№ 6 (2012)
Скачать выпуск
PDF
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
4-9 230
Аннотация
Как и взаимозависимости экономического и транспортного развития, влияние транспорта на предметную среду цивилизации не может рассматриваться вне контекста теории бытия и культуры человека. Доминирующие ценностные свойства, сущностные характеристики эпох и процессов формируют логику и смысл растущих транспортных потребностей.
10-15 160
Аннотация
Неопределенность энергетических уровней полупроводников по Гейзенбергу и флуктуации величины оптической несущей и спектральной ширины линий излучения. Влияние оптоэлектронных характеристик вещества, геометрических размеров, качества элементной базы.
16-21 174
Аннотация
Анализ зарубежных и отечественных подходов к классификации пассажирских поездов в пригородном и региональном сообщении. Обоснование поправок к существующим категориям и критериям оценки дальности пригородных маршрутов.
22-27 124
Аннотация
Состояние отраслевых элементов системы и их позиции в конкурентной среде. Ценологический подход к моделированию системных отношений. Анализ структуры ценоза на примере зон хозяйствования Северо-Кавказской железной дороги. Ресурсы видового развития.
28-34 147
Аннотация
Методология и алгоритмы кластеризации. Их участие в классификации предметной среды. Кластерный анализ объектов транспортной инфраструктуры на примере железнодорожных вокзальных комплексов. Возможности автоматизации процесса.
НАУКА И ТЕХНИКА
36-43 194
Аннотация
Экспериментальные исследования резонансных колебаний в портах Сахалинской области. Выявлено, что при сильных вдольбереговых ветрах достаточной продолжительности на входе в бухты образуется развитое ветровое волнение, трансформирующееся в ИГ-волны, которые приводят к явлению тягуна. Сравнение результатов рассчитанных параметров тягуна для Холмского, Углегорского и Корсаковского портов с натурными данными показало совпадение вычисленных и обнаруженных периодов явления в акваториях бухт.
44-47 135
Аннотация
Возможности использования солнечных коллекторов для целей теплоснабжения удаленных от электросети объектов железнодорожной отрасли. Расчеты для климатических условий российских северных широт 43о и 55о.
48-51 133
Аннотация
Представление анализа компьютерной конечно-элементной модели и аналитической модели по схеме многослойной балки кузова двухэтажного пассажирского вагона 61-4465 Тверского вагоностроительного завода. Соответствие их данных натурным испытаниям проверено Тверским институтом вагоностроения. Стендовые испытания кузова проводились при его нагружении продольными сжимающими усилиями, действующими по осям автосцепок и составляющими 2МН.
52-55 130
Аннотация
На устройство, которое предлагают авторы, получен патент Российской Федерации. Конструкция помогает вытащить легковую машину из грязи, не вылезая из кабины и не прибегая к каким-либо физическим усилиям. Удобный вариант для водителей- женщин.
56-60 216
Аннотация
Технология, альтернативная выправке пути на щебёночном балласте подбивкой – методом пневмосуфляжа. Отечественные исследования на экспериментальном кольце и при невысокой грузонапряженности, опыт ручного и машинного пневмосуфляжа на железных дорогах Великобритании и Австралии. Технические и экономические сравнения текущего содержания.
ЭКОНОМИКА
62-69 178
Аннотация
Маркетинговый подход к управлению специализацией железнодорожных линий определяет необходимость не только выделения бизнес- единиц технологического комплекса российских железных дорог, но и всесторонней оценки эффектов, которые могут быть получены в результате её реализации.
70-75 207
Аннотация
Современные подходы к анализу решений при проектировании новых и модернизации существующих железных дорог. В качестве критерия оценки принята величина чистого дисконтированного дохода (ЧДД, NPV), что позволяет с большей достоверностью учесть все основные особенности рассматриваемого объекта: грузопоток, изменяющийся во времени, размеры и сроки реализации капиталовложений, притоки и оттоки средств в течение расчетного периода. Приведена методика формирования оптимальной схемы развития технического оснащения дороги.Современные подходы к анализу решений при проектировании новых и модернизации существующих железных дорог. В качестве критерия оценки принята величина чистого дисконтированного дохода (ЧДД, NPV), что позволяет с большей достоверностью учесть все основные особенности рассматриваемого объекта: грузопоток, изменяющийся во времени, размеры и сроки реализации капиталовложений, притоки и оттоки средств в течение расчетного периода. Приведена методика формирования оптимальной схемы развития технического оснащения дороги.
76-81 199
Аннотация
Вопросы формирования общей стратегии развития с целью создания конкурентных преимуществ. Основные ее направления для судоремонтного предприятия Кольского полуострова. Повышение эффективности не только отдельного производства, но и экономики всего региона.
82-85 148
Аннотация
Перевозочный процесс требует совершенствования, лучшего использования основных средств и рационального подхода к инвестиционным ресурсам. Особого внимания при этом заслуживают проекты обновления и модернизации транспортной техники и инфраструктуры. Нужны более современные экономические рычаги и механизмы, доступные и простые решения.
86-92 187
Аннотация
В статье приведены основные методы формирования сметной стоимости на стадии инвестиционного планирования. Проанализированы факторы и причины существенного различия стоимости строительства железных дорог. Доказана необходимость учета разнородности инженерных сооружений, разработаны показатели стоимости на основе статистического анализа. Представлена структура методики расчета по видам работ.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
94-101 154
Аннотация
Значение интеллектуальных станционных систем для повышения качественных показателей поездной и маневровой работы. Сравнительный анализ возможностей автоматизированного управления и диспетчера-оператора, дежурного по станции. Особенности механизмов принятия управляющих решений.
