Методическая основа классификациипригородных пассажирских компаний в России
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-9
Аннотация
Для решения экономических проблем пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта требуется формирование новых и совершенствование существующих методических основ его функционирования. На данном этапе развития пассажирских перевозок в Российской Федерации их, как правило, принято разделять по видам транспорта и видам сообщений. Железнодорожные пассажирские перевозки по видам сообщений укрупненно разделяют на дальнее следование и пригородное сообщение.
В результате структурной реформы железнодорожного транспорта, которая проведена с 2003 по 2015 годы, сформирован рынок пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Данный рынок представлен 25 пригородными пассажирскими компаниями – дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД», рядом независимых перевозчиков и структурных подразделений ОАО «РЖД», выполняющих перевозки в специальных условиях. Пригородные пассажирские железнодорожные перевозчики являются субъектами естественных монополий и в большинстве случаев созданы с участием региональных органов власти, а их деятельность является социально значимой для обеспечения транспортной подвижности населения в регионах Российской Федерация. Таким образом, транспортный рынок пригородных пассажирских перевозок является сложной системой с особым порядком взаимодействия ее основных субъектов.
В современной научной и учебной литературе существует определенный пробел в классификации структурных элементов пассажирского транспортного рынка. Авторами предложено использовать инструментарий ABC–XYZ-анализа для формирования так называемого «ядра» пригородных пассажирских компаний и исследования региональных диспропорций транспортной пассажирской системы.
В статье предложены методические основы классификации пригородных пассажирских компаний в зависимости от величины субсидий к выполненному пассажирообороту. На основе исследования соотношения субсидий, предоставляемых пригородному пассажирскому комплексу в результате государственного регулирования тарифов и выполненного пассажирооборота произведена классификация пригородных пассажирских компаний (ППК). В результате проведенного авторами ABC–XYZ-анализа показателей работы ППК разработана их классификация на основе данных рассмотренного периода и предложены рекомендации по оценке рисков убыточности и возможных путей их снижения. Выявленная структура пригородного пассажирского транспортного рынка может служить основой для сглаживания диспропорций в уровне транспортного обслуживания населения.
Об авторах
В. А. ПодсоринРоссия
Подсорин Виктор Александрович – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на транспорте.
Москва
Web of Science Researcher ID IRZ-6836-2023; Scopus Author ID 57203539855; РИНЦ Author ID 410922
В. В. Буровцев
Россия
Буровцев Владимир Викторович – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента.
Хабаровск
РИНЦ Author ID 787476
А. Н. Кобылицкий
Россия
Кобылицкий Андрей Николаевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и коммерции.
Хабаровск
Web of Science Researcher ID ABB-1203-2020; Scopus Author ID 57215859242; РИНЦ Author ID 614895
А. A. Куранова
Россия
Куранова Анастасия Алексеевна – студентка.
Хабаровск
Список литературы
1. Шнейдер М. А., Проскурякова Е. А. Рынок пригородных железнодорожных перевозок. Управление и экономика: Монография. – Спб.: Изд-во ООО «Типография «НП-Принт», 2012. – 288 с. ISBN 978-5-905942-17-4.
2. Кобылицкий А. Н. Формирование рынка транспортных услуг Дальневосточного федерального округа в сфере пригородных железнодорожных перевозок / Автрореф. … канд. экон. наук. – Хабаровск: ДВГУПС, 2012. – 24 с.
3. Zhou, Y., He, S., Wang, X. [et al]. Optimization of Heterogeneous Passenger Subway Transfer Timetable Considering Social Equity. Urban Rail Transit, 2023, Vol. 9, pp. 246–265. DOI: https://doi.org/10.1007/s40864-023-00198-x.
4. Taylor, B. D., Morris, E. A. Public transportation objectives and rider demographics: are transit’s priorities poor public policy? Transportation, 2015, Vol. 42 (2), pp. 347–367. DOI: 10.1007/s11116-014-9547-0.
