Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 15, № 5 (2017)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-13 201
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Возможности модельных реконструкций железнодорожных станций различного уровня сложности с воспроизведением технологии их работы на основе алгоритмов корректной физики процессов. Реалистичность построения моделей подчёркивается 3D-интерпретацией результатов вычислительных процедур, с помощью чего формируется визуальный образ, создаётся эрзац-структура станции, копируются значимые свойства прототипируемых объектов. При этом сопутствующие моделированию пространственно- временные изменения коррелируют с набором нелинейных явлений и множеством факторов системного и несистемного характера.
14-27 188
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В статье представлено расчётно- теоретическое моделирование процессов маневрирования судов, оснащённых вихревыми движителями, обоснованы гидродинамические принципы манёвра при изменении режимов генераторов вихрей и кинетической энергии, показаны способы раскрутки воды в зоне замкнутого течения («присоединённой массы») при переходе судна из состояния покоя в режим устоявшегося движения. Предложены принципиальная схема дополнительного устройства к вихревым движителям и алгоритмы компьютерного моделирования его использования для различных вариантов маневрирования. Описаны преимущества судов с генераторами вихревых пар, в том числе тороидальных вихрей (термиков), эффективность движителей которых увеличивается с ростом их габаритов.
28-43 198
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). Рассматривается вопрос об обоснованности выбора параметров исполнительного элемента теплогенерирующих перекачивающих устройств с лопастными конструкциями. Эти устройства характеризуются низким гидравлическим сопротивлением рабочего канала, отсутствием традиционных опор и герметизирующих деталей, широким диапазоном конструктивных модификаций повышенной эффективности. Их особенностью является то, что несущим элементом выступает не традиционный вал, а наружная поверхность исполнительного механизма. В статье показано, какими именно параметрами используемых элементов обеспечиваются моделирование и управление процессами теплопередачи.

НАУКА И ТЕХНИКА

46-53 289
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В процессе исследования определено, что основной причиной волнообразного износа следует признать колебание угловой скорости колёсной пары вагона при её торможении. При этом за один период происходит попеременно два события - упругое взаимодействие колеса и рельса и проскальзывание их относительно друг друга, из-за чего возникает трение и образуется впадина. Длина волны волнообразного износа увеличивается с увеличением скорости движения поезда, величины тормозного момента. Для снижения интенсивности износа рекомендуется увеличивать жёсткость рельсового пути, уменьшать тормозной момент и подбирать оптимальные параметры подвески.
54-67 285
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются проблемы долговечности и стабильности в профиле мостового полотна и подходах к мосту, а также безопасности на этих участках при скоростях движения до 400 км/ч. Теория оптимального управления динамическими процессами в системе «мост-путь-экипаж» позволяет синтезировать конструкции, предполагающие сравнительно равномерное воздействие на подрельсовое основание в зоне моста, при этом среднее значение нагрузки на балласт максимально приближено к заданному. Оптимальные конструкции обеспечивают достаточное усилие в контакте колеса и рельса, что приводит к существенному повышению безопасности движения.
68-74 201
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Использование контейнеров даёт возможность сократить затраты на транспортировку грузов, погрузо- разгрузочные работы, повысить эффективность использования техники и оборудования. Это приводит к непрерывному росту контейнерных перевозок, однако темпы их роста сдерживаются недостаточным количеством терминальных комплексов, без которых нельзя осуществить перегрузку контейнеров на автомобильный транспорт, доставляющий их конечному потребителю. Для решения этой проблемы авторами была предложена технология доставки контейнеров без использования терминальных комплексов (см.: Мир транспорта, 2016, № 4). В публикуемой статье даётся оценка качества транспортного обслуживания при прежней привычной технологии и предлагаемой с использованием саморазгружающегося контейнера.
76-84 223
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье оцениваются способы реализации энергии рекуперативного торможения на линиях метрополитена, проводится анализ избыточной энергии при межпоездном обмене, приводятся результаты имитационного моделирования. В качестве приоритетного рассматривается вопрос о соотношении форм избыточной энергии, а также наличии условий, при которых межпоездной обмен или накопители энергии могут получить преимущества друг перед другом.
86-96 314
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Окончание.Начало в «МТ», 2017, № 4, с. 58-69. Подавляющее большинство новых автомобилей комплектуется электромеханическими усилителями (ЭМУ) рулевого управления ввиду их явных преимуществ. Вместе с тем ещё не до конца изучен вопрос о технической эксплуатации узла, сочетание в котором электронных и механических систем не позволяет в полной мере использовать существующие методы и средства контроля работоспособности автомашины, её фактического технического состояния. В связи с этим особо актуальны разработка нормативов управления техническим состоянием на основе диагностической информации, систематизация научных достижений в этой области, проблемы повышения надёжности рулевого ЭМУ в эксплуатации. Результаты проводимого исследования легли в основу этой обзорной статьи и могут стать подспорьем в создании методики управления безотказностью узла.

