеня ОСЖД С. Кабенкова из вышедшего по этому случаю юбилейного номера.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)