Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 20, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

НАУКА И ТЕХНИКА

6-12 295
Аннотация

Оптимизации архитектурно- строительных проектов систем электроснабжения можно достичь с помощью BIM-технологий, которые позволяют создать единую информационную модель взаимосвязанных процессов. Они позволяют автоматически предотвратить многие ошибки проектирования, а анализ проектных решений становится при помощи BIM проще и нагляднее, значительно повышая качество проектной и рабочей документации. BIM-технология – это современный подход к циклу «проектирование-строительство-эксплуатация». BIM можно охарактеризовать как организованную информацию об объекте, используемую как на стадии проектирования и строительства, так и в период его эксплуатации и демонтажа. Важной составляющей данной технологии является единое информационное пространство – база данных, содержащая всю информацию о технических, эксплуатационных, энергетических и прочих характеристиках объекта. Благодаря точной и детальной проработке модели, эта технология даёт возможность проводить различные расчёты и анализы. В процессе проектирования создается компьютерная модель нового объекта, несущая в себе все сведения о нём. При BIM-проектировании проектировщик любого уровня имеет возможность и прямую необходимость мыслить об объекте, как о целостной модели, в режиме реального времени и в гармоничном единстве с её экономической составляющей. Грамотное применение программных продуктов для разработки BIM-моделей, а также среды визуального программирования и последующего оформления рабочей документации значительно сокращает время проектирования и существенно снижает количество ошибок. Тем самым затраты и время на исправление ошибок минимизируются. Указанные свойства BIM-технологий позволяют в полной мере использовать их преимущества при внедрении цифрового моделирования строительства в области энергетического хозяйства железных дорог. При этом процессе появляется возможность прямой взаимосвязи между разработкой проектных технических решений и расчётной электротехнической частью имитационного моделирования. Целью исследования был анализ практической применимости и специфики внедрения данных технологий при проектировании контактной сети. На основе обобщения имеющегося опыта показаны ключевые моменты реализации необходимой для этого информационной среды, особенности создания цифровых «двойников» объектов инфраструктуры электроснабжения и работы с ними.

13-22 185
Аннотация

Актуальность исследования обуславливается необходимостью разработки и последовательного внедрения эффективных методик контроля текущего технического состояния силовых трансформаторных подстанций в системе железных дорог Республики Казахстан. Основу методологического подхода в данной научно-исследовательской работе составляет сочетание методов системного анализа существующих на сегодняшний день подходов к осуществлению контроля текущего технического состояния силовых трансформаторов с использованием методов акустического диагностирования с аналитическим исследованием принципиальных возможностей осуществления данных операций в системе железных дорог Республики Казахстан.

В ходе проведения экспериментальной части исследования высокую эффективность в вопросах обнаружения частичных разрядов на поверхности изоляционного слоя оборудования силовых трансформаторных подстанций показали акустические датчики частичных разрядов. Данное оборудование при использовании метода акустического контроля продемонстрировало высокие эксплуатационные характеристики.

Хорошие результаты показал и акустический метод контроля в целом, так как оперативность контроля и возможность снятия показаний при условии сохранения непрерывной подачи силового напряжения позволяют сократить время проведения эксперимента с получением высокоточных результатов, определять причины возникновения нарушений на поверхности изоляционного слоя силовых трансформаторов, а также дают возможность максимально точной локализации участков возникновения подобных повреждений.

Высказан ряд предложений по роли, которую акустический метод контроля может играть в общей системе организации проверки технического состояния, эксплуатации и ремонта силового электрооборудования.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии разнообразных вариантов применения методов акустического диагностирования, а также подтверждают необходимость их последующего усовершенствования для достижения высокого качества контроля технического состояния и функционирования силовых трансформаторных подстанций железных дорог.

23-29 175
Аннотация

В работе раскрываются аспекты применения разработанного автором аппаратно-программного комплекса экспресс-диагностики двигателей внутреннего сгорания.

Целью исследований является разработка алгоритмов, аппаратной и программной основ для системной диагностики тепловозных дизелей как комплексной методологии, направленной на локализацию неисправностей оптимальным путём.

К методам исследований относятся математическое моделирование для формирования алгоритма работы экспертной системы; методы наблюдения и эксперимента, использующиеся при конструкторской работе и совершенствовании разрабатываемого аппаратно-программного комплекса.

