Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 15, № 3 (2017)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

6-15 30
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Транспортный комплекс страны создает условия для роста экономики, доставляет грузы и специалистов в места производства товаров и услуг, выступает мощным катализатором и служит эффективным средством решения геополитических задач. В статье содержатся теоретические основы циклического развития экономических объектов отрасли. Показана закономерная связь динамики периодических спадов и подъёма экономики и показателей жизнедеятельности автомобильного транспорта, подробно представлены полный жизненный цикл существования системы и так называемый длинный цикл продолжительностью 40-60 лет. Инновационный фактор определён при этом как ключевой в развитии автомобильного транспорта. Соответственно ему оценивается интенсивность эволюционного процесса повышательной и понижательной волн длинного цикла.
16-29 10
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрены геометрический, пуассоновский и биномиальный законы распределения. Для каждого из них выводится аналитическая формула абсолютных первых центральных моментов, что позволяет найти среднюю зону распределения. Работа носит фундаментальный характер и может быть использована в исследованиях по теории вероятностей, в прикладных задачах, где присутствуют указанные законы распределения.
30-39 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В качестве вероятностной модели вычисления показателей надёжности рельсовых скреплений используется треугольное распределение с двумя параметрами - максимальным и наиболее вероятным. Нечёткий численный вероятностный анализ с привлечением имитационного моделирования предполагает, что эксперты с помощью имеющейся у них статистической и экспертной информации могут численно оценить максимальное значение наработки, а для второго значения (моды) предложить лишь интервал его изменения. Это наиболее реальная ситуация в практических приложениях в условиях неопределенности исходных данных. Предложен алгоритм нечёткого анализа, который апробирован на основе экспертной информации.
40-52 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье оценивается влияние скорости транспортного сообщения на становление и развитие человеческого общества. Показано, что появление современного скоростного транспорта привело к кардинальным социальным изменениям: ускорению урбанизации, интенсификации межрегиональных и межконтинентальных миграционных потоков, повышению качества жизни. Отмечено, что направления и интенсивность пространственных перемещений людей можно рассматривать как социальный индикатор, агрегирующий индивидуальные представления о привлекательности тех или иных мест жизнедеятельности. Для количественной характеристики пространственно-временной доступности введено понятие «территория изохронной доступности», а для социально- экономических оценок предложено использовать показатели: численность населения, валовой внутренний продукт, объёмы производства услуг на территории изохронной доступности. Дальнейшее ускорение транспортных сообщений предполагает как рост скорости перевозки, так и ликвидацию потерь времени на «стыках» между видами транспорта, чему должно содействовать развитие мультимодальной логистики.
56-62 15
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья основана на результатах многолетних исследований её авторов в области логистики. В ней сформулированы положения и выводы, отражающие эволюцию развития концепции логистики в последние 25-30 лет, когда традиционные подходы коренным образом менялись и трансформировались от базовых понятий, связанных с управлением цепями поставок, к пониманию в условиях рынка приоритетности для логистики функций управления цепями потребительского спроса. Сегодня логистический подход должен воплощаться через социальное предназначение деятельности человека. При этом для современной логистики все более значимым становится инженерный аспект, в основе которого лежат процессно-ресурсные и сетевые технологии.

НАУКА И ТЕХНИКА

64-82 17
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена техническому анализу проекта высокоскоростного наземного транспорта Hyperloop, интерес к строительству которого в последнее время значительно вырос. Кратко рассмотрены базовые технологии, с помощью физических расчётов уточнены основные конструкционные характеристики. Выявлены технические риски, некоторые из которых могут повлиять на первоначальную конфигурацию проекта, а другие ставят под сомнение саму возможность его реализации. Проведенные исследования позволяют дать заключение о целесообразности дальнейшей работы по созданию высокоскоростной транспортной системы Hyperloop и сформулировать перечень первоочередных научно- исследовательских задач, которые необходимо осуществить, чтобы проект стал успешным.
86-92 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).С ростом требований к долговечности, надёжности и безопасности автомобильных дорог и их инфраструктуры совершенствуются и способы контроля за этой сферой транспортной жизни. В том числе и с применением беспилотных летательных аппаратов, средствами аэрофотосъёмки, помогающими выполнять слежение за объектами подконтрольной системы. Авторы статьи знакомят с разработанной ими методикой непрерывного автоматизированного мониторинга, которая реализована в Подмосковье. Широкие функциональные возможности комплекса БПЛА подтверждены для целого ряда диагностических и технологических задач.
94-102 12
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторами рассмотрен вопрос о необходимости модернизации системы теплоснабжения железнодорожных станций в рамках основных ориентиров энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года. Основной парк котельных оборудован техникой прежних лет выпуска, которая по некоторым параметрам не соответствует стандартам экологичности, безопасности и эффективности. В статье представлены основные показатели котельных нового типа. Приведен сравнительный анализ характеристик новой и прежней котельной как энергетического комплекса, определено соответствие достигаемых показателей ориентирам энергетической стратегии РФ.
104-110 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Экспериментальные исследования, представленные в статье, выявили, что возникающая в процессе ведения по рельсам железнодорожного состава неравномерность движения отдельных его частей приводит к появлению толчков, которые могут стать причиной проскальзывания. Особенностью предлагаемого способа контроля ситуации является то, что определяется абсолютное движение локомотива по отношению к неподвижной системе, устанавливается его скорость, по изменению которой вычисляется проскальзывание, поскольку как раз уменьшение скорости при движении в режиме тяги указывает на возникновение отклонений.

