Перспективные направления исследований для выработки единых подходов к оценке качества, надежности и эффективности организации дорожного движения
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-2
Аннотация
В статье приводятся предложения по повышению эффективности организации дорожного движения с использованием геоинформационных данных. Целью проведения исследований является определение перспективных направлений исследования для выработки единых подходов к оценке качества, надёжности и эффективности организации дорожного движения по соответствующим критериям.
Авторами был проведён обзор данных критериев с точки зрения нормативной документации, атакже отмечена возможность применения моделей городских улично-дорожных сетей для поиска оптимальных режимов организации дорожного движения с минимальными затратами. Поскольку ранее проведённые исследования показали отсутствие единых подходов и чётких критериев оптимизации организации дорожного движения, было предложено всесторонне рассмотреть возможность оценки дорожного движения не только с технической точки зрения, но и с точки зрения подходов, применяемых в теории менеджмента.
В качестве оценки показателей эффективности организации дорожного движения была предложена функция временных затрат, представляющая собой сумму всех временных затрат участников дорожного движения. Повышение эффективности организации дорожного движения достигается минимизацией данной функции. Отмечается, что при снижении функции временных затрат снижаются материальные затраты участников дорожного движения, например расходы на топливо.
Рассмотрев принципы функционирования дорожного движения в других странах, авторы определили два подхода к организации дорожного движения на улично-дорожной сети: механистический и органический. Механистический предполагает строгое соблюдение правил всеми участниками дорожного движения, органический же предполагает возможность отступать от правил. Авторами были представлены примеры самоорганизации дорожного движения на участках улично-дорожной сети города Иркутска, что является примером применения органического подхода к организации дорожного движения в России.
Итогом статьи стала выработка ряда перспективных направлений исследований, благодаря которым может быть достигнуто единообразие подходов к выбору и формированию требований к показателям надёжности, качества и эффективности организации дорожного движения.
Об авторах
Р. Н. ГорбуновРоссия
Горбунов Роман Николаевич – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта
Иркутск
З. В. Горбунова
Россия
Горбунова Зинаида Васильевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта
Иркутск
В. С. Колчин
Россия
Колчин Василий Савельевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобильного транспорта
Иркутск
Список литературы
1. Блинкин М. Я., Ткаченко Б. А. Системная оценка условий движения на базе модели Хермана-Пригожина // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: науч. мат. XV международной научно-практической конф. (Екатеринбург, 16–17 июня 2009 г.). – Екатеринбург: Изд-во АБМ, 2009. – С. 135–143. [Электронный ресурс]: https://www.waksman.ru/Russian/Konference/2009/III/bli1.htm. Доступ 23.06.2023.
2. Власов В. М., Богумил В. Н. Методика оценки показателей «уровней обслуживания движения», адаптированных к городским условиям // Вестник МАДИ. – 2015. – № 4 (43). – С. 69–78. EDN: UYSEDP.
3. Головных И. М., Михайлов А. Ю. Современные тенденции проектирования и реконструкции уличнодорожных сетей городов: Монография. – Новосибирск: Наука, 2004. – 267 с. ISBN 5-02-032091-9.
4. Захаров Н. С., Бояркина Е. Ф. Закономерности формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города: Монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 160 с. ISBN 978-5-9961-0468-0.
5. Левашев А. Г., Шаров М. И. Развитие критериев оценки качества обслуживания на городском пассажирском транспорте // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 7. – С. 174– 178. [Электронный ресурс]: https://journals.istu.edu/vestnik_irgtu/journals/2015/07/articles/23. Доступ 23.06.2023.
6. Левашев А. Г., Михайлов А. Ю., Шаров М. И. Современные методы оценки качества организации дорожного движения в городах. – Иркутск, 2015. – 218 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 31.03.2015, № 64-В2015. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24879838. Доступ 23.06.2023.
7. Румянцев Е. А., Михайлов А. Ю. Об эффективности критериев для оценки условий движения транспортных потоков // Организация безопасности дорожного движения в крупных городах: сб. докл. IX междунар. конф. (Санкт-Петербург, сент. 2010 г.). – СанктПетербург. – С. 121–123.
8. Тебеньков С. Е. Развитие методов мониторинга транспортных потоков для оперативного управления дорожным движением на магистралях: автореф. дисс. канд.техн.наук. – Иркутск: ИрГТУ, 2013. – 20 с. 9. A Toolbox for Alleviating Traffic Congestion and Enhancing Mobility. Institute of Transportation Engineers, Publication IR‑054B, 1997, 119 р. [Электронный ресурс]: https://ntlrepository.blob.core.windows.net/lib/17000/17800/17841/PB2001104711.pdf. Доступ 23.06.2023.
9. Herman, R., Ardekani, S. A. Characterizing Traffic Conditions in Urban Areas. Transportation Science, 1984, Vol. 18 (2), pp. 101–140. DOI: 10.1287/trsc.18.2.101.
10. Herman, R., Prigogine, I. A Two-Fluid Approach to Town Traffic. Science, 1979, Vol. 204, Iss. 4389, pp.148–151. DOI: 10.1126/science.204.4389.148.
11. Горбунов Р. Н., Горбунова З. В., Горбунова Л. Н., Карлина А. И., Колчин В. С. Теоретические подходы к экономической оценке затрат участников дорожного движения в связи со снижением скорости сообщения // Авиамашиностроение и транспорт Сибири: сб. статей ХIV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 21–26 сентября 2020 г.). – Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2020. – С. 150–156. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=46534098. Доступ 23.06.2023. 13. Горбунов Р. Н. Повышение эффективности мониторинга дорожного движения на основе временного и буферного индексов за счет использования геоинформационных данных // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 2 (79). – С. 173–180. DOI: 10.23968/1999-5571-2020-17-2-173-180.
12. Горбунов Р. Н., Горбунова З. В., Колчин В. С. Методика оценки качества обслуживания в рамках улично-дорожной сети на базе временного и буферного индексов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 8. – С. 80–86. EDN: RRXLWC. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-8-80.
13. Алмазова А. Э., Семенова Н. К. Сравнительный анализ механистических и органических систем предприятий и организаций // Молодой ученый. – 2016. – № 14 (118). – С. 307–310. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26389090. Доступ 23.06.2023.
14. Горбунов Р. Н. Оценка уровня обслуживания на основе временного индекса // Вестник гражданских инженеров. – 2019. – № 5 (76). – С. 189–196. DOI: 10.23968/1999-5571-2018-16-5-189-196.
Рецензия
Для цитирования:
Горбунов Р.Н., Горбунова З.В., Колчин В.С. Перспективные направления исследований для выработки единых подходов к оценке качества, надежности и эффективности организации дорожного движения. Мир транспорта. 2023;21(5):16-22. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-2
For citation:
Gorbunov R.N., Gorbunova Z.V., Kolchin V.S. Promising Areas of Research for Developing Single Approaches to Assessing the Quality, Dependability and Efficiency of Traffic Management. World of Transport and Transportation. 2023;21(5):16-22. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-2