Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

НАУКА И ТЕХНИКА

6-13 372
Аннотация

Вопросам повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта уделяется много внимания, предлагаются различные конструкции тягового подвижного состава с самыми передовыми техническими решениями, но, к сожалению, многие из них так и остаются лишь на стадии разработки или опытного образца.
Приведён анализ опыта эксплуатации существующих магистральных локомотивов с целью разработки основополагающих принципов концепции повышения энергоэффективности автономных локомотивов, направленных на создание модульной структуры локомотива, позволяющих согласовывать эксплуатационные нагрузки с режимами работы тягового оборудования, что даёт возможность обеспечить наилучшие условия преобразования и передачи энергии на колёсные пары. 
Современные бортовые системы локомотивов регистрируют большое количество параметров, которые можно использовать как для определения энергоэффективности работы локомотива, так и для оценки новых технических решений, направленных на применение дискретноадаптивного управления работой модульного исполнения дизель-генераторных установок итяговых электродвигателей в условиях эксплуатации магистральных локомотивов.
Реализация предлагаемой концепции позволяет сэкономить до 20 % дизельного топлива при выполнении перевозочной работы, что подтверждено на опытном образце локомотива.

14-21 313
Аннотация

Строительство в районах Крайнего Севера характеризуется большим количеством естественных природных преград, наличием многолетнемёрзлых грунтов в основаниях сооружений, отсутствием инфраструктуры и экстремальными природно-климатическими условиями. Таким образом наиболее актуальной задачей как при проектировании и строительстве, так и при дальнейшей эксплуатации путей сообщения в районах Заполярья является обеспечение надёжности основания сооружения.
Для обеспечения надёжности сооружений, проектируемых на многолетнемёрзлых грунтах, необходимо проведение теплофизических расчётов и составление прогнозов влияния температурных процессов на грунты основания.
Территория распространения многолетнемёрзлых грунтов (ММГ) занимает большую часть России, поэтому расширение возможностей использования этих регионов для развития сети путей сообщения является важной стратегической задачей для государства. На сегодняшний день, в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетным регионом, с точки зрения экономического роста и стратегического влияния, является Арктическая зона Российской Федерации.
В данной статье проанализировано влияние технологии сезоннодействующих охлаждающих устройств на грунты основания участка Салехард–Надым железнодорожной линии «Северный широтный ход» (ПК 2825+00 – ​ПК 2830+00). Показана эффективность работы сезонно-действующих охлаждающих устройств на многолетнемёрзлые грунты основания железнодорожной насыпи в совокупности степлоизолирующим материалом. Сделан вывод о достоинствах и недостатках сезонно-действующих охлаждающих устройствах

22-30 274
Аннотация

В статье рассматривается проблема создания равно­прочных двухслойных сферических резинометаллических шарниров (РМШ). При равной толщине слоёв резиновых втулок и равном угле их раскрытия наблюдается суще­ственное отличие в их радиальной жёсткости и относи­тельной деформации резины. При размерах шарниров, со­ответствующих применяемым в экипажной части локомо­тивов, наблюдается разница относительной деформации внутренней и наружной втулки примерно в 1,5 раза. Вследствие этого нагрузочную способность сферических двуслойных РМШ предложено определять по величине относительной деформации резины наиболее нагруженной втулки. Также проведены исследования возможностей создания равнодеформируемой конструкции сферического двуслойного РМШ.

Для определения характеристик сферического резино­металлического шарнира использовано цифровое компью­терное моделирование с помощью метода конечных элемен­тов. Предложена параметризированная геометрическая модель сферического двуслойного РМШ и конечно­элементная модель упругой втулки, дающие соотношение радиальных жёсткостей наружной и внутренней втулок, близкое к предварительно определённому на основе уравне­ний теории упругости в перемещениях в сферической сис­теме координат.

Установлено, что для достижения равноупругости пу­тём изменения угла раскрытия, угол раскрытия наружной арматуры РМШ должен быть примерно в 1,5 раза меньше угла раскрытия внутренней. Это позволяет на 25 % умень­шить ширину наружной арматуры РМШ, однако при этом возникает проблема прочности и жёсткости наружных краёв промежуточной арматуры. Также равноупругость втулок шарнира может быть Достигнута за счёт их разной толщины, при этом для достижения неравножёсткости втулок в пределах ± 5 % требуется обеспечить отклонение диаметра промежуточной обоймы менее чем на ± 0,1 % при изготовлении шарнира.