ЭКОНОМИКА

98-105 264
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены различные аспекты влияния транспорта на экономический рост и повышение общественного благосостояния. Показана взаимосвязь между развитием транспорта, экономической и демографической ситуацией в исторической ретроспективе. С помощью разработанной графической модели доказано позитивное значение транспорта для экономического развития стран и народов, роста благосостояния населения благодаря расширению потребительского выбора. Отмечено, что не только грузовой, но и пассажирский транспорт играют в этом свою несомненную роль.
106-117 193
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Существующая ситуация в системе сметного ценообразования определяет необходимость поиска методов оценки точности нормативов и их соответствия фактическим затратам. В статье рассмотрены вопросы функционального анализа коррекций в структуре сметной стоимости строительной продукции, происходящих вследствие изменения требований системы сметного нормирования. Предложены методические подходы к определению функционального состояния затрат по видам строительства с использованием частных факторозависимых соотношений.
118-129 222
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются подходы к обоснованию транспортных проектов в странах с развитой экономикой, приведены модели оценки, используемые при анализе инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Актуализированы преимущества внутреннего водного транспорта (малые издержки при перевозке навалочных грузов, низкие расходы на содержание и ремонт инфраструктуры, экологичность, безопасность) при обосновании целесообразности передачи ему части грузопотоков навалочных грузов с наземных видов транспорта. Приведены результаты расчётов мультипликативного эффекта на примере проекта развития водного транспорта в речных бассейнах европейской части России.
130-136 232
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Для привлечения частных инвестиций в инновационное развитие транспортной системы, полагают исследователи, необходимо совершенствование методологических основ оценки инвестиционной привлекательности капитальных проектов. В статье рассмотрены принципы, которыми, по мнению авторов, следует руководствоваться при решении связанных с этим задач и в первую очередь тех из них, которые относятся к инфраструктурной сфере, транспарентности и формализации экономических результатов, окупаемости финансовых вложений со стороны государства и бизнеса.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

138-145 231
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Исследуются оптимизационные подходы к моделированию транспортной системы региона на основе принципов динамического программирования при соотнесении объёмов грузопотоков провозным возможностям транспортной системы с определением рационального маршрута движения принятых к транспортировке грузов. Предлагается методологический инструментарий модернизации региональной транспортной системы.
146-157 263
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Оцениваются принципиальные аспекты существующих подходов к управлению организацией, доминанты её устойчивого развития, позволяющие сформировать у специалиста новые дополнительные компетенции, составить теоретическую и практическую базу для подготовки инженера-менеджера. Общность сопутствующих этому задач, решений и синергетика их реализации декларируются в системе приоритетов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и современных инновационно-коммуникационных технологий на примере крупных, структурно неоднородных, логистически сложных инфраструктурных систем транспортной индустрии. Авторы ставят цель показать, почему данные положения приобретают особую значимость именно для инфраструктурных транспортно- логистических построений, где цена риска, ошибки, недостаточной защиты информации слишком велика.
158-173 327
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рассмотрена задача, основанная на долгосрочном планировании развития контейнерно- транспортной системы (КТС) как части транспортного комплекса и связанная с рациональным размещением терминальной инфраструктуры относительно районов промышленного производства и потребления контейнеропригодной продукции. Разработан методологический подход к кластеризации объектов терминально-логистической инфраструктуры для создания условий массового применения контейнерных поездов на сети железных дорог. Проведено разбиение предприятий в виде кластеров с геометрическими центрами, где располагаются станции и контейнерные пункты.

БЕЗОПАСНОСТЬ

176-182 289
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В обзорной по своему характеру статье анализируются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на проблемы безопасности движения на автомобильных дорогах, причины аварийности и способы её предотвращения. Делаются попытки проследить основные тенденции научного поиска в этой сфере, в том числе те из них, которые касаются диагностических критериев и показателей для оценки безопасности пассажирского автотранспорта, а также человеческого фактора во всех его современных проявлениях.
184-197 236
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Анализ улично-дорожной сети в городе Волжском, напряжённой ситуации с обеспечением безопасности с посадкой и высадкой пассажиров общественного транспорта. Определено несоответствие длин остановочных пунктов входящему потоку автобусов. Предложены мероприятия по улучшению качества перевозки пассажиров с учётом интервалов безопасности на остановках автобусов и оптимизации маршрутов городского общественного транспорта, частных автобусов и маршрутных такси.
198-204 244
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В данном случае железнодорожный транспортный комплекс представлен как элемент в структуре концепции перехода экономики страны к устойчивому развитию. При этом поднят вопрос о формировании объективных критериев экологической безопасности грузовых и пассажирских перевозок. Сформированы экологические аспекты эксплуатации железнодорожного транспорта и предложены критериальные основы безопасности причастных к дорогам инфраструктуры и подвижного состава, сопутствующей перевозкам среды.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

