Новый подход к определению пропускной способности автомобильной дороги
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-8
Аннотация
Целью данной работы является исследование пропускной способности автомобильной дороги, которая зависит от большого числа факторов. Формула, положенная в основу нормативной методики определения пропускной способности, связывает фактическую пропускную способность с максимальной через итоговый коэффициент снижения пропускной способности, состоящий из произведения семнадцати частных коэффициентов.
Согласно этой методике, рекомендуется использовать в расчетах не более шести частных коэффициентов, определяя набор этих частных коэффициентов для каждого конкретного случая. В связи с этим возникает проблема выбора наиболее значимых частных коэффициентов.
В качестве объекта исследования выбрана одна из центральных улиц города Владимира – улица Горького.
Для достижения поставленной цели использовался метод наблюдения, а также были проведены экспериментальные исследования интенсивности движения транспортных средств на рассматриваемой улице.
По длине дороги было выбрано несколько сечений, в которых проводились замеры интенсивности движения и состава транспортного потока в час пик. Определяемый параметр – итоговый коэффициент снижения пропускной способности дороги. Он рассчитывался для каждой полосы движения в зоне сечения. Затем выполнялось усреднение его значений по четной и нечетной сторонам улицы, а также по длине всей улицы.
В данной работе, в качестве примера, из-за небольшого количества сечений, использована геометрическая интерполяция многочленом Лагранжа. Далее определена максимальная погрешность интерполирования и построены графики зависимостей экспериментальных и интерполированных кривых итогового коэффициента снижения пропускной способности дороги для четной и нечетной сторон улицы, а также по длине всей улицы. Для практических целей следует выбирать такой метод интерполяции, который будет обеспечивать минимальную погрешность. Таким образом, имея математически описанную кривую, можно определить значение итогового коэффициента снижения пропускной способности в любом сечении улицы.
Результатом работы является разработанная методика экспериментального определения пропускной способности дороги, которая позволяет определять итоговый коэффициент снижения пропускной способности конкретной, уже существующей дороги.
Об авторе
А. В. ТолковРоссия
Толков Алексей Владимирович – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, безопасности и управления качеством ВлГУ.
Владимир
Web of Science Researcher ID AAE-1850-2019; РИНЦ Author ID 452603
Список литературы
1. Локтионова А. Г., Шевцова А. Г., Копылова Е. В., Щетинин Н. А. Исследование разнородности динамических показателей легковых автомобилей для повышения эффективности функционирования городских транспортных систем // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 3–4 (82). – С. 47–53. EDN: EDWVUI.
2. Исаков К. И., Стасенко Л. Н., Алтыбаев А. Ш., Дайырбекова Д. Влияние параметров цикла светофорного регулирования на пропускную способность регулируемых пересечений // Вестник СибАДИ. – 2019. – № 16 (2). – С. 146–155. EDN: ZGXIJF.
3. Волченко С. В. Повышение пропускной способности УДС на основе оценки взаимодействия транспортных потоков с городскими магистралями / Автореф. дис… канд. техн. наук. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. – 24 с. [Электронный ресурс]: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005553696?page=1&rotate=0&theme=white. Доступ 22.12.2023. EDN: XAWLTQ.
4. Волченко С. В. Повышение пропускной способности городских дорог на основе оценки скоростного режима транспортных потоков // Вестник Волгогр. гос. архит.-строит. ун-та. Сер.: Стр-во и архит. – 2013. – № 32 (51). – С. 153–159. EDN: RUGTPH.
5. Алексиков С. В., Беликов Г. И., Пшеничкина В. А., Волченко С. В. Повышение скорости автотранспорта на основе регулирования движения по «зеленой волне» // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Полиматическая. – 2013. – № 2 (27). [Электронный ресурс]: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/AleksikovBelikov PshenichkinaVolch enko1–2013_2(27).pdf. Доступ 22.12.2023.
6. Волченко С. В. Методы снижения коэффициента загрузки на регулируемых пересечениях // Вестник Волгогр. гос. архит.-строит. ун-та. Сер.: Стр-во и архитектура. – 2009. – № 13 (32). – С. 74–77. EDN: KWMLXB.
7. Шевцова А. Г., Бурлуцкая А. Г., Юнг А. А. Оценка влияния параметров автомобилей на значение потока насыщения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 1. – С. 126–134. EDN: DBSYGJ.
8. Локтионова А. Г., Шевцова А. Г. Оценка технических параметров автомобилей в транспортном потоке // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 4–2 (79). – С. 75–80. EDN: ZLVDRN.
9. Локтионова А. Г., Шевцова А. Г. Определение динамического показателя автомобиля в транспортных потоках городской транспортной системы // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 1–2 (80). – С. 37–42. EDN: AUSIDO.
10. Локтионова А. Г. Повышение эффективности светофорного регулирования с учетом изменения динамических показателей автотранспортных средств / Автореф. дис… канд. техн. наук. – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2023. – 24 с. [Электронный ресурс]: https://oreluniver.ru/public/file/defence/a_Loktionova_Alina_Gennadevna_28.02.2024.pdf. Доступ 05.03.2024.
11. Дорохин С. В., Артемов А. Ю. Развитие методов управления транспортными потоками в малых и средних городах // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 1–1 (80). – С. 60–67. EDN: EOYCQJ.
12. Дорохин С. В., Артемов А. Ю. Способ оценки эффективности работы координированного типа управления на магистральной улице // Вестник СибАДИ. – 2023. – № 5 (93). – С. 586–599. EDN: OHGMZO.
13. Артемов А. Ю. Исследование управления транспортными потоками на магистральной улице в г. Павловск // Воронежский научно-технический Вестник. – 2023. – Т. 1. – № 1 (43). – С. 107–116. EDN: VQJWYE.
14. Дорохин С. В., Артемов А. Ю. Оценка эффективности работы координируемого участка // Воронежский научно-технический Вестник. – 2022. – Т. 2. – № 2 (40). – С. 64–73. EDN: KZHQHF.
15. Артемов А. Ю. Повышение эффективности управления транспортными потоками на магистральных улицах малых и средних городов / Автореф. дис… канд. техн. наук. – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2023. – 24 с. [Электронный ресурс]: https://oreluniver.ru/public/file/defence/a_Artemov_Aleksandr_YUrevich_28.02.2024.pdf. Доступ 05.03.2024.
Рецензия
Для цитирования:
Толков А.В. Новый подход к определению пропускной способности автомобильной дороги. Мир транспорта. 2024;22(2):81-87. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-8
For citation:
Tolkov A.V. A New Approach to Determining Road Capacity. World of Transport and Transportation. 2024;22(2):81-87. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-8