Полученные результаты исследований доказывают практическую возможность создания равнопрочного (с рав­ной жёсткостью втулок) сферического двуслойного РМШ. Вопрос поиска компромиссной конструкции РМШ, приемлемой с точки зрения нагруженности промежуточной обоймы и требований к точности изготовления, требует дальней­шего изучения.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

32-39 372
Аннотация

Транспортная политика включает в себя различные аспек­ты государственного регулирования работы транспорта и смежных отраслей экономики. При принятии решений в транс­портной политике необходимо учитывать широкий спектр факторов и проводить оценку вариантов последствий от тех или иных решений на основе различных критериев, таких как стоимость, воздействие на окружающую среду и социальные эффекты. Двумя широко используемыми инструментами приня­тия решений в транспортной политике являются многокрите­риальный анализ решений (MCDA) и анализ затрат и выгод (CBA).

Целью данного исследования является отбор таких ме­тодов поддержки принятия решений в транспортной полити­ке, которые позволяли бы учитывать не только монетарные и трудноформализуемые аспекты.

В рамках исследования в качестве практического экспе­римента проведён отбор и ранжирование проектов, рассмат­риваемых в настоящее время в качестве перспективных, на предмет соответствия заданной цели с использованием метода анализа иерархий Т. Саати. Предложен ряд разрабо­танных в рамках исследования критериев для цели прикладной оценки пула проектов и их приоритизации.

На примере данных критериев и метода анализа иерархий разработан новый прикладной инструментарий оценки про­ектов для последующего использования в системе государ­ственного управления транспортной отраслью. Исследование приходит к выводу, что хотя методы CBA и MCDA имеют свои сильные и слабые стороны, выбор метода Должен зави­сеть от конкретного контекста проекта.

40-48 329
Аннотация

В статье анализируется характер транспортных отношений между Россией и Китаем с целью выявления основных тенденций и прогнозов относительно развития сотрудничества между двумя странами в этой сфере.

Приводится краткий экскурс в историю взаимодействия партнеров, включая строительство магистралей, которые послужили повышению эффективности путей сообщения.

Акцент при анализе перспектив делается на совершен­ствование транзитных маршрутов в рамках проектов «Один пояс - один путь», «Восточный полигон». Приводится ин­формация о строительстве новых и модернизации дей­ствующих железнодорожных магистралей с привлечением китайского и российского инвестирования, включая мост через реку Амур, Керакский тоннель, развитие транзитного сообщения через Казахстан и Монголию. Подчёркивается роль транспортного сообщения для эффективного сотруд­ничества в энергетической области.

В статье рассматриваются Два типа перевозок - грузовые и пассажирские. В обоих случаях наблюдается стабильный рост взаимодействия, поскольку в случае с грузовой транспортировкой партнёрство благотворно сказывается на энергетической интеграции, в то время как эффективность пассажирской логистики детермини­руется железнодорожной связью между городами России и Китая.

Отмечается сотрудничество российских и китайских компаний в сфере передовых технологий и инвестиций в области высокоскоростного железнодорожного транс­порта.

Делается вывод о взаимовыгодном характере и перспек­тивности укрепления сотрудничества в сфере железнодо­рожного транспорта, его роли в развитии региона и транс­портной инфраструктуры, а также в увеличении объёма грузовых и пассажирских перевозок.

49-54 247
Аннотация

Управление устойчивым развитием компании оказывает влияние не только на внутренние процессы, но и на взаимо­действие с поставщиками и совершенствование системы ответственного управления цепочкой поставок. В этой связи перед транспортными компаниями как поставщиками логистических услуг возникает необходимость уделять внимание соответствию критериям устойчивого развития, чтобы сотрудничество с ними положительно влияло на репутацию и позиции в рейтингах устойчивого развития клиентов. В данной работе рассмотрены критерии оценки зрелости практик, внедряемых поставщиком логистических услуг для крупных производственных компаний в отношении их экологического и социального воздействия. Актуальность работы заключается в необходимости сформировать ин­струменты для оценки уровня устойчивого развития компа­ний транспортной отрасли и выработки рекомендаций для общеотраслевых стандартов.

Результаты исследования представляют интерес для руководителей и специалистов логистических компаний и для работников транспортных вузов в виду особой значи­мости качественного образования Для достижения целей устойчивого развития.

 

55-66 225
Аннотация

Целью данной статьи является создание теоретиче­ских и методических предпосылок обоснования методов управления транспортными организациями в цепях создания ценностей и повышения их эффективности за счёт пред­отвращения возможных противоречий и конфликтов при выполнении заказа конечного потребителя услуг и/или продукции.

