О подходах к методологическому обоснованию формирования Единой опорной транспортной сети и приоритизации проектов развития транспортной инфраструктуры
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-2
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к обоснованию формирования Единой опорной транспортной сети (ЕОТС) – определены политические, научные и математические предпосылки для выделения ключевой инфраструктуры. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года приведены базовые критерии для каждой из опорных сетей по видам транспорта, при этом отдельно обозначено, что развитие ЕОТС осуществляется с использованием инструментов транспортноэкономического баланса. В статье исследованы возможности для прикладного применения научных методов при реализации государственной транспортной политики на базе существующей нормативной базы.
В качестве механизма отбора ключевой (опорной) транспортной инфраструктуры предложено использовать алгоритм Краскала, а также соответствующие методы оптимизации с использованием принципов связанности, безальтернативности и интенсивности. Описаны подходы к формированию связного графа сети, а также его рёбер и вершин. В результате применения описанных алгоритмов строятся сегменты ЕОТС, образующие связную транспортную сеть, включающую базовый транспортный каркас Единой сети, а также дополнительные участки сети, обеспечивающие пропуск транспортных потоков с наибольшим грузо- и пассажирооборотом, удовлетворяющие в совокупности ограничению на финансирование их содержания и ремонта.
Предложенная методология может использоваться втом числе при формировании инструментов транспортноэкономического баланса, а также при разработке специализированного программного обеспечения для моделирования транспортных потоков.
Таким образом, в статье представлено обоснование для научного сопровождения реализации государственной транспортной политики с целью повышения ее качества за счёт продвижения доказательного подхода.
Об авторах
А. В. КарловРоссия
Карлов Артур Владимирович – младший научный сотрудник Центра стратегических программ
РИНЦ Author ID: 1080516
Москва
О. В. Евсеев
Россия
Евсеев Олег Владимирович – доктор технических наук, доцент, научный руководитель
Scopus Author ID 57215525670; РИНЦ Author ID: 187.
Москва
Список литературы
1. Newman, J. Increasing the ability of government agencies to undertake evidence-informed policymaking. Evidence Base, 2020, Iss. 2, pp. 1–9. DOI: 10.21307/eb2020-005.
2. Капогузов Е. А., Чупин Р. И. Возможности использования доказательного подхода для анализа промышленной политики // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2022. – Т. 7. – № 3 (25). – С. 323–330. EDN: UCIUOA.
3. Бычкова А. А. Инвестиции в транспортную инфраструктуру России // Вестник университета. – 2022. – № 2. – С. 151–159. EDN: AUTTNE.
4. Melo, P. C. Transport Infrastructure Effects on Economic Output: The Microeconomic Approach. In: International Encyclopedia of Transportation, Elsevier, 2021, Vol. 1, pp. 347–354. Ed.-in-chief Roger Vickerman. ISBN ISBN 978-0-08102-672-4. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-102671-7.10065-X.
5. Popova, Y.Relations between Wellbeing and Transport Infrastructure of the Country. Procedia Engineering, 2017, Iss. 178, pp. 579–588. DOI: 10.1016/j.proeng.2017.01.112.
6. Бердников С. В., Патракеева О. Ю. Транспортная инфраструктура и экономический рост: проблема оценки эффектов // Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 42‑й Международной научной школы-семинара, Ростов-на-Дону, 01– 06 октября 2019 года. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – С. 46–51. EDN: BGRKMO.
7. Rosik, P., Wójcik, J. Transport Infrastructure and Regional Development: A Survey of Literature on Wider Economic and Spatial Impacts. Sustainability, 2023, Vol. 15, Iss. 1, 548. DOI: https://doi.org/10.3390/su15010548.
8. Крыгин А. А., Куприянов Б. В. Определение критических узлов транспортной сети // Управление большими системами. – 2022. – № 100. – С. 194–215. [Электронный ресурс]: http://www.ubs.mtas.ru/upload/library/UBS10009.pdf. Доступ 26.12.2023.
9. Макаров И. Н. Эффективность функционирования и развития транспортной системы крупного города и городской агломерации: критерии оптимизации, необходимость мультимодального взаимодействия // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2018. – Т. 22. – № 1. – С. 209–217. EDN: YMMWJK.
10. Козлова М. Г., Лукьяненко В. А., Макаров О. О., Руденко Л. И. Специфика построения многоагентных маршрутов в иерархических сетях / // Таврический вестник информатики и математики. – 2022. – № 2 (55). – С. 7–29. EDN: PICXDW.
11. Гюллинг А. О., Воронцова Н. В. Визуализация на графах // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2023. – № 2. – С. 128–137. EDN: MLCYDT.
12. Евсеев О. В., Мурашов В. В., Забоев А. И. [и др.]. Транспортно-экономический баланс и его роль в координации транспортного планирования в условиях цифровой трансформации // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2018. – Т. 14. – № 3. – С. 717–726. EDN: YYHQUH.
13. Ефимова О. В., Бабошин Е. Б. Трансформация методологии формирования транспортно-экономического баланса // Экономика железных дорог. – 2022. – № 6. – С. 29–38. [Платный доступ]. EDN: NEOWRB.
Рецензия
Для цитирования:
Карлов А.В., Евсеев О.В. О подходах к методологическому обоснованию формирования Единой опорной транспортной сети и приоритизации проектов развития транспортной инфраструктуры. Мир транспорта. 2023;21(6):14-21. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-2
For citation:
Karlov A.V., Evseev O.V. Approaches to Methodological Rationale of Development of Single Backbone Transport Network and Prioritisation of Transport Infrastructure Development Projects. World of Transport and Transportation. 2023;21(6):14-21. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-2