ЭКОНОМИКА

112-121 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Необходимость и выгодность создания транспортной системы со скоростями, кратными 1000 км/ч (до 6000 км/ч), постоянно обсуждаются мировым научным сообществом. Сегодня единственным способом повышения скорости рельсового транспорта до таких значений видится в замене системы колесо-рельс на систему магнитного подвеса и замене естественной среды на искусственно созданную, в которой аэродинамическое сопротивление для транспорта будет мало. В статье рассматриваются ниши транспортного рынка, которые может занять вакуумный поезд в конкурентной борьбе с высокоскоростным и воздушным транспортом.
122-131 8
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье анализируются особенности синдицированных кредитов для транспортных компаний. Рассматриваются цели, на которые заёмщики из транспортной отрасли привлекают средства, и требования к предоставлению финансовых и информационных материалов в рамках сделки. Представлены ключевые этапы процесса привлечения синдицированного кредита и функции основных его участников, при этом критерием успешности выступает соответствие полученных результатов целям операции и установленным срокам.
132-138 16
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье оценивается возможность использования безбалластной конструкции пути (БКП) при реализации крупных транспортных объектов в черте города. БКП является единственной альтернативой традиционному пути на балласте. Такой вариант обладает рядом преимуществ, но вместе с тем и определенными недостатками, сдерживающими сегодня его массовое применение. Основываясь на зарубежном опыте и сравнении двух конструкций (путь на балласте и БКП), с учётом расценок на ремонты и текущее содержание авторы предлагают свое понимание экономических аргументов и выгод, получаемых от эксплуатации безбалластного пути.
142-146 9
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Описаны этапы системного анализа технико-экономических показателей, позволяющих сравнивать эффективность оборудования возобновляемых источников солнечной энергии. Показано, что внедрение гелиоустановок как дополнительного источника для системы электроснабжения нетяговых и нетранспортных потребителей (для оборудования информационно- вычислительных комплексов железных дорог) даст возможность уменьшить затраты на энергообеспечение, сократить объёмы строительства линий электропередач. Авторы статьи уверены, что ситуация в ценовой политике по энергоносителям делает особенно важной объективную оценку энергетической окупаемости сооружения гелиоустановок.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

152-159 16
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматриваются проблемы строительства в стране высокоскоростных совмещённых автомобильных и железных дорог. Проектирование таких объектов требует особого внимания, поскольку сам объект представляет собой сложнейшую транспортную систему, каждый элемент которой предполагает повышенную эксплуатационную надёжность. Поэтому при проектировании совмещённых дорог нужен полный учёт природных и техногенных воздействий на инженерные сооружения. На основе проведённых исследований даются рекомендации по методологии проектирования и инженерно- геологических изысканий, ставится вопрос о необходимости обновления сопутствующей нормативной базы.
160-173 9
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).На основе существующих отечественных и европейских стандартов оценки качества в статье обосновываются подходы к совершенствованию работы общественного транспорта. Демонстрируется созданная авторами методика анализа факторов, влияющих на характеристики транспортного обслуживания населения и удовлетворённость пассажиров услугами пригородных электропоездов и метрополитена. Данные проведённых опросов позволяют аргументировать поэтапную схему повышения ожидаемого в системе обслуживания качества, которое достигается посредством осознанного качества, а то в свою очередь регулируется реализованным качеством. Уровень последнего определяет мера воздействия на эксплуатационные и инфраструктурные факторы.
174-180 9
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Методология и методы проведённого исследования основываются на системном анализе и научном обобщении отечественного и зарубежного опыта эксплуатации и содержания малодеятельных железнодорожных линий. При этом оценивается не только текущее состояние в этой сфере перевозок, но и даются предложения по оптимизации процессов с использованием стратегий технического перевооружения, изменения технологий, стимулирования спроса за счёт организации новых видов сервиса, применения форм государственно-частного партнёрства.