Гипотезой исследования является предположение, что можно определить конкретное количество и качество методов управления транспортными организациями в цепях создания ценности и установить взаимосвязи между ними, что позволит сформировать интегрирован­ную систему управления цепями и различными видами транспорта.

В качестве методов исследования выбраны методы классификации, синтеза, анализа, индукции и дедукции, а в качестве инструмента использованы бинарные матрицы, сформированные на основе классификационных признаков объектов и их дихотомий.

В исследовании получены следующие результаты аргумен­тировано содержание ресурсного подхода к обоснованию методов управления транспортной организацией; разработана класси­фикация административных, экономических, организационных и социально-психологических методов управления данной орга­низацией; выявлены взаимосвязи методов, принципов и подходов к управлению объектами социально-экономических систем.

Внедрение полученных результатов позволит снизить вероятность появления противоречий в цепях создания ценности за счёт согласования содержания систем управ­ления её звеньями, создать предпосылки для снижения упу­щенной выгоды цепей данного типа, сокращения времени и затрат на подготовку и выполнение управленческих реше­ний, своевременного реагирования на уникальные требования конечных потребителей услуг и/или товаров.

67-74 451
Аннотация

Обеспечение регулярности выполнения рейсов являет­ся оДной из ключевых заДач авиакомпании. Три главные компоненты эффективного функционирование системы воздушного транспорта - это обеспечение безопасности полётов, обеспечение регулярности и высокое качество оказываемых услуг, то есть сервисная составляющая про­цесса авиаперевозки.

При этом стоит обратить внимание на тот факт, что регулярность или пунктуальность выполнения рейсов является основой для обеспечения безопасности, ритмич­ное выполнение суточного плана позволяет строго выдер­живать нормы по своевременному техническому обслужи­ванию и профилактическим осмотрам воздушных судов. А рейсы, выполняемые со значительными задержками, сводят на нет все усилия авиаперевозчиков показать вы­сокий уровень сервиса на борту и при обслуживании пасса­жиров в аэропортах. Нарушение регулярности выполнения рейсов приносит авиакомпании убытки и значительный ущерб репутации. Традиционными причинами задержки рейсов являются - неблагоприятные метеоусловия, тех­нические причины, позднее прибытие самолёта. Но у неко­торых российских авиакомпаний периодически нарастает показатель задержек вылетов и прибытия рейсов и по причинам загруженности аэропортов, загруженности зон ожидания аэропортов, сбоев в ритмичности выполнения суточного плана.

Каждая задержка рейса создаёт сбойную ситуацию. Вопрос управления сбойной ситуацией всегда являлся темой для научных дискуссий и исследований. Цель исследования - разработать модель управления сбойной ситуацией, зада­ча - изучение вариантов решений в виде очереди воздушных судов на вылет и анализ результатов этих решений, где целевой функцией будет минимизация убытков от задержки.

Для принятия решений предлагается использование имитационной модели условной сбойной ситуации, описанию содержания которой и посвящена эта статья.

75-86 282
Аннотация

Необходимой предпосылкой успешного планирования развития транспортной системы является как можно более точное моделирование пространственного рас­пределения пассажиропотоков, на основании которого рассчитывается прогнозная матрица корреспонденций. Одним из основных методов моделирования является поДхоД, основанный на использовании гравитационной модели.

В настоящей работе исследуется вопрос об адекват­ности гравитационной модели с двойным ограничением и показательно-степенной функцией тяготения. Именно такая спецификация модели и её частные случаи с показа­тельной и степенной функциями тяготения наиболее часто применяются для оценки пространственного распределения пассажиропотоков как в теоретических, так и в прикладных исследованиях.

В статье показана калибровка и валидация указанной модели на наблюдаемой (фактической) матрице пассажир­ских железнодорожных корреспонденций, для формирования которой были использованы данные из АБД АСУ «Экспресс»: количество проданных билетов на поезда дальнего следова­ния для всех пар станций, между которыми существует прямое железнодорожное сообщение.

Поскольку калибровка гравитационной модели может быть осуществлена разными методами (в зависимости от того, как в модель включена стохастичность, отвечающая за различия между модельными и наблюдаемыми данными), то в работе выполнен детальный анализ наиболее часто встречающихся методов калибровки гравитационной моде­ли и в результате был выбран подход, основанный на мето­де максимального правдоподобия. Также в работе проанали­зирован инструментарий валидации гравитационной модели, используемый для оценки близости между наблюдаемой и модельной матрицами корреспонденций.

