НАУКА И ТЕХНИКА
Вопросам повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта уделяется много внимания, предлагаются различные конструкции тягового подвижного состава с самыми передовыми техническими решениями, но, к сожалению, многие из них так и остаются лишь на стадии разработки или опытного образца.
Приведён анализ опыта эксплуатации существующих магистральных локомотивов с целью разработки основополагающих принципов концепции повышения энергоэффективности автономных локомотивов, направленных на создание модульной структуры локомотива, позволяющих согласовывать эксплуатационные нагрузки с режимами работы тягового оборудования, что даёт возможность обеспечить наилучшие условия преобразования и передачи энергии на колёсные пары.
Современные бортовые системы локомотивов регистрируют большое количество параметров, которые можно использовать как для определения энергоэффективности работы локомотива, так и для оценки новых технических решений, направленных на применение дискретноадаптивного управления работой модульного исполнения дизель-генераторных установок итяговых электродвигателей в условиях эксплуатации магистральных локомотивов.
Реализация предлагаемой концепции позволяет сэкономить до 20 % дизельного топлива при выполнении перевозочной работы, что подтверждено на опытном образце локомотива.
Строительство в районах Крайнего Севера характеризуется большим количеством естественных природных преград, наличием многолетнемёрзлых грунтов в основаниях сооружений, отсутствием инфраструктуры и экстремальными природно-климатическими условиями. Таким образом наиболее актуальной задачей как при проектировании и строительстве, так и при дальнейшей эксплуатации путей сообщения в районах Заполярья является обеспечение надёжности основания сооружения.
Для обеспечения надёжности сооружений, проектируемых на многолетнемёрзлых грунтах, необходимо проведение теплофизических расчётов и составление прогнозов влияния температурных процессов на грунты основания.
Территория распространения многолетнемёрзлых грунтов (ММГ) занимает большую часть России, поэтому расширение возможностей использования этих регионов для развития сети путей сообщения является важной стратегической задачей для государства. На сегодняшний день, в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетным регионом, с точки зрения экономического роста и стратегического влияния, является Арктическая зона Российской Федерации.
В данной статье проанализировано влияние технологии сезоннодействующих охлаждающих устройств на грунты основания участка Салехард–Надым железнодорожной линии «Северный широтный ход» (ПК 2825+00 – ПК 2830+00). Показана эффективность работы сезонно-действующих охлаждающих устройств на многолетнемёрзлые грунты основания железнодорожной насыпи в совокупности степлоизолирующим материалом. Сделан вывод о достоинствах и недостатках сезонно-действующих охлаждающих устройствах
В статье рассматривается проблема создания равнопрочных двухслойных сферических резинометаллических шарниров (РМШ). При равной толщине слоёв резиновых втулок и равном угле их раскрытия наблюдается существенное отличие в их радиальной жёсткости и относительной деформации резины. При размерах шарниров, соответствующих применяемым в экипажной части локомотивов, наблюдается разница относительной деформации внутренней и наружной втулки примерно в 1,5 раза. Вследствие этого нагрузочную способность сферических двуслойных РМШ предложено определять по величине относительной деформации резины наиболее нагруженной втулки. Также проведены исследования возможностей создания равнодеформируемой конструкции сферического двуслойного РМШ.
Для определения характеристик сферического резинометаллического шарнира использовано цифровое компьютерное моделирование с помощью метода конечных элементов. Предложена параметризированная геометрическая модель сферического двуслойного РМШ и конечноэлементная модель упругой втулки, дающие соотношение радиальных жёсткостей наружной и внутренней втулок, близкое к предварительно определённому на основе уравнений теории упругости в перемещениях в сферической системе координат.
Установлено, что для достижения равноупругости путём изменения угла раскрытия, угол раскрытия наружной арматуры РМШ должен быть примерно в 1,5 раза меньше угла раскрытия внутренней. Это позволяет на 25 % уменьшить ширину наружной арматуры РМШ, однако при этом возникает проблема прочности и жёсткости наружных краёв промежуточной арматуры. Также равноупругость втулок шарнира может быть Достигнута за счёт их разной толщины, при этом для достижения неравножёсткости втулок в пределах ± 5 % требуется обеспечить отклонение диаметра промежуточной обоймы менее чем на ± 0,1 % при изготовлении шарнира.