БЕЗОПАСНОСТЬ

182-186 7
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Авторы статьи систематизируют процессы образования отходов автотранспортного комплекса на всем протяжении жизненного цикла построенной и эксплуатируемой дороги. При этом дифференцируются варианты наземных, подземных и надземных линий, твердых и жидких видов отходов, а также факторы, влияющие на их количественные показатели, и особенности наиболее отходообразующих видов работ, относящихся к автодорожной отрасли.
188-195 8
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В железнодорожном деле существует множество опасных дестабилизирующих факторов. Одна из самых распространённых проблем - столкновение поезда с застрявшим или выехавшим по неосторожности водителя на железнодорожный переезд транспортным средством. В статье рассмотрены способы минимизации потерь от такого вида аварий. Ими могут быть постройка тоннелей и путепроводов в местах пересечения железнодорожного полотна и автомобильной дороги, применение 3D-лазерного радара для предупреждения локомотивной бригады о застрявшем транспорте. Кроме того, возможно использование веб-камер, изображение с которых при помощи роутера, установленного за 4-5 км от переезда, передается в кабину машиниста на отдельный дисплей, чтобы заранее увидеть застрявшее транспортное средство и было время принять меры по экстренному торможению.
196-204 21
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассмотрено влияние человеческого фактора на безотказную работу тормозного оборудования поездов. Исследование проведено аналитическим методом, опираясь на статистику отказов оборудования, оценки выполнения действующих правил технического обслуживания железнодорожного подвижного состава. Выявлена проблема отсутствия эффективного устройства диагностики тормозной сети поезда, которое обеспечивало бы контроль за её целостностью и плотностью по ходу движения и на стоянках. Вместе с тем необходимо и сократить время на замер плотности тормозной сети поезда, автоматизировать этот процесс.
206-212 14
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье рассматривается применение систем интеллектуального видеонаблюдения как дополнительной меры по обеспечению безопасности движения поездов на опасных участках железных дорог (переезды, тоннели, сложный рельеф и т. д.). Предлагается для организации каналов связи использовать ресурсы волоконно-оптической передающей сети и частотный диапазон поездной радиосвязи при условии модернизации существующей аппаратуры.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

214-220 7
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).В статье предпринята попытка разрешить некоторые проблемы повышения качества подготовки и аттестации научных кадров для высшей школы, а также магистрантов по юридической специальности. Показаны объективные предпосылки процесса совершенствования вузовской практики в условиях, когда всё острее проявляют себя очевидные противоречия Болонской системы образования, серьёзно усугубившей квалификационный уровень специалистов, преемственный характер учебных программ и транспарентности предлагаемых при обучении знаний. Особое внимание автор уделяет средствам формализации оценки качества научных работ, их оригинальности и достоверности.
222-233 11
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Анализируются результаты экспериментов, которые проводятся автором с 2004 года по настоящее время с профессиональными пилотами и студентами Университета гражданской авиации. Целью исследования была проверка возможности использования соционической модели интертипных отношений с использованием теорий В. В. Гуленко и Г. А. Шульмана для оценки эффективности взаимодействия в двухчленном экипаже летательного аппарата. В качестве критерия используются данные косвенной социометрии. Приводятся статистические критериальные зависимости. Статья продолжает ранее начатую тему (см. «МТ», 2014, № 5 и «МТ», 2016, № 1).
234-238 6
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Статья посвящена опыту организации межвузовского сотрудничества и партнёрства, интернационализации обучения и преподавания на инновационной основе. Рурский университет в Бохуме известен не только в Германии своей приверженностью передовым образовательным технологиям, стремлением развивать международные связи, культивировать совместные учебные программы с зарубежными партнёрами, к которым уже несколько лет относится и МИИТ. Автор показывает особенности интернационализации учебных программ, мобильности студентов и преподавателей, обмена исследователями и их контактов в начале карьеры. При этом отдельно отмечена проблема языковой среды и её значение для успеха преподавания и исследовательской деятельности в стенах университета.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

240-246 10
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Пётр Николаевич Рыбкин - «первый радист», «дедушка советских радистов», ближайший соратник Александра Попова. Именно Пётр Рыбкин в марте 1896 года при помощи азбуки Морзе передал первую в мире радиограмму - «Генрих Герц». В мае 1899 года вместе с другим ассистентом Попова, Д. С. Троицким, открыл возможность приёма радиосигналов на слух. На основании этого открытия был разработан радиоприёмник с телефонной трубкой для приёма радиосигналов.

