Прогнозирование остаточного ресурса колёсных пар вагонов метрополитена «Русич» моделей 81-740/741
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-3-2
Аннотация
Современный подход к определению ресурса узлов и деталей подвижного состава позволяет не только оценивать предотказное состояние объекта, но и прогнозировать его ресурс.
Целью исследования является прогнозирование величины пробега колёсных пар современных электропоездов модели «Русич» на основе использования статистических данных и определения остаточного ресурса.
При проведении исследования использованы реальные данные, фиксируемые при обслуживании и ремонте электропоездов.
Предложенный подход позволяет получить наглядное представление о скорости износа оборудования, так как он основан на использовании измеренных параметров объекта.
Проведение анализа указанных величин даёт возможность определить процессы, протекающие в изделии. При использовании больших выборок появляется возможность провести аппроксимацию полученных числовых значений и произвести прогноз технического состояния с бóльшей достоверностью.
Задача прогнозирования остаточного ресурса является достаточно сложной и должна решаться отдельно для каждого вида оборудования. Именно поэтому общепринятой мировой практикой является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта. Но современные автоматизированные цифровые системы технического диагностирования (включая бортовые и встроенные) позволяют частично перейти на техническое обслуживание и ремонт с учётом фактического технического состояния подвижного состава.
Об авторах
Д. С. ШутовРоссия
Шутов Денис Сергеевич − аспирант; начальник производственно-технического отдела» электродепо «Замоскворецкое»
Москва
И. И. Лакин
Россия
Лакин Игорь Игоревич − кандидат технических наук, докторант; руководитель направления дирекции по контролю качества эксплуатации подвижного состава
Москва
Список литературы
1. Горский А. В., Воробьёв А. А. Надёжность электроподвижного состава. – М.: Маршрут, 2005. – 303 с. ISBN 5-89035-170-2.
2. Хенли Э. Дж., Кумамото Х. Надёжность технических систем и оценка риска. − М.: Машиностроение. − 1984. − 526 с. [Электронный ресурс]: https://lib-bkm.ru/load/73-1-0-2094. Доступ 18.05.2022.
3. Сахаров Р. А. Техническое диагностирование профиля поверхности катания железнодорожных колёс в процессе эксплуатации / Автореф. дис... канд. техн. наук. – СПб.: ПГУПС, 2020. – 18 с. [Электронный ресурс]: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010254006/. Доступ 18.05.2022.
4. Просветов Г. И. Теория вероятностей и математическая статистика: задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 268 с. ISBN 978-5-94280-418-3.
5. Воробьёв А. А., Шутов Д. С., Николашин М. В. Расчёт и анализ показателей долговечности колёсных пар электропоездов Московского метрополитена // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. − 2021. – № 4 (52). – С. 26–34. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47395899. Доступ 18.05.2022.
6. Демьянов В. В., Имарова О. Б. Тенденции развития технологий GNSS и направлений их применения на транспорте // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. − 2018. − Т. 58. − № 2. − С. 82–90. DOI: 10.26731/1813-9108.2018.2(58).82-90.
7. Железняк В. Н., Мартыненко Л. В., Ступина А. А. Оценка параметров форм износа гребней на инновационных вагонах при эксплуатации на Восточном полигоне // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – № 2 (8). [Электронный ресурс]: http://mnv.irgups.ru/toma/28-20. Доступ 18.05.2022.
8. Воробьёв А. А., Горский А. В., Козырев А. А. Информационные ресурсы для методики оценки показателей надёжности тягового подвижного состава // Научно-техническая информация. Серия 2: информационные процессы и системы. − 2019. − № 3. – С. 32−36. [Электронный ресурс]: http://lamb. viniti.ru/sid2/sid2free?sid2=J17549180 (полный текст номера). Доступ 18.05.2022.
9. Смит Д. Дж. Безотказность, ремонтопригодность и риск / Пер. с англ. – М.: Группа ИДТ, 2007. – 432 с. ISBN 978-5-94833-047-1.
10. Бурченков В. В. Принятие решений по результатам автоматического диагностирования деталей и узлов подвижного состава // Мир транспорта. – 2019. – № 4 (17). – С. 232−243. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-232-243.
11. Шутов Д. С., Воробьёв А. А. Анализ надёжности колёсных пар электропоездов в серии 81-740/741 «Русич» // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. − 2021. – № 1. – С. 14−20. [Электронный ресурс]: https://panor.ru/articles/analiz-nadezhnosti-kolesnykh-par-elektropoezdov-vserii-81-740741-rusich/55103.html [ограниченный доступ].
12. Хевиленд Р. Инженерная надёжность и расчёт на долговечность / Пер. с англ. Б. А. Чумаченко. − М.-Л.: Энергия, 1966. − 232 с.
13. Эммус A. A. Выбор экономически обоснованной стратегии замены подвижного состава в автотранспортном предприятии // Дис... канд. экон. наук. − СПб.: Инженерно-экономическая академия, 1996. – 106 с. [Электронный ресурс]: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000014661/.
14. Лисицын А. И., Сидорова Е. А. Влияние неровностей пути в плане на интенсивность износа рельсов // Инновационный транспорт: научно-публицистическое издание. − Екатеринбург: УрГУПС, 2022. – № 1 (43). – С. 31–37. [Электронный ресурс]: https://www.usurt.ru/uploads/main/0b8/624a79c78690b/Innotrans_01(43)_2022_web.pdf. Доступ 18.05.2022.
Рецензия
Для цитирования:
Шутов Д.С., Лакин И.И. Прогнозирование остаточного ресурса колёсных пар вагонов метрополитена «Русич» моделей 81-740/741. Мир транспорта. 2022;20(3):13-20. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-3-2
For citation:
Shutov D.S., Lakin I.I. Forecasting the Residual Life of Wheelsets of 81-740/741 «Rusich» Cars of the Metro Electric Trains. World of Transport and Transportation. 2022;20(3):13-20. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-3-2