Полученные результаты исследований доказывают практическую возможность создания равнопрочного (с равной жёсткостью втулок) сферического двуслойного РМШ. Вопрос поиска компромиссной конструкции РМШ, приемлемой с точки зрения нагруженности промежуточной обоймы и требований к точности изготовления, требует дальнейшего изучения.
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА
Транспортная политика включает в себя различные аспекты государственного регулирования работы транспорта и смежных отраслей экономики. При принятии решений в транспортной политике необходимо учитывать широкий спектр факторов и проводить оценку вариантов последствий от тех или иных решений на основе различных критериев, таких как стоимость, воздействие на окружающую среду и социальные эффекты. Двумя широко используемыми инструментами принятия решений в транспортной политике являются многокритериальный анализ решений (MCDA) и анализ затрат и выгод (CBA).
Целью данного исследования является отбор таких методов поддержки принятия решений в транспортной политике, которые позволяли бы учитывать не только монетарные и трудноформализуемые аспекты.
В рамках исследования в качестве практического эксперимента проведён отбор и ранжирование проектов, рассматриваемых в настоящее время в качестве перспективных, на предмет соответствия заданной цели с использованием метода анализа иерархий Т. Саати. Предложен ряд разработанных в рамках исследования критериев для цели прикладной оценки пула проектов и их приоритизации.
На примере данных критериев и метода анализа иерархий разработан новый прикладной инструментарий оценки проектов для последующего использования в системе государственного управления транспортной отраслью. Исследование приходит к выводу, что хотя методы CBA и MCDA имеют свои сильные и слабые стороны, выбор метода Должен зависеть от конкретного контекста проекта.
В статье анализируется характер транспортных отношений между Россией и Китаем с целью выявления основных тенденций и прогнозов относительно развития сотрудничества между двумя странами в этой сфере.
Приводится краткий экскурс в историю взаимодействия партнеров, включая строительство магистралей, которые послужили повышению эффективности путей сообщения.
Акцент при анализе перспектив делается на совершенствование транзитных маршрутов в рамках проектов «Один пояс - один путь», «Восточный полигон». Приводится информация о строительстве новых и модернизации действующих железнодорожных магистралей с привлечением китайского и российского инвестирования, включая мост через реку Амур, Керакский тоннель, развитие транзитного сообщения через Казахстан и Монголию. Подчёркивается роль транспортного сообщения для эффективного сотрудничества в энергетической области.
В статье рассматриваются Два типа перевозок - грузовые и пассажирские. В обоих случаях наблюдается стабильный рост взаимодействия, поскольку в случае с грузовой транспортировкой партнёрство благотворно сказывается на энергетической интеграции, в то время как эффективность пассажирской логистики детерминируется железнодорожной связью между городами России и Китая.
Отмечается сотрудничество российских и китайских компаний в сфере передовых технологий и инвестиций в области высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Делается вывод о взаимовыгодном характере и перспективности укрепления сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта, его роли в развитии региона и транспортной инфраструктуры, а также в увеличении объёма грузовых и пассажирских перевозок.
Управление устойчивым развитием компании оказывает влияние не только на внутренние процессы, но и на взаимодействие с поставщиками и совершенствование системы ответственного управления цепочкой поставок. В этой связи перед транспортными компаниями как поставщиками логистических услуг возникает необходимость уделять внимание соответствию критериям устойчивого развития, чтобы сотрудничество с ними положительно влияло на репутацию и позиции в рейтингах устойчивого развития клиентов. В данной работе рассмотрены критерии оценки зрелости практик, внедряемых поставщиком логистических услуг для крупных производственных компаний в отношении их экологического и социального воздействия. Актуальность работы заключается в необходимости сформировать инструменты для оценки уровня устойчивого развития компаний транспортной отрасли и выработки рекомендаций для общеотраслевых стандартов.
Результаты исследования представляют интерес для руководителей и специалистов логистических компаний и для работников транспортных вузов в виду особой значимости качественного образования Для достижения целей устойчивого развития.