Использование методов оперативной диагностики является главным фактором для перехода к более эффективной системе технического сервиса по состоянию, позволяющей за счёт диагностирования при низших видах ТО предотвращать внезапные отказы, а также избегать демонтажа узлов с достаточным для дальнейшей эксплуатации ресурсом. Оперативные методы диагностики делятся на органолептические и индикаторные и относятся к первым двум уровням системной диагностики как практической методологии и научной дисциплины.

Органолептические данные основываются на органах восприятия человека и могут быть формализованы при помощи разработанной автором экспертной системы Exsys на основе открытых баз данных корреляции неисправностей с их признаками, позволяющей в диалоговом режиме локализовать неисправность по совокупности наблюдаемых внешних признаков, таких, как дымный выхлоп определённого цвета, нестабильная работа на холостом ходу и т.д.

Вторая разработка, комплекс «ИМДЦ-2», относится к индикаторным методам, представляя подкласс динамической диагностики. Комплекс состоит из аналого-цифрового преобразователя с устанавливаемым на двигатель датчиком частоты вращения вала и компьютерной программы, интерпретирующей получаемые данные. ИМДЦ-2 позволяет определять мощность двигателя, строить кривые разгона/ выбега и получать ряд других характеристик, важных для диагностики, например, зависимость углового ускорения свободного разгона двигателя от частоты вращения его вала. Обе разработки могут быть в полной мере применены к тепловозным дизелям после незначительной доработки, что повысит точность выявления неисправностей и уменьшит время их локализации.

30-35 283
Аннотация

До сих пор в радиоприёмнике для подавления зеркального канала используется частотный преселектор, состоящий из колебательных контуров входного устройства и усилителя радиочастоты. Но он недостаточно сильно подавляет зеркальный канал. Поэтому в системах железнодорожной радиосвязи часто используют два преобразования частот. Например, для станционной радиосвязи на частотах f = 151–156 МГц используют fпр1 = 24 МГц и fпр2 = 1,596 МГц, что значительно усложняет приёмник.

В данной статье предлагается использовать фазовый преселектор, который является вторым параллельным квадратурным преобразователем частоты, сигнал которого, пройдя дополнительные элементы, суммируется с сигналом первого преобразователя частоты с высоким подавлением зеркального канала. При таком способе организации связи полосовой фазовращатель будет проблемным блоком в фазовом преселекторе, поскольку он должен иметь малую погрешность Δφ.

Представлен полосовой фазовращатель, выполненный на RC-цепочках с минимальной погрешностью фазового сдвига Δφ = 0,1˚ в полосе частот 25 кГц. В случае увеличения полосы частот погрешность фазового сдвига остаётся минимальной, однако необходимо использовать усилителиограничители для выравнивания амплитуд сигналов на его выходе.

Использование фазового преселектора вместо частотного поможет снизить промежуточную частоту, что приведёт к высокой избирательности как по соседнему, так и по зеркальному каналам с однополосной модуляцией, а также упростит и удешевит приёмник сигналов.

36-49 344
Аннотация

В настоящее время население всё больше концентрируется в крупных городах и мегаполисах, активно застраиваются городские окраины. По расчётам социологов в городах к 2025 году будет жить более 80 % населения. Для мегаполисов характерна социальная напряжённость, связанная с транспортной и экологической обстановкой, усугубляющаяся в связи с ростом численности населения, увеличением его плотности и возрастанием количества автомобилей на душу населения.

Система «город − транспорт» имеет обратную связь: когда город исчерпает возможности созданной транспортной системы по быстрому и удобному передвижению пассажиров, потребуется изменение характеристик средств городского транспорта вплоть до создания принципиально новых на современных источниках энергии.

Транспорт − отрасль обслуживающая и должен удовлетворять требования тех, кто им пользуется. Для городских пассажирских перевозок главным является качество обслуживания. Во все времена людям было свойственно желание перемещаться, используя для этого разнообразных животных в зависимости от региона проживания. У людей обеспеченных имелись специальные возки, кареты и животные в собственности. Простой люд был пешим, но с ростом населённых пунктов и городов стал испытывать большие трудности для перемещения на значительные расстояния. Идея создания общественного транспорта, то есть доступного для пользования любого жителя за умеренную плату была сформулирована известным физиком Б. Паскалем в 1661 году. Серьёзного развития эта идея достигла позже в связи с интенсивным ростом городов и благодаря разработкам учёных в области точных наук.

