Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Влияние поведенческого фактора водителя на образование транспортного затора

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-272-281

Полный текст:

Аннотация

Движение вавтомобильном потоке подразумевает вовлечение в сложные дорожные ситуации, отрицательно влияющие на время реакции водителя, которая в свою очередь учитывается при определении тормозного пути транспортного средства и определяет безопасность дорожного движения. Эта взаимосвязь показывает влияние поведения водителей в транспортном потоке на дорожнотранспортную ситуацию.
Целью исследования было изучение поведенческих факторов, влияющих на принятие водителями решений. В ходе исследования использованы методы моделирования поведения водителей, математического моделирования, экспериментальные исследования психических и психологических функций водителей.
Моделирование поведения водителя с учётом различного сочетания множества поведенческих и иных факторов приводит к большому количеству вариантов математического описания такого поведения, что затрудняет применение данного подхода при описании поведения водителей в условиях реальной улично-дорожной сети.
Проанализированы работы, посвящённые изучению управляющего воздействия водителя с использованием неизвестных коэффициентов, описывающих модель движения транспортных средств с учётом точности управления им. Рассмотрен наиболее сложный и показательный вариант поведения водителя при проезде нерегулируемого пересечения. Установлено, что при моделировании транспортного потока необходимо учитывать степень решительности водителей (через определение коэффициента решительности– случайную величину с учётом распределения вероятности его значения в совокупности с распределением вероятностей функции интенсивности транспортного потока). Проанализировано распределение коэффициента решительности водителей, полученное по экспериментальным данным.
Определено, что на формирование транспортного затора оказывает влияние стиль вождения, для оценки которого используют условную классификацию поведения водителей на дороге, аименно проявление агрессии и робости. При изучении поведения робких и агрессивных водителей рассмотрено несколько пар траекторий движения и динамика соответствующей плотности транспортного потока, которые рассчитаны на основе модели Edie’s. Подтверждено, что наибольшее отрицательное влияние транспортные заторы оказывают на водителей-холериков ина водителей-сангвиников. Кроме того, прослеживается взаимосвязь между временем реакции водителя и изменением его функционального состояния.
Сделан вывод, что в целях повышения безопасности дорожного движения за счёт более точной оценки возможных рисков возникновения заторовых ситуаций необходимо учитывать поведенческие характеристики водителей и их темпераменты.

Об авторах

В. Н. Басков
Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина (СГТУ им. Ю. А. Гагарина)
Россия

Басков Владимир Николаевич – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой организации перевозок, безопасности движения и сервиса автомобилей

Саратов



Д. А. Красникова
Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина (СГТУ им. Ю. А. Гагарина)
Россия

Красникова Дарья Андреевна – кандидат экономических наук, доцент, кафедры организации перевозок, безопасности движения и сервиса автомобилей

Саратов



Е. И. Исаева
Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина (СГТУ им. Ю. А. Гагарина)
Россия

Исаева Екатерина Игоревна – кандидат технических наук, доцент кафедры организации перевозок, безопасности движения и сервиса автомобилей

Саратов



Список литературы

1. Басков В. Н., Рейн А. Р. Оценка влияния эргономических факторов на состояние водителя и безопасность движения // Научная мысль. – 2016. – № 3. – С. 102–107.

2. Баранов Ю. Н., Катунин А. А., Шкрабак Р. В., Брагинец Ю. Н. Основы обеспечения безопасности в системе «человек–машина–среда» // Вестник НЦБЖД. – 2014. – № 1. – С. 73–76.

3. Алекминский Д. Е., Кожин Д. О., Баранов Ю. Н. Факторы, определяющие возникновение отказа системы «человек–машина» при эксплуатации транспортного средства // Организация дорожного движения и безопасность на дорогах европейских городов: Материалы международной молодёжной научно-практ. конференции. – Чешский технический университет в Праге 2014 г., ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2014.– С. 24–27.

4. Гюлев Н. У. Об изменении времени реакции водителя вследствие пребывания в транспортном заторе // Вестник Национального технического университета «ХПИ». – 2011. – № 2. – С. 117–120.

5. Гецович Е. М., Лазурик В. Т., Семченко Н. А., Король В. Ю. Эмпирико-стохастический подход к моделированию транспортных потоков // Компьютерное моделирование в наукоёмких технологиях: Тр. научн.-техн. конф. с междунар. участием Харьк. нац. ун-та им. В. Н. Каразина, 18–21мая 2010 г. – Харьков, 2010. – Ч. 1. – С. 101–104.

6. Умняшкин В. А., Филькин Н. М., Музафаров Р. С. Теория автомобиля: Учебник. – Ижевск: ИжГТУ, 2006. – 272 с.

7. Басков В. Н., Рейн А. Р. Влияние эксплуатационных факторов на психофизиологическое состояние водителя и его энергозатраты / В сб.: Информационные технологии и инновации на транспорте материалы 2-й Международной научно-практической конференции // Под общ. ред. А. Н. Новикова. – 2016. – С. 139–147.

8. Трясцин А. П., Баранов Ю. Н., Лапин А. П., Катунин А. А. Теоретические подходы к стратегии подготовки водителей транспортных средств // Мир транспорта и технологических машин. – 2012. – № 2. – С. 123–127.

9. Новиков А. Н., Трясцин А. П., Баранов Ю. Н., Самусенко В. И., Никитин А. М. Оценка эффективности функционирования системы подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2014. – № 4. – С. 188–195.

10. Hennessy D. A., Wiesenthal D. L. Gender, Driver Aggression, and Driver Violence: An Applied Evaluation // Sex Roles. – Vol. 44. – No. 11/12. – June 2001. – pp. 661–676.

11. Laval J. A., Leclercq L. A mechanism to describe the formation and propagation of stop-and-go waves in congested freeway traffic. – Phil. Trans. R. A. – 2010. – pp. 4519–4541. – DOI: 10.1098/rsta.2010.0138.

12. Ефремов Б. Д., Оверин Ю. В. Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2011. – № 16. – С. 95–97.

13. Крамарова М. И. Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения // Технологический аудит и резервы производства. – 2012. – № 1. – С. 33–34.

14. Öz B., Özkan T., Lajunen T. An investigation of the relationship between organizational climate and professional drivers’ driver behaviours // Safety Science. – 2010. – № 10. – pp. 1484–1489.

15. Кожин Д. О., Алекминский Д. Е., Евграшин В. В., Баранов Ю. Н. Исследование факторов, определяющих вероятность отказа (опасного действия) водителей автотранспортных средств // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – 2014. – № 1. – С. 235–239.

16. Белоножко А. А., Гамаюнов П. П. Внедрение тестов, определяющих психофизиологические особенности начинающего водителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 35. – С. 21–25.


Для цитирования:


Басков В.Н., Красникова Д.А., Исаева Е.И. Влияние поведенческого фактора водителя на образование транспортного затора. Мир транспорта. 2019;17(4):272-281. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-272-281

For citation:


Baskov V.N., Krasnikova D.A., Isaeva E.I. Effect of Driver Behaviour on Traffic Jams. World of Transport and Transportation. 2019;17(4):272-281. (In Russ.) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-272-281

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)