Целью данной статьи является создание теоретических и методических предпосылок обоснования методов управления транспортными организациями в цепях создания ценностей и повышения их эффективности за счёт предотвращения возможных противоречий и конфликтов при выполнении заказа конечного потребителя услуг и/или продукции.
Гипотезой исследования является предположение, что можно определить конкретное количество и качество методов управления транспортными организациями в цепях создания ценности и установить взаимосвязи между ними, что позволит сформировать интегрированную систему управления цепями и различными видами транспорта.
В качестве методов исследования выбраны методы классификации, синтеза, анализа, индукции и дедукции, а в качестве инструмента использованы бинарные матрицы, сформированные на основе классификационных признаков объектов и их дихотомий.
В исследовании получены следующие результаты аргументировано содержание ресурсного подхода к обоснованию методов управления транспортной организацией; разработана классификация административных, экономических, организационных и социально-психологических методов управления данной организацией; выявлены взаимосвязи методов, принципов и подходов к управлению объектами социально-экономических систем.
Внедрение полученных результатов позволит снизить вероятность появления противоречий в цепях создания ценности за счёт согласования содержания систем управления её звеньями, создать предпосылки для снижения упущенной выгоды цепей данного типа, сокращения времени и затрат на подготовку и выполнение управленческих решений, своевременного реагирования на уникальные требования конечных потребителей услуг и/или товаров.
Обеспечение регулярности выполнения рейсов является оДной из ключевых заДач авиакомпании. Три главные компоненты эффективного функционирование системы воздушного транспорта - это обеспечение безопасности полётов, обеспечение регулярности и высокое качество оказываемых услуг, то есть сервисная составляющая процесса авиаперевозки.
При этом стоит обратить внимание на тот факт, что регулярность или пунктуальность выполнения рейсов является основой для обеспечения безопасности, ритмичное выполнение суточного плана позволяет строго выдерживать нормы по своевременному техническому обслуживанию и профилактическим осмотрам воздушных судов. А рейсы, выполняемые со значительными задержками, сводят на нет все усилия авиаперевозчиков показать высокий уровень сервиса на борту и при обслуживании пассажиров в аэропортах. Нарушение регулярности выполнения рейсов приносит авиакомпании убытки и значительный ущерб репутации. Традиционными причинами задержки рейсов являются - неблагоприятные метеоусловия, технические причины, позднее прибытие самолёта. Но у некоторых российских авиакомпаний периодически нарастает показатель задержек вылетов и прибытия рейсов и по причинам загруженности аэропортов, загруженности зон ожидания аэропортов, сбоев в ритмичности выполнения суточного плана.
Каждая задержка рейса создаёт сбойную ситуацию. Вопрос управления сбойной ситуацией всегда являлся темой для научных дискуссий и исследований. Цель исследования - разработать модель управления сбойной ситуацией, задача - изучение вариантов решений в виде очереди воздушных судов на вылет и анализ результатов этих решений, где целевой функцией будет минимизация убытков от задержки.
Для принятия решений предлагается использование имитационной модели условной сбойной ситуации, описанию содержания которой и посвящена эта статья.
Необходимой предпосылкой успешного планирования развития транспортной системы является как можно более точное моделирование пространственного распределения пассажиропотоков, на основании которого рассчитывается прогнозная матрица корреспонденций. Одним из основных методов моделирования является поДхоД, основанный на использовании гравитационной модели.
В настоящей работе исследуется вопрос об адекватности гравитационной модели с двойным ограничением и показательно-степенной функцией тяготения. Именно такая спецификация модели и её частные случаи с показательной и степенной функциями тяготения наиболее часто применяются для оценки пространственного распределения пассажиропотоков как в теоретических, так и в прикладных исследованиях.
В статье показана калибровка и валидация указанной модели на наблюдаемой (фактической) матрице пассажирских железнодорожных корреспонденций, для формирования которой были использованы данные из АБД АСУ «Экспресс»: количество проданных билетов на поезда дальнего следования для всех пар станций, между которыми существует прямое железнодорожное сообщение.