В результате сравнения модельной и наблюдаемой матриц корреспонденций установлено, что рассматривае­мая гравитационная модель с высокой степенью точности прогнозирует агрегированные показатели: общий пассажирооборот, среднюю дальность поездки и распределение дальности поездок. В то же время показано, что погреш­ность прогноза пассажиропотока для большинства отдель­ных корреспонденций достаточно велика. Это обстоятель­ство существенно снижает возможность практического применения гравитационной модели для анализа и модели­рования пассажиропотоков в железнодорожном пассажирском сообщении дальнего следования.

 

87-90 300
Аннотация

Целью настоящей публикации является рассмотре­ние и оценка внедрения обслуживания и ремонта пасса­жирского подвижного состава на основе заключения до­говорных отношений по контракту жизненного цикла (КЖЦ).

По результатам проведённого анализа и полученного опыта формирования договорных отношений в формате КЖЦ как со стороны зарубежных компаний, так и на отече­ственном рынке установлено, что заказчику выгодно их заключение. Расходы, в конечном итоге, снижаются пример­но на 10—15 % в сравнении с традиционной формой заключе­ния договорных отношений (отдельный договор на изготов­ление и сервисное обслуживание). Существенным преимуще­ством является также то, что использование такого рода соглашений исключают необходимость поиска и последую­щего заключения договоров с исполнителями на этапе экс­плуатации.

При заключении контрактов КЖЦ закупка и заключение до­говора на последующее сервисное обслуживание подвижного со­става могут быть осуществлены на основе концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства о закупке. При закупке необходимо руководствоваться требова­ниями федерального закона в части обязательного проведения конкурсных процедур и отбора потенциальных поставщиков.

На основании анализа существующих моделей форми­рования договорных отношений по обслуживанию подвижно­го состава по контракту КЖЦ целесообразно рассматри­вать возможность его распространения на вновь изготав­ливаемый пассажирский подвижной состав, используемый в дальнем сообщении.

 

91-100 201
Аннотация

Совершенствование процесса транспортировки приво­дит к расширению возможностей перевозчиков, производи­телей и заказчиков, что в свою очередь ведёт к увеличению потребности в перевозке грузов.

Повышение скорости и качества прохождения этапов подготовки к перевозке крупногабаритных грузов позволит снизить затраты на доставку такого груза, приведёт к привлечению инвестиций в различные отрасли экономики.

В этой связи актуальной научной проблемой, рассмот­рение которой составляет цель исследования, является необходимость разработки и применения унифицированного программного алгоритма подготовки к перевозке крупнога­баритных грузов.

Использовались теоретические методы изучения и анализа отечественных и зарубежных источников ин­формации о подготовке к транспортировке крупногаба­ритных грузов.

В ходе исследования последовательно рассмотрены аспекты, касающиеся подготовки к транспортировке круп­ногабаритного груза, и разработан проект алгоритма для автоматизации планирования этапов перевозки крупнога­баритных грузов.

При использовании предлагаемого автоматизированно­го унифицированного алгоритма подготовки к транспорт­ному процессу предполагается снижение трудовых, времен­ных затрат процесса транспортировки крупногабаритного груза в целом и снижение рисков допущения технологической ошибки на этапах подготовки к транспортировке крупнога­баритного груза, которая может привести к финансовым и репутационным потерям.

БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, ЭКОЛОГИЯ

102-109 262
Аннотация

В связи с возросшим интересом к реализации повестки устойчивого развития необходима объективная оценка успешности продвижения по поставленным целям устойчи­вого развития и задачам.

Цель статьи - рассмотреть доступность показате­лей транспорта по ЦУР 9.1 («Развивать качественную, надёжную, устойчивую и стойкую инфраструктуру, включая региональную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, уделяя особое внимание обеспечению недорогого и равно­правного доступа для всех») на примере стран-участников G20, а также оценить полноту данных, предоставляемых странами. Информационно-эмпирическая база исследования основана на данных Европейской экономической комиссии ООН и Росстата. При проведении исследования использо­ваны общенаучные методы анализа, синтеза и классифи­кации.

Результатом обработки данных является оценка до­ступности данных и расчёт индекса полноты данных для стран G20. Авторами предложены дополнения по отслежи­ваемым показателям по объёму пассажирских и грузовых перевозок по видам транспорта, а также обоснована необ­ходимость введения нового показателя «объём инвестиций в инфраструктуру по видам транспорта».

