Стойкость асфальтобетонов к образованию пластической колеи в зависимости от сдвиговой устойчивости вяжущих материалов
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-4
Аннотация
В работе обоснована актуальность исследования процесса пластического колееобразования на автомобильных дорогах с асфальтобетонными покрытиями. Выдвинута гипотеза о том, что существующий подход к контролю качественных показателей на этапе выпуска асфальтобетонных смесей, в том числе входящих в ее состав компонентов, а именно контроль требуемой стойкости к пластическому колееобразованию получаемых асфальтобетонных покрытий, имеет существенный недостаток. Обозначенный недостаток заключается в том, что оценка возможности использования конкретной партии вяжущего материала для приготовления асфальтобетонной смеси в настоящее время осуществляется только на основании входного контроля качества данного материала, путем сопоставления полученных в лаборатории фактических значений физико-механических характеристик с минимальными нормативными значениями, установленными для принятой в проектной документации марки вяжущего материала, без учета фактических значений качественных характеристик вяжущего материала, использованного на этапе лабораторного подбора состава. Данный недостаток, в ряде случаев, может привести к необеспечению стойкости асфальтобетонной смеси к пластическому колееобразованию на этапе ее выпуска.
Приведены результаты испытаний сдвиговой устойчивости партий вяжущих материалов одной марки и стойкости асфальтобетонов, приготовленных с использованием данных вяжущих материалов, к пластическому колееобразованию. По результатам исследования подтверждена выдвинутая авторами гипотеза, в том числе получена и статистически обоснована зависимость показателя «средняя глубина колеи» от сдвиговой устойчивости вяжущего материала, состаренного по методу RTFOT.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. А. ЦибариусРоссия
Цибариус Юрий Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры пути и путевого хозяйства.
Новосибирск
РИНЦ AuthorID 1234849
А. Л. Ланис
Россия
Ланис Алексей Леонидович – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой пути и путевого хозяйства.
Новосибирск
Scopus AuthorID 57204686306; РИНЦ AuthorID 651559
А. Н. Бердюгин
Россия
Бердюгин Алексей Николаевич – аспирант, ведущий инженер по надзору за строительством Научно-исследовательской лаборатории «Контроль качества дорожных одежд и земляного полотна».
Новосибирск
РИНЦ AuthorID 1234837
М. A. Разуваев
Россия
Разуваев Максим Алексеевич – аспирант.
Новосибирск
Список литературы
1. Конорева О. В., Муравьев Ю. А. Анализ современных методов повышения устойчивости асфальтобетонных покрытий к колееобразованию // Инженерный вестник Дона. – 2016. – № 4 (43). – С. 136. EDN: VYBWGI.
2. Mijoski, G. Rut appearance on pavement surface and measurements on motorway A-4 in Macedonia. International Scientific Conference. People, Buildings and Environment. Kromeriz, Czech Republic, 2014, pp. 296–305.
3. Костельнов М. П., Перевалов В. П., Пахаренко Д. В. Практика борьбы с колейностью асфальтобетонных покрытий может быть успешной // Дорожная техника. – 2011. – № 2. – С. 54–70.
4. Симчук Е. Н., Жданов К. А., Дедковский И. А. Совершенствование подходов и методов оценки физических и эксплуатационных свойств дорожного асфальтобетона в России // Дороги и мосты. – 2021. – № 1 (45). – С. 181–221. EDN: NLXXIP.
5. Ziari, H., Shirini, B., Imaninasab, R. Rutting evaluation of rubberized and SBS modified porous asphalt mixtures. Engineering Solid Mechanics, 2015, Vol. 3, Iss. 4, pp. 253–262. DOI: 10.5267/j.esm.2015.6.001.
6. Xiongwei, D., Yanshun, J., Shaoquan, W., Ying, G. Evaluation of the Rutting Performance of the Field Specimen Using the Hamburg Wheel-Tracking Test and Dynamic Modulus. Advances in Civil Engineering, 2020, Iss. 1, pp. 1–15. DOI: 10.1155/2020/9525179.
7. Левкович Т. И., Беляков А. И., Билько А. Е. [и др.]. О модификации битумов и асфальтобетонных смесей для повышения сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 1 (53). – С. 48–53. EDN: VJLTHR.
8. Кирюхин Г. Н. Сдвигоустойчивость щебеночно-мастичного асфальтобетона // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2008. – № 40. – С. 76–79. EDN: NUZDXF.
9. Чернов С. А., Чирва Д. В., Леконцев Е. В. Влияние полимерно-битумного вяжущего на процессы колееобразования в верхних слоях покрытий автомобильных дорог // Науковедение. – 2012. – № 4 (13). EDN: PVXHPX.
10. Чернов С. А., Каклюгин А. В., Никитина А. Н., Голюбин К. Д. Влияние полимерно-дисперсно-армирующей добавки на эксплуатационные свойства асфальтобетона // Вестник МГСУ. – 2017. – Вып. 12. – № 6 (105). – С. 654–660. EDN: ZASZGZ.
11. Котенко Н. П., Щерба Ю. С., Евфорицкий А. С. Влияние полимерных и функциональных добавок на свойства битума и асфальтобетона // Пластические массы. – 2019. – № 11–12. – С. 94–99. DOI: https://doi.org/10.35164/0554-2901-2019-11-12-47-49.
12. Прибылов В. С., Пичугин А. П. Долговечность асфальтобетона на сталеплавильных шлаках с модифицированным нанодобавками битумом // Известия вузов, Строительство. – 2023. – № 4 (772). – С. 14–23. EDN: CDUCAG.
13. Ерофеев В. Т., Сальникова А. И. Исследование реологических свойств модифицированного битума // Вестник МГСУ. – 2016. – № 8. – С. 48–63. EDN: WIQROR.
14. Беляев П. С., Полушкин Д. Л., Макеев П. В. [и др.]. Модификация нефтяных дорожных битумов полимерными материалами для получения асфальтобетонных покрытий с повышенными эксплуатационными характеристиками // Вестник ТГТУ. – 2016. – № 2. – С. 264–271. EDN: VWDSXH.
15. Дубина С. И. Надежность асфальтобетонных покрытий автомобильных магистралей // Транспорт Российской Федерации. – 2006. – № 3 (3). – С. 60–63. EDN: JXCMDP.
Рецензия
Для цитирования:
Цибариус Ю.А., Ланис А.Л., Бердюгин А.Н., Разуваев М.A. Стойкость асфальтобетонов к образованию пластической колеи в зависимости от сдвиговой устойчивости вяжущих материалов. Мир транспорта. 2024;22(2):34-39. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-4
For citation:
Tsibarius Yu.A., Lanis A.L., Berdyugin A.N., Razuvaev M.A. Resistance of Asphalt Concrete to Plastic Rutting Depending on Shear Resistance of Binders. World of Transport and Transportation. 2024;22(2):34-39. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-4