102-109 303
Аннотация
Анализ и моделирование системных подходов к организации пассажирских перевозок в столичном мегаполисе. Принципы логистики и потребность в согласованном управлении передвижением человека по городским и пригородным маршрутам делают актуальной интермодальную форму транспортного процесса.
110-117 248
Аннотация
Ставится и с помощью математической модели решается задача оперативного планирования местной работы. Предлагаемый алгоритм предусматривает время прибытия вагонов на станции и прикрепление к «ниткам» подач на грузовой фронт таким образом, чтобы объем выгрузки за сутки оказался максимальным.
118-123 179
Аннотация
О появлении новой креативной среды в интернет-сетях и возможностях ее управляемого использования для реализации инновационных идей. Примеры применения краудсорсинга, включая сферу транспорта.
124-128 133
Аннотация
Проблемы переработки местного вагонопотока на железнодорожных станциях, создания дополнительных сортировочных устройств, выбора оптимального числа путей. Получение общей формулы определения суммарных затрат на сортировку, расчет взаимозависимостей.
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
130-137 150
Аннотация
Иерархически сложная организационная структура типа транспортного комплекса нуждается в специфических средствах планирования и управления в природоохранной сфере. При этом одинаково важны и критерии, и механизмы оценки реального состояния производства с точки зрения экологических рисков. Предложена методика идентификации экологических аспектов, в том числе значимых, особо существенных для защиты окружающей среды.
138-145 193
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к строительству железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Показаны композитные технологии, разработанные в МИИТ для районов Ямала, Якутии, даются оценки связанным с этой областью научным исследованиям и инженерным разработкам.
146-149 144
Аннотация
Вопросы создания нормативных условий труда в кабинах тракторов, особенности разработки технического задания для фильтровентиляционной установки, призванной очищать запылённый и токсичный воздух при эксплуатации агрегата в полевых условиях.
150-155 205
Аннотация
Для устойчивого развития железнодорожного транспорта нужны анализ и прогноз управленческих решений на основе некоторой общей количественной оценки уровня безопасности движения. Задача более простая связана с аварийными и эколого-экономическими рисками при движении поездов по маршруту. Пример оценки на строительстве участка Томмот–Якутск.
156-159 118
Аннотация
Использование нейронных сетей для прогнозирования температурного режима основания земляного полотна в криолитозоне по информации, накопленной в системе геомониторинга. Дообучение сети при накоплении новых массивов данных.
160-163 144
Аннотация
В статье дана характеристика деформируемости длительно эксплуатируемых высоких насыпей железных дорог. Рассмотрены существующие способы контроля за их состоянием. Даны предложения по организации постоянных автоматизированных постов режимных наблюдений за деформациями откосов насыпей с применением глубинных грунтовых реперов на базе инклинометров ПИН.
164-168 116
Аннотация
Теплоснабжение зданий и технологических процессов в системе железнодорожного транспорта. Проведена экологическая оценка негативного воздействия на окружающую среду процессов горения различных видов твердого топлива в котлах малой производительности.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
170-175 133
Аннотация
События политической жизни последнего времени заставляют все больше задумываться, кто виноват в общественном инфантилизме нынешней молодежи. Один из ответов – потеря вузами воспитательной функции, отсутствие у вышедших из их стен молодых специалистов навыков лидерства, умения самостоятельно решать насущные вопросы, элементарно руководить каким-либо процессом. Этот недостаток высшей школы особенно чреват последствиями на фоне усиливающейся интернет- зависимости подрастающего поколения.
176-184 183
Аннотация
В статье предлагается методический аппарат анализа контента баз данных навигационных тренажёров, применяемых для профессиональной подготовки судоводителей речного флота. В основе методики – концепция СГВ-системы и адаптированная пространственная модель «куб безопасности».
КОЛЕСО ИСТОРИИ
186-195 199
Аннотация
К 70-летию со дня смерти Олега Лосева – человека необыкновенной судьбы и выдающегося научного таланта. Он предвосхитил создание современной теории полупроводников, исследовал и предложил практике кристаллический детектор, возможность получить полупроводниковый аналог лампового триода, генерировать электромагнитные излучения в световом диапазоне волн. Он начал путь в науке в 18 лет, а завершил – в 38 лет.
196-206 319
Аннотация
Продолжение цикла исследований эволюции и периодизации развития транспорта (см. «МТ», 2004, №4; 2007, № 4; 2008, № 1, 2). В очередной его части – рассказ о транспорте рабовладельческой цивилизации (II тыс. до н.э.– IX в. до н.э.), путях сообщения и коммуникациях той эпохи, достижениях науки и техники.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
208-211 173
Аннотация
Экономика дорожного хозяйства: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования/А.И. Аврамов, А.А. Авсеенко, Е.Н. Гарманов и др.; Под ред. Е.Н. Гарманова.– М.: Академия, 2012.– 400 с.
Объемный и многоплановый по своим задачам учебник предназначен показать роль и место дорожного хозяйства в системе экономики страны и автомобильно-дорожном комплексе, где профильные предприятия во многом являются решающим фактором роста объемов и качества автомобильных перевозок. Критический разбор и суждения по поводу содержания вышедшего издания.
ISSN 1992-3252 (Print)