5. Соколов Ю. И., Колядин Д. Г., Щукин В. В., Подоплелова Я. В. Направления совершенствования методов государственного регулирования рынка пригородных пассажирских перевозок // Транспортное дело России. – 2023. – № 1. – С. 283–285. DOI: 10.52375/20728689_2023_1_283.
6. Шкурина Л. В., Воблова Т. В., Беряков С. Н. Теоретико-методологические основы финансирования транспортной инфраструктуры регионов // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 2 (103). – С. 381–383. EDN: ZBXUST.
7. Терешина Н. П., Третьяк В. П., Чуверина О. Г. К вопросу о функционировании квазиинтегрированных структур в условиях создания и единой цифровой платформы пригородного комплекса // Транспортное дело России. – 2023. – № 6. – С. 154–157. EDN: UVJAZX. DOI: 10.52375/20728689_2023_6_154.
8. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Методология оценки и обеспечения эффективности инновационных транспортных систем // Экономика железных дорог. – 2016. – № 7. – С. 16–25. EDN: WHNILD.
9. Персианов В. А., Орлюк А. А., Сакульева Т. Н. Государственное регулирование на транспорте: сквозь призму общественного блага // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сб. – 2015. – № 3. – С. 15–19. EDN: TJGSTX.
10. Подсорин В. А., Буровцев В. В., Кобылицкий А. Н., Куранова А. А. Результаты работы пригородного пассажирского комплекса России: экономический, технологический и региональный аспекты // Транспортное дело России. – 2023. – № 6. – С. 84–87. EDN: UOCDKN. DOI: 10.52375/20728689_2023_6_84.
11. Подсорин В. А., Буровцев В. В., Кобылицкий А. Н., Куранова А. А. Оценка распределения субсидий в пригородном пассажирском комплексе России на основе технико-экономического обоснования результатов его деятельности // Транспортное дело России. – 2023. – № 6. – С. 202–205. EDN: IZWVJM. DOI: 10.52375/20728689_2023_6_202.
12. Рачек С. В., Зубкова А. Ф., Федченок А. Д. Совершенствование организационно-экономического механизма железнодорожных пассажирских перевозок // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2012. – № 2 (40). – С. 25–30. EDN: PEJAGF.
13. Мирошниченко О. Ф., Огинская А. Е. Совершенствование системы тарификации услуг инфраструктуры для пассажирских перевозчиков // Экономика железных дорог. – 2015. – № 7. – С. 43–53. EDN: UAECJJ.
14. Савруков А. Н., Савруков Н. Т. Оценка состояния и уровня развития транспортной инфраструктуры в субъектах РФ // Финансы и кредит. – 2021. – Т. 27. – № 6 (810). – С. 1204–1219. EDN: FVXVAI. DOI: 10.24891/fc.27.6.1204.
15. Филимонова З. В., Сафронов С. А., Поликарпов А. А. [и др.] Корреляционный анализ основных показателей деятельности пассажирских пригородных компаний в период нестабильного спроса // Экономика железных дорог. – 2023. – № 12. – С. 33–44. EDN: PDHDCS.
16. Серова Н. А. Методический подход к оценке развития региональной транспортной инфраструктуры // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 10–2. – С. 229–232. EDN: YAFIHN. DOI: 10.17513/fr.43371.
17. Мачерет Д. А., Кудрявцева А. В. Экономический аспект взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта на рынке перевозок // Транспортное дело России. – 2024. – № 1. – С. 70–74. EDN: JIWHFS.
Рецензия
Для цитирования:
Подсорин В.А., Буровцев В.В., Кобылицкий А.Н., Куранова А.A. Методическая основа классификациипригородных пассажирских компаний в России. Мир транспорта. 2024;22(4):69-75. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-9
For citation:
Podsorin V.A., Burovtsev V.V., Kobylitsky A.N., Kuranova A.A. Methodological Foundations for Classification of Suburban Passenger Companies in Russia. World of Transport and Transportation. 2024;22(4):69-75. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-9






