Поскольку калибровка гравитационной модели может быть осуществлена разными методами (в зависимости от того, как в модель включена стохастичность, отвечающая за различия между модельными и наблюдаемыми данными), то в работе выполнен детальный анализ наиболее часто встречающихся методов калибровки гравитационной модели и в результате был выбран подход, основанный на методе максимального правдоподобия. Также в работе проанализирован инструментарий валидации гравитационной модели, используемый для оценки близости между наблюдаемой и модельной матрицами корреспонденций.
В результате сравнения модельной и наблюдаемой матриц корреспонденций установлено, что рассматриваемая гравитационная модель с высокой степенью точности прогнозирует агрегированные показатели: общий пассажирооборот, среднюю дальность поездки и распределение дальности поездок. В то же время показано, что погрешность прогноза пассажиропотока для большинства отдельных корреспонденций достаточно велика. Это обстоятельство существенно снижает возможность практического применения гравитационной модели для анализа и моделирования пассажиропотоков в железнодорожном пассажирском сообщении дальнего следования.
Целью настоящей публикации является рассмотрение и оценка внедрения обслуживания и ремонта пассажирского подвижного состава на основе заключения договорных отношений по контракту жизненного цикла (КЖЦ).
По результатам проведённого анализа и полученного опыта формирования договорных отношений в формате КЖЦ как со стороны зарубежных компаний, так и на отечественном рынке установлено, что заказчику выгодно их заключение. Расходы, в конечном итоге, снижаются примерно на 10—15 % в сравнении с традиционной формой заключения договорных отношений (отдельный договор на изготовление и сервисное обслуживание). Существенным преимуществом является также то, что использование такого рода соглашений исключают необходимость поиска и последующего заключения договоров с исполнителями на этапе эксплуатации.
При заключении контрактов КЖЦ закупка и заключение договора на последующее сервисное обслуживание подвижного состава могут быть осуществлены на основе концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства о закупке. При закупке необходимо руководствоваться требованиями федерального закона в части обязательного проведения конкурсных процедур и отбора потенциальных поставщиков.
На основании анализа существующих моделей формирования договорных отношений по обслуживанию подвижного состава по контракту КЖЦ целесообразно рассматривать возможность его распространения на вновь изготавливаемый пассажирский подвижной состав, используемый в дальнем сообщении.
Совершенствование процесса транспортировки приводит к расширению возможностей перевозчиков, производителей и заказчиков, что в свою очередь ведёт к увеличению потребности в перевозке грузов.
Повышение скорости и качества прохождения этапов подготовки к перевозке крупногабаритных грузов позволит снизить затраты на доставку такого груза, приведёт к привлечению инвестиций в различные отрасли экономики.
В этой связи актуальной научной проблемой, рассмотрение которой составляет цель исследования, является необходимость разработки и применения унифицированного программного алгоритма подготовки к перевозке крупногабаритных грузов.
Использовались теоретические методы изучения и анализа отечественных и зарубежных источников информации о подготовке к транспортировке крупногабаритных грузов.
В ходе исследования последовательно рассмотрены аспекты, касающиеся подготовки к транспортировке крупногабаритного груза, и разработан проект алгоритма для автоматизации планирования этапов перевозки крупногабаритных грузов.
При использовании предлагаемого автоматизированного унифицированного алгоритма подготовки к транспортному процессу предполагается снижение трудовых, временных затрат процесса транспортировки крупногабаритного груза в целом и снижение рисков допущения технологической ошибки на этапах подготовки к транспортировке крупногабаритного груза, которая может привести к финансовым и репутационным потерям.
БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, ЭКОЛОГИЯ
В связи с возросшим интересом к реализации повестки устойчивого развития необходима объективная оценка успешности продвижения по поставленным целям устойчивого развития и задачам.
Цель статьи - рассмотреть доступность показателей транспорта по ЦУР 9.1 («Развивать качественную, надёжную, устойчивую и стойкую инфраструктуру, включая региональную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, уделяя особое внимание обеспечению недорогого и равноправного доступа для всех») на примере стран-участников G20, а также оценить полноту данных, предоставляемых странами. Информационно-эмпирическая база исследования основана на данных Европейской экономической комиссии ООН и Росстата. При проведении исследования использованы общенаучные методы анализа, синтеза и классификации.