110-116 247
Аннотация

Актуальность проблем безопасности применяемого в городском хозяйстве широкого спектра противогололёд­ных материалов и химических антигололёдных реагентов предопределена рядом аспектов и факторов, связанных с негативным воздействием антигололёдной продукции на природную среду, имущество и здоровье граждан, её недо­статочной эффективностью в плане обеспечения транс­портной безопасности, предупреждением причин, условий возникновения транспортных аварий, ростом травматизма населения в зимний период.

Целью исследования послужило изучение возможности применения практически неопасных для окружающей среды золошлаковых смесей совместно с органическими добавками из растительных отходов в качестве комплексных антиго­лолёдных материалов. Основными задачами работы опре­делены: сравнительный анализ эффективности и безопас­ности используемых противогололёдных материалов, обос­нование возможности замены на золошлаковое вторичное сырьё, оценка сложившейся ситуации с обращением золошлаковых отходов, технической возможностью, экологиче­ской допустимостью, экономической целесообразностью их повторного применения в обозначенном качестве на объек­тах дорожно-транспортной инфраструктуры.

Достигаемыми результатами проведённого исследова­ния служат: снижение техносферной нагрузки на природную среду, предупреждение всех видов негативного воздействия на здоровье граждан, их личное имущество, замена ценного природного сырья - вторичным, предупреждение возникно­вения транспортных аварий и связанных с ними чрезвычай­ных ситуаций техногенного характера. По итогам исследо­вания планируется провести натурные исследования и, в случае получения положительных результатов, опреде­ляющих безопасность и результативность использования нового противогололёдного материала, оформить патент на изобретение с дальнейшим внедрением инновационного предложения в различных регионах Российской Федерации.

КОЛЕСО ИСТОРИИ

118-125 250
Аннотация

«Вспомним всех поименно, горем вспомним своим... Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!»

(Роберт Рождественский, «Реквием»)

От хранителей истории - сотрудников музеев в повествованиях о Великой Отечественной войне часто ждут ярких рассказов о героях и их подвигах. Подвиги непремен­но должны быть впечатляющими, истории яркими и захва­тывающими, подкреплёнными внушительными цифрами, высокими наградами. Всё так. Но пусть история, о кото­рой пойдёт речь в статье, напомнит о том, что Победа в самой страшной и кровопролитной войне XX столетия стала возможной благодаря ежедневным подвигам всех граждан нашей страны, всех без исключения, независимо от их возраста, пола, профессии. Именно потому, что студентки МИИТа, отправившиеся добровольцами на фронт в 1942 году, не считали себя героями, их историю сегодня сотрудники музея РУТ (МИИТ) восстанавливают по крупицам в архивах и новые факты их боевого пути публикуют впервые за 80 лет!

 
126–132 143
Аннотация

В этом номере воспроизводятся выдержки из предварительного проекта одного из главных документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность железных дорог, – положения о движении поездов. Составлен он был более 130 лет назад. В части технических особенностей эксплуатации он представляет, может быть, меньший интерес, чем в части публикуемых фрагментов, относящихся к деятельности служащих железных дорог или, в современном понимании, персонала. При всей исторической отдалённости от нашего времени многие акценты в документе вполне актуальны, как например, требование к работникам при совмещении профессий обладать полным набором навыков по каждой из них. 
При воспроизведении публикации максимально сохранены стиль, пунктуация и лексика того времени.

КНИЖНАЯ ЛОЦИЯ

134–137 209
Аннотация

В статье рассматривается и рецензируется трехтомная монография «Военное право» под общей редакцией А. Н. Савенкова и А. В. Кудашкина с точки зрения использования её результатов в процессе обучения и профессиональной деятельности будущих работников транспортной сферы. Положительно оценивая структуру и содержание монографии, особое внимание уделяется тому, что она содержит в себе ценную информацию и для транспортной сферы страны. Авторы рецензии отмечают, что монография способна удовлетворить потребность современного транспортного образования, с учётом необходимости формирования у будущих специалистов правовых знаний о военно-транспортной обязанности и военном сегменте транспортных отношений. Указывается на имеющиеся в данной области достижения и обосновываются перспективы проведения дальнейших исследований.

Авторы рецензии также считают, что можно было бы более подробно остановиться на проблематике военно-транспортной обязанности, которая могла бы стать прекрасным дополнением рассматриваемой трёхтомной монографии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)