208-216 236
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье представлено описание методических проблем, возникших в ходе применения пакета специального программного обеспечения, предназначенного для подготовки авиационного персонала по программе «CRM - управление ресурсами двухчленного экипажа». Предложены пути решения основных проблем оценки эффективности взаимодействия в экипаже летательного аппарата, а также намечены пути реализации предложенных решений. Статья продолжает ранее начатую тему (см. «МТ»: 2014, № 5; 2016, № 1; 2017, № 3).
218-225 233
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии). В условиях современной глобализации транснациональные корпорации (ТНК) используют в своей практике социальный демпинг, который выражается в экспорте слаборазвитым странам низкокачественных экономических ресурсов, политических идей или социокультурных ценностей для получения своей выгоды. Авторы статьи на примерах из деятельности международных транспортных профсоюзов показывают их борьбу против такого демпинга, в защиту трудовых прав наёмных работников, а также попытки наладить взаимовыгодное сотрудничество профсоюзов, бизнеса и государственной власти.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

228-245 347
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Сегодня по всему миру насчитывается больше 160 зубчатых железных дорог. Постоянно (зимой и летом) из них действует порядка 60. Половина всех постоянно действующих дорог приходится на Швейцарию, где, как известно, больше 61 % территории занимают горы. Зубчатая железная дорога - это особый вид дороги с крутым уклоном, она имеет зубчатые зацепления, обычно располагающиеся между путевыми рельсами. Статья довольно подробно рассказывает об истории их создания, строительства и эксплуатации. В настоящее время их используют как способ перемещения по туристическим маршрутам в гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в Будапеште, Цюрихе, Штутгарте). На территории РФ зубчатые железные дороги отсутствуют, хотя у нас тоже много горных мест (≈ 33 %). И как справедливо отмечает автор - зубчатые железные дороги могли бы способствовать их освоению и организации там полезных регионам видов деятельности.
246-257 306
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы анализируют организационные проблемы предвоенного и военного времени и логистические методы управления перевозками железнодорожным и морским транспортом СССР в период с 1938 по 1945 год. Приводятся статистика, факты, делается исторический экскурс, призванный оценить истинный масштаб «грузового фронта» и его роль в защите страны, народа и общей победе над врагом во время Второй мировой войны.

ПРЕСС-АРХИВ

258-262 174
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).К 180-летию российских железных дорог редакция публикует статью - ровесницу их создания. Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки РУТ (МИИТ) за помощь в подготовке данного материала.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

264-268 178
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Вакуумно-левитационные транспортные системы: научная основа, технологии и перспективы для железнодорожного транспорта: коллективная монография / Под ред. Б. М. Лапидуса и С. Б. Нестерова. - М.: РАС, 2017. - 192 с. Коллективная монография членов и научных партнёров Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» посвящена вопросам фундаментальных научных исследований в области магнитолевитационных и вакуумно- левитационных технологий. Издание книги - весьма своевременный и значимый шаг на пути создания национального инновационно-технологического консорциума университетов, академических и отраслевых НИИ, проектных организаций, инновационных и венчурных компаний, которые готовы содействовать формированию государственной, промышленной, научно-технической и образовательной политики, рассчитанной на создание принципиально новых магнитолевитационных и вакуумно- левитационных транспортных систем.
269-270 165
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
271-272 168
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

44 203
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Благодаря «волновому радару», разработанному исследователем Делфтского технического университета Петером Наайхеном, все находящиеся в море суда могут увидеть, не ударит ли их в следующие пять минут опасная волна и как их корабль отреагирует на это.
75 235
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Государства - члены ИКАО согласовали новое концептуальное видение до 2050 года в отношении устойчиво производимых видов авиационного топлива, которое теперь поможет к 2050 году обеспечить замену значительного объёма обычного реактивного топлива.
85 222
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Первая половина ноября ознаменовалась презентациями Tesla и Volvo, которые представили прототипы электро- и полуавтономных грузовиков. В этой связи Международный союз автомобильного транспорта (IRU) вместе с некоторыми ведущими производителями автотранспортных средств, которые стимулируют развитие технологий в секторе грузоперевозок, подчёркивает, что задачи по снижению выбросов СО2 за счёт внедрения инноваций должны учитывать целевые критерии в логистике.
174 220
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).МСАТ (IRU) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) подписали 6 октября 2017 года соглашения о цифровизации процедуры таможенного транзита в соответствии с Конвенцией МДП. Целью этого шага является активизация международных перевозок и торговли за счёт повышения эффективности и безопасности таможенных процедур посредством совершенствования управления данными.
183 185
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Cоглашение о сотрудничестве было подписано 13 октября 2017 года в ОАО «РЖД» на выездном заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Общественного совета при Ространснадзоре.
205-206 215
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).24-26 октября 2017 года состоялся тринадцатый Симпозиум ИКАО по стратегии реализации Программы идентификации пассажиров (TRIP).
217 200
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Летом в поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») на различных маршрутах проводниками работали более 10 тыс. студентов, из них 80 % являются членами молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».
226 195
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Делегация Высшей школы руководителей кадров инфраструктуры (ECSI) Национальной компании французских железных дорог (SNCF) во главе с новым директором ECSI господином Франсисом Беллингом посетила Российский университет транспорта.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)