Результатом обработки данных является оценка доступности данных и расчёт индекса полноты данных для стран G20. Авторами предложены дополнения по отслеживаемым показателям по объёму пассажирских и грузовых перевозок по видам транспорта, а также обоснована необходимость введения нового показателя «объём инвестиций в инфраструктуру по видам транспорта».
Актуальность проблем безопасности применяемого в городском хозяйстве широкого спектра противогололёдных материалов и химических антигололёдных реагентов предопределена рядом аспектов и факторов, связанных с негативным воздействием антигололёдной продукции на природную среду, имущество и здоровье граждан, её недостаточной эффективностью в плане обеспечения транспортной безопасности, предупреждением причин, условий возникновения транспортных аварий, ростом травматизма населения в зимний период.
Целью исследования послужило изучение возможности применения практически неопасных для окружающей среды золошлаковых смесей совместно с органическими добавками из растительных отходов в качестве комплексных антигололёдных материалов. Основными задачами работы определены: сравнительный анализ эффективности и безопасности используемых противогололёдных материалов, обоснование возможности замены на золошлаковое вторичное сырьё, оценка сложившейся ситуации с обращением золошлаковых отходов, технической возможностью, экологической допустимостью, экономической целесообразностью их повторного применения в обозначенном качестве на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры.
Достигаемыми результатами проведённого исследования служат: снижение техносферной нагрузки на природную среду, предупреждение всех видов негативного воздействия на здоровье граждан, их личное имущество, замена ценного природного сырья - вторичным, предупреждение возникновения транспортных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций техногенного характера. По итогам исследования планируется провести натурные исследования и, в случае получения положительных результатов, определяющих безопасность и результативность использования нового противогололёдного материала, оформить патент на изобретение с дальнейшим внедрением инновационного предложения в различных регионах Российской Федерации.
КОЛЕСО ИСТОРИИ
«Вспомним всех поименно, горем вспомним своим... Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!»
(Роберт Рождественский, «Реквием»)
От хранителей истории - сотрудников музеев в повествованиях о Великой Отечественной войне часто ждут ярких рассказов о героях и их подвигах. Подвиги непременно должны быть впечатляющими, истории яркими и захватывающими, подкреплёнными внушительными цифрами, высокими наградами. Всё так. Но пусть история, о которой пойдёт речь в статье, напомнит о том, что Победа в самой страшной и кровопролитной войне XX столетия стала возможной благодаря ежедневным подвигам всех граждан нашей страны, всех без исключения, независимо от их возраста, пола, профессии. Именно потому, что студентки МИИТа, отправившиеся добровольцами на фронт в 1942 году, не считали себя героями, их историю сегодня сотрудники музея РУТ (МИИТ) восстанавливают по крупицам в архивах и новые факты их боевого пути публикуют впервые за 80 лет!
В этом номере воспроизводятся выдержки из предварительного проекта одного из главных документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность железных дорог, – положения о движении поездов. Составлен он был более 130 лет назад. В части технических особенностей эксплуатации он представляет, может быть, меньший интерес, чем в части публикуемых фрагментов, относящихся к деятельности служащих железных дорог или, в современном понимании, персонала. При всей исторической отдалённости от нашего времени многие акценты в документе вполне актуальны, как например, требование к работникам при совмещении профессий обладать полным набором навыков по каждой из них.
При воспроизведении публикации максимально сохранены стиль, пунктуация и лексика того времени.
КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ
В статье рассматривается и рецензируется трехтомная монография «Военное право» под общей редакцией А. Н. Савенкова и А. В. Кудашкина с точки зрения использования её результатов в процессе обучения и профессиональной деятельности будущих работников транспортной сферы. Положительно оценивая структуру и содержание монографии, особое внимание уделяется тому, что она содержит в себе ценную информацию и для транспортной сферы страны. Авторы рецензии отмечают, что монография способна удовлетворить потребность современного транспортного образования, с учётом необходимости формирования у будущих специалистов правовых знаний о военно-транспортной обязанности и военном сегменте транспортных отношений. Указывается на имеющиеся в данной области достижения и обосновываются перспективы проведения дальнейших исследований.
Авторы рецензии также считают, что можно было бы более подробно остановиться на проблематике военно-транспортной обязанности, которая могла бы стать прекрасным дополнением рассматриваемой трёхтомной монографии.