В качестве метода исследования в этой обзорной статье использован анализ истории появления и развития каждого из видов транспорта в мировой и отечественной практике, что дало возможность проследить эволюцию городского транспорта вплоть до сегодняшних дней. Цель данной статьи – представить дальнейшую эволюцию транспортного обслуживания города, требующую инновационного подхода к созданию новых видов транспорта. Исследования отражались в соответствующих статьях, а также в разделах «Городской транспорт» ряда учебников.

В статье рассматривается инновационный подход к модернизации имеющихся городских транспортных средств и созданию новых, обеспечивающих экологическую чистоту, безаварийность, уменьшение занятости территории города, создание комфортных условий перевозки пассажиров и др. Для этого предусмотрено широкое использование цифровых технологий, а также нетрадиционных транспортных систем.

Рассмотрено и проанализировано перспективное внедрение принципиально новых транспортных средств на примерах опыта городов и мегаполисов в России и за рубежом.

50-58 232
Аннотация

Повышение пропускной и провозной способности грузонапряжённых участков и направлений железных дорог достигают путём введения в обращение грузовых поездов повышенного веса и длины, что в свою очередь приводит к изменению продольной динамики движения и возникновению дополнительных нагрузок на подвижной состав и железнодорожный путь.

В этой связи применительно к российским условиям для обеспечения перевозок в необходимом объёме с заданным уровнем безопасности необходимо пересмотреть действующие нормативы, рассчитанные на максимальные продольные усилия сжатия 50 тс, которые в настоящее время в тяжеловесных поездах превышены более чем в два раза.

На основе анализа существующих нормативных документов, отечественного и зарубежного опыта обоснована необходимость и предложены способы улучшения продольной динамики поездов. Проведено моделирование накатывания платформы с типовыми поглощающими аппаратами типа Ш-1-ТМ на сцеп полувагонов, также оснащённых типовыми поглощающими аппаратами типа Ш-1-ТМ, с определением аварийных режимов. Обоснована целесообразность повышения энергоёмкости поглощающих аппаратов за счёт новых конструктивных решений, а также снижения продольных усилий за счёт внедрения плавающих хребтовых балок.

ЭКОНОМИКА

60-65 274
Аннотация

Транспортная политика государства является неотъемлемой частью его экономической и пространственной политики. Актуальность уточнения содержания термина «транспортная политика» обуславливается вниманием государства к проблематике стратегического планирования в области транспорта. В России очевидным свидетельством этого стало утверждение в 2021 году Правительством Российской Федерации обновлённой Транспортной стратегии страны до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

В статье проведён обзор определений транспортной политики в научной литературе, рассмотрены её экономические, экологические, технические, геополитические и другие аспекты. При этом основной акцент в рамках исследования был сделан на экономические факторы транспортной политики: рассмотрены материалы экономических теорий (пространственное развитие и размещение производительных сил), теорий принятий решений и методов оценки эффективности инвестиций в транспортную инфраструктуру. Уточнены определения и круг их применения. Также установлены составляющие транспортной политики и определён круг инструментов её реализации, в том числе финансовых, регуляторных и других.

На основании полученных данных составлена конструкция взаимосвязей между транспортной политикой и экономическим ростом, выделены социальные и иные составляющие экономических аспектов.

67-72 253
Аннотация

Процессное управление повышает уровень технологического развития транспортного комплекса, служит основой цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, снижает издержки, повышает надёжность, безопасность инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичность транспорта.

Цифровые технологии предоставляют возможность реструктурировать производственные системы всех отраслей экономики, чтобы улучшить взаимодействие с клиентами, сотрудниками и партнёрами по экосистеме, а также снизить затраты.

Для построения новой операционной модели необходимо выявить потери в действующих процессах и воспользоваться возможностями цифровой трансформации.

В статье рассмотрены основные методические разрывы трансформации процессной архитектуры компаний с учётом особенностей крупных структур холдингового типа.

Цель исследования – определить направления трансформации процессной архитектуры транспортных компаний.

В статье предлагается оценивать уровень цифровой зрелости процессов на основе отклонения двух её показателей – уровня автоматизации и уровня цифрового доверия – от целевых значений.

Необходимость в систематизации методических аспектов перехода к процессному типу управления в транспортных компаниях посредством реинжиниринга бизнес-процессов определяют актуальность адаптации прикладного инструментария и методики его применения.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

74-79 484
Аннотация

В статье, обобщающей исследования авторов, результаты которых как опубликованы, так и подготовлены для печати, рассматривается текущая ситуация с развитием представлений об искусственном интеллекте, анализируются возможности применения существующего на данном этапе искусственного интеллекта в проектировании объектов транспортной инфраструктуры и инженерном образовании.