ПРЕСС-АРХИВ

247-250 12
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Редакция выражает благодарность персоналу библиотеки МИИТ за помощь в подготовке данного материала.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

252-256 10
Аннотация
Текст аннотации на англ. языке и полный текст статьи на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Рецензия на книгу: Левин Д. Ю. Организация вагонопотоков на железных дорогах: Монография. - М.: Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. - 443 с. Фундаментальный труд содержит историю, современное состояние и перспективы развития организации вагонопотоков, которую регламентирует план формирования поездов. Очень подробно сформулированы задачи расчета плана формирования различных категорий. Рассмотрены различные режимы процесса накопления составов. Рыночные условия требуют новых критериев, что нашло отражение в расчетных нормативах. Теория расчета плана формирования прошла большой путь развития, но современные условия требуют новых методик. На разных этапах жизни железных дорог менялось отношение к маршрутизации перевозки грузов. В условиях приватизации вагонов изменились критерии эффективности маршрутизации. На различные особенности организации порожних вагонопотоков тоже наложили отпечаток рыночные условия. Увеличение доли групповых поездов сдерживает нехватка сортировочных путей. Большой интерес представляет предложение автора ввести диспетчерское управление организацией вагонопотоков.
257-258 9
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
259-260 10
Аннотация
Список вышедших в российских издательствах новых книг о транспорте прилагается в PDF-файле.Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Подготовила Н. ОЛЕЙНИК

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

53-55 9
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).Москва стала обладателем мировой транспортной премии Международного союза общественного транспорта (UITP). Награждение команды правительства Москвы состоялось 17 мая 2017 года в Монреале (Канада).
83-85 9
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).31 мая 2017 года министр транспорта России М. Соколов выступил на министерском круглом столе «Транспорт и климат». В работе круглого стола также приняли участие министры транспорта Аргентины, Республики Корея, Швеции, Туниса и Украины.
93 9
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).26 мая 2017 года министр транспорта России М. Соколов принял участие в работе VI международного форума «Транспорт Сибири», а также осмотрел специализированную выставку индустрии транспорта, транспортной и складской логистики, инфраструктурных проектов дорожно-транспортного комплекса «TransSiberia 2017».
103 9
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).
139-140 12
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).22-23 мая 2017 года состоялась рабочая поездка министра транспорта России в Мадрид. В ходе поездки М. Соколов провел встречу с министром развития Королевства Испания Иниго де ла Серна Эрнаизом. Стороны обсудили широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества в области транспорта и признали необходимость углубления взаимодействия, в том числе в рамках деятельности Рабочей группы по транспорту и в сфере профессионального образования. Отмечен рост перевозок грузов и пассажиров между странами автомобильным транспортом за последний период. Особо подчеркнута роль консультаций авиавластей России и Испании в феврале прошлого года, в результате которых достигнуты договоренности, существенно расширившие права авиаперевозчиков.
141 7
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).31 мая 2017 года в Санкт-Петербурге статс-секретарь - заместитель министра транспорта России Сергей Аристов принял участие в международной конференции по развитию сотрудничества на территории от Лиссабона до Владивостока. Конференция прошла в рамках программы «нулевого дня» Петербургского международного экономического форума. В ходе первой сессии представители власти, бизнеса, а также аналитического и финансового сектора предложили свои решения масштабной и амбициозной задачи формирования общего экономического пространства на Евразийском континенте.
147-150 15
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).На XII международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, президент АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев и начальник ГО «Белорусская железная дорога» Владимир Морозов подписали меморандум о взаимодействии в области развития железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза.
187 8
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
205 8
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии)
221 8
Аннотация
Полный текст на англ. языке находится в прилагаемом файле ПДФ (англ. версия следует после русской версии).15 июня 2017 года на российских железных дорогах стартовали бесплатные перевозки болельщиков Кубка Конфедераций FIFA-2017 поездами дальнего следования. Так, 15 июня в рейс отправились два поезда с болельщиками, а 16 июня - ещё 9 поездов.


ISSN 1992-3252 (Print)