Методика определения рационального порядка использования маневровых локомотивов на пассажирской станции
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-3-10
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Железнодорожный транспорт является одним из важнейших перевозчиков пассажиров в Российской Федерации. На его долю в 2023 году пришлось более 35 % всех пассажирских перевозок. При этом на дальнее сообщение – почти 37 % от общего объема перевозок железнодорожным транспортом. Анализ динамики изменения пассажирооборота и объемов перевозок говорят о том, что рынок не только восстановился после беспрецедентного падения 2020 года, но продолжает уверенно расти. Рост объемов пассажирских перевозок влечет за собой увеличение объемов работы пассажирских и пассажирских технических станций. Увеличивается нагрузка на вокзальные комплексы (особенно в периоды массовых перевозок). Перевозчики постоянно работают над формированием новых транспортных продуктов, отличающихся скоростью и уровнем комфорта. Например, только АО «ФПК» сегодня предлагает своим клиентам порядка 90 комбинаций предложений, отличающихся не только категорией поезда, типом вагона, но и набором услуг в пути следования. При этом, очевидно, ключевым требованием, независимо от класса, является высокое качество подготовки составов в рейс и слаженная работа всех подразделений пассажирского комплекса.
В настоящее время большинство исследований пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта посвящено исследованию ее отдельных объектов, например, особенностям проектирования и эксплуатации транспортно-пересадочных узлов, технологии работы пассажирских и пассажирских технических станций. При этом мало внимания уделяется комплексному функционированию «пассажирской станции – пассажирской технической станции – транспортно-пересадочного узла» как единой системы. В статье предлагается математическая формализация процесса рациональной последовательности обслуживания пассажирских поездов с использованием методов линейного программирования, позволяющая решать целый ряд эксплуатационных задач и проводить исследования по оценке уровня влияния различных факторов на показатели работы пассажирских и пассажирских технических станций.
Об авторах
Е. Б. КуликоваРоссия
Куликова Екатерина Борисовна – кандидат технических наук, доцент кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальными системами, директор Фонда целевого капитала
Москва
Scopus Author ID: 57214271685;
Author ID: 360594
П. А. Минаков
Россия
Минаков Павел Андреевич – кандидат технических наук, доцент кафедры управления эксплуатационной работой
и безопасностью на транспорте
Москва
РИНЦ Author ID: 1057564
Список литературы
1. Абдуллаев И. С. Перспективы пассажирских железнодорожных станций в мегаполисах // Мир транспорта. - 2015. - Т. 13. - № 5 (60). - С. 160-164. EDN: VMBQDL.
2. Анисимкова Н. И. Краткий анализ развития отечественных и зарубежных пассажирских станций // Аллея науки. - 2021. - Т. 1. - № 1 (52). - С. 281-286. EDN: VDIGRV.
3. Метёлкин П. В., Лебедева Ю. А., Мурашев В. А. Состояние и перспективы развития перевозок пассажиров дальнего следования в Московском железнодорожном узле // Вестник транспорта. - 2007. - № 6. - С. 21-26. EDN: PWKURP.
4. Персианов В. А., Скалов К. Ю., Усков Н. С. Моделирование транспортных систем. - М.: Транспорт, 1972. - 208 с.
5. Пехтерев Ф. С. Пути улучшения взаимодействия транспортных систем «Пространства 1520» // ЕвразияВести. - 2012. - № 4. [Электронный ресурс]: http://eav.ru/publ1.php?publid=2012-04a21&ysclid=m4k08d724c10966456. Доступ 15.03.2024.
6. Кочнев Ф. П., Максимович Б. М., Тихонов К. К., Черномордик Г. И. Организация движения на железнодорожном транспорте. - 3 е, изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1969. - 472 с.
7. Коробкин С. Е. Модернизация станционной инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО «РЖД» // Вестник университета. - 2013. - № 2. - С. 52-56. EDN: PYKIJX.
8. Вентцель Е. С. Исследование операций. - М.: Советское радио, 1972. - 522 с. [Электронный ресурс]: https://djvu.online/file/drARRZJ8UHtCU. Доступ 22.12.2024.
9. Кофман А., Крюон Р. Массовое обслуживание. Теория и приложения / пер. с фр. В. И. Неймана и В. П.Швальба; под ред. И. Н. Коваленко - М.: Мир, 1965. - 302 с.
10. Минаков П. А. Использование дифференциальных уравнений для определения технико-технологических параметров работы сортировочной станции // Наука и техника транспорта. - 2012. - № 3. - С. 19-24. EDN: PBUCAL.
11. Минаков П. А. Взаимодействие технологических линий в парке приема сортировочной станции // Железнодорожный транспорт. - 2012. - № 9. - С. 23-25. EDN: PEMRKV.
12. Минаков П. А. Обоснование комплекса технико-технологических параметров работы сортировочной станции в условиях высоких загрузок / Автореф… дис… канд. техн. наук. - М.: МГУПС (МИИТ), 2012. - 24 с. EDN SVCXTV.
13. Данциг Дж. Линейное программирование, его обобщения и применения / Пер. с англ. Г. Н. Андрианова [и др.]; Общая ред. и предисл. Н. Н. Воробьева. - М.: Прогресс, 1966. - 600 с. [Электронный ресурс]: https://djvu.online/file/nk9t97fW562M2?ysclid=m4k0p85hmk63162567. Доступ 15.03.2024.
14. Нестеров Е. П. Транспортные задачи линейного программирования. - М.: Трансжелдориздат, 1962. - 171 с.
15. Чередников И. К. Особенности работы пассажирских станций с грузовыми и почтово-багажными вагонами // Молодежная наука: Труды XXV Международной научно-практ. конференции, Красноярск, 22-24 апреля 2021 года. Том 2. - Красноярск: Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал ИрГУПС, 2021. - С. 252-255. EDN: UOZDIK.
Рецензия
Для цитирования:
Куликова Е.Б., Минаков П.А. Методика определения рационального порядка использования маневровых локомотивов на пассажирской станции. Мир транспорта. 2024;22(3):80-91. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-3-10
For citation:
Kulikova E.B., Minakov P.A. Methodology for Determining the Rational Order of Using Shunting Locomotives at a Passenger Station. World of Transport and Transportation. 2024;22(3):80-91. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-3-10