Дано описание общей методологии и алгоритма применения искусственного интеллекта при проектировании объектов транспортной инфраструктуры с учётом синтеза конструкции с заданными параметрами поведения.

Показана взаимосвязь решаемых пользователями инженерных задач и внедрения компетенций в области искусственного интеллекта в образовательный процесс при подготовке специалистов транспортного комплекса, приведены примеры выполнения студентами практически ориентированных заданий.

Продемонстрированы возможности междисциплинарного подхода в обучении, который позволяет наглядно показать обучаемым необходимость комплексного рассмотрения задач проектирования.

Экспериментальное обучение показало реальность и результативность применения искусственного интеллекта студентами при решении обучающих и практических задач.

81-95 289
Аннотация

Необходимым условием интенсивного социально-экономического развития любого региона является наличие развитой транспортно-логистической системы, обеспечивающей круглогодичные грузопассажирские перевозки.

В природно-климатических условиях криолитозоны, неотъемлемой частью которой является территория Арктической зоны Российской Федерации, единственным на сегодняшний день видом континуального транспорта, способного обеспечить круглогодичные перевозки, является автомобильный. Это связано с его компактностью, мобильностью, простотой в управлении и обслуживании, а также относительно низкой ценой как на единичное транспортное средство, так и на транспортные услуги, что предопределяет его использование на региональных и внутригородских перевозках в пределах криолитозоны.

Единственным условием эффективного использования автомобильного транспорта является обеспеченность территорий автомобильными дорогами общего пользования круглогодичного действия, соответствующими по своей конструкции прогнозируемой нагрузке от транспортных средств и интенсивности транспортного потока.

Правительством Российской Федерации принято решение о строительстве у г. Якутска автомобильного мостового перехода через р. Лена, который планируется принять в эксплуатацию в 2024 году. Соответственно, актуальной становится проблема оценки состояния улично-дорожной сети города с точки зрения возможностей пропуска перспективных транспортных потоков и организации дорожного движения с учётом конструктивных особенностей городских дорог.

Расчёты базовых параметров перспективных грузопассажирских потоков осуществлялись на основе новой авторской методики. На базе укрупнённой модели произведена прогнозная оценка роста относительной интенсивности транспортных потоков и нагрузок на автомобильные дороги г. Якутска после ввода в строй мостового перехода через р. Лена. Рассмотрены разнообразные транспортно-логистические схемы организации дорожного движения. Произведена оценка состояния и конструктивных особенностей дорог на выбранных маршрутах и рассчитана их пропускная способность и предельные нагрузки от транспортных потоков, которые выдержит их конструкция.

Установлено, что дорожная инфраструктура долины Туймаада не в состоянии обеспечить пропуск перспективных грузопотоков, которые будут поступать на левый берег р. Лена по мостовому переходу.

Доказано, что единственно возможным решением подавляющей части возникающих проблем грузовых перевозок является строительство федеральной окружной автомобильной дороги, проходящей, в основном, вне пределов долины р. Лена.

96-104 219
Аннотация

Долгосрочные нормативно-технологические документы, касающиеся поездообразования, часто настолько далеки от изменяющейся, реально складывающейся эксплуатационной обстановки, что формируется составов больше, чем своевременно можно обеспечить локомотивами и отправить со станции, участки перенасыщены поездами, станции работают с избытком вагонного парка и т.д. Такие непредсказуемые ситуации вызывают непроизводительные задержки поездов, увеличивают срок доставки грузов, снижают использование пропускных, провозных и перерабатывающих способностей железных дорог. В то же время сокращение сроков действия нормативно-технологических документов позволяет значительно повысить эффективность оперативного управления перевозочным процессом. Цель статьи показать, как оперативное управление поездообразованием вместо пассивного неуправляемого процесса накопления составов на сортировочных станциях расширяет возможности плана формирования поездов, ликвидирует неопределенность и создает оптимальные условия поездной, сортировочной и грузовой работы.

