Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ НА ТРАНСПОРТЕ

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-164-184

Полный текст:

Аннотация

При решении актуальных вопросов совершенствования процессов управления на транспорте важным направлением роста эффективности является развитие бизнес-аналитики, являющейся источником объективной и наглядной информации, необходимой менеджменту для принятия решений. Одной из актуальных сфер её применения на железнодорожном транспорте является сравнительный анализ вклада локальных и региональных подразделений в совокупную деятельность железнодорожной инфраструктурной или операторской компании.
В случае ОАО «РЖД» чрезвычайно востребованной является оценка эффективности деятельности региональных центров корпоративного управления, в зоне ответственности которых находится координация деятельности в границах железных дорог – филиалов компании. 
Целью статьи является изложение новых методических и практических аспектов формирования и развития инструментария бизнес-аналитики процесса построения экономических оценок долевого вклада каждой железной дороги (рассматриваемой как совокупность структурных подразделений в составе регионального центра корпоративного управления) в результаты деятельности ОАО «РЖД».
При разработке и обосновании предлагаемого методического аппарата использованы: инструментарий системного анализа, приёмы декомпозиции и синтеза, методология экономико-математического моделирования, положения теории информационного дизайна, а также методы факторного анализа.
В итоге, в рамках совершенствования аппарата бизнес-аналитики комплексных экономических процессов применительно к системам управления на транспорте, предложен методический аппарат формирования многоступенчатого факторного анализа (МФА) на основе применения иерархического принципа построения и положений методологии анализа основной причины (RCA, Root Cause Analysis), включающий интегрированные механизмы визуализации результатов аналитической работы за счёт формирования цепочек информационных панелей, объединяемых в древовидные структуры, согласно принципам построения интеллекткарт. Данный методический аппарат, апробированный к рассмотренному в статье кейсу, может быть применён и к широкому кругу других аналогичных задач, относящихся к различным видам транспорта, мульти- и интермодальным
перевозкам.

Об авторе

С. С. Пастухов
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра «Экономика комплексных проектов и тарифообразование» 

Москва



Список литературы

1. Baltzan, P., Phillips, A. Business Driven Information Systems. 4th ed., Denver, McGraw-Hill/Irwin, 2014, 516 p.

2. Liebowitz, J. Big Data and Business Analytics. Boca Raton, CRC Press, 2013, 304 p.

3. Alan, R. S. Modern Enterprise Business Intelligence and Data Management: A Roadmap for IT Directors, Managers, and Architects. Waltham, Morgan Kaufmann, 2014, 96 p.

4. Kantardzic, M. Data Mining: Concepts, Models, Methods, and Algorithms. New Jersey, Wiley-IEEE Press, 2019, 638 p.

5. Sacha, D. Knowledge generation in visual analytics: integrating human and machine intelligence for exploration of Big Data. Konstanz, University of Konstanz, 2018, 195 p.

6. Fagan, T., Gavin, R., Reis, S., Valdivieso, M. Advanced analytics can drive the next wave of growth for travel and logistics companies. McKinsey, 2018.

7. [Электронный ресурс]: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/our-insights/advanced-analytics-can-drive-the-next-wave-of-growthfor-transportation-and-logistics-companies.pdf. Доступ 20.02.2019.

8. Мирошниченко О. Ф., Огинская А. Е., Пастухов С. С. Построение системы расчётов доли вклада каждой железной дороги (как совокупности подразделений в границах железной дороги) в оценку результатов работы ОАО «РЖД» // Актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта и пути их решения: сборник трудов учёных к 70-летию отделения экономики и финансов ВНИИЖТ / Под ред. д.э.н., проф. О. Ф. Мирошниченко. – М.: ВМГ-Принт, 2014. – С. 106–115.

9. Мирошниченко О. Ф., Огинская А. Е., Пастухов С. С. Развитие алгоритмов оценки вклада совокупности подразделений в границах каждой железной дороги в результат работы ОАО «РЖД» // Экономические исследования железнодорожного комплекса и их практическое значение / Под ред. О. Ф. Мирошниченко. – М.: РАС, 2019. – С. 182–190.

10. Gano, D. L. Apollo root cause analysis: a new way of thinking. 2 ed., Apollonian Publications, 2003, 188 p.

11. Пастухов С. С. Определение приоритетов пассажиров при оценке качества и выявление наиболее эффективных направлений улучшения качества транспортной услуги и сопутствующего ей сервиса в фирменных поездах (методология и результаты) // Вестник ВНИИЖТ. – 2008. – № 1. – С. 23–27.

12. Пастухов С. С. Определение основных путей повышения эффективности работы вагонов-ресторанов на основе маркетингового анализа // Вестник ВНИИЖТ. – 2008. – № 2. – С. 42–47.

13. Пастухов С. С. Разработка методов исследования качества транспортного обслуживания населения в сфере железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования / Дис… канд. экон. наук. – М.: МИИТ, 2011. – 204 с.

14. Пастухов С. С. Алгоритм структурного факторного анализа как новый элемент системы методов сравнения силы влияния компонентов в экономических моделях железнодорожного транспорта // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Часть 1 / Под ред. А. Б. Косарева, Г. В. Гогричиани. – М.: РАС, 2019. – С. 51–59.

15. Мирошниченко О. Ф., Милевская В. А., Пастухов С. С. Информационные технологии в маркетинговых исследованиях пассажирских железнодорожных перевозок // Экономика железных дорог. – 2007. – № 8. – С. 71–80.

16. Few, S. Information dashboard design: the effective visual communication of data. Italy, O’Reilly Media, 2006, 223 p.

17. Buzan, T. The mind map book: how to use radiant thinking to maximize your brain’s untapped potential. London, BBC Books, 1993, 332 p.

18. Блюмин С. Л., Суханов В. Ф., Чеботарёв С. В. Экономический факторный анализ: Монография. – Липецк: ЛЭГИ, 2004. – 148 с.

19. Витченко М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. – М.: Маршрут, 2003. – 240 с.

20. Пастухов С. С., Толкачева Е. В. Методические подходы к оценке влияния изменения размера скидок по абонементным билетам на финансовые результаты // Перспективные задачи развития железнодорожного транспорта: Сб. науч. тр. АО «ВНИИЖТ» / Под ред. Г. В. Гогричиани. – М.: Интекст, 2010. – С. 254–262.


Для цитирования:


Пастухов С.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ НА ТРАНСПОРТЕ. Мир транспорта. 2019;17(5):164-184. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-164-184

For citation:


Pastukhov S.S. DEVELOPMENT OF BUSINESS INTELLIGENCE IN TRANSPORT MANAGEMENT. World of Transport and Transportation. 2019;17(5):164-184. (In Russ.) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-164-184

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)