Выносимые на основе обобщения целого ряда результатов более ранних авторских исследований и публикаций и вновь сформулированных предложений на обсуждение изменения в управлении поездообразованием позволят принципиально по-новому оперативно руководить перевозочным процессом: формировать такое число составов, которое своевременно будет обеспечено локомотивами и «нитками» графика движения поездов; со станций формирования отправлять такое число поездов, которое не приведёт к перенасыщению участков поездами; обеспечить поступление на сортировочные станции такого числа поездов, которое позволит работать в оптимальном режиме; обеспечить на станциях смены локомотивов парность прибытия чётных и нечётных поездов; при затруднениях работы грузовых станций – своевременно помогать подборкой вагонов и т.д. [1].

Окончание публикации в следующем номере журнала

КОЛЕСО ИСТОРИИ

106-112 182
Аннотация

Во второй части статьи (первая была опубликована в прошлом номере журнала) анализируется история появления рельсового пути, а также эволюция подрельсового основания железных дорог, включая обзор использовавшихся для этого материалов.

Отдельный раздел посвящён становлению железных дорог в России.

Делаются краткие выводы в отношении важности историко-экономического аспекта развития сухопутной транспортной инфраструктуры.

Значимость рассмотрения данного вопроса высока при ведении комплексных исследований в целях экономической оценки и прогнозирования стратегического развития транспортной инфраструктуры на современном этапе.

113-119 304
Аннотация

В 2022 году исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося российского учёного Ивана Алексеевича Каблукова. Основная область научных интересов и открытий академика Каблукова относится к электрохимии неводных растворов. И. А. Каблуков известен также как педагог и популяризатор науки, создатель школы физикохимиков в России, как автор ряда работ по истории химии.

В 1896 году в Московском Императорском инженерном училище ведомства путей сообщения (ныне Российский университет транспорта) Каблуковым была основана кафедра «Химия», которой он долгое время руководил. Всего научное наследие Каблукова включает более трёхсот трудов.

Член-корреспондент АН СССР (1928), почётный член АН СССР (1932), почётный член общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1921), член Русского физико-химического общества, общества акклиматизации животных и растений (с 1898), Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева (в 1934 году избран вице-президентом Московского отделения ВХО) и многих других научных обществ. Заслуженный профессор Московского университета (с 1910). И. А. Каблукову принадлежат фундаментальные работы по теории растворов, термохимии, переработке минерального сырья на удобрения. Он был выдающимся педагогом.

120-130 146
Аннотация

В 1910 году опытный руководитель железных дорог, начальник служб движения Николай Петрович Верховский представлял в VIII Отделе Императорского Российского Технического Общества написанную им книгу «Железнодорожная неразбериха», посвящённую комплексному решению широкого круга насущных вопросов организации работы железных дорог. Представленный им доклад, по сути, представлял подробное и акцентированное изложение её содержания. В первой части, опубликованной в предыдущем номере «Мира транспорта» (Т. 19, № 6), основное внимание уделялось мнению автора об образовательной и профессиональной траектории инженеров и руководителей дорог.

В публикуемой в этом номере второй части акцент сделан на социальной работе (обеспечение жильём), трудоустройстве на железных дорогах женщин, в первую очередь, жён бывших железнодорожников.

Отдельные разделы доклада посвящены политике железных дорог в сфере нормирования и оплаты труда, продолжительности рабочего времени отдельных категорий работников, а также социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Некоторые мысли по-прежнему актуальны, если не с точки зрения практической реализации, то в плане важности рассматриваемых составляющих социальной политики.

В тексте максимально сохранены пунктуация и лексика автора.

Окончание публикации в следующих номерах журнала.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

132-134 211
Аннотация

Всегда в движении. − М.: Пан пресс, 2021. − 554 с. ISBN 978-5-9680-0301-0.

Фундаментальный труд посвящён 125-летию со дня образования Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)). В книге представлен интереснейший материал, опубликованы уникальные фотографии, архивные документы и исторические очерки об основных вехах в истории университета, его главных достижениях и выдающихся выпускниках.

Юбилейное издание, посвящённое 125-летию Российского университета транспорта, рассказывает о становлении и развитии ведущего транспортного вуза страны. Открытое в 1896 году Московское Императорское инженерное училище ведомства путей сообщения (ИМИУ) стало кузницей кадров, которые прославили себя величайшими транспортными объектами. Это Великий Сибирский путь (Транссиб) и дорога из Сибири в Среднюю Азию (Турксиб), мост через Енисей, получивший Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и Байкало-Амурская магистраль.

Книга включает описание истории вуза, биографические данные о выдающихся учёных, прославивших открытиями не только свою альма-матер, но и всю страну, а также информацию о самых последних, новейших успехах и достижениях